Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Окончен олимпийский бал, погасли свечи, зажженные от олимпийского огня, пламя которого уже не освещает небо над Рио-де-Жанейро. Вам грустно? Так обычно становится на душе после завершения соревнований столь высочайшего уровня, как-никак уходит в историю главное спортивное событие каждого четырехлетия. Такое чувство, не сомневаюсь, мы испытывали, когда настал заключительный день Олимпиады в Сочи. А сейчас, если честно, не очень, это был не тот праздник, который всегда с нами. В тон песне, исполняемой Софией Ротару, я не грущу. Скандальная ведь во многих отношениях получилась Олимпиада. В полной мере, нет, даже сверх меры, это ощутила на себе наша сборная, подверженная откровенной травле. В этих условиях еще раз отдадим должное волевым качествам и патриотизму, проявленным большинством в нашей олимпийской дружине, что, безусловно, будет сделано во вторник при встрече делегации в аэропорту "Шереметьево".
Но пора от моральной стороны переходить, подводя предварительные итоги, к стороне чисто спортивной, выраженной в тех самых пресловутых голах, очках, секундах, сантиметрах. Для начала давайте задумаемся: в Рио разыгрывались 306 комплектов наград, из борьбы почти за пятую их часть мы были, по известным обстоятельствам, выключены. С другой стороны, давайте будем честны, в ряде видов мы выглядели практически статистами, а это, к сожалению, виды, по большей части, стратегические, из тех, от которых во многом зависит позиция каждой страны в итоговой таблице, будь то неофициальный командный зачет или добытые из соревновательных рудников драгоценное золото. Число комплектов медалей, за которые в этих дисциплинах разгорается жаркий спор, и никакая вода, кругом вода (вспомним еще одну песню в исполнении Эдуарда Хиля) не может охладить этот жар, приближается чуть ли не к сотне. Успехи наши здесь весьма скудны, загибаем пальцы обеих рук – вот и весь урожай. Вот вам на поверхности причина, которой можно предпослать слова Владимира Алекно, сказанные после проигрыша бразильцам в полуфинале, они, правда, адресованы отечественному волейболу (смысл - он остановился после лондонского успеха в своем поступательном движении вперед), но разве они не могут касаться нашего спорта в целом, во всяком случае, уж некоторых (и их немало) олимпийских видов точно. И это при том, что при всех негативных обстоятельствах, сопровождавших российскую олимпийскую дружину, мы финишировали с 56 медалями, 19 из которых золотые, четвертые в неофициальном командном зачете. Убедительно доказана наша конкурентоспособность. Так что скептики, прочившие нам провал,уймитесь.
Давайте все-таки оставим в стороне эмоции и эйфорию и реально, объективно взглянем на вещи, иначе говоря – на итоговый протокол Игр-2016. Даже, если мысленно вернуть на "олимпийские круги своя" легкую и тяжелую атлетику и возможные медали, завоеванные в них (а их, кстати, еще надо завоевать), это, конечно, сократит отставание от стоящих выше нас в таблице американцев, британцев (эти вообще удивили сделанным за минувшие четыре года продвижением вверх), китайцев, но насколько? Неужели американцы со своими 121 медалями так резко ушли вперед, а мы в лучшем случае топчемся на прежних позициях? Эх, где те времена, когда мы сражались с ними практически на равных.
Это общие впечатления, возможно, спорные, возможно, кому-то не понравятся подобные выводы, и при более подробном анализе, который обязательно последуют, их опровергнут. Что ж, в споре, как известно, рождается истина – и очень хочется, чтобы она была в пользу нашего спорта, не за горами зимние Игры-2018 в Южной Корее и Олимпиада-2020 в Японии. Времени, как ни крути, мало, а проблем все-таки многовато.
Что же до частных впечатлений (впрочем, они постепенно перерастут, на мой взгляд, в общие), то мало нам было внешней нервотрепки, несомненно, отразившейся и на подготовке, и на результатах, так мы еще устраиваем нервную порку внутри себя. Не претендую на истину в последней инстанции, но, на мой взгляд, произошедшие с Андреем Крайтором, который буквально отвоевал свое право выступить в Рио, - тому пример. Ничуть не оправдываю его неожиданно слабое выступление в спринтерском финале каноистов , считал Андрея одним из главных претендентов на медаль, да он и сам бичует себя за свое, всего лишь шестое, место. Но вспомним, что пришлось пережить Андрею. Он сам, без всякой поддержки, вынужден был добиваться своего участия в Играх, после того, как его в последний момент отцепили от них из-за упоминания в тайном "списке Макларена", за свой счет (деньги немалые) нанимать адвоката, чтобы отстоять свои права в ICF, МОК, CAS. Так ли это, но вроде бы родная федерация отказалась от защиты своего подопечного в течение всей этой эпопеи, да еще своим решением попыталась столкнуть Крайтора лбами с товарищем по команде, проголосовав за какой-то дополнительный отбор в трех заездах. Потребовалось даже вмешательство министра спорта Виталия Мутко. Вся эта возня отняла у гребца из Волгограда немало сил и времени, которых требовала подготовка к стартам.
Кстати, ВФГБК, коль о ней разговор, как правило, позиционировалась как благополучная федерация с точки зрения ее медальных взносов, на нее всегда возлагались большие надежды. Но в Рио они, к сожалению, не оправдались, ее представители завоевали всего одну бронзовую медаль. Именно завоевали, настаиваю на этом глаголе, поскольку вторая бронза была получена после дисквалификации молдавского каноиста на дистанции 1000 м. Неожиданность ли подобный результат - всего две "бронзы" в 12 олимпийских классах лодок (это 36 медалей разного достоинства)? Да, отлучение от Игр, все по той же известной причине по воле г-на Макларена, Александра Дьяченко, Алексея Коровашкова, Натальи Подольской не могло не сказаться, распался, в частности, "золотой" дуэт Лондона Юрий Постригай/ Александр Дьяченко. И, тем не менее, гарантий их пребывания в Рио в числе победителей не было. Почему? А вы проанализируйте итоги выступлений на мировых чемпионатах в Москве и Милане, прошедших после лондонской Олимпиады, где, к слову, намеченный план по "золоту" не был выполнен. В обоих турнирах в олимпийских классах всего по одной серебряной награде, год назад в Милане дележ по этому показателю… 13-15-го места. Тем не менее, идут поздравительные телеграммы "сверху", поскольку общий итог, прикрытый, если не ошибаясь, 14-ю или 15-ю неолимпийскими классами, вроде радует глаз.
… "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей". Зато у нас гонка за лицензиями, все сконцентрировано на их завоевании, в частности ВФГБК имело их в Рио девять. В последнее время именно этот факт - количество заветных путевок на Игры - стали считать главным оценочным показателем выступлений в чемпионатах мира, где, как правило, они разыгрываются. А вот подкреплены ли они соответствующими результатами, которые могут обеспечить реальные претензии на самые высокие места, волнует, кажется, меньше всего. В этой связи вряд ли можно согласиться и с такой трактовкой, когда чемпионат мира (полагаю, и европейские первенства), соревнование само по себе абсолютно самостоятельное, высшего разряда, участие в котором – мечта любого спортсмена, как и в Олимпийских играх, принижается, рассматривается как некая промежуточная стадия, репетиция к чему-то другому, более важному, пусть даже и облаченному статусом лицензионного. Конечно, стать олимпийским чемпионом – высший пилотаж, но, наверное, не найдется ни одного спортсмена, кто бы отказался от титула чемпиона мира, не жаждал его выиграть. Оно, это звание, тоже на всю жизнь, даже если потом и будет с приставкой "экс". Я-то грешным делом так думаю.
Появление олимпийских лицензий – вынужденная мера, Олимпийские игры не резиновые, штат их участников (особенно летних) раздут и приходится его ограничивать. Естественно, каждая страна стремится заполучить их как можно больше, без них никак. Но фокус в том, что, в конце концов, они лишь ступень, своего рода проходной балл, не влияющий на попадание в почетную книгу олимпийских призеров, и уж никак, следуя известной поговорке: не лезь поперек батьки в пекло, им не дано лезть впереди результата. К тому же лицензия лицензии рознь, зацепиться за нее можно, и заняв при отборе, к примеру, … надцатое место, , как случается, скажем, в академической гребле (для каждого класса устанавливаются свои границы допуска), но как-то не верится, чтобы с него можно, как с трамплина, прыгнуть на призовое. О качестве выступления свидетельствует пьедестал, а отнюдь не количество путевок. Можно ограничиться их минимумом, однако подкрепить наградами – и наоборот, как в случае с нашими каноистами и байдарочниками: из девяти возможных только дважды попадание в медали, причем награда Романа Аношкина (байдарка-одиночка, 1000 м) стала откровенным сюрпризом, ее, судя по всему, не планировали. Словом, хватит прикрываться лицензиями. Чтобы не обижать наших "академистов", замечу, что в нынешнем сезоне у них наконец-то наметился определенный прогресс, шесть лодок получили право выйти в Рио на старт олимпийских гонок, и если этого не случилось, то оставим это на совести и МОК, и FISA, и все того же пресловутого "списка Макларена", который, несмотря даже на требования МОК его раскрыть, дабы убедиться, насколько обоснованы допинговые претензии к нам, остается тайной за семью печатями.
И все-таки не хочется завершать этот текст на миноре. Согласитесь, было немало счастливых мгновений в выступлениях россиян, доставивших всем нам истинное удовольствие, особенно на финише Игр (золотые сердца гандболисток, грациозность Маргариты Мамун, чудо-богатырь Абдулрашид Садулаев, рыцарь пяти качеств Александр Лесун…), а поражения заставят поразмышлять над тем, что организация отечественного спорта требует определенного переосмысления, новизны подходов. Потенциал у него есть – и немалый, надо подумать, как его реализовать. Ведь как широка география наших успехов в Рио: кроме Москвы и Санкт-Петербурга - Пенза, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Омск, Башкирия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Бурятия, да вся огромная наша держава, за которую в Бразилии точно было не стыдно.
Кстати, мы радовались успехам не только россиян, но и спортсменов из бывших республик СССР. Очень хочется, например, поздравить метателя молота из Таджикистана Дилшода Назарова. Осуществилась его давняя мечта, он стал олимпийским чемпионом, продолжив славные традиции школы советских "молотобойцев".
Автор - Михаил Шлаен
Публикаций (228)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):