Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 27.01.2021

Валерий Сунцов: Спорт стучится в школу – откройте дверь!

Мастер спорта международного класса по легкой атлетике, судья международной категории, эксперт "Российского Стадиона" Валерий Сунцов рассуждает о построении системы уроков спорта в школах.

***

Готов услышать шквал голосов из администраций школ - да у нас в школе спорт на приоритетном месте по вниманию к нему, да мы проводим школьные Спартакиады, турниры по игровым видам спорта, у нас двери для спорта и не закрывались никогда.

Все так, во многих школах, действительно, спорт на высоком, достойном ему месте в деле воспитания молодого поколения. Но далеко не во всех. И во всех школах спорт и у детей, и у учителей ассоциируется с предметом физкультура или, просто,"физ-ра" (как в расписании, зачастую).

Вот здесь и есть некое умаление, уничижение сильнейшего инструмента воспитания нашего юного поколения, а в некоторых случаях единственного - для коррекции поведения трудных подростков-мальчиков. И воспитания не только их физических качеств, а воспитания во всех проявлениях человеческой сущности и духа.

С детьми в современном мире необходимо говорить ясным, конкретным языком – "будь умным, будь спортивным, будь сильным, занимайся спортом, ходи на спортивные секции и на уроки СПОРТА" (не физкультуры – это для них остаточный принцип, архаика).

Тема замены названия учебного предмета "физкультура" на предмет "спорт" в учебных заведениях уже поднималась мною на дискуссионной площадке "Российского Стадиона". Многие коллеги откликались и комментировали эту проблему. Но, важен же результат. Важно решение не только людей, но и ведомств. Решение тех, кто эти изменения может воплотить в жизнь. Возможно, для них это вообще не предмет дискурса, к сожалению.

Предлагалось включить в итоговую резолюцию недавно прошедшего первого Всероссийского он-лайн конгресса преподавателей предмета "физическая культура" пункт с результатами обсуждения этого предложения, с целью внесения его в Министерство образования и науки РФ. Не включили. Действительность же такова, что сама расставляет акценты. Смотрите, что происходит. Сегодня прошла информация о подготовленном решении внедрения программы "Биатлон в школу" в гимназии и колледжи. А месяцем ранее "Российский Стадион" информировал о том, что Министерством образования и науки РФ уже принято решение о проведении третьего урока физкультуры в школах, как урока футбола. Именно так – урок футбола.

В течение нескольких лет уже функционируют школьные волейбольные и баскетбольные лиги. То есть, спорт уже не только просится, но и живет в школе. Так почему же не пойти ему навстречу и начать говорить в школе на одном языке – языке спорта. Да, школьного, любительского - но спорта.

Необходимо выстроить понятную систему уроков спорта в школах – по общероссийской программе, давать базовые навыки и знания в рамках 2-х уроков спорта в неделю, а направление третьего урока спорта школа вправе выбрать сама, защитив программу в региональном органе образования. Более того, если направление защищено, и оно пользуется популярностью у учащихся, есть спортивный рост, то и в рамках обязательных, двухразовых в неделю уроков спорта допустить делать уклон на выбранное школой направление.

Вот тогда в стране могут появиться многочисленные точки роста в различных видах спорта, а не только в футболе и биатлоне. Почему бы, например, в Республике Коми не проводить уроки лыжного спорта, в Краснодарском крае уроки легкой атлетики, в Ростовской области уроки гандбола, в Екатеринбурге уроки волейбола, в Махачкале уроки спортивной борьбы и т.д.

И не надо будет придумывать общероссийские программы внедрения всех видов спорта во все школы - они там будут развиваться по факту. Разные. Не следует все школы страны "причесывать под одну гребенку", путь будет культивироваться вся гамма видов спорта – в каждом регионе свои пригодные условия, свои спортивные традиции, своя материальная база, весьма различающаяся по стране.

Вот тогда задача подготовки спортивного резерва будет реализовываться системно уже со школьной скамьи и в большинстве видов спорта сразу. Подающие надежды учащиеся, проявившиеся на уроках спорта, будут зачисляться в детские спортивные школы с более точным выбором вида спорта.

Эти изменения не требуют финансовых затрат, все учебники и методички остаются в работе, названия дипломов педагогов останутся в силе, как и понятия "физическое развитие", "физические данные", "физическое совершенство" и т.д.

А вот весьма расплывчатые по смыслу и, мало что объясняющие понятия "физкультура", "физрук", "физкультурное мероприятие" постепенно должны быть выведены из речевого и официального оборота. Им, в некотором смысле, уже придается даже унизительный оттенок, как это сделано, возможно, неосознанно, в письме футболистов одного известного футбольного клуба в адрес главного тренера команды страны С.С. Черчесова, после его критики одного из игроков клуба, где тренер главной команды страны назван "физруком".

Неужели этого заслужили наши педагоги в школах, которые в любую погоду, в любых материальных условиях каждый день знакомят детей с прекрасным, огромным миром спорта?

Следует успевать за меняющимся миром.

Урок спорта и тренер-преподаватель по спорту в школе - это ясно, понятно и современно.

Валерий Сунцов

Оцените важность темы

Рейтинг: 4,27 (оценок: 11)
1 2 3 4 5
Сунцов В. | 16:18, пятница, 29 января 2021 г. |
Спасибо за схожесть позиций, слежу за Вашими публикациями. Если не читали мой комментарий к высказыванию зам председателя комиссии по физической культуре и спорту Общественной палаты РФ, то посмотрите здесь же на Российском стадионе. Там расширенное предложение по проведению взрослой Спартакиады в стране.
Сунцов В. | 16:12, пятница, 29 января 2021 г. |
Серафим Семенович, в чем отрыв от жизни? Это общие слова. В Минпросвещения и науки РФ часто меняют названия уроков. Урок "труда" теперь называется уроком "технологий", урок военной подготовки - теперь урок "основы безопасности жизни", "природоведение" сейчас называется "окружающий мир" и т.д. Стараются успевать за меняющимся миром и это правильно, вводят новые уроки - типа информационных технологий. Вы,возможно, преподаватель физкультуры, а если нет, то когда зайдете в школу, по случаю , то спросите у мальчишек и девочек, почему многие из них не очень любят физкультуру, а при этом некоторые из них ходят в спортивные секции. Понятно, что разные наставники, но главное, возможно, в том, что им не интересно на уроках физкультуры, а еже ли нет интереса, то и результат будет соответствующий - так, отбывают номер за оценку в аттестате. О будущем спортивном резерве тут говорит не приходится. Можно же для апробации изменения названия предмета запустить пилотный проект в некоторых регионах страны и посмотреть ответную реакцию. Никаких денег для введения этих изменений и не надо. Чего боятся?
Серафим Семенович | 21:49, четверг, 28 января 2021 г. |
Все сказаное в отрыве от настоящей жизни
Славский | 14:10, четверг, 28 января 2021 г. |
Валерий совершенно прав что в этом деле необходимо выстроить национальную программу. Нельзя спонтанно вводить уроки в школах по видам спорта. Ведь получается кто где «пробил» тот и внедрил. Я уже неоднократно писал о проведении спартакиад в Олимпийском цикле. И именно положениями о спартакиадах регулировалось развитие видов спорта в регионах в зависимости от региональных и национальных интересов.
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (192)
Валерий Сунцов

Публикаций (6)

Мастер спорта международного класса (легкая атлетика, ходьба 50 км). Судья международной категории.

12:30 27.01.2021
Мастер спорта международного класса по легкой атлетике, судья международной категории, эксперт "Российского Стадиона" Валерий Сунцов рассуждает о построении системы уроков спорта в школах.
4
12:30 19.11.2020
Статья Рудольфа Незвецкого побудила эксперта "Российского Стадиона"  Валерия Сунцова продолжить исследование по заданной теме.
1
12:20 20.01.2020
Валерий Сунцов о внесении назревших поправок в Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с целью улучшения его правоприменения.
3
14:30 30.12.2019
Публикуем заключительную часть статьи Валерия Сунцова о проблемах российского спорта, его отставании в материальном, методическом, управленческом, медико-психологическом обеспечении.
1
1 2

Наши эксперты (192):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (59):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (54):

Реклама:
Наверх