Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Эксперты "Российского Стадиона", активные участники движения "За справедливость и равные возможности в спорте и жизни" Рудольф Незвецкий и Александр Войнов рассуждают о необходимости разработки Доктрины российского спорта.
***
Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание наши власти уделяют безопасности страны. Взаимодействие с западом происходит сложно или не происходит совсем, ввиду участия страны в военных конфликтах. Страна потеряла большое количество международных связей из-за санкций, введенных западом. Это все способствовало нарушению экономических и иных контактов с целыми регионами мира.
Россий спорт из-за последних глобальных политических событий оказался в изоляции. Остались считанные виды спорта, где наших спортсменов готовы пускать на соревнования, да и то под нейтральным флагом и, пожалуй, до первого большого скандала с массовыми отказами западных спортсменов выходить и соревноваться с русскими атлетами.
Кульминацией таких событий стала рекомендация Международного олимпийского комитета (МОК) международным спортивным федерациям (МСФ) о запрете на участие российских спортсменов в соревнованиях этих организаций.
Ключевыми нашими партнерами сегодня являются страны БРИКС и ШОС. Эти государства являются значимыми для нас в политическом и технологическом развитие.
В сложившихся условиях перед российским спортом встала оперативная и революционная задача: разработать и практически реализовать национальную комплексную систему спортивных соревнований. А, в соответствии с новой спортивной системой, и привести в соответствие (модернизировать) систему управления спортивной отраслью России.
Эффективная система управления изначально предполагает наличие связей и отношений между её элементами. Однако в области (сфере) физической культуры, спорта и здорового образа жизни налицо неразвитость таких связей, что напрямую связано с различием целей, стоящих перед ними.
Другими словами – налицо отсутствие необходимой координации деятельности различных организаций в общегосударственном масштабе. Существуют проблемы координации взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями.
Небольшой исторический экскурс.
Для советской системы физического воспитания населения ключевое значение имела деятельность добровольных спортивных обществ (ДСО).
ДСО создавались по территориальному (в союзных республиках) или производственно-отраслевому признаку, объединяя коллективы физической культуры района, области, республики; предприятий, одной или нескольких отраслей народного хозяйства, а также учебных заведений. Деятельность ДСО строилась в соответствии с уставом обществ на основе широкой самодеятельности.
В 1971 году в СССР действовало 36 ДСО, в том числе 6 всесоюзных: "Буревестник", "Водник", "Зенит", "Локомотив", "Спартак", "Трудовые резервы", 15 республиканских, объединявших коллективы физической культуры промышленных предприятий.
Руководство профсоюзными спортивными обществами осуществлял Всесоюзный совет ДСО профсоюзов (ВЦСПС основан в 1957 г.).
В нынешней России состояние и функциональные возможности действующих физкультурно-спортивных обществ во многом определяются наличием государственной поддержки либо спонсорской поддержки со стороны крупнейших компаний и корпораций.
Отсутствие устойчивых связей между государственными органами управления физической культурой и спортом и имеющимися физкультурно-спортивными обществами объясняется их незначительными материальными и человеческими ресурсами, которые не позволяют реально положительно влиять на ситуацию в массовом спорте.
Следует отметить, что сегодня основное организационное и финансовое бремя по подготовке и проведению всех физкультурно-спортивных мероприятий несут соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому в основном физкультурно-спортивные общества не воспринимаются, как самостоятельный субъект управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Крайне важно помнить руководителям сегодняшнего спорта, что "коллективы физической культуры" в СССР – это были скелет и нервные окончания системы управления отраслью Физической культуры и спорта.
И этот системный подход давал очевидные результаты - страна вступила в олимпийский мир.
Сегодня у нас духовная нищета: нет идей, планов, нет широко мыслящих людей.
Да, тревоги россиян растут. Это признает и наша верховная власть. Чтобы освободить народ надо убирать либералов, схвативших за горло страну и не дающих ей свободу дышать.
Но, самое страшное, что управленческая система России находится в политической разрухе. Левая рука не знает, что делает правая. А верхушки в отраслях у нас уже давно не работают, как не работает и управленческий принцип – координация и контроль работы всех чиновников по заданным направлениям.
Нам просто необходимо менять все: управленцев, законы, идеологию, финансовую политику, систему образования и т.д. Другими словами, нам нужно перестроить всю систему управления в стране заново, в том числе, конечно, и в спорте.
Необходимо жестко централизовать управление спортом, экономикой и государством.
Самая "запущенная" в сегодняшнем процессе управления функция – это функция "Контроля исполнительного дисциплинарного порядка", который необходимо заново прививать на всех уровнях управления отрасли ФиС.
Для построения в стране эффективной системы управления физической культурой и спортом, необходимо внимательно изучить существующие основные проблемы координации взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациям.
Реально, на практике сегодня это может обеспечить только Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорту, имеющий все необходимые полномочия и накопленный опыт организации и контроля работы, в том числе в области спорта.
В ныне действующим Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" дано новое понятие физической культуры, теперь к её целям отнесено развитие не только физических, но и интеллектуальных способностей человека, не просто укрепление здоровья, но и в целом формирование здорового образа жизни, а также социальная адаптация.
При этом, прямо перечислены составляющие физической культуры, с помощью которых достигаются данные цели: физическое воспитание, физическая подготовка и физическое развитие.
Физическая подготовка определена как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демократических характеристик.
Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области ФиС в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.
К сфере ведения органов местного самоуправления относится именно и только массовый спорт. В Законе впервые дается легальное определение массового спорта: это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан.
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления относится развитие физической культуры и спорта на обыденном уровне, как части общей культуры населения.
Вместе с тем, повторяем в очередной раз: - не определены единые механизмы взаимодействия государства с организациями, оказывающими физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
И наконец, просто жизненно необходимо наделить многострадальный Минспорта РФ надлежащими для этого полномочиями.
Министр спорта прекрасно всё знает и понимает, но … не имеет права командовать. Его слушают (да и то в пол-уха) только работники его аппарата.
Однако, спортивное движение такой огромной страны, которой является Россия – это армия, которая, как и всякое войско зиждется на дисциплине, команде, точных приказах и наказании за ослушание.
На страницах "Российского стадиона" регулярно появляются публикации, в которых резко критикуется состояние дел в российском спорте, прежде всего в отсутствии необходимой эффективной системы управления, а также печальное состояние кадрового тренерского состава.
Сведено на нет воспитательное значение в системе подготовки спортсменов высокого класса.
Спортивная этика, нравственное воспитание физкультурников и спортсменов существует в лучшем случае только на бумаге. Нет сильного, нацеленного на детально разработанные цели и задачи, кадрового начала.
Нет четкой постановки задач, систематического контроля за выполнение порученного дела, и, самое главное, нет у нас и своей идеологии российского спорта. А что есть? Имитация, имитация, имитация…
В мире же Олимпийские идеалы настоятельно требуют своего возрождения и просят заняться в духе времени насущной проблемой экологии души самого спорта высших достижений и олимпийского движения.
Было бы очень своевременно и правильно нашему Олимпийскому комитету взять на себя решение этой важной и непростой задачи. Естественно, речь идет об организации воспитательной работы в сфере СВД и, конечно, детско-юношеского спорта.
Богатый опыт такой работы в СССР имелся. Не грех воспользоваться.
С учетом особенностей современной России надо будет разработать необходимые программы и организовать их выполнение на базе вовлечения в эту кампанию ветеранов спорта, олимпийских чемпионов, деятелей спортивной науки, работников отрасли ФиС, журналистов и просто думающих болельщиков, и любителей спорта.
Все поручения президентом уже даны, но, к сожалению, они не выполняются в намеченное время.
"Нужна вертикаль власти, которая будет требовать и наказывать чиновников, которые прикрывают бездействие постоянными обсуждениями", – так высказалась Винер-Усманова в ходе круглого стола на тему "Спорт вне политики" в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня".
Формирование и развитие сферы физкультурно-спортивных услуг невозможно без соответствующей системы правовых отношений с государством, закрепленной в регламентирующих документах в соответствии с общегосударственным законодательством.
В этих документах должны быть определены направления развития физкультурно-спортивного движения, роль государства и соотношение государственных и общественных организаций в этом процессе, а также форм и методов предпринимательства в этом секторе.
Рассматривая проблему управления спортом в Российской Федерации, мы приходим к мысли о разработке и применении нового для нашей отрасли вида документа. Его реализация достигается путем централизации государственного управления в спортивной области в соответствии с федеральным законодательством.
Его можно назвать – Спортивная Доктрина Российской Федерации.
Спортивная доктрина Российской Федерации будет являться основным документом стратегического планирования и представлять собой систему официально принятых в государстве взглядов на Физическую культуру и спорт (физическое воспитание, физическая подготовка и физическое развитие).
Это комплекс мероприятий всей деятельности государства, в том числе власти, общественности, спортивного актива.
Доктрина всегда держит в центре своего внимания проблему человеческого фактора в спорте. Спортсмены, физкультурники, тренеры, преподаватели, спортивные врачи, специалисты в области спортивной деятельности – это и есть золотой запас, который надо ценить, создавать для них все необходимые условия, поддерживать их материально и духовно.
Основной метод работы по Доктрине – анализ всех возникающих трудностей и повседневный контроль за уровнем и качеством работы на вех уровнях и во всех задействованных организациях.
Доктрина должна ясно и четко разъяснить населению России основы нового подхода для всех жителей страны.
А для этого Доктрина должна собрать и переработать всю имеющуюся информацию о состояния отрасли физической культуры и спорта: комплекс предлагаемых мер развития спорта; состояние материально-технической базы для занятий и в школах, и по месту жительства; перечень инвентаря и оборудования, планы его производства; систему подготовки и переподготовки кадров тренеров, спортивных врачей, различного персонала, научных кадров, вопросы спортивных науки и т.д., и т.д.
Наша новая Спортивная доктрина, по-существу, должна быть Декларацией о политике государства в области Спорта, объявляемой народам России и мировому сообществу. В этом документе должны быть конкретно изложены цели, методы, источники финансирования, заложена архитектоника суммарного понятия "Спорт", с учётом культурных традиций, опыта СССР и России.
Должна быть сформулирована международная парадигма действий РФ в области мирового спорта; прописана система подготовки и переподготовки кадров в области спорта и физической культуры. Одновременно речь идет о планировании как минимум на 10 лет!
Надо волевым усилием (Указом Президента) изменить ныне действующую модель управления в отрасли ФиС. Причина - системы нет, есть горсть правящих организаций, каждая из которых не имеет юридических полномочий работать на пользу дела.
Не беря на вооружение опыт разрушителей СССР, но опираясь на практический опыт работы Госкомспорта СССР, необходимо возродить в экспериментальном порядке (сроком на 3-5лет) полномочный орган во главе спортивной отрасли (со всеми мысленными и немыслимыми полномочиями). Именно он должен связать все ниточки в единую систему, избавить нашу отрасль от некомпетентных людей, создать полноценный и полнокровный рабочий коллектив спортивной отрасли.
Вновь созданный высший орган управления спортивной отрасли должен крепко дружить с ОКР - за ним должна быть сила и мощь олимпийской семьи России, громадная армия болельщиков спорта, подрастающее поколение, жаждущее настоящей осмысленной жизни в родной стране.
Глава государства утверждает регулярно перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта.
Президент, в частности, поручил:
- представить предложения о целесообразности усиления централизации управления в сфере физкультуры и спорта.
- Правительству Российской Федерации представить доклад о причинах несвоевременного исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, касающихся вопросов физической культуры и спорта, а также о принимаемых мерах по устранению данных причин и об усилении контроля за исполнением таких поручений и указаний.
- рассмотреть вопрос о создании подведомственной Минспорту России организации - оператора деятельности, направленной на развитие массового спорта.
-совершенствование порядка организации и проведения на регулярной основе в Российской Федерации массовых спортивных соревнований и увеличение количества таких соревнований (включая многоэтапные и комплексные) для различных групп населения;
- утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования в 2023 году 100-летия образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта, а также соответствующий план мероприятий, предусматривающий в том числе увековечение памяти выдающихся спортсменов, тренеров и специалистов в указанной сфере.
Действительно, вопросы, внесенные в планы работы по ФиС, извлеченные из некоторых заседаний Совета, как Вы видите, впечатляют.
Но самое трудное – это их оживить, и далее добросовестно контролировать их выполнение.
Если мы взглянем на систему контроля за поручениями Президента, которая почти безукоризненно отлажена на уровне губернаторов, а мы внимательно эти документы изучили, надо признать, что именно с таким высоким уровнем требовательности и ответственности за наши дела в спорте надо идти вниз, в массы.
Наш читатель здесь с грустью вздохнет – это наверху, - орудуют тысячи чиновников, и, другое дело, к примеру, - коллективы физкультуры, на которых держится само спортивное движение, и. где, нередко в лучшем случае есть один человек – он и есть руководитель этого коллектива.
Особенно это чувствительно на муниципальном уровне. Денег нет, кадров – "кот наплакал", спортсооружения, не защищенные в свое время законом от новоявленных нуворишей, давно не имеют никакого отношения к физкультуре и спорту.
А, между прочим, именно на муниципалитеты и возлагает закон заботу о развитии массового спорта и физической культуры.
Уместно напомнить, что у капиталистов по определению нет пределов жадности. Есть аксиома: - "Главная цель капиталиста – личное неумеренное обогащение".
Надо признать – этого требует время – главная ошибка, (убеждение?) нашего Президента – создание системы максимально несправедливого распределения доходов между мироедами (они же – олигархи) и населением бедной России.
Французский психолог, социолог и историк Гюстов Лебона высказался так:
"Общество, лишенное идеологии и национальной идеи может претендовать на одно название – стадо баранов".
Но мы никогда не должны забывать - Россия изначально была и остаётся особой цивилизацией, особым культурно-историческим типом. А русский народ по факту – духовно - и государственно образующая нация среди других российских народов.
Но вернёмся к нашей больной теме – управление отраслью Физическая культура и спорт.
Отсутствие в системе государственного управления единой цели и соответствующих способов её достижения, все это может привести к ситуации, когда местные управленческие решения превращаются в источник целеполагания и подчиняют себе подлинные интересы и ресурсы государственного управления.
Поэтому вопросы Контроля за исполнением решений, принимаемыми на федеральном уровне, по отношению к исполнителям этих решений на местах, прямо лежат на чиновниках федерального уровня.
А сейчас мы воспользуемся возможностью несколько слов сказать о так называемом президенте МОК Господине Томасе Бахе.
Он выступил на саммите 20-ки и поверг всех в изумление.
Бах, грубо говоря, взял обратно своё решение о не допуске спортсменов России и Белоруссии к международным соревнованиям. При этом Бах обратился к присутствующим и попросил их принять политическое решение по этому вопросу, которое он и будет исполнять.
Самое же страшное – он стал утверждать, что вопрос о России вообще не стоит. А речь идет о российских спортсменах, якобы не поддерживающих военную операцию на Украине, которых Бах и хочет пригласить на игры Олимпиады.
Таким образом Бах на полном серьезе (на голубом глазу) предложил российским спортсменам встать на путь предательства своей собственной страны, своей Родины.
Вице премьер РФ Дмитрий Чернышенко в интервью ТАСС четко заявил, что "российские спортсмены – патриоты и Родину не продают".
В результате получилось, что именно Бах и стал предателем своего дела – Олимпийского движения.
Какой же выход. По нашему мнению необходимо открыть юридический процесс против Баха, с намерением сместить его с поста президента МОК, не дожидаясь 2026 года.
И в заключение.
Нам следует создать Ассоциацию Советских и российских олимпийцев.
Придать ей права самоуправляющей организации.
Аккредитовать её при Государственной Думе ФС РФ.
Словом, подключить этот бесценный источник знаний и опыта спорта к делам государственным.
С наилучшими пожеланиями нашим читателям и авторам,
Рудольф Незвецкий и Александр Войнов
Публикаций (22)
Президент Некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация центров спортивной информации" (НАЦСИ)
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):