Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 22.06.2022

Валерий Сычев: Неудачный свисток и слеза юной баскетболистки

Вашему вниманию предлагается развернутый ответ специалиста из Рязани Валерия Сычева на комментарий эксперта РС Михаила Степанова ("Раздумья на судейские темы. Часть 1") к статье того же В. Сычева ("Проформа в судействе - бегуны и ответчики").

Прочитал странный отзыв на мою статью о рынке судейских услуг в России (дальше эту статью буду называть – анализ). Анализ был записан более одиннадцати лет назад, чтобы показать тогда еще молодому Сергею Филиппову бесперспективность его предложений к Российской Федерации Баскетбола (РФБ) внедрить свое, не имеющее аналогов изобретение. Это программно-технический комплекс (ПТК) – тренажер для усовершенствования обучения судей. Мой прогноз подтвердился.

За десять лет условия для эксперимента улучшились: изменились структура и состав руководства РФБ, нами накоплен на общественных началах технический потенциал проекта и многое другое. Решили ознакомить заинтересованных людей с работой Филиппова С. над инновационным дополнением к методике обучения молодых баскетбольных судей.

Наши статьи были опубликованы и получили отзывы специалиста с верхнего этажа российского баскетбола Михаила Львовича Степанова.

Отзыв заставил устыдиться наивной надежды на "профессиональное осмысление и разбор" моего архивного анализа. Жалобы эксперта на сложность всего и на трудности понимания того, что написано в анализе, и того, чего в нем не было, не помешали ему держать назидательный тон, делать безапелляционные выводы, нередко противоречащие его же рассуждениям и фактам или совсем не обоснованные.

Свои сомнения в правильности многих положений отзыва постараюсь обосновать.

Эксперт сумел изменить свое примитивное представление о рынке и признать правильность указанного в анализе факта существования монополии РФБ, как единственного заказчика и покупателя на рынке судейских услуг (отдельное название "монопсония"). Доказав самому себе наличие, необходимость и легитимность такой монополии, объявил, что отрицать ее существование нелепо.

Кроме отсутствия у конкурентов сбыта продуктов в условиях монопсонии, в анализе указывалось на проявление внутри РФБ признаков еще одной формы монополии "личной унии" – объединения у небольшой группы одних и тех же лиц ключевых полномочий в судейской сфере. Я окрестил эту монополию внутри монополии "системой", без указания лиц и должностей. Недавно обнаружил, что еще в 2006 году отношения в РФБ назвали Системой авторы коллективного письма в защиту коллег-судей.

М. Степанов не комментирует наличие личной унии в судейской сфере, зато отмечает положительный эффект разграничения полномочий между целым рядом органов РФБ, созданных семь лет назад. Квалификационная оценка судей, включение судей в "корзины", назначение на игры, оценка конкретных действий судей в спорных случаях проводятся теперь разными органами. Вместе с запретом одному лицу совмещать участие в них это означает подрыв, разрушение личной унии.

Эксперт пишет, что после введения этих мер "в целом, исчез тот негатив в судействе, отражавшийся ранее в СМИ. Это произошло в результате появления определённых сдержек и противовесов" (конец цитаты). Произвольная комбинация слов в цитате дала простор мысли, соберем сказанное в признание экспертом недавней реальности – личная уния имела место. (Посмотрел протокол одной комиссии, кажется о назначении на игры, а в списке присутствовавших – руководители нескольких комиссий).

К сожалению, осталось без внимания монопольное право РФБ "организовывать систему подготовки спортивных судей, их аттестацию… и контроль за их деятельностью" См.: Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ п.3, ч.1. ст. 16 (последняя редакция).

Этот факт является объектом нашего пристального внимания, потому что именно в этой сфере ведем поиск возможности ее технологического совершенствования, а все остальное было антуражем, характеристикой среды.

В анализе перечислены увековеченные федерацией формы, этапы и методики подготовки и аттестации судей. Монументальная неприкосновенность системы обучения поддерживается рекомендациями ФИБА (международная организация баскетбола), а Российская Федерация баскетбола ставит знак равенства между соблюдением рекомендаций ФИБА и качеством обучения судей, от этой установки эксперт не отходит в отзыве.

Современные исследования специалистов оценивают подготовку судей примерно одинаково: "Игра развивается, судьи отстают". Подтверждения можно найти в монографии судьи Федора Дмитриева о комплексной методике подготовки и оценке работы судей по баскетболу, можно посмотреть и другие труды из списка использованных им источников.

Защита методического застоя РФБ у эксперта выглядит довольно неуклюже (далее цитата от М.Степанова):

"Некоторые претензии к совершенствованию проведения семинаров и аттестации арбитров, возможно, существовали, но, в целом, они всегда соответствовали стандартам Технической комиссии ФИБА. Это может подтвердить ваш друг Сергей Фомин, возглавлявший в то время СК, и ответственный за проведение семинаров и аттестации арбитров", – конец цитаты.

Что бы это могло значить? Выбираем вариант, где "они" – это семинары и аттестация (а не "претензии к совершенствованию) соответствовали стандартам.

Когда слог ясный, всяким мыслям просторно!

В анализе было приведено другое профессиональное мнение о качестве семинаров РФБ того периода. Ее автором является Сергей Викторович Чернов – заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, в 2003-2010 годы президент РФБ, в 2006-2010 годы вице?президент ФИБА-Европа. С 2010 года избран в центральное бюро ФИБА. Читаем его оценки вслух для эксперта:

"…Судейскому комитету необходимо совершенствовать свою работу. Говоря откровенно, я не в полной мере доволен деятельностью Судейского комитета РФБ. Следует проводить больше совместных семинаров по судейству с тренерами команд, лучше контролировать работу судей и комиссаров, жёстче подходить к процедуре их отбора и предсезонного тестирования, как по физической подготовке, так и по знанию Правил. Ведь нередко экзамены перед сезоном проводятся для проформы – взяли, поставили "галочку" и всё вроде бы хорошо. Эти негативные моменты Судейскому комитету РФБ надо исключать" (конец цитаты).

Видим и все видят. Претензии существовали. Семинары проводились для проформы. Нередко. Эксперт недооценил "оппонентов", он спорит со смыслом, логикой, фактами..

М. Степанов неоднократно менторски подчеркивает значение "профессионального" осмысления и разбора темы и "профессиональной" оценки исходного состояния. Старался не отвечать оппоненту так, как отвечал Шура Балаганов на приставания Паниковского с вопросом: "А ты кто такой?". Однако формат обсуждения задан экспертом.

М. Степанов критикует предложение С.В. Чернова проводить совместные семинары судей с тренерами, но критику почему-то кладет на свою кучку разбора моей статьи. Придется пояснять, что слова, заключенные в кавычки, с указанием их автора, не теряют авторства.

Другой мелочный подлог видим в попытке эксперта приписать мне дружбу с Сергеем Фоминым. Член Технической Комиссии ФИБА Костас Ригас 19 октября 2010 года от своего имени назвал Сергея Фомина своим другом Сергеем, его слова процитированы в анализе. Эксперт зачем-то язвит по поводу этой придуманной им дружбы с С.Фоминым. Если бы это было правдой, зазорного в этом ничего бы не нашел, но может обидеться С. Фомин.

Эксперт меленько старается скомпрометировать автора, разглашая его якобы "постыдные" секреты, к примеру, принадлежность к работникам инновационной организации (этакий недоговоренный намек на нечто "плохое" относят к приемам инсинуации)... Принадлежность к работникам инновационной организации является домыслом эксперта, основанным на подмене факта безвозмездного участия в творческой группе вымышленным исполнением должностных функций. При этом эксперт проявляет знакомство с трудовым правом, когда зачем-то разъясняет нам что-то про трудовые договоры, хотя и не по теме.

По зову долга М. Степанов добавляет "негативный" факт про нашу организацию, которая ничего не заработала, находится в стадии ликвидации. Эксперт знает, что первая и сменившая ее организация создавались специально для внедрения инновации в подготовку арбитров. С. Филиппов много лет искал, но не нашел поддержки у РФБ, без нее в эту монополизированную сферу вход был закрыт. Это теперь (10 июня 2022 года) Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил поддержку инноваций в спорте, что сделало шаткими позиции консерваторов.

В 2019 году проект был представлен его автором от АНО Талант и Арбитр, которая признана на конкурсе Министерством спорта федеральной экспериментальной (инновационной) площадкой для реализации проекта, получила несколько лауреатских дипломов и сертификатов на всероссийских конкурсах.

Можно только догадываться, что именно подогревает неприятие эксперта, чтобы писать о муках инноваторов, как компрометирующих их сведениях.

Злорадное торжество по поводу создания и ликвидации инновационной организации, оставленной без поддержки мнимыми сторонниками инноваций, – мелочно и вызывает сожаление.

Недопонимание прочитанного, инсинуации и предвзятость к новому, фактологические искажения и небрежная грамматическая стилистика отзыва склоняют к признанию справедливости призывов известного специалиста к профессионализму.

Еще один образец стиля – эксперт пишет про анализ (статью): "Вряд ли она актуальна сегодняшним реалиям и, даже по меркам времени ее написания вызывает сомнение по ряду её положений" (в авторской орфографии и пунктуации).

Всего одно сомнение по ряду положений, и даже по меркам времени! Ободряет!

В рассуждениях об уровнях подготовки судей эксперт обходит недостатки в подготовке резерва судей и рассматривает понятие резерва узко – только для верхних эшелонов судейского корпуса. Эксперт объявляет, что потребность в подготовке юных судей завышена или вообще отсутствует, без колебаний предоставляя судейство детско-юношеских соревнований преподавателям физкультуры и игрокам, знакомым с основами игры. Однако в одной из публикаций неожиданно проявляет трогательную заботу о не совсем взрослых, но живых игроках:

"От неквалифицированного судейства и порой неудачного свистка зависит многое. Слеза юной баскетболистки или баскетболиста, разочарование, раздражение или ненависть игроков, тренеров и зрителей". (См.:https://russiabasket.ru/news/37670/mixail-stepanov-ocenil-sudejskuyu-deyatelnost-v-rfb ).

Эксперт меняет позиции и не испытывает психологического дискомфорта от своих "порой неудачных свистков". А меня слеза пробила. Честнее было бы признать, что у РФБ нет системы и методики обучения юных судей.

Отвергая идею С.В. Чернова о привлечении тренеров на судейские семинары, сообщает, что баскетбольных(!) тренеров вряд ли можно ознакомить за короткий срок с изменениями в Правилах, так как они плохо знают старые тексты. Поверим эксперту, учитывая, что специализированные семинары для тренеров по баскетболу тоже организует РФБ.

Теперь зададим риторический вопрос по этому поводу: "Смогут ли не обученные судейству баскетбольные тренеры, преподаватели школ, колледжей и ознакомленные с "основами" игроки так судить игры, чтобы поддерживать интерес юных, а также их родителей, их спонсоров и болельщиков спорта к Баскетболу или хотя бы не вызывать у всех слезы и ненависть?".

Так вот, с помощью тренажера намечается отбор и обучение юных кандидатов в соответствии с имеющимися у них задатками; причем быстро и без издевательства над игроками, специалистами и всеми остальными.

Прочитал ответ М. Степанова изобретателю тренажера из Рязани С. Филиппову и был шокирован абсолютным незнакомством эксперта с предметом, о котором судит.

М. Степанов, известный специалист, эксперт и руководитель, отнес тренажер к дистанционным средствам обучения, и сравнил с просмотром "роликов" (!??) –подменил предмет и не увидел новизны в порождении своего сознания. Чтобы не допустить нового и жить в привычном режиме, так же поступали функционеры "системы". Наш вывод о невосприимчивости "системы" к нововведениям эксперт без обиняков объявил "несостоятельным", доказав своим отзывом обратное.

Для тех, кто мог быть введен в заблуждение экспертом, поясняю. На самом деле ПТК служит для имитации игрового процесса в реальном пространстве игрового зала для "очной" отработки каждым членом судейской бригады всех тактико-технических приемов судейства в соответствии с Правилами игры и Механикой судейства. Занятия с тренажером, в отличие от слегка адаптированной физической подготовки, компьютерного теста и просмотра "нарезок", проводятся с погружением в судейскую деятельность для выработки значимого комплекса судейских компетенций, дополняют методику обучения судей, ускоряют подготовку. Может быть, эксперт называет дистанционным обучение на тренажере из-за того, что обучаемые пробегают большую дистанцию?

На занятиях с ПТК кандидаты в судьи бегают ногами по реальной игровой площадке, выполняя судейские тактико-технические действия в заданном темпе, доводимом до темпа любой реальной игры. Обучаемые арбитры перемещаются в предписанном взаиморасположении за движущимся световым пятном, обозначающим место игры вокруг мяча, реагируя на возникающие игровые ситуации сигналами с исполнением всех процедур, включая жесты, визуальные контакты, контроль времени…

Кто-то из кандидатов "оседает" на ведении протокола, управлении таймерами, статистике – не у всех выявляется необходимое сочетание психофизических качеств, физиологических, зрительных, интеллектуальных способностей для судейства в поле.

Все действия обучаемых выполняются в соответствии с Правилами игры и Механикой судейства, игровые моменты и ситуации воспроизводятся много раз до достижения точного исполнения. Судье любого возраста и квалификации будет легко принимать правильные и своевременные решения, если он будет натренирован с помощью ПТК автоматически поддерживать нужную позицию, смотреть "куда надо", и не бояться фиксировать нарушения, владея отработанными навыками применения судейских процедур.

Это уже не задыхающийся на "метрономе" бездумный бегун и не диванный или застольный знаток, решающий ситуацию за бесконечные для серьезной игры 20 секунд!

По методике же РФБ судья каждый год проходит такие неспециализированные тесты на семинарах, а на практике мучает баскетбол в нижнем эшелоне, несколько лет бегает "счетной единицей" в бригаде с опытными коллегами и фиксирует ауты…

Обучение судейству во время судейства игр – это миф, ущербная практика, портящая игру. У судьи должна быть концентрация на определенных Механикой объектах и элементах игры, в число которых не включены опытные коллеги. Современные скорости перемещений и исполнения технических приемов исключают даже временные отключения внимания арбитров. Игра стала иной, надо учиться, а потом "пилотировать".

Из восхваления наставничества ничего нового не узнал. Признаю вероятность гармоничного взаимодействия кураторов, наставников, комиссаров, коллег с подопечными, но только как счастливый случай или торжество генетики.

Наставничество для обучения судей, как его описывает эксперт, выглядит эпизодическим процессом, применимым только для повышения квалификации регулярно назначаемых арбитров в регионах с развитой судейской сферой.

Преувеличение значимости наставничества взамен реальному обучению приведет к увеличению качественного и количественного разрыва в подготовленности в крупных центрах баскетбола между назначаемыми арбитрами и резервом

А между развитыми и отстающими баскетбольными регионами разверзается непреодолимая пропасть. Почти в сорока субъектах Российской Федерации нет ни единого аттестованного РФБ арбитра, по одному аттестованному судье в 15-ти и по два или три в 18-ти субъектах. Кто и кого там может "наставлять"? Это означает, что концентрация сил, затрат, усилий и предполагаемое повышение качества, ускорение подготовки судей могут происходить только в регионах с уже развитыми судейскими структурами. Слабое утешение, что ничего кроме затрат, не вырастет и разрыв не увеличится. Итак, в более чем 70 регионах наставничество неосуществимо, в других может вредить подготовке резервов.

Трогательная забота ветеранов о своем трудоустройстве, внесение наставничества в строку затрат "приказного" размера под завесой разговоров о совершенствовании сферы подготовки арбитров могут нанести ущерб российскому баскетболу.

Не очень, но все же надеюсь услышать мнение читателей газеты о предложенных к разбору материалах после первых раундов борьбы без правил, не лишенной взаимного недопонимания и личных выпадов.

Нам важно для проверки и уточнения своих представлений знакомиться с взглядами на интересующий предмет с разных точек зрения, с аргументами "за и против". Главное – честно...

Понял, что для осмысления нового надо воспринимать внешнее (находящееся не внутри меня) и не подменять его плодами своего сознания, знания, опыта.

В заключение благодарю Михаила Львовича Степанова за нелегкое признание правильности моего анализа, которое я разглядел в строгом разборе, за доброе напутствие на благодарный труд по совершенствованию подготовки молодых арбитров и, за флаг нам в руки. Прощаюсь, у меня к Вам вопросов не возникло, знаю ответы…

Благодарю редактора Александра Войнова за возможность высказаться и выразиться.

Валерий Сычев

 

Оцените важность темы

Рейтинг: 5 (оценок: 2)
1 2 3 4 5
нет комментариев
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (202)
Валерий Сычев

Публикаций (2)

Преподаватель, старший тренер по баскетболу, менеджер учебно-методического процесса

16:00 22.06.2022
Вашему вниманию предлагается развернутый ответ специалиста из Рязани Валерия Сычева на комментарий эксперта РС Михаила Степанова ("Раздумья на судейские темы. Часть 1") к статье того же В. Сычева ("Проформа в судействе - бегуны и ответчики"),
0
8:20 25.05.2022
Исторически проверено: похвалы в наш адрес со стороны Европы являются свидетельством нашего движения в тупиковом направлении.
0

Наши эксперты (202):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (71):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (66):

Реклама:
Наверх