Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Олимпиада Олимпиадой, а тем временем активно идет подготовка к другому важному событию –VI международному Форуму "Россия – спортивная держава", в рамках которого в очередной раз пройдет выставка "Спортивная литература. Пресса. Мультимедиа". Интернет-издание "Российский стадион" готово принять в ней самое активное участие. А автор нескольких материалов, опубликованных во время Игр в Рио-де-Жанейро в разделе "Комментарии", Михаил Шлаен получил приглашение от организаторов выставки презентовать две книги: "Я и ТЫ" (написана в содружестве с Ольгой Приходченко) и "Годы, как птицы", вышедшие в столичном издательстве "Человек".
Немало страниц посвящено известным героям нашего спорта - братьям Гомельским, Николаю Насибову, Анатолию Алябьеву ,Валерию Муратову, нашим альпинистам-первым покорителя Эвереста.А с любовью написанным воспоминаниям о Константине Бескове, Валентине Бубукине, Владимире Маслаченко, Валентине Иванове, Станиславе Жуке, Анатолии Колесове, Борисе Гойхмане, Сергее Белове, Василии Алексееве, Леониде Жаботинском, Константине Жарове можно предпослать рубрику: память не имеет права быть короткой.
Вместе с тем в книгах нашлось место – и весьма значительное – и другим событиям, в том числе связанным с Великой Отечественной войной. Ее эхо прокатилось в повествовании об известных атлетах, которые в июньские дни сорок первого сменили свое спортивное оружиена боевое, и, встав в солдатский строй, воевали героически.
Читателей ждут и несколько неожиданные встречи, например, с мирового кинозвездой Клаудией Кардинале. Не удивляйтесь: прима экрана в молодости активно занималась плаванием и баскетболом и даже входила в сборную Италии. Очерк "Левитан спортивного микрофона" знакомит с Валентином Валентиновым, знаменитым диктором "Лужников". А многие ли знают, что у истоков отечественного конькобежного и гребного спорта стояли восседавшие на царском троне Алексей Михайлович и его отпрыск Петр 1? Автор "копнул" и нашу глубокую историю, перебросив мостик в день сегодняшний.
Предлагаем читателям отрывок из книг Михаила Шлаена.
***
БАСКЕТБОЛИСТКА КЛАУДИА КАРДИНАЛЕ
Лежу на обследовании в Боткинской. Смотрю в окно палаты, майское солнце настойчиво пробивается в него сквозь крону деревьев, окружающий наш корпус. Я вспоминаю другую палатку. Красную. Точнее – "Красную палатку". Фильм об экспедиции Умберто Нобиле на Северный полюс в конце двадцатых годов прошлого века. Генерал Нобиле хотел достичь его на дирижабле "Италия", высадиться на лед, как это совершила потом четверка наших отважных покорителей грозной Арктики во главе с Папаниным, мимо дома, в котором он жил, я прохожу каждый раз, гуляя по старому Арбату. У папанинцев, мы знаем, получилось, у Нобиле нет. И вот он, уже в старости, спустя много лет, собрав в своем воображении бывших участников экспедиции, мучается в сомнениях и догадках, правильно ли было все сделано, пытается понять, в чем была загвоздка, почему не удалось, что привело к крушению дирижабля и гибели людей. Тех, кто остался жив, спасли наши летчики и моряки. Это я так, коротко о содержании киноленты. В ней много переплетено человеческих судеб, сюжетных линий, одна из них – вспыхнувшая любовь между медсестрой Валерией Кристальди и гляциологом Мальмгреном, их роли сыграли Клаудиа Кардинале и Эдуард Марцевич. Впрочем, и без них фильм звезд экрана собрал предостаточно: Шон Коннори, Питер Финч, Никита Михалков, Донатас Банионис, Виталий Соломин, Юрий Визбор…
Позвонила давняя приятельница, переводчица с итальянского, с которой нас свел международный кинофестиваль в Москве: "Михаил, не жаждешь увидеть КлаудиаКардинале, могу и познакомить?"
- С кем, кем, с Кардинале? Разыгрываешь меня, что ли? – опешила Алла меня своим предложением. – Она что, в Москве?
- Никакого розыгрыша, вполне серьезно. Сейчас посмотрю расписание. Ага, подъезжай к половине третьего, в три у них экскурсия.
Заманчиво, но как-то боязно. Кто Клаудиа, мировая кинозвезда, а кто я – по сути, новичок в журналистике, начинающий спортивный репортер.
Алла поведала, что только накануне группа вернулась из Эстонии со съемок картины об экспедиции Нобиле.
- Так там же сейчас, как передает прогноз, страшная холодина, за минус тридцать. Не замерзла?
- Я-то что, мы привыкли, а Клаудиа… Ты бы посмотрел на нее. Ну и отчаянная барышня. Они там по сценарию с Марцевичем в порыве любовной страсти обнимаются, целуются, кувыркаясь в снежных сугробах, кубарем скатываются с горы в узкую расщелину. На Кардинале легкая шубка, правда, перед съемкой ее растерли спиртом и водочки дали отхлебнуть, чтобы не закоченела. Все балдели, наблюдая за этой сценой. Никакого страха у Кардинале. Если бы один, а то несколько дублей сняли, пока у Марцевича что-то с ногой не случилось, сильно подвернул ее, а с Клаудии как с гуся вода, только снег с лица вытирала и слегка подпрыгивала в надежде согреться. Удивительно спортивная сеньора.
Стало еще более заманчиво и безумно интересно; откуда, судя по словам Аллы, у знаменитой киноактрисы такая спортивная прыть.
Когда я прикатил в отель, Кардинале сидела в холле, удобно устроившись в мягком кожаном кресле, и перелистывала какой-то журнал, кажется, это был "Советский Союз". На столике рядом с креслом лежала, видимо, та самая легкая норковая шубка. Лучи солнца, пробивавшиеся сквозь широкое окно с причудливыми рисунками-разводами от мороза, освещали ее лицо, словно и здесь лайтмастер постарался правильно выставить свет, как на съемочной площадке.
Я облачился в джинсы, купленные в подарок себе на день рождения у какого-то фарцовщика на Кузнецком мосту в тылу ЦУМа, и батник, буквально вырванный там же из рук другого представителя фарцоцеха, поскольку покушающихся на стильную рубашку madeinFranceпретендентов было немало. Если честно, нервная дрожь отбивала дробь всю дорогу, пока добирался до гостиницы. Я не знал, как вести себя со звездами кино, никогда с ними не общался, к зевакам, которые всегда окружают съемочную площадку, не относился, в массовках не участвовал, хотя одно время жил по соседству с "Мосфильмом". В общем, не брал, не видел, не трогал. Но нервный тик тут же улетучился, когда, улыбнувшись, Кардинале протянула мне руку. Алла предупредила ее, что разговор коснется не профессии знаменитой итальянки, а… спорта, и это успокоило итальянскую гостью: все, что угодно, только не кино. Я почувствовал, смена пластинки оживило Клаудиу. Общение с "голевого" паса приятельницы было недолгим, вот-вот должен был подкатить заказанный экскурсионный автобус.
- А разве вы не знаете, что я увлекалась плаванием и много времени провела в бассейне? И тренировалась отнюдь не как обыкновенная любительница, - уже началом разговора Кардинале сразила меня наповал.
Темный я, откуда мне было знать, но – странное дело - неловкости от своей темноты не испытал, наоборот, Клаудиа, подогрев неожиданной новостью, подтолкнула к редкостной возможности разведать что и как. Свое детство и начало юности Кардинале провела с родителями-инженерами в Тунисе, которые переехали сюда из Сицилии, они и отвели Клаудиу в бассейн, совершенно не подозревая о ее способностях. Надо было чем-то занять дочь после школьных уроков, пока они на работе.
- Я высоко лежала на воде, тренер ухватился за это, еще ему нравилась моя координация, она у меня, наверное, от природы, - рассказала Кардинале. – Тренировки были в охотку, я не уставала, более того, вошла во вкус после первой победы на каких-то детских соревнованиях.
Я смотрел на Кардинале, не мог оторвать от нее взгляда, да и внутренне любовался этой женщиной, в которой чувствовалась дворянская стать и кость. Красавица! Широко раскрытые жгучие глаза, абсолютно правильные черты лица, с которого не сходила, словно застыла обворожительная улыбка. А какая точеная фигурка с шикарным бюстом! Роскошные волосы, спадавшие на спину до лопаток. А как держалась! Никакой заносчивости кинодивы. Даже не знаю, кто бы выиграл конкурс красоты, соревнуясь она с Софи Лорен, Джиной Лоллобриджидой и другими знаменитыми и популярными итальянскими актрисами.
Кардинале, как мне показалось, еще более оживилась, когда разговор с общих деталей углубился в голубые дорожки, он, видимо, возвращал ее к тем счастливым годам, когда она на них блистала. Еще как блистала – неоднократная чемпионка Туниса и Африки!
Приятельница знаками показывала мне, что пора заканчивать, гости уже все собрались на экскурсию. И тут Клаудиа буквально обескуражила меня еще одной новостью.
- Плаванием я вас удивила, а если я скажу вам, что и в баскетбол я играла, это уже когда я переехала в Италию, вернулась на родину. Сначала совмещала, а потом целиком переключилась на мяч, захотелось и на площадке показать себя. Азарт захватил. Впрочем, не только азарт. Раскрою вам секрет.
Кардинале, подняв голову, стрельнула своими очаровательными глазками – как я среагирую на ее тайну.
- В бассейне мы все время в воде, это не пляж, а здесь, на площадке, на виду, во весь рост, причесанные, накрашенные, в красивой форме. И мужчин на баскетбол ходит больше, в Италии же его очень любят, не меньше кальчио. Я к тому времени была уже девушка ничего из себя, да что там – хороша собой, и, конечно, хотелось, чтобы на меня обратили внимание.
Сейчас это привычное выражение – с этого места поподробнее. А тогда захлестнувшее любопытство буквально вырывалось из меня, застыло на лице; без всяких слов было понятно, что меня раздирает интерес, как это с баскетболом произошло и что из этого в итоге вышло. В итоге вышло – чемпионка еще в одном виде и даже приглашение в молодежную сборную.
Переводчица, извинившись, прервала наш разговор, что немного огорчило Кардинале, судя по выражению ее лица, наверное, ей самой приятно было окунуться в свое спортивное прошлое. Но им обеим вовсю уже махали от дверей гостиницы.
Публикаций (228)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):