Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 10.03.2026

Александр Войнов: Что нам нужно двигать: "нейтральный статус" или Спартакиаду народов России? Внеплановый разговор № 11

Александр Войнов: Что нам нужно двигать: "нейтральный статус" или Спартакиаду народов России? Внеплановый разговор № 11

И снова будет говорить о том, какое организационное решение может обеспечить развитие российского спорта, без которого нам не выйти из образовавшегося тупика.

Итак, начнем.

Войнов:

Скажите, Разум Иванович: что нам сегодня важнее двигать – нейтральный статус или Спартакиаду народов России?

Разум:

Если честно, то сама постановка вопроса немного коварная. Потому что нейтральный статус – это не цель. Это вынужденный режим присутствия. А Спартакиада – это не просто соревнование. Это возможный каркас собственной спортивной политики.

Войнов:

То есть Вы хотите сказать, что нейтральный статус – это вообще не про развитие?

Разум:

Именно так. Нейтральный статус может быть полезен отдельному сильному спортсмену. Может быть полезен тренеру, который хочет сохранить международную планку требований. Может быть полезен федерации, которая боится окончательно выпасть из мирового контекста. Но для страны как системы – это не стратегия развития. Это форма индивидуального допуска на чужих условиях.

Войнов:

Но ведь нас постоянно убеждают: главное – вернуться. Пусть хоть так, но вернуться.

Разум:

Вернуться куда? В коридор, где тебе заранее объяснили, что ты входишь без флага, без гимна, без команды, без полноценного национального представительства? Это можно принять как тактическую меру для отдельных случаев. Но невозможно сделать из этого идеологию национального спорта. Потому что спорт живёт не только медалями. Он живёт символами, институтами, календарём, системой отбора, мотивацией регионов и ощущением общей цели. У нейтрального статуса всего этого нет. У него другая природа: не строить, а пережидать.

Войнов:

Тогда выходит, что мы много лет обсуждаем не то?

Разум:

Я бы сказал мягче: мы слишком долго обсуждали вопрос доступа, а не вопрос собственной субъектности. Мы спорили о том, пустят нас или не пустят, вместо того чтобы спросить себя: а что у нас внутри страны должно быть такого масштаба, такой силы и такой организационной плотности, чтобы наши спортсмены, тренеры, регионы и болельщики чувствовали – у нас есть не пауза, а свой маршрут.

Войнов:

И Вы считаете, что этим маршрутом может стать Спартакиада?

Разум:

Не каждая Спартакиада. А только такая, которая перестаёт быть разовой витриной и становится системным институтом. Исторически Спартакиада в нашей традиции была больше, чем турнир. Это была форма сборки страны через спорт, способ увидеть глубину резерва, силу регионов, качество тренерских школ и способность государства собирать большое пространство в единую соревновательную логику. Первая Всесоюзная спартакиада прошла в 1928 году, а Спартакиады народов СССР с 1956 года стали крупным общегосударственным механизмом спортивной мобилизации и отбора.

Войнов:

Но сегодня часто говорят: времена другие, вернуть ту модель невозможно.

Разум:

Полностью вернуть – невозможно. Да и не нужно. Вопрос не в копировании советской формы, а в понимании принципа. Принцип был в том, что страна создавала собственную большую спортивную повестку, а не жила ожиданием внешнего допуска. Вот этот принцип сегодня как раз актуален.

Войнов:

Тогда в чём должна быть новизна современной Спартакиады народов России?

Разум:

В том, что это должен быть не праздник ради телевизионной картинки, а центральный узел новой спортивной архитектуры. Спартакиада должна связать: отбор и резерв, регионы и центр, детско-юношеский спорт и спорт высших достижений, национальный календарь и систему стимулов. Иначе говоря, она должна отвечать не на вопрос "кто сегодня сильнейший?", а на вопрос "как страна регулярно производит сильнейших?".

Войнов:

То есть Вы предлагаете сделать из Спартакиады механизм, а не мероприятие?

Разум:

Да. Вот это и есть ключевая развилка. Пока Спартакиада – событие, она шумит и заканчивается. Когда Спартакиада – механизм, она начинает перестраивать поведение всех: министерства, регионов, школ, тренеров, федераций, спонсоров, медиа.

Войнов:

Но ведь Минспорт уже явно усиливает эту тему.

Разум:

Да, и это важный сигнал. II Всероссийская спартакиада среди сильнейших спортсменов уже официально разворачивается как большой проект: семь регионов, олимпийская программа, сотни комплектов наград, отдельная система премирования. Значит, окно возможностей есть. Вопрос только в том, увидим ли мы в этом административный цикл на один сезон или начало нового института.

Войнов:

А где тогда место нейтрального статуса? Совсем от него отказаться?

Разум:

Нет. Ошибкой было бы впасть в другую крайность. Нейтральный статус не надо обожествлять, но и демонизировать его не стоит. Он нужен там, где позволяет отдельным спортсменам сохранять международную мерку, соревновательный нерв и понимание глобального уровня. Но это должен быть именно тактический инструмент. Не национальная мечта, не главный сюжет, не критерий смысла всей системы.

Войнов:

То есть формула такая: нейтральный статус – для точечного внешнего контакта, Спартакиада – для внутренней сборки?

Разум:

Именно. Причём не просто для внутренней сборки. Для внутреннего суверенитета в спорте. Потому что без собственной крупной, престижной и многослойной системы соревнований страна рано или поздно начинает жить психологией допуска. А это всегда зависимая психология.

Войнов:

Сильная мысль. Но тогда надо говорить ещё жёстче: нельзя позволить, чтобы нейтральный статус стал идеологией российского спорта.

Разум:

Вот именно. Спорт не может воспитывать поколение на формуле: ваша высшая мечта – однажды выйти без страны. Для отдельной биографии это может быть драматически оправдано. Для национальной системы – нет.

Войнов:

Тогда, может быть, главный вопрос надо поставить иначе? Не "что двигать?", а "что делать смысловым центром?"

Разум:

Абсолютно верно. Смысловым центром должна стать собственная большая спортивная повестка страны. А уже внутри неё возможны разные тактические решения, в том числе и связанные с международным участием. Но иерархия должна быть ясной: не внешний допуск определяет внутреннюю стратегию, а внутренняя стратегия определяет, как и зачем мы выходим вовне.

Войнов:

Хорошо. Тогда скажите совсем коротко: что сегодня надо двигать?

Разум:

Двигать надо не нейтральный статус. Двигать надо возвращение спортивной субъектности России. А если переводить это в практический язык, то да – двигать надо Спартакиаду как систему. Не как замену миру. А как основу, без которой никакое возвращение в мир не будет полноценным.

Войнов:

То есть нейтральный статус – это временный мостик, а Спартакиада – это строительство собственного берега?

Разум:

Именно так. Мостик нужен, когда река разлилась. Но жить всё равно надо не на мостике.

Резюме разговора:

Нейтральный статус не может быть стратегией развития российского спорта, поскольку это лишь временный и вынужденный формат индивидуального допуска на внешних условиях. Его можно использовать как тактический инструмент для сохранения международного соревновательного контакта у отдельных спортсменов, но нельзя превращать в смысловой центр спортивной политики.

Подлинной стратегической задачей должна стать Спартакиада народов России – не как разовое мероприятие, а как системный институт, способный собирать страну через спорт, укреплять роль регионов, выявлять резерв, повышать престиж национального календаря и восстанавливать спортивную субъектность России. Главный вывод разговора: двигать нужно не нейтральный статус как идеологию, а собственную большую спортивную повестку страны; нейтральный статус может быть лишь временным мостом, тогда как Спартакиада – основой собственного берега.

Разговор вел Александр Войнов

См. предисловие к разговорам: https://stadium.ru/reportsandcomments/experts/2145/30-09-2025-aleksandr-voinov-dlya-togo-chtobi-dobratsya-do-istini-nujno-nachinat-govorit-ob-etom .

Все публикации серии размещаются в специально созданном на нашей цифровой платформе "Спортивная Россия" в разделе "Дискуссионный клуб": https://stadium.ru/news/theme/fizkultura-i-sport-optimalna-li-sistema-upravleniya .

Оцените важность темы

Рейтинг: 4,92 (оценок: 13)
1 2 3 4 5
Дамир Фахриев | 17:47, 11 марта 2026 г. |
Дорогой Забродин, да, я высоко лечу и далеко гляжу, а потому и описываю зачасую общими фразаами, абстракциями, но вы скорее всего правы: поживём — увидим, и будь, что будет!
Пелагея | 17:23, 11 марта 2026 г. |
Очень жаль, что вдохновенное эссе Василия о спартакиаде осталось незамеченным. Это говорит о том, что многие комментаторы не ценят по-настоящему важные и интересные материалы. Они бездумно переходят от одной заметки к другой, лишь бы увидеть свои комментарии и немного так подурачиться. Их поведение вызывает разочарование и даже отвращение. Ведь эти люди когда-то тоже служили, и им должно быть стыдно за такое отношение к труду других. Давайте ценить то, что действительно важно, и проявлять уважение к тем, кто вкладывает свою душу в создание качественных материалов.
Забродин | 15:54, 11 марта 2026 г. |
Уважаемый Дамир Фахриев, ваши рассуждения, как всегда, отличаются глубиной и метафоричностью, однако они не кажутся достаточно реалистичными. Они больше напоминают идеи из утопии Томаса Мора. Я не хочу предсказывать вам судьбу казненного вельможи, но мне действительно жаль, что наши усилия и знания тратятся впустую. Возможно, все гораздо проще, и изменения наступят гораздо быстрее, чем мы ожидаем.
Дамир Фахриев | 15:22, 11 марта 2026 г. |
Вижу, что мнения в комментариях разделились примерно поровну. По крайней мере, на момент написания этих строк. Потому осмелюсь выразить на первый взгляд кардинально иную точку зрения, но на самом деле она учитывает оба "лагеря": и противников Спартакиады, и её сторонников. Дело в том, что организация мероприятия любой величины — это жёсткие временные рамки, ограниченные ресурсы, которые нужно ещё суметь не профукать, и договоренности со сторонами (госструктуры, объекты, службы, медиа и иногда спонсоры-партнёры), которые нужно достичь. Это я знаю по собственному опыту, и очень хорошо, когда оно поддерживается чиновниками, но, увы, оказывается, так бывает не всегда… Текущий министр тому косвенное подтверждение. Именно в таких благоприятных условиях, я бы сказал даже, в тепличных, проходили все крупные соревнования прошлого. А времена изменились. Нынче даже на футбольный матч в провинциальном городке народ на трибуны ходит с сильно меньшим желанием, чем тогда. Букмекеры в своей рекламе уже открыто сетуют на это: привлечь человека становится всё тяжелее и тяжелее, массово-зрелищный спорт перестал быть привлекательным эмоционально. Всё потому, что из-за вынужденного перехода на рыночную экономику в умах людей произошёл слом мировоззрения: привыкшие жить просто, потеряли надежду и доверие друг к другу на глубинном уровне. В СССР это доверие базировалось на солидарности трудящихся и понимании, что все или почти все разделяют эту концепцию жизни. «Все профессии важны, все профессии нужны»; «от каждого по способностям, каждому по потребностям». В 90-е народ, привыкший к этому, оказался в положении «человек человеку волк». Выжили те, кто сумел адаптироваться, включая нас с вами, а «поднялись» те, кто смог схитрить, украсть, убить. Подобный строй общества противоречит исконному укладу, основанному на взаимоуважении, преобладавшему в нашей истории столетиями, если не тысячелетиями. Что же делать, спросите вы. И я скажу так: вместо организации крупных зрелищ на стадионах стоит делать мелкие местечковые мероприятия с теми, кто готов. Причем, именно мероприятия, а не соревнования, потому что второе подразумевает соперничество, а нам важно создать в первую очередь здоровое общество, которые способно и к труду, и к обороне. Для него нужен плацдарм из таких точечных инициатив на местах. Если кто не понял, действовать стоит аккурат, как сказано в начале статьи, но в противоположном порядке: сначала ощущение общей цели с персонализацией под индивида, потом мотивация для регионов, далее система отбора, календарь, институт [развития], что в совокупности и становится символом (и сигналом-примером для остального мира) жизни с уважением к себе и соседям. В общем, пирамида коммунистической идеологии вверх тормашками.
Николай | 13:23, 11 марта 2026 г. |
Уважаемый знаток, Вам справедливо указывали и раньше на недостаточное знание типового перечня документов, что является базовым требованием оценки знаний. Несмотря на это, вы не прекратили свои попытки, что явно свидетельствует о вашем неуживчивом характере и большом эго. Учитывая эти обстоятельства, а именно категорическое незнание основ, я вынужден поставить вам неудовлетворительную оценку по теории. Что касается методики, я рекомендую вам не продолжать попытки, так как это может вызвать насмешки со стороны коллег.
Валерий | 12:24, 11 марта 2026 г. |
Уважаемые коллеги! Мы, ветераны Спорткомитета СССР на Скатертном, с тревогой следим за текущей ситуацией. Предлагаю воздержаться от споров и пустых дискуссий, сосредоточившись на конструктивных инициативах и предложениях, способных улучшить положение в нынешних непростых условиях. Важно не только смело высказывать критику, но и предлагать какие-то конкретные шаги для решения проблем. Мы должны проявить ответственность ,мудрость и инициативу, ведь именно от наших совместных усилий зависит будущее спорта. Давайте вместе работать над созданием более светлого и успешного спортивного будущего для всех.
Правда | 11:56, 11 марта 2026 г. |
Николай, извините. А у Вас есть Положение о любой Спартакиаде народов России в советский период? . Если Да то прочтите его. Ведь там все изложено в том числе и финансирование. Если нет значит Вы не в курсе. Также можно посмотреть и Положение (основной рабочий документ) и Спартакиады народов СССР.
Нтколай | 11:13, 11 марта 2026 г. |
Я работал в секретариате Оргкомитета летней Спартакиады народов СССР в 1979 году и знаю, что организация такого большого мероприятия требует не мысленных затрат. Нужно строить и ремонтировать спортивные, культурные, иные социальные и транспортные объекты. Также потребуются дополнительные расходы на международные связи.Сегодня провести такое масштабное спортивное мероприятие, как Спартакиада народов СССР, будет очень сложно. Для этого нужны огромные ресурсы, которые, возможно, даже не удастся найти в ближайшее время, особенно в нынешних экономических условиях.Стоит вспомнить опыт проведения Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу. Там тоже были проблемы с бюджетом, хотя тогда у нас не было блокады и были большие доходы от продажи газа и нефти. Поэтому перед тем, как начинать планировать такое мероприятие, нужно обсудить это с финансистами и учесть все возможные издержки.
Гоша | 10:57, 11 марта 2026 г. |
Дорогой Арсен. Вас наверно привезли из Хабаровска, поэтому Вы так старательно кинулись отрабатывать подаренный хлебушек, не понимая куда вляпались. А то, что касается «братвы», то она как раз воспитывалась на Казакова.
Демин | 9:55, 11 марта 2026 г. |
Ключевое слово в этой статье — культура, и особенно народная культура. Недаром именно в фильме «Они встретились на Спартакиаде» (1956 г.) впервые прозвучала ставшая потом знаменитой на весь мир песня «Подмосковные вечера», которая до сих пор любима многими поколениями.
Василий Н. О спартакиадных толкованиях | 0:01, 11 марта 2026 г. |
Описывая спартакиадные достоинства или ужастики, друзья, вы, вероятно, базировались на какой-то левой информации или (!?) массовых справочниках Переверзина и Царика, но ведь настоящая спартакиада — это нечто гораздо большее. Это уникальное явление, которое невозможно описать одними лишь открытыми для печати данными или их вольными трактовками. Спартакиада — это живая, многогранная история, наполненная эмоциями, традициями и духом соперничества, которая требует глубокого понимания и уважения. Настоящие знатоки спартакиадного движения понимают, что это не просто как бы спортивные соревнования, а целая культура, объединяющая людей разных возрастов, профессий и интересов. Это таинственная и захватывающая история, которая открывается только тем, кто готов погрузиться в неё с головой. Я призываю вас к ответственности и критическому подходу к распространению такой информации. Прежде чем публиковать какие-то материалы, убедитесь, что они основаны на достоверных данных и не вводят читателей в заблуждение. Ложная или непроверенная информация может исказить представление о спартакиаде и лишить людей возможности понять её истинное значение. Если вы не обладаете достаточными знаниями и опытом, чтобы говорить о спартакиаде с уверенностью, лучше воздержитесь от публикации материалов на эту тему. Пусть ваша работа будет посильно направлена на то, чтобы помочь читателям лучше понять и оценить это уникальное отечественное явление.
Арсен | 20:54, 10 марта 2026 г. |
После этих объяснений (Сергей, Гоша, Правда) стало окончательно ясно, почему эту братву не пускают на улицу Казакова. Это просто неуважение к себе. Дегтярёв прав: с такими советчиками и враги не нужны.
Правда | 19:25, 10 марта 2026 г. |
Дословно согласен с Сергеем. Другие участники дискуссии также честно переживают за судьбу спортивного движения и в целом за страну. Все желают чтобы наши спортсмены достойно вернулись на международные старты. Но для этого необходимо возродить систему СССР. Не будет системы ничего не будет. Это истина. Других вариантов нет поскольку это была лучшая система в мире. Что касается финансирования четырехгодичной ( олимпийский цикл) Спартакиады народов России то при системной работе подготовка и проведение обойдется дешевле существующего сегодня хаоса.
Гоша | 18:55, 10 марта 2026 г. |
Уважаемый г-н Забродин. Вы или не ст. экономист банка или у Вас банк не должного уровня, т.к. Вы не имеете даже элементарных понятий о формировании ЕКП. Во время проведения Спартакиады не надо проводить Чемпионат, потому что не надо по большинству видов спорта, формировать спортивные сборные команды Российской Федерации из-за не допуска на официальные международные спортивные мероприятия. Поэтому дополнительных финансовых средств из бюджета выделять не надо.
Соколов, Москва, город-Герой | 16:23, 10 марта 2026 г. |
Поддерживаю ветеранов, пока вряд ли уместно устраивать вселенские покатушки. Что касается нейтрального статуса бывших вроде наших спортсменов, то, очевидно, это блажь дельцов от спорта, которая ни в какую не коррелируется со стремлением президента и нас к укреплению идентичности российского общества, где святая история предков, государственные гимн и флаг не принадлежность спортивной формы, а главнейшие атрибуты Родины.
Забродин, ст. экономист банка | 15:39, 10 марта 2026 г. |
Проведение масштабной и дорогостоящей спартакиады по традиционным принципам, вероятно, получит широкую поддержку со стороны местных органов власти, поскольку это будет для них возможностью привлечь новые федеральные средства и пополнить бюджет. Если на данный момент Дегтярёв уверенно представляет руководству положительные отчёты с мест, то первые же этапы спартакиады, как водится, могут «выявить» необходимость в срочнейшем выделении средств на устранение «внезапных» недостатков. В то же время, как известно, Силуанов утверждает, что в казне нет и не предвидится дополнительных финансовых ресурсов на непроизводительные цели.
Гоша | 14:29, 10 марта 2026 г. |
Дорогие друзья!!! Вы очень много рассуждаете о Спартакиаде. Но никто из Вас не удосужился хотя бы раз озвучить что это такое. Так вот я Вам на рабоче-крестьянском языке попытаюсь это сделать. Спартакиада – это комплексное спортивное мероприятие, которое является инструментарием определения и управления уровня развития ФКиС среди всех слоев населения в РФ. Ну товарищи эксперты начинайте бомбить сказанное. В добрый путь друзья.
Синцов | 14:26, 10 марта 2026 г. |
Ветеран прав, предстоит большая работа по восстановлению разрушенного бывшими родственниками, и вряд ли будет уместным отвлекать немалые ресурсы на масштабные состязания целых регионов. Всему своё время, коллеги, в том числе и практическому применению опыта предков.
Меньшов, ветеран труда | 12:08, 10 марта 2026 г. |
Мечтатели, утописты, люди, оторванные от реальной жизни и задач будущего. Вы только вдумайтесь, что Спартакиада 1956 года стала возможной лишь спустя 11 лет после победного завершения Великой Отечественной войны. Это объясняется тем, что в тот период основные ресурсы страны были направлены в основном на восстановление.
Сергей В | 12:05, 10 марта 2026 г. |
Ваши разговоры о Спартакиаде удивляют. Не надо изобретать велосипед. Все давно придумано апробировано и дало выдающиеся результаты. Сегодняшние руководители всех уровней в большинстве своем никогда в этом процессе не участвовали, а по сему все, что творится никакого отношения к Спартакиадному движению не имеет. Сейчас это всеобщий хаос, в топке которого сжигают сотни миллионов бюджетных средств. Отсутствие контроля порождает коррупционные схемы уничтожающие последние остатки некогда мощной идеологии российского и советского спорта в основе которой было подготовка защитников Отечества, воспитание высоких нравственных убеждений,физически сильных и образованных граждан Великой Родины. Люди, которые создавали это, хоть их осталось мало, еще живы. Только они мешают нынешним спортивным вождям различных уровней красиво жить, а по сему их рекомендации встречают в штыки. Что касается ИИ,то в его потенциале отсутствует тема Спартакиад как неизвестное по временным причинам явление, т,к. он возник недавно. Рекомендую изучать историю.
Александр, креативный продюссер | 11:52, 10 марта 2026 г. |
Аксиома, что любые соревнования в основном устраиваются с учетом наличия зрительского интереса. Данный же подход к организации спортивных зрелищ, который вы предлагаете, можно охарактеризовать как недостаточно современный и актуальный. Проведение таких "хороводов на стадионах" было приемлемо в прошлом, когда всё происходило под строгим контролем. Однако в настоящее время такой формат спортивного контента, к примеру, на телеканале МАТЧ-ТВ, может восприниматься как устаревший и отнюдь не соответствующий современным стандартам.
Олег, доцент | 10:31, 10 марта 2026 г. |
Выражаю признательность авторам! Представленный материал, на мой взгляд, являет собой важный пример подачи особой информации для большинства специалистов в области спортивной политики, стремящихся к углубленному анализу её особенностей и редких нюансов. Он также актуален для целой группы исследователей, поддерживающих концепцию гибкого подхода, интегрирующего различные стратегии и противоположные по смыслам решения.
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (203)
Александр Войнов

Публикаций (59)

Президент Некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация центров спортивной информации" (НАЦСИ)

23:07 20.02.2026
Система управления в спорте обязана реагировать на сигналы извне.
16
13:10 27.01.2026
Коллеги! А теперь поговорим о том, что мы с Вами можем сделать…
4
1 2 3 4 ... 13 14 15

Наши эксперты (203):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Отель в центре Москвы – комфортные номера и удобное расположение
http://domstroi.info/
Купить керамогранит под дерево
https://premium-practice.ru/articles/opium/
Где отпраздновать день рождения - как и где отметить день рождения tag.pixelquest.ru.
ЛФК профессиональная переподготовка в Санкт-Петербурге.
Ювелирный Versal в Раменском - сайт versal.gold.
Реклама:
Наверх