Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 23.05.2019

Александр Душанин: Физкультура и спорт: оптимальна ли система управления?

"Российский Стадион" начинает публиковать серию интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке.

Открывает серию беседа нашего специального корреспондента Михаила Шлаена с советником Министра спорта Российской Федерации на общественных началах, кандидатом юридических наук Александром Душаниным.

***

В свое время, уже не помню точно, сколько лет назад, довелось писать о судьбе городской усадьбы графа Разумовского на Гороховом поле (ныне - улица Казакова), где располагался институт физкультуры, а затем головной в стране спортивный орган (ныне там находится Минспорт России). Старался привлечь внимание к ее, мягко говоря, плачевному состоянию. Не был в тех краях давно, все больше на Лужнецкой набережной, в ОКР, и приятно и радостно удивился, побывав там днями, когда увидел, как усадьба преображается, как ведущаяся там наконец реставрация и реконструкция возвращает старинному дворцовому ансамблю прежний лоск и шикарный вид памятника архитектуры.

Почему вдруг в преамбуле к этому материалу коснулся темы преобразования? Потому что то, о чем буду говорить ниже, на мой взгляд, перекликается с тем, что сейчас происходит на этой территории.

Сама тема звучит так: насколько совершенна, оптимальна сейчас система управления отечественным физкультурно-спортивным движением, не нуждается ли она в перестройке, той самой реставрации и реконструкции?

Оказывается, еще как нуждается. Такой вывод напрашивается после разговора с моим собеседником.

Вопрос непростой, с бухты-барахты на него не ответишь, нужен человек с большим управленческим опытом и знаниями, разбирающимся в этом деле досконально.

Признаюсь, я при выборе недолго думал, обратился к моему бывшему коллеге по союзному Госкомспорту, кандидату юридических наук Александру Душанину.

Кому-кому, а уж ему опыта не занимать, был заведующим сектором спорта аппарата Совета Министров СССР, трудился в Отделе спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ, а в Госкомспорте занимал ответственную должность первого заместителя начальника Главного Управления физического воспитания населения и подготовки спортивных резервов. За плечами также работа в Госдуме и Совете Федерации. Сегодня Александр Петрович – советник (на общественных началах) Министра спорта РФ, ведущий специалист КНГ Центра спортивной подготовки сборных команд России.

Однако мы начали свой разговор не с обозначенной темы, а …с академической гребли, и не случайно, ведь вместе с коллегами Леонидом Драчевским, Николаем Русаком, Евгением Самсоновым и Людмилой Сараевой они одно время (к сожалению, непродолжительное) были в числе руководителей Федерации гребного спорта России, и душа (как перекликается это слово с фамилией – Душанин) по-прежнему болит за его состояние.

Знаю, что сделано было немало, к примеру, в разы увеличилось число участников юношеских соревнований, разработан стратегический план развития этого медалеемкого олимпийского вида на несколько циклов вперед, продумана система комплексных соревнований и критерий отбора в национальные сборные, только одних лодок, изыскав средства, было приобретено и передано бесплатно в региональные ДЮСШ более 80. А обширный план празднества в минувшем, 2018 году 300-летия гребли в России, к сожалению, так и не реализованный их преемниками.

- Так с чего, Александр Петрович, будем стартовать, от чего отталкиваться?

- Наверное, с того, что наш Президент Владимир Владимирович Путин неоднократно высказывался о необходимости совершенствования в сфере физической культуры и спорта (ФКиС). Система государственного управления им действительно недостаточно эффективна. Более того, скажу, на федеральном уровне этот вопрос не рассматривался более 25 лет.

Как было раньше, в советский период? По-разному было на разных этапах, и свои плюсы, хватало и минусов, например, когда упразднили госкомитеты по ФКиС, а руководство этой важнейшей социальной отраслью передали в руки общественности – Союзу спортивных обществ и организаций СССР. Решение носило чисто волюнтаристский характер, привело к негативным последствиям, особенно в области спорта высших достижений (неудачные для нас итоги Олимпийских игр в Гренобле и Мехико), иначе говоря, затормозило развитие физической культуры и спорта. Союз был упразднен, снова вернулись к прежней схеме – когда процесс строго регулирует госорган в центре и на местах; пусть вас здесь не смущают разные их наименования в результате преобразований. Главное было не в корректировке, хотя смена названий и функций, реорганизация с кадровыми перестановками далеко не всегда были на пользу делу.

Да, не всегда, тем не менее, принципиальным оставалось определение для всех общих задач, координирование деятельности всех организаций, пребывающих в этой сфере, осуществление единого методического руководства.

- То есть, как я понимаю, все находилось в одних руках. Была выстроена четкая вертикаль госуправления отраслью сверху донизу, со строгой подчиненностью и контролем по этой вертикали, пусть она порой и давала сбои.

- Вот именно. Она, эта вертикаль органов исполнительной власти в сфере ФКиС, создавалась годами, создавалась трудно, не обходилось без просчетов и ошибок, однако доказала свою эффективность и жизненность. Благодаря этой модели мы в большом спорте занимали прочно ведущее положение в мире, о чем свидетельствуют впечатляющие достижения на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, да и массовом спорте, в привлечении людей к регулярным занятиям физической культурой тоже добились немалого. Справедливости ради, замечу, что здесь можно было стремиться к еще лучшим показателям, не весь резерв использовали.

- Что же теперь?

- Ничего хорошего. Прежней системы управления нет, она, с небольшими изменениями, достаточно эффективно действовала до распада СССР, а в девяностых, начале 2000- х годов развалилась, оказалась разорвана как на уровне субъектов РФ, так и на муниципальном уровне. Способствовали этому, как ни странно, некоторые федеральные законы.

- Как так?

- А вот так. Сегодня, согласно законодательству РФ, субъекты и муниципальные образования (городские округа и муниципальные районы) полностью самостоятельны в выборе структуры управления, в том числе и в отрасли, о которой мы говорим с вами сейчас.

Существуют три уровня: федеральный, это Минспорт России, региональный уровень – это министерства, департаменты, управления (везде по разному) субъектов РФ и, наконец, муниципальный. Между ними практически никакой связи. Каждый по своему, по своему разумению реализует государственную политику в области ФКиС, и никак ведь не проконтролируешь, что делается на местах, поскольку у министерства нет контрольно-надзорной функции. Нарушена преемственность многолетних традиций в работе по развитию спорта.

Не наведем здесь порядок - очень сложно будет реализовать, в частности, задачу объять активными занятиями физической культурой, спортом к 2024 году 55 % населения страны, соответствовать девизу Федерального проекта "Спорт - норма жизни!".

- Можно конкретнее.

- Пожалуйста. Раньше, вы же помните, работая в Госкомспорте СССР, как велось назначение руководящих кадров. Подходили придирчиво, на коллегии тщательно рассматривали каждую кандидатуру, выдавали соответствующие рекомендации. А что сейчас? Сегодня у Минспорта нет таких полномочий, оно не может повлиять на решение региональных властей, в том числе, как уже сказано, и в выборе самой модели органа управления ФКиС. Спустимся ниже, аналогичная картина и в муниципальных образованиях.

В итоге подчас к руководству отраслью в регионах приходят случайные, посторонние люди. Что мы хотим, если чуть ли не 50 % нынешних спортивных начальников на местах без специального образования и опыта работы. Догадайтесь с трех раз (впрочем, и одного хватит), как они устроились на эту работу…

- Проще говоря, отсюда из реставрируемой усадьбы графа Разумовского, то бишь, из Минспорта, никакой не указ субъектам?

- Они сами с усами. Сами назначают, с Минспортом кандидатуры не согласовывают, министерство не может их контролировать, ибо, повторяю, у него нет соответствующих надзорных функций. С трудом приходится добывать сведения, обрабатывать, анализировать (и то это удается не всегда), чтобы занести их вот в эту таблицу, отражающую положение с управлением ФКиС в субъектах (показывает длиннющую "простыню" с цифрами, раскрывающими полноту картину). Очень сложно уследить и за принимаемыми там решениями, реализацией Стратегии и Госпрограммы развития ФКиС и т.д., помочь стабилизировать там структуру управления, предотвратить текучесть руководящих кадров.

Давний лозунг: "Кадры решают все" сейчас весьма актуален и востребован. С небольшим уточнением – с современным взглядом на события, обширными познаниями в экономике, новинках в спортивной науке и технологии.

- Исходя из ваших слов, что-то надо срочно поменять, предпринять, подобная практика не годится.

- Согласен, вы верно подметили – не годится. По моему мнению и мнению многих специалистов, с которыми довелось обсуждать эту проблему, напрашивается принять законодательный акт, в котором будет четко и ясно зафиксировано: назначения руководителей спортивно-физкультурной отраслью регионов должны проходить по согласованию с Министерством спорта России. Это позволит избежать грубых кадровых ошибок, а главное - не противоречит Статье 72-й Конституции Российской Федерации. Поскольку, в соответствие с ней, вопросы ФКиС находятся не в абсолютном монопольном ведении регионов, а, как сказано в основном Законе страны, в "совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

- А если коснуться учебно-тренировочного процесса, качество и эффективность которого являются основой спортивных достижений - тоже наверняка связан с оптимальным управлением.

- Безусловно. И ведь, что здесь. Даже для главного штаба отрасли – Минспорта законодательством не предусмотрено право контроля за этим процессом в спортивных центрах, спортклубах, школах, если они не в прямом подчинении министерства. В сочетании с бесконтрольностью со стороны местных спортивных руководителей это приводит к огромным потерям талантов в нашем спорте.

- Александр Петрович, вернемся к тем цифрам, хотя бы коротко, что за ними, расшифруйте.

- Профильные органы управления и структурные подразделения ФКиС на момент последнего анализа отсутствовали в 428 муниципальных образованиях – это 17% от общего числа городских и муниципальных районов. В 55%, если такие органы и существуют, то не отдельно, а совместно с культурой, молодежной политикой, туризмом и др. Самостоятельно, независимо управляют ФКиС только в 28% образований. В 10% из упомянутых выше 17% образований все управление ложится на плечи инструктора-специалиста, если он есть, поскольку в 7% нет ни органа, ни специалиста. В сельских поселениях вообще беда, хорошо, если там за дело берется школьный учитель физкультуры, он и жнец, и на дуде игрец.

- Что-то не радостную картину вы нарисовали, не маслом и акварелью точно…

- Какая есть, незачем приукрашивать. Нужно срочно корректировать, именно корректировать ,а не ломать полностью сложившуюся систему управления нашим физкультурно-спортивным движением – во благо этого движения. Не стесняться обратиться к опыту советских времен и, конечно, искать и находить новые пути. Иначе не решить тех задач, которые поставлены перед этой социально важной отраслью Президентом страны.

- То есть, завершая наш разговор, констатируем: для дальнейшего подъема физической культуры и спорта в стране необходим целый комплекс мер по совершенствованию управления отраслью.

- Да. И очередной раз повторю: назрела необходимость изменений и дополнений в законодательную базу отрасли.

- Верим в успех, мы ведь оптимисты по натуре, не так ли?..

- Надеюсь.

Михаил ШЛАЕН

***

Вопросы, затронутые в этом материале, были рассмотрены и одобрены на заседании Общественного совета Министерства спорта России и вынесены на рассмотрение предстоящего в ноябре совместного заседания Президиума Госсовета и Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации. ИА "Российский Стадион" приглашает специалистов и наших читателей принять участие в их обсуждении.

Оцените важность темы

Рейтинг: 4,06 (оценок: 81)
1 2 3 4 5
Владимир Захаров. | 14:39, пятница, 21 июня 2019 г. |
с затронутой темой согласен современная отрасль требует для работы профессиональные кадры. требования профессиональных стандартов и государственная политика не должна подменяться. вопросы которые раскрыл автор не просто актуальны а требуют принятия мер по управлению отраслью физическая культура и спорт. к примеру уже несколько лет в костромской области отраслью руководят не отраслевики. учитывая чо вопросы развития ф.к. и с. переданы на региональный уровень то и происходит каламбур. если в облспорте такое положение дел то в муниципальных образованиях отраслевиков убрали как баласт. надо вернуть вертикальную отраслевую работу и обеспечить контроль и взаимодействие на всех уровнях власти в том числе обеспечить взаимодействие и контроль с общественными и частными организациями. иначе видимо бесконтрольное отраслевое развитие устраивает региональную власть. а раз устраивает такое положение дел то и не с кого спросить почему отрасль ф.к. и с. в регионе только для отдельных людей, а какие были поставлены отраслевые задачи и какие показатели, какие результаты?
Лебедев Анатолий | 11:07, понедельник, 17 июня 2019 г. |
Как бывший работник Госкомспорта СССР полностью согласен с предложениями моего коллеги ,и прежде всего надо начинать с кадровой политики.Почему мы не используем положительный опыт работы в спортивной сфере в Советское время? Непонятно. И,ЕЩЕ. Для разработке мер по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в России надо шире привлекать ветеранов - работников физкультурно-спортивных организаций.
Михаил Шлаен | 14:20, четверг, 23 мая 2019 г. |
Минувшие выходные посвятил посещению музейных имений «Коломенское» и «Кусково». Красота необыкновенная. И ведь и здесь, в усадьбе Разумовских, в самом центре Москвы, какой восхитительный ансамбль! Гуляя по парку, заряжаешься положительными эмоциями от увиденного. И это настроение невольно переносится на ожидание положительного результата, который способен принести перестроечный процесс управления отечественным спортивно-физкультурным движением. Пока в материале сконцентрировано внимание лишь на части проблем, они касаются только системы государственного влияния и руководства. Но нельзя забывать об общероссийских федерациях по видам спорта, Олимпийском комитете России, спортивных обществах и ведомствах, министерствах и т.д., искать и находить оптимальные управленческие методы взаимодействия с ними. Как видите, круг тем обширен. ИА «Российский стадион» приглашает читателей стать участниками их обсуждения. Редакции будет интересно (и учтет) любое ваше мнение.
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (201)
Александр Душанин

Публикаций (1)

к.ю.н., советник Министра спорта РФ на общественных началах

12:05 23.05.2019
"Российский Стадион" начинает публиковать серию интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением.
3

Наши эксперты (201):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (67):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (65):

Реклама:
Наверх