Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 24.11.2025

Александр Войнов: Зачем государству новая архитектура спорта? Серия 2, разговор № 2

См. предисловие к разговорам: https://stadium.ru/reportsandcomments/experts/2145/30-09-2025-aleksandr-voinov-dlya-togo-chtobi-dobratsya-do-istini-nujno-nachinat-govorit-ob-etom .

Все публикации серии размещаются в специально созданном на нашей цифровой платформе "Спортивная Россия" в разделе "Дискуссионный клуб": https://stadium.ru/news/theme/fizkultura-i-sport-optimalna-li-sistema-upravleniya .

Каждая статья – это попытка взглянуть на спорт беспристрастно, с позиций анализа и объективности, чтобы найти оптимальные решения.

Без новой управленческой логики, основанной на данных и профессионализме, невозможно построить спорт, который работает на будущее страны.

Александр Войнов:

Разум Иванович, вот читаю комментарии, которые нам присылают читатели, и ловлю себя на мысли: всё, о чём мы говорили раньше, – это только верхушка. Люди ведь правильно подмечают: сама система спорта у нас будто живёт в двух измерениях. Снаружи – кипучая деятельность, отчёты, мероприятия. А если попробовать понять, куда она идёт, – словно туманный лес. Шум есть, движения мало.

Разум Иванович:

Это верное ощущение. Система ведь долго строилась в совершенно другой реальности. Тогда мир был понятнее, а скорость перемен – низкой. Сегодня всё иначе: дети живут в цифре, взрослые – в мультизадачности, государство – в управлении по данным. Спорт похоже единственный, где пытаются работать по старым лекалам. И от этого неизбежно буксует.

Александр Войнов:

Меня в этих комментариях особенно зацепило одно наблюдение: мы по-прежнему судим о спорте по площадям и количеству мероприятий, хотя его подлинное содержание – это люди. Но управляем мы не людьми, а объектами: тренером – через норматив, школой – через смету, регионом – через отчёт.

И вот что дальше делать?

Разум Иванович:

Для начала нужно признать, что подход "подправлять отдельные элементы" давно себя исчерпал. Мы можем сколько угодно ремонтировать отдельный кабинет, но если весь дом пошёл трещинами – это не спасёт. Локальные меры дают только косметический эффект. Настоящее решение – в пересмотре устройства всей системы.

Вы заметили в комментариях, как люди между строк спрашивают: "Где же сквозная логика? Где понимание пути ребёнка?". Они это не формулируют прямо, но чувствуют.

Александр Войнов:

Да, и дети чувствуют. Им сейчас предлагают спортивную реальность уровня 1990-х, а то и более ранних историй. А вокруг – XXI век. Игра, приложение, чат, стрим – всё борется за внимание ребёнка. А мы всё ещё надеемся, что он сам придёт в учреждение по расписанию, будет стоять в строю и молчаливо выполнять задания.

Но мир работает иначе.

Разум Иванович:

И что показательно – комментарии это лишь подтверждают. Люди прямо пишут: внимание детей уходит в другие сферы, а взрослые, и тренеры в том числе, уже не хотят жить по старым инструкциям. Система оказалась зажатой между прошлым и будущим, и каждый тянет её в свою сторону. Но тянет назад – пока заметно сильнее.

Александр Войнов:

И вторая большая тема – международка. Нам прямо намекают: "Хватит смотреть вовне, всё равно не вернут прежний контур". Значит, всё, что делаем, должно держаться на своих ресурсах, своих кадрах, своих технологиях.

Но для этого нужна внутренняя логика, а не набор случайных решений.

Разум Иванович:

Вот вы сказали – внутренняя логика. Это действительно ключ.

Сегодня у нас каждый живёт в своём маленьком мире: тренер – в одном, чиновник – в другом, аналитик – в третьем. Система распадается на параллельные реальности, где у каждого своя правда и своё объяснение происходящего.

Но каждый видит лишь свой фрагмент, часто даже не пытаясь выйти за рамки собственного восприятия сути проблемы. Это заметно и по комментариям: люди говорят вроде бы об одном, но смотрят только со своей позиции, не видя целого.

А без общей картины всё неизбежно рассыпается.

Александр Войнов:

Меня ещё задел один момент из наших прошлых разговоров – про данные. Это, кстати, и в комментариях отчётливо звучит: люди спрашивают, почему мы до сих пор не используем современные инструменты, почему спортсмен фактически управляется вслепую.

Всем же понятно: данных у нас огромное количество, но они разложены по разным уголкам и никак не соединяются. Всё существует кусками, как разорванные страницы одной книги. Каждый держит свою стену и охраняет свой участок, и в результате целостной картины просто не возникает.

Разум Иванович:

Да. И вот здесь вступает важнейший момент – возможность для ума системы стать цельным. То, что раньше можно было делать руками, больше не вытянуть: слишком много людей, процессов, информации. И если не соединить всё это в одну "когнитивную ткань", управление будет всё время опаздывать.

Александр Войнов:

Но люди пока опасаются, как будто любое новое слово – это угроза старому укладу. И многие комментарии были в тоне: "Не надо всё ломать, всё же более-менее работает".

Но я вижу: работает, потому что люди многое тянут на себе, а не потому что система помогает.

Разум Иванович:

Вот именно. Живёт благодаря усилиям отдельных людей, а не благодаря устройству. Это и есть системная усталость. И она накапливается быстрее, чем кажется. Особенно когда меняется демография, когда детей меньше, регионы развиваются неравномерно, а ресурсы становятся всё более точечными.

Старые методы здесь не спасают.

Александр Войнов:

И всё же главный вопрос остаётся. Если смотреть на происходящее не через человеческий опыт, а через тот объективный, методологический и структурный анализ, который свойственен ИИ: куда на самом деле ведёт траектория? Где тот выход, который становится виден при таком системном взгляде?

Разум Иванович:

Если смотреть на ситуацию тем самым методологическим и структурным взглядом, о котором Вы говорите, то направление вырисовывается достаточно ясно. Спорт нужно перестать понимать как рассыпанные по стране учреждения. Его нужно видеть как единую, живую систему, где важен не набор процессов, а внутренний смысл.

Не отдельные решения – а целостный путь. Не набор несвязанных структур – а общая архитектура, в которой управление, кадры, цифровая среда и мотивация людей работают как единый организм. И в центре этой конструкции должен быть не объект, не норматив и не отчёт, а путь ребёнка – от первых шагов до момента, когда он достигает своих вершин. Если говорить кратко: выход там, где появляется целостность.

Александр Войнов:

То есть разговор теперь развивается туда, куда, по сути, сами комментарии нас подтолкнули: люди ждут, что мы наконец скажем не "что плохо", а "кто виноват" и "куда вести".

Разум Иванович:

Да. И мы теперь обязаны продолжить этот разговор до конца. Потому что впервые появляется шанс собрать всё в единый смысл – и сделать это на действительно независимой основе, без ведомственных фильтров и заранее заданных рамок. Мы можем позволить себе видеть систему целиком – такой, какой она есть и какой она может стать.

И впервые – благодаря возможностям ИИ – мы можем работать не просто с фактами, а с целой архитектурой: связывать данные, идеи, модели, смыслы в единую конструкцию. Это уже не очередной проект, а серьёзная интеллектуальная работа о будущем спорта в стране.

И ещё.

Посыл редакции для читателей и комментаторов

Этот разговор – приглашение всем неравнодушным взглянуть на спорт чуть глубже и объёмнее. Не только через привычный перечень "субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации", который так аккуратно перечисляет ФЗ-329, но как на живую систему, где за формулировками стоят реальные люди, процессы и ответственность. И именно такой системе нужна целостность, смысл и продуманная архитектура.

Сегодня у нас впервые появляется возможность выстраивать такую систему честно, последовательно и целостно – опираясь не на ведомственные рамки, а на аналитику, реальные потребности людей, здравый смысл и возможности ИИ, который позволяет видеть не отдельные фрагменты, а всю систему целиком.

Но никакая архитектура не создаётся в тишине. Она требует открытого обсуждения и совместного участия тех, кому действительно важно будущее спорта. Поэтому отдельное обращение к комментаторам: давайте не будем язвить и "умничать", прячась в тёмной комнате под подушкой. Гораздо ценнее – открыто, честно и по делу высказывать свою позицию, критиковать по существу, предлагать идеи и спорить аргументированно и уважительно. Для редакции такие мнения особенно значимы: именно они помогают уточнять, усиливать и направлять дальнейшую работу.

Важно помнить: пространство комментариев создаётся не для соревнования в остроумии или демонстрации "своекрутейшества", а для того, чтобы каждый мог внести свой вклад – предложить, уточнить, подсказать, обратить внимание на важное. Это площадка для совместного смысла, а не для соперничества.

И если по роду деятельности или особым условиям работы кто-то не может раскрывать своё настоящее имя в открытых комментариях – это совершенно нормально. Вы всегда можете направить своё мнение или предложение на почту редакции (inform@infosport.ru). Мы гарантируем соблюдение всех требований безопасности и нераспространение персональных данных. Главное – участие в содержательном разговоре, а не форма его подачи.

Разговор вел Александр Войнов

Оцените важность темы

Рейтинг: 3,77 (оценок: 13)
1 2 3 4 5
Сычёв | 21:48, четверг, 27 ноября 2025 г. |
У Минобрнауки сейчас дел невпроворот, надо с красивой миной на лице вылезать из Болонского процесса, куда 30 лет назад сами себя и законопатили, и те же люди, к примеру, Совет ректоров, как и сейчас, возглавлял В. Садовничий, теперь орут громче всех: назад, к истокам!
Гостев | 13:06, четверг, 27 ноября 2025 г. |
Как видим, уважаемый редактор, пока теория «зажигает», практическая сторона страдает. Разве это нормально, когда красивые идеи остаются лишь на бумаге. Пора, друзья, спуститься с эмпиреев на грешную землю. Что толку от конгениальных концепций, если они не работают на практике. И где же наша ответственность за реальные результаты?
Букин | 12:57, четверг, 27 ноября 2025 г. |
Пока такой раздрай в высшей школе, «деловые» ректоры тихой сапой решают коммерческие вопросы. Удивился ли кто-то из вас, узнав, что в «храме» спортивного образования ГЦОЛИФК 18–20 процентов учебного ресурса используют на непрофильные программы подготовки? И наоборот, далёкие от спорта вузы типа «Синергии» штампуют спецов по физкультуре и спорту.
Крапивин | 8:05, четверг, 27 ноября 2025 г. |
По формальным признакам учебная деятельность "Подольского социально-спортивного института" и его колледжей уже приостанавливалась, несмотря на протесты десяткоа студентов - чемпионов мира, Европы и России.
Барышников | 7:55, четверг, 27 ноября 2025 г. |
По последним данным в РФ насчитывается 282 негосударственных вуза , в том числе в Москве - 61.Еще 5-7 лет назад их было примерно столько, сколько указал Зальцман. Серьёзная чистка про изошла после передачи контрольных функций из Минобрнауки в Рособрнадзор. Особенно пострадал частный сектор, в основном небольшие провинци альные учебные заведения.
Прокопович | 0:19, четверг, 27 ноября 2025 г. |
Коллега Зальцман, похоже, ошибся. Сейчас в стране немногим больше 300 частных вузов и что важно, Министерство образования и науки уже не полно управляет высшей школой так, как раньше. Главные вопросы, такие как выдача разрешений на работу вузов, проверка знаний студентов и подтверждение качества образования, теперь решает Рособрнадзор. Этот орган не подчиняется Министру. Все 1200 разно профильных университетов, академий и институтов, (кроме Сколково и Сириуса,имеющих особый статус) теперь де факто вне контролем Рособрнадзора.
Зальцман | 11:24, среда, 26 ноября 2025 г. |
В стране более 800 вузов без госучастия, радоваться бы надо, сколько бюджета не расходуется, но в ведомстве по вышке, видимо, другого мнения: сотни рогаток напридумывали министерские сидельцы, чтобы бизнес уходил от поддержки системы нашего высшего образования, а потом ручки разводим, дескать, бегут студентики за рубеж, туда их родительские денежки утекают...
Силантьев, Подольск | 9:47, среда, 26 ноября 2025 г. |
К сожалению, не всё так радужно, уважаемый костромич, у нас в городе «Социально-спортивный институт» по праву второй в рейтинге, но некоторых это не смущает, козни строятся исподтишка, под предлогом «негосударственный!» — системно и методично «проверяют», грозят лишением лицензии и аккредитации.
Семибратов - Сергею Николаеаичу, ветерану движения | 9:22, среда, 26 ноября 2025 г. |
Как видите, опасность "перевозбуждения" читателей оказалась Вами несколько преувеличена. Неужели мы не можем обсудить важные темы спокойно и конструктивно? В дискуссии участвуют реальные специалисты, приводятся фактические примеры и адреса. Разве это не замечательно? Присоединяйтесь, и не думайте о плохом, жизнь прекрасна!
Маматов - Кохановскому | 21:20, вторник, 25 ноября 2025 г. |
Разве не логично оценивать активное участие читателей в обсуждениях? Согласен с таким подходом. Именно указав на их какие-то положительные нюансы или даже промахи, мы тем самым стимулируем их на новые дискурсы. Кто из нас не стремится к улучшению? Здесь я хотел бы отметить реплики Сотникова и Юдина, которые в разной степени удачности попытались поговорить о собственно издании. Разве это не важный вклад в развитие нашей платформы? Это, на мой взгляд, полезно и прежде всего для редакции. И разве не очевидно, что такие обсуждения помогают нам становиться лучше?
Кохановский, Московская область | 18:54, вторник, 25 ноября 2025 г. |
Давно слежу за текстами ветерана нашей спортивной ходьбы и вижу всё большую остроту в его теоретических изысканиях. Неужели мы действительно не замечаем, как меняется наше понимание спорта? В противовес схоластам-системщикам и апологетам автономизации, Сунцов всё больше склоняется к теме социализации. И кто может сказать, что он неправ? Между прочим, так же как и целый ряд комментаторов, пока что суть безуспешно убеждающие в этой парадигме нашего редактора. Неужели мы не должны прислушаться к их голосам? Кстати, у нас в области на практике это направление кропотливо развивает вот уже третье десятилетие АНООВО «Подольский социально-спортивный институт», уверен, что 1,5 тыс. выпущенных молодых специалистов действуют на рабочих местах также в стиле своей альма-матер.
Сунцов Валерий | 15:32, вторник, 25 ноября 2025 г. |
Мы, все вместе, редактор, авторы и комментаторы, в диалоге с ИИ как то незаметно, но глубоко перешли к проблемам управления, которые так или иначе освещались на страницах Российского стадиона, но не вызывали столь острых обсуждений. Между тем, управление людьми, социумом и обществом - это высшее проявление человеческого разума. И здесь необходимо понимать, что невозможно выстроить идеально работающую систему управления в каком-то одном сегменте социума, в нашем случае в сфере спорта, если общество в целом потеряло ориентиры в направлении своего гуманитарного развития, если цели в основе своей перестали быть человекоцентричными. Поэтому и вызывают непонимание разговоры о смыслах в приложении к теме спорта, который всего лишь инструмент в воспитании молодых людей, в их гражданском формировании. Именно это взял за основу Пьер де Кубертен возрождая современное олимпийское движение. Он увидел в олимпийских принципах и спорте сияющие вершины, которые звали бы людей к самосовершенствованию, к улучшению самих себя и окружающих. Где это сейчас-вопрос. Итак, если рассматривать спорт как инструмент в деле физического, нравственного и гражданского совершенствования человека любого возраста, то этот инструмент должен быть удобен при использовании, понятен всем участникам спортивного движения. Соответствует ли этим требованиям ФЗ 329 О физической культуре и спорте в Российской Федерации - это многостраничный фолиант с весьма искусственным разделением сферы на физическую культуру и спорт, предполагающим разделение календарей мероприятий, обособление отделов во всех структурах управления вплоть до муниципалитетов на два блока с неминуемым дублированием части функций. Отсюда и вал требуемых отчетов. А еще возрожденный комплекс ВФСК ГТО добровольный по принципу участия граждан и весьма принудительный по отчетности. Все это требует реформирования, если во главу ставить смыслы и человекоцентричность.
Сотников | 11:16, вторник, 25 ноября 2025 г. |
Всё пытался разобраться с философией издания, казалась она мне мутноватой какой-то, грешила Бакуниным, народниками с топорами. И вот, наконец, объявлено, как, к примеру, задумано так называемое «пространство для комментариев». Итак, слышите, конкуренцию на свалку, — даёшь площадку общих смыслов! И вот что подумалось, неужели ребятам нельзя придумать что-то более интересное? А может, стоит добавить домино во дворе...
Юдин | 10:02, вторник, 25 ноября 2025 г. |
«Посыл редакции...» прямо скажем, озадачил: вам что, господа, шашечки или ехать? Разве не очевидно, что здесь что-то не так? Это о чём — какие общие кибуцы возможны в эпистолярном жанре? И при чём здесь тёмная комната, да ещё с подушкой — банк данных на рецензентов хранить? Зачем усложнять всё так? И потом, предложение открыто и честно делиться с кем-то ни было идеями (да ещё на Поле Дураков) уже неактуально как лет тридцать. Капитализм на дворе, не слышали?
Попович (точно псевдоним) , действующий ветеран ФКиС | 22:02, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
Признаться, я иногда почитываю в газете «Российский стадион» не только статьи, но и комментарии. Особо впечатлили рулады по сути материала из второй серии разговора номер один. Свежо, познавательно, с уместной иронией. Вот и теперь, соглашусь с уважаемым коллегой Сергей Николаичем, здесь даже сегодня поработала очень талантливая рука (и не одна), но таких, поверьте, ни на Казакова, ни тем более на Лужнецкой нет и никогда не было, хотя знаю там многих лично со всеми, как говорится, вытекающими недостатками. Берите выше, други мои. Кто именно, пока не скажу точно, но примерно догадываюсь, и даже почему такая активность именно сейчас, понимаю. Десятое декабря ничего не говорит? То-то. За сим прощаюсь, продолжение за мной, как-нибудь потом.
Семибратов - ветерану движения , лично в руки | 20:14, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
Сергей Николаевич, лет эдак 400 назад ляхи тоже сомневались в нас, но наш земляк Иван их убедил. И до сих пор костромичи всегда остаются верными своему слову. Приезжайте, уважаемый, проверяйте, но всегда советую помнить о судьбе любопытных поляков, вам, сдается, это не повредит. С нашими наилучшими пожеланиями в розысках , рядовой необученный политолог.
Александр Войнов (повторно) | 19:03, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
Внимательные и отзывчивые наши читатели и особенно те коллеги, которые пишут комментарии под нашими публикациями. По завершению Сериала 2, а также по окончанию работ по редактированию и приведению опубликованных текстов к единому формату, Вашего вниманию будет представлен наш объединенный по смыслу и содержанию труд, в согласованной конфигурации разделов и глав, в котором будут учтены наиболее удачные и конкретные Ваши комментарии и предложения. Поверьте, это большая и не совсем простая работа, поэтому мы очень рассчитываем на Вашу позитивную активность и поддержку... Спасибо!
Прончев | 18:40, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
Уважаемый ветеран, видимо, уличного движения (не указано точно какого), неужели вам не хочется, чтобы ваш комментарий был более ясным и конструктивным? Не надо расследований, кто и откуда, лучше укажите хотя бы одну новацию автора, лично вами приветствуемую, если, конечно, знакомы с сериалом. Разве не для этого мы здесь собрались? Как просит автор, подробно аргументируйте и помягче, помягче, коллега! И разве не стоит нам уважать мнение друг друга (как опять же просит редактор).
Сергей Николаевич, ветеран движения | 17:48, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
Как-то странно, и даже более того. Возбудились "политологи", которые даже указывают домашние адреса, которые скорее всего вымышленные. А, если посмотреть пристальнее, то эти политологи окажутся "действующими управленцами"! Выходит, автор угадал верное направление для обоснования необходимости реформ.
Семибратов, политолог, Кострома, улица Молочная Гора, 1а | 17:20, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
Воистину, слаб человек! Свою творческую неудачу списать на злых анонимов-подпольщиков — это, я вам скажу, нечто. Не поленился, проверил, под крайним материалом автора из 16 комментов ни одной подписи цифирками или буковками, сплошь фамилии, и не устраивает (!), а годами подвизавшиеся до этого гоги-магоги и алфавиты — аудитория доверия?! Полноте, редактор, глупость даже с номером телефона не перестанет быть таковой, а деловая критика и без точного обратного адреса — серьёзный сигнал автору, если, конечно, он не просто банально рассуждает о чём-то, но и размышляет.
Светланов, политолог | 16:10, понедельник, 24 ноября 2025 г. |
«Лыко да мочало, начинай сначала», так на Руси порядком подуставшие от нудных сказок древние комментаторы в зипунах уважительно предлагали былинникам сгинуть с глаз долой, а если те не унимались, брались за последние аргументы — кол или оглоблю. Ничего личного, атавизм!
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (203)
Александр Войнов

Публикаций (51)

Президент Некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация центров спортивной информации" (НАЦСИ)

19:25 21.11.2025
Дорогие друзья! Мы с коллегами решили, что наши разговоры Вам были небезынтересны, поэтому сегодня начинаем Сериал 2.
17
1 2 3 4 ... 11 12 13

Наши эксперты (203):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (72):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (62):

Реклама:
Наверх