Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Наши постоянные подписчики, а среди них немало специалистов в сфере спорта, да и все читатели материалов, публикуемых на платформе "Российского Стадиона", обратили внимание, насколько насыщенным важными событиями оказался предпоследний месяц 2020 года, который, несмотря на пандемию коронавируса, сохранил статус олимпийского.
В CAS прошло судебное разбирательство между WADA и РУСАДА, сенат США одобрил "Акт Родченкова", правительство России поддержало "Стратегию развития физической культуры и спорта до 2030 года"…
В числе тех, кто самым подробным образом откликнулся на эти и другие события, - известный спортивный функционер Михаил Степанов. Свои мысли он изложил в разговоре с нашим специальным корреспондентом, а начал он с ответа на вопрос:
- Есть ли взаимосвязь между этими ноябрьскими событиями?
- Безусловно. Первые два нацелены на борьбу с допинговыми нарушениями. Третье должно учитывать требования новой модели мироустройства в спорте, в том числе по предотвращению допинговых явлений, возможные риски в случаях их появления, предусмотреть пути развития в условиях наложении санкций санкций на российский спорт.
- Как это отразится на спорте в целом, на нашем в частности?
- Международное спортивное движение в последнее время испытывает серьезнейшие потрясения. Конфликт между WADA с РУСАДА и принятие "Акта Родченкова" стали беспрецедентными в истории мирового спортивного правосудия. Вердикт в декабрьском суде CAS в пользу WADA, если такое произойдет, наделит эту организацию прямыми, не свойственными ей ранее административными полномочиями. Теперь, в случаях признания нарушений допинговых правил, WADA будет решать вопросы участия спортсменов на крупнейших спортивных соревнованиях. Также оно может чуть ли не наложить запрет на проведение данных соревнований в странах, нарушивших эти правила. Получается, Кодекс WADA становится выше Олимпийской хартии.
В этой связи, думаю, понятно, что грозит нам в случае одобрения судьями CAS санкций в отношении российского спорта, об этом подробно сказано в материале "Солидарно ли олимпийское сообщество". Мы лишаемся в том числе возможности проводить у себя главные спортивные соревнования. Что стоит за этим? На мой взгляд, невозможность в полной мере оценить эффективность проделанной работы, максимально раскрыть потенциал наших спортивно-физкультурных организаций в подготовке команд и самих спортсменов. И не только, ибо в целом все это существенно влияет на популяризацию и развитие того или иного вида спорта, спорта высших достижений и спорта для всех, состояние этой общественно важной социальной сферы, за которой не только разного рода достижения, но и главный рекорд – здоровье людей.
- А что скажете по поводу "Акта Родченкова"?
- Применение этого закона не приведет ли к тому, что верховенство американского правосудия будет выше международных правил в спорте? Реально может, ведь США является главным спонсором МОК и WADA, в мировом спорте утверждается американская концепция: "кто платит - тот и заказывает музыку". Принцип данного Акта носит экстерриториальную федеральную юрисдикцию, позволяет США вести уголовное преследование в отношении физических и юридических лиц любой страны.
Его символическое название показывает на кого он будет нацелен в первую очередь, ставит его в один ряд с уже принятыми ранее другими антироссийскими санкциями. А еще - действия закона распространяются не только на самих спортсменов, но и на всех связанных со спортом - на чиновников, тренеров, медиков, сотрудников федераций. И кто гарантирует, что при разбирательствах, помимо фактических доказательств, под видом достоверных не будут использоваться фейки и лжесвидельства. Иначе говоря, нарушение базового доказательного принципа правосудия станет нормой: "нет доказательств - но есть вина".
- Так что, МОК начинает терять, главенствующее положение в мировом спорте, его задавливает WADA?
- Похоже. Создается триумвират власти МОК, WADA и политика США. Правовые притязания CAS и "Акта Родченкова" могут, если не внести окончательно раскол в олимпийское движение, то привести к жесткой трансформации МОК. Они окажут влияние на формирование новой модели развития международного спортивного движения, затронут роль России в нем, скажутся на развитие ФКиС в нашей стране.
- Каким образом? Как в "Стратегии 2030" будет учтено это и что еще следует сделать?
- Принятая "Стратегия 2030" на данном этапе содержит лишь общие положения. Более понятным станет, когда появится детальный план реализации. В нем необходимо учесть влияние внешних факторов, связанных с процессами, происходящими в международном спортивном и олимпийском движении в настоящий момент и прогнозами на ближайшую перспективу, предусмотреть пути развития в условиях возможных наложенных санкций. Ну и, конечно, не обойтись без подведения законодательной базы по предотвращению допинга, борьбы с ним.
- И далее…
- Если вести разговор о спорте высших достижений, профессиональном, то он связан с тремя вариантами развития событий:
а) с допуском в полном формате нашей сборной на главные спортивные соревнования;
б) с допуском по схеме Олимпиады-2018 в Пхенчхане;
в) не допуском в полном формате.
С первым вариантом понятно; сложность найти достаточную соревновательную компенсацию для двух других. Тут стадионом может стать вся страна, турниры, открытые для всех желающих, с солидными премиальными. Участие в них вместе с ведущими российскими спортсменами зарубежных атлетов? С приглашением, очевидно, нет проблем, однако откликнутся ли? Это вопрос, ответ на него в нынешней ситуации на усмотрение международных федераций, на ожидаемое в конце декабря решение тройки арбитров CAS. Будем надеяться на лучшее. Ясности пока здесь нет, может, читатели, специалисты, рядовые любители спорта, подскажут выход.
- Будем, хотя проблема действительно непростая. А если вернуться к проблеме допинга, исходя из "Стратегии 2030".
- Приведу слова президента Всероссийской федерации плавания Владимира Сальникова: "Пока спорт находится на таком уровне, где он приковывает к себе внимание всех и вся, собирает людей, заточенных на победу, и сопряжен с получением гонораров и призовых, проблема допинга будет существовать".
Наверное, это так, и приходится лишь сожалеть, если "это так" будет продолжаться. У нас предусмотрены дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность за нарушение антидопинговых правил, т.е., подведена законодательная база. Добиться бы теперь полной реализации этих правил, полного искоренения этого зла. К сожалению, пока не удалось. Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, проблема существует, и она не только отдельного спортсмена и группы спортсменов, федераций, ОКР, ПКР и Минспорта.
Это проблема всех нас, россиян, ибо наносится значительный имиджевый ущерб стране (выступление без государственных символов, запрет проведения главных международных соревнований, подготовка спортсменов идет подчас впустую), да и ущерб финансовый ощутимый.
- Ваши предложения?
- Мои предложения:
а) Борьба с допингом должна стать обязательной составляющей стратегических направлений политики развитии ФКиС в стране;
б) Провести аудит "Национального плана борьбы с допингом в российском спорте", насколько эффективно ведется эта борьба. Одновременно представить на обсуждение программу реализации с перечислением мероприятий, конкретных исполнителей – отдельных лиц, организаций, указанием сроков исполнения, источников финансирования, системы контроля;
в) Поддерживаю президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой: "Одним из основных факторов стратегической задачи обеспечения конкурентоспособности на международной арене и достижения высоких результатов является необходимость продолжения работы по развитию спортивной медицины. Предлагаю создать единый мощный центр спортивной медицины и науки ФМБА России с клинической и научной базой, который будет центром компетенций по всем возникающим вопросам медико?биологического обеспечения спортсменов и будет противостоять допинговым скандалам";
г) В инструкциях по применению медицинских препаратов и пищевых добавок, широко применяемых населением в повседневной жизни и находящихся в свободной продаже, должно быть указано входят ли они в запрещенный список WADA;
д) Наиболее значимые допинговые скандалы, как правило, связаны со спортсменами высокого класса, а потому, на мой взгляд, внести бы изменения и дополнения в УК РФ, включив в его статьи термин "спортсмен высокого класса" и определить более жесткие наказания за нарушения антидопинговых правил, связанные с таким спортсменом. Информация о допинговых нарушениях, входящих в компетенцию соответствующих правоохранительных органов, должна стать обязательной нормой;
е) Допинговые скандалы, являясь социально-опасными явлениями, должны стать предметом публичного внимания СМИ, в первую очередь телеканалов.
***
P.S. Михаил Степанов обнародовал свою точку зрения, внес ряд предложений, на взгляд ИА "Российский Стадион", они заслуживают внимания, в русле развернутой на платформе актуальной дискуссии: оптимальна ли система управления отечественным спортом? А каково ваше мнение, уважаемые читатели?
Публикаций (98)
Почетный судья ФИБА
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):