Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Проведя небольшой анализ постоянный эксперт "Российского Стадиона", известный специалист Михаил Степанов, высказал свою точку зрения о некоторых проблемах в развитии физкультуры и спорта в РФ, внес ряд предложений по его совершенствованию. Насколько они востребованы и актуальны судить нашим читателям. Думается, в любом случае они станут предметом дальнейшей дискуссии.
Щемящее чувство по ушедшим летам и неопределенность настоящего будоражит умы многих спортивных специалистов.
Идея пересмотра взглядов на аспекты совершенствования системы управления в развитии физкультуры и спорта были и остаются ключевыми в публикациях на "Российском Стадионе". Целым рядом экспертов неоднократно выносились на обсуждение вопросы укоренившейся системы, ее развития, необходимости смещения акцентов в сторону новых тенденций и нестандартных решений.
Как описать новый уровень развития? Без выяснения различий и взаимосвязей между прошлым, настоящим и будущим корректно ответить на этот вопрос нельзя. Они незримыми нитями взаимосвязаны. Прошлое всегда с нами и ждет, будущее ориентирует, чтобы перевернуть настоящее.
В СССР физкультура и спорт занимали важное место в жизни советского общества и государства. Формирование здорового и спортивного облика нации стала частью идеологии – одним из условий становления "нового человека".
Советское физкультурно-спортивное движение представляло собой единую организационную систему в условиях централизованного управления по территориально-отраслевому принципу и вертикальной подчиненности, снизу доверху.
В стране декларировалось массовое спортивное движениена любительской основе.Включалооно в себяфизическое воспитание граждан, выявление перспективных и талантливых спортсменов. Проведение занятий в учебных заведениях,в секциях коллективов физкультуры и спортивных клубов.Массовые соревнования и физкультурно-спортивные праздники, сдача норм ГТО и т.д. Полностью бесплатно или за мизерные суммы. Это позволяло массовоприобщаться к физической культуре, асамых одаренных из них готовить к спортивной карьере. Спорт высших достижений вырастал на благодатной почве общедоступного массового спорта. То и другое стимулировало развитие физкультурно-спортивного движения в стране.
Формально профессионального спорта в стране не существовало. Отсутствовали главные его составляющие: коммерциализация, предпринимательская деятельность и справедливое вознаграждение за достижения в соревнованиях. Спортивная элита - самые известные и титулованные спортсмены любителями были лишь на бумаге. Скорее их можно назвать полупрофессионалами. Их деятельность финансировалась государством. Это позволяло им достойно выступать на крупнейших международных соревнованиях.
Достижение побед на международных соревнованиях, спортивное лидерство в послевоенном мире, а не просто участие в них, стало идеологическим трендом в развитии советского спорта. Догнать и перегнать западные страны стали нашим девизом. Рекорды и победы инструментами доказательства силы советского спорта. СССР стал позиционировать себя на мировой арене, как великая спортивная держава.
"Холодная война" разделила мир и спорт на страны социалистического и капиталистического лагеря. Началось на долгие годы спортивное противостояние двух систем. В первую очередь между СССР и США, что стало центральным нервом большинства крупнейших состязаний планеты. МОК и международные спортивные федерации вынуждены были считаться с наличием двух систем, признав в мировом спорте некий "паритет". С тех пор тезис "Спорт – вне политики" стал звучать неким лукавством".
Кардинальные перемены, произошедшие в 1985-1991 годах в нашей стране, привели к печальным последствиям. Рыночные механизмы, стремление к коммерческому успеху и увеличению денежных доходов стали одними из решающих условий всех видов деятельности общества.
Распад великой державы СССР, разложение единого организма советской системы оказалось роковым и не могло пройти незаметно мимо физкультуры и спорта. Отделившиеся территориальные образования союзных республик нарушили весьма успешно наработанные связи в этих сферах. Образовался некий вакуум в организации развития спортивного движения в РФ. Вернуться в советское прошлое стало невозможным, того общества ныне нет.
С начала девяностых годов в российском спорте, в силу причин социально-экономического и организационного характера в стране, сократилось число занимающихся, количество физкультурно-спортивных организаций, закрылись спортивные школы при ДСО и ведомствах. Материально-техническое и научно-методическое обеспечение перестало отвечать современным требованиям. Стране было совсем не до школ олимпийского резерва и не до спорта высших достижений.
Государство утратило монополию советского единоначалия в управлении развитием физической культуры и спорта.Эту нишу заполнили государственные органы - Минспорт РФ и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, общественные - ОКР (ПКР), российские федерации по видам спорта (Федерации). Последним было передано управление развитием спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов.
Наличие таких юридически независимые друг от друга организаций, подотчетных сами себе, нарушило устоявшуюся иерархию своеобразной пирамиды управления советского периода, оптимального сочетания прямых и обратных связей. Была утрачена ответственность за принятие управленческих решений руководящими организациями и персонально их руководителями. Такое реформирование организационной структуры управления осложнило взаимодействиев системе общего управления, не способствовало стратегическому планированию, реализации и контроля исполнения поставленных целей.
В последнее время государство стало уделять больше внимания развитию физкультуры и спорта. Несмотря на улучшения ряда показателей в реализации Стратегии развития физической культур и спорта в РФ до 2020 года не достигнута одна из основных поставленных целей - обеспечение доступности массовой физкультуры и спорта для всех групп населения. Также и иных ключевых целевых показателей в сфере физкультуры и спорта. Уступая в ряде даже традиционных "наших" видах спорта, мы по-прежнему добиваемся ощутимых успехов на крупнейших международных соревнованиях.
В настоящее время Россия находится на стадии глобального перехода и возрождения собственного могущества. Стремление вновь сделать спорт инструментом мягкой силы стало одной из причин того, что российский спорт оказался под прицелом международных инстанций, в силу геополитического соперничества между Западом и Россией, возникших проблем с допингом в нашем спорте.
Только систематизация всех идей и взглядов (концепция), определяющая единый замысел (стратегия) для решения любых задач дает ответ на вопрос — как достичь намеченной цели. Целью концепции является формирование оптимальной модели управления, в которой будут чётко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физкультурно-спортивной деятельности.
Стратегия развития физической культур и спорта в РФ не должна являться чисто административным документом Минспорта РФ. Это скорее договор общественного согласия всех заинтересованных организаций принять на себя определенные обязательства. Стратегическое партнерство как внутри, так и за пределами организации, т.е. механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. Создание условий, для перехода от одного состояния относительной устойчивости к другому в общем развитии и в развитии каждого вида спорта.
Не вникая подробно в детализацию Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года (Стратегии развития ФКиС 2030), выскажу ряд соображений.
Это:
1. В названии Минспорта России отсутствует главная компонента устойчивого формирования здорового и спортивного облика нации - физическая культура. Копировать название советских времен (Спорткомитет СССР и Госскомспорт) бессмысленно. Спортивные ведомства и общества канули в лета. Развитие массовой физкультуры (массового спорта) сегодня важнейшая функция органа государственной власти, и это должно быть отражено в его названии. Это повысит значимость развития массовой физкультуры, привлечет больше внимания к этой важной проблеме в нашем обществе.
2. Следует расширить понятие физкультурник. Включить в него также лиц (в первую очередь пенсионеров), вовлеченных к занятиям физкультурой, выполняющих самостоятельно регулярно физические упражнения для укрепления силы и здоровья на дворовых тренажерных площадках.
3. В знак уважения к традициям прошлого аббревиатуру (ГТО) решено было оставить прежней. В сегодняшних реалиях, проблемы трудоустройства, наличия ядерного, лазерного и других видов высокоточного вооружения, девиз "Готов к труду и обороне", как фактор труда и укрепления обороноспособности страны, выглядит архаично. Предлагаю изменить название на Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Атлет" и аббревиатуру (ВФКС "Атлет").
4. В планах олимпийской подготовки по каждому олимпийскому виду спорта в Стратегии развития ФКиС 2030 должны присутствовать не только планы - прогнозы, но и показатели исполнения. Рассчитаны на четырехлетие, с перечнем главных соревнований по годам. Завизированы руководящими органами Федераций, утверждены ОКР и Минспорт РФ. Исполнение планов по годам и в целом станут оценочным принципами и деятельности Минспорта РФ, ОКР, Федераций и их руководящих органов. Регуляторами целевого государственного финансирования Федераций.
5. Унижение российского спорта - отстранение от соревнований, выступление под нейтральным флагом, без государственных символов (флага, герба, гимна) лишает российский спорт национального суверенитета. Российским функционерам и спортсменам надо определиться, что выше - участие, завоевание медалей и званий на крупнейших международных соревнованиях, или престиж Родины. Иначе российский спорт вряд ли станет национальной идеей.
6. На случай неучастия наших спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в спортивном календаре международных мероприятий Стратегии развития ФКиС 2030 должен быть предусмотрен план "Б" - проведение соревнований в нашей стране.
Напрашивается проведение соревнований типа забытых матчей СССР – сборная Европа по боксу, легкоатлетических матчей СССР – США и т.д. Привлекательными соревнованиями стали бы проведение турниров по фигурному катанию, футбольный турнир на приз Льва Яшина и хоккейный - Валерия Харламова, другие, с привлечением сильнейших спортсменов и команд мира и Европы.
7. Иллюзорно выглядят предложения ряда экспертов о возрождении проведения Спартакиад народов России по следующим причинам.
Среди них:
- вне зависимости от квалификации, все пятнадцать республик, города Ленинград и Москва были представлены спортсменами и командами в каждом виде спорта соревнований Спартакиады. В настоящее время при наличии восьмидесяти пяти субъектов такой формат не возможен. Проведение квалификационных соревнований потребует дополнительных сроков. Эти соревнования ограничат участие спортсменов и команд ряда субъектов на главном завершающем этапе соревнований. Не исключена ситуация и их полного отсутствия.
- плотный график не позволит ведущим спортсменам принять участие в соревнованиях. Возьмем вид спорта мужской баскетбол. Соревновательных, тренировочных, трансфер на игры, и выходных дней в составе клуба и сборной России занимают 335 дней, включая 100 игр, отпуск 30 дней. Схожие графики в хоккее, волейболе, футболе. Отсутствие игровых видов спорта и ведущих игроков сделает соревнования менее зрелищными и привлекательными.
PS. Предназначением России является возрождение социально-ориентируемого государства и собственного могущества на мировой арене. Физкультура должна стать массовым и общедоступным явлением. Спорт по-прежнему восприниматься как одно из главных наших достижений.
Положительный опыт прошлого и ориентиры на будущее будут способствовать выбору оптимальной модели концепции – плавному переходу от прошлого к настоящему, далее к будущему в развитии физкультуры и спорта в России.
Председатель Дисциплинарный комиссии РФБ,
Почетный судья ФИБА
Публикаций (95)
Почетный судья ФИБА
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):