Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
И этот танец – ча-ча-ча. А следом – самба, румба, пасодобль, суперзажигательный джайв. Не "обижены" вечно молодой вальс, словно специально созданное для влюбленных танго, некогда не поощряемый у нас фокстрот, квикстеп… Какая прелесть в этом кружеве бурных и изящных движений. Обилие красок, грациозность, пластика, музыка. Женщины в ослепительных нарядах, каждая - супермодель, точеная фигурка - Клаудиа Шиффер с Евангелистой, Наоми Кэмпбэлл, Синди Кроуфорд (кто там еще из супермоделей) отдыхают. Мужчины под стать, на них - последние писки моды. А в строгих фраках они покруче, нежели денди лондонские.
Нет, это не карнавальный Рио-де-Жанейро, не маскарад с изобилием симпатичных мулаток и Капакабаной – голубая мечта незабвенного Остапа Бендера, и не Вена с ее знаменитым светским балом. Это Москва, арена "Аквариум" в "Крокус Экспо" и открытый "RUSSIAN OPEN DANCESPORT CHAMPIONSHIPS" (ROC-17) - крупнейшее событие в мире танцевального спорта, пожалуй, одно из главных соревнований в календаре Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF). Вот куда бы попасть герою "Двенадцати стульев", сыну лейтенанта Шмидта, еще подумал бы: нужно ли тащиться так далеко за эмоциями и приключениями, перемещать свой несчастный миллион тайком через границу, взять да вложить его в хлеб и зрелище в собственном Отечестве.
Может, кто-то, кто читает эти строки, засомневается, а какое все это имеет отношение к спорту, скорее это яркое впечатляющее шоу, где латиноамериканское буйство ритмов перекликается, если копнуть нашу историю и вспомнить Льва Толстого, с первым балом Наташи Ростовой?
Нет, это спорт, да еще с какой нагрузкой. Он требует проявления таких качеств, какие необходимы, скажем, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании, еще не в одном олимпийском виде. Возможно, удивитесь, но это так: физические затраты только при исполнении одного танца, танцевальной композиции, длящейся всего пару минут, сродни отдаче бегунов и пловцов, преодолевающих дистанцию в полтора километра, или велосипедистов на этапе "Тур де Франс", либо любой другой известной гонки. Здесь своя гонка – 30 танцев-этапов в день, турнир начинается засветло, а завершается ближе к полуночи. Не так-то просто выдержать такой темп и напряжение.
Но выдерживают, доставляя радость и себе, и - вбросом залпа эмоций, изящества, экспрессии, артистизма в зал, - доказывая абсолютную совместимость спорта с искусством.
А "Аквариум" битком! Всю неделю, что длился этот марафон, который продемонстрировал танцевальный спорт во всей своей красе, многообразии, динамике. Но автора этих слов удивило в первую очередь даже не это, а две вещи.
У меня случился довольно длительный перерыв в посещении турнира танцоров, хотя прежде (особенно, когда работал в Госкомспорте) ходил на них регулярно – и на те, которые проводила Федерация во главе с Павлом Дороховым, и на другие, организованные Русским танцевальным союзом Станислава Попова. И сейчас поразило, насколько за это время выросли интерес и любовь к этому виду, граничащие с массовостью.
Судите сами: одновременно под крышей "Аквариума" разыгрывались Кубок России и Кубок для команд федеральных округов, Москвы и Санкт-Петербурга с участием спортсменов от мала до велика из 70 регионов. Молодые (но уже опытные, из мирового рейтинга) танцоры оспаривали награды в первенстве планеты – "WDSF World Dance Sport Championship Youth Ten Dance". Наконец апофеоз – титульные соревнования по европейской и латиноамериканской программам (назову без перевода) "World Dance Sport Federation (WDSF) Grand Slam Series", собравшие многих звезд, победителей и призеров чемпионатов мира и Европы. В общей сложности 4000 дуэтов!
На московский паркет вышла практически вся танцующая планета, посланцы Америки, Европы, Азии. 40 с лишним стран! Пожалуй, давно мы не знали такого широкого мирового представительства, столько одновременно флагов в гости к нам. И это в непростое для нас время, когда вокруг отечественного спорта происходят известные события, когда его подвергают обструкции, обвиняют в разных грехах, запрещают организовывать у себя международные соревнования, даже те, что были включены в календарь МСФ (бобслей, коньки, биатлон).
Спасибо WDSF, Всемирной федерации танцевального спорта, она не пошла на поводу у тех, кто затеял эту блокаду, демонстрирует свою полную независимость и, на мой взгляд, - приверженность к конвенции "СпортАккорд" (ныне - Глобальная ассоциация спортивных федераций), тем идеям о реорганизации мирового спорта, которые были высказаны в Сочи два года назад и, к сожалению, нами тогда не воспринятые.
Кстати, сейчас, когда олимпийское движение переживает непростой период (к примеру, как подтверждение, - отказ городов выдвигаться на проведение у себя Олимпийских игр, тогда как раньше это считалось актом престижа), не станут ли приоритетными над ними Игры глобальные? Первые пройдут уже в следующем году. Может, ощущение дискриминации и давления, которое испытывает ныне наш спорт, неизвестность с участием в Олимпиаде в Корее или участие в непонятном (нейтральном) статусе, повисшие над ним, заставит отдать предпочтение, подтолкнет к изменению позиции, сколько можно еще великой спортивной державе терпеть унижение?
Справедливости ради надо сказать, что и мы пережили непростые времена во взаимоотношениях с WDSF, и виной тому, наверное, было как раз существование обозначенных выше двух организаций, культивировавших спортивные танцы в России. Им бы объединиться в интересах дела, но этого, к сожалению, не случилось. Но стоило появиться, наконец, единой Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-рола (ФТСАРР), как WDSF нынешним летом восстановила у себя ее членство. Выступавший на открытии мероприятия представитель WDSF неоднократно подчеркивал сей шаг как крупное событие, учитывая многочисленные успехи россиян, весомый вклад России в мировой танцевальный спорт.
- А нам это позволило вновь провести в таком формате и масштабе "RUSSIAN OPEN DANCESPORT CHAMPIONSHIPS" (ROC-17), который зародился более 20 лет назад, - говорит президент ФТСАРР Надежда Ерастова. – Заполучить эти соревнования весьма престижно. Нам важно было создать новую атмосферу, показать себя с новой стороны. В этом русле и возвращение веры людей в честное судейство.
Действительно: впервые подсчет результатов осуществляла счетная комиссия из Германии, более того, прозрачность судейства обеспечивали специально отобранные наблюдатели.
Не задача этого материала назвать лучших, это не отчет, но все-таки скажем, что в "латине" победил молдавский дуэт Габриэль Гофредо / Анна Матус. В "стандарте" успех сопутствовал россиянам Дмитрию Жаркову / Ольге Куликовой, кстати, они трехкратные чемпионы мира. Нам важнее подчеркнуть, что московский турнир, назовем его танцевальной Олимпиадой, хочется считать шагом в скорейшее включение этого вида спорта в официальную программу Олимпийских игр. WDSF рассчитывала, что это произойдет в Токио-2020, ведь в статусе признанных МОК спортивные танцы "ходят" уже целых 20 лет, с сентября 1997 года. Но не случилось, теперь надежда на Игры-2024. Но вот в следующих юношеских Олимпийских играх (2018 год, Аргентина) они будут представлены.
На этом бы поставить точку. Все здорово, все замечательно, ярко, празднично, все вроде довольны. А какое сопровождение турнира: тут тебе и магазины с костюмами и обувью, прочей атрибутикой для галантных кавалеров и обворожительных партнерш, салон-парикмахерская, место для макияжа. В "разогреве" натирали до блеска пол, исполняя свои сложнейшие па, поклонники брейк-данса, головокружительные полеты демонстрировали мастера акробатического рок-н-ролла и артисты балета "Тодес". От имени участников и судей были произнесены клятвы – повеяло олимпийской традицией. Ничего не скажешь, ФТСАРР вместе с группой компаний "Красный квадрат" (главные организаторы) постарались. В общем , для всего нашлось место, кроме одной мелочи, однако весьма существенной, если обратиться к предыдущему абзацу… Упустили из вида или, возможно, из-за отсутствия опыта.
Держа в уме олимпийскую перспективу, хотел бы напомнить, что и Хуан Антонио Самаранч, и Жак Рогге, а теперь и Томас Бах, предыдущие и нынешний президенты МОК, обращали повышенное внимание на популяризацию, информационное обеспечение соревнований, как самих Игр, так и состязаний по тем видам, которые претендуют на включение в их программу. В связи с этим два заключительных дня ROC-17, когда проходили основные турниры под эгидой WDSF, могли огорчить представителя Всемирной федерации, который в своем пространном выступлении на открытии не раз обращался к олимпийским ценностям. Обратите внимание - не называю его имени, поскольку не знаю, не расслышал сквозь шум трибун, а получить информацию в пресс-центре не удалось, хотя сказанное им содержало несколько принципиально важных моментов и желательно иметь бы его речь под рукой.
Не удалось по той причине, что пресс-центра, как такового, не было. Нонсенс! Ни протоколов с результатами, ни стартовых, ни промежуточных пресс-релизов, ни пресс-конференций (до и в процессе) – ничего не было, а, согласитесь, без всего этого, без этих материалов разобраться, кто есть кто и т.д, когда на старт серии Grand Slam вышло около 800 спортсменов, крайне сложно. Думаю, по этой причине состязания не нашли достойного отражения в прессе. Да, "Матч ТВ" их фиксировал, да, отдельные короткие сюжеты показали на некоторых каналах, но этого явно недостаточно, сквозь олимпийский ракурс явно не соответствует масштабу и значимости ROC-17 .
Обо всем этом я сказал миловидной девушке с бейджем VIP (видимо, она имела отношение к организации), к которой обратился за помощью после безуспешных попыток где-то пристроиться, ибо на трибунах аншлаг, а не то что ложи прессы, и нескольких мест для СМИ не было выделено, в результате пришлось пять часов провести на ногах. "Не предусмотрено", – ответ был короток. Услышав его, к сожалению, хочется подвергнуть определенному сомнению посыл, что "история "RUSSIAN OPEN DANCESPORT CHAMPIONSHIPS" – это знак качества и высоких стандартов в области организации и проведения спортивных мероприятий в России" (вычитал на сайте ФТСАРР). Ну как же так – не использовать присутствие руководства Всемирной федерации, многих известных зарубежных и отечественных специалистов и не организовать для СМИ встречу с ними, чтобы из первых уст – опять же в свете олимпийских перспектив – услышать о путях дальнейшего развития спортивных танцев. Уверен, об этом было бы интересно узнать не только болельщикам, но и самим спортсменам. Подобное обязательно практикуется пресс-центрами всех крупных соревнований, проходящих у нас (теннисный Кубок Кремля, хоккейный Кубок Первого канала, прошедший нынешним летом футбольный Кубок конфедераций, этапы Гран- при по фигурному катанию и художественной гимнастике и т.д.). ROC-17 в этом ряду.
… И все-таки, покидая "Крокус Экспо", не сожалел, что предпочел эти соревнования гимнастическому шоу Алексея Немова. По дороге вспомнились слова одной из лучших наших балерин, народной артистки СССР Ольги Лепешинской, что умение красиво танцевать не должно быть привилегией только профессиональных людей балета. Хорошо, что сейчас мы как бы возвращаемся к нашей истории , когда с ранних лет обязательно учили правильно двигаться под музыку, не горбиться, держать ровно тело. Это же навык на всю жизнь.
Публикаций (228)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):