Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
На отдраенной до блеска палубе парусника "Надежда", стоящего на якоре в сочинском порту, - будущее российского транспортного флота. О новых кораблях для ВМФ, сходящих со стапелей, более-менее известно. Об этих меньше. Пока они застыли в модельном ряду, каждая поражает своими размерами, и, как свидетельствуют, такие крупные строятся только в нашей стране.
Поднявшийся на борт фрегата Президент России тщательно осматривает модели и внимательно выслушивает мнение специалистов о новинках. Одна из них, уникальное дноуглубительное судно "Соммерс", уже существует наяву, минувшим летом оно успешно завершило ходовые испытания.
Останавливаюсь на этом подробно, поскольку во многих сегодня моделях, а завтра парусных громадинах, завораживающих своей красотой, как ныне сама "Надежда", видятся потенциальные участники грядущих спортивных сражений в акватории Черного моря – "SCF Black Sea Tall Ship Regatta" (СКФ Черноморская больших парусников"). В эти сентябрьские дни эта баталия развернулась во второй раз, и, чтобы участвовать в ней "Надежда" совершила переход в не одну тысячу морских миль – из Владивостока в румынскую Констанцу, где был дан старт. А Путин специально прибыл в Сочи, чтобы поприветствовать и наградить победителей первых двух этапов гонки (Констанца – Новороссийск и Новороссийск – Сочи). Им была не "Надежда", а фрегат "Мир", но, в любом случае, запись, сделанная Президентом России в книге почетных гостей "Надежды": "Поздравляю! Удачи", относится ко всем экипажам кораблей, задействованным в уникальном проекте, коим считают эту регату.
Небольшое отступление, в котором обращу внимание на то, что наши государственные деятели не равнодушны к водным видам спорта. Премьер Дмитрий Медведев активно занимался греблей на байдарках и каноэ и в своих успехах был близок к мастерскому рубежу, а министр юстиции Александр Коновалов сию непростую границу преодолел, но в другом виде гребли – академической. Сергей Лавров известен как ярый приверженец гребного слалома и сплава по бурным горным рекам, а это уже увлечение из экстремальных, сопряженных с немалым риском, но таков, очевидно, характер российского министра иностранных дел. Сергей Нарышкин, экс-спикер Госдумы, а теперь руководитель Службы внешней разведки, - тот попечитель плавания.
Вот и спортивные интересы Путина простираются далеко за пределы залов с уложенными там коврами для самбо и татами для дзюдо. И эти интересы не только на земле, но и в погружениях в водные глубины, и в воздушной акробатике на реактивных самолетах. То, что Владимир Владимирович в своем напряженнейшем рабочем графике нашел время, чтобы побывать среди участников "СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016", не случайно – регата ведь проходит под его патронатом.
На мой взгляд, это гарантия, что она станет не только традиционной, но и займет свою нишу в ряду подобных на мировом уровне .Это более чем реально, ведь наш парусный флот – один из самых мощных и авторитетных на планете – под стать в целом России как великой морской державе. А потому, возможно, не за крымскими и кавказскими горами то время, когда регата значительно расширит границы стран-участников (сегодня их пять), и мы увидим в черноморском бассейне суда из Англии, США, Японии, Китая, Греции…
Выше уже сообщено об успехе после перехода в Сочи дружного экипажа фрегата "Мир", который полон желания и на финиш регаты в болгарской Варне придти первым. На чествовании призеров Владимиру Путину ассистировали министр транспорта Максим Соколов и помощник Президента Игорь Левитин. Любопытно, что все трое так или иначе связаны с морем: коренные питерцы Путин и Соколов с Балтикой, одессит Левитин с Черным морем. На церемонии присутствовал народный артист СССР Василий Семенович Лановой, что тоже не случайно. Он ведь по своим киноролям не только Павка Корчагин или боевой генерал Иван Варавва в "Офицерах", но и капитан Грей в "Алых парусах". Как тут не вспомнить, что в День Победы на марше "Бессмертного полка" Путин и Лановой шли рядом, неся портреты своих родителей.
Честно говоря, прежде не думал, что эти состязания вызывают столь неподдельный интерес, пока сам впервые не окунулся в их атмосферу, она напомнила ту, в которой довелось быть, скажем, во время олимпийских парусных регат в Таллине (1980), Сиднее (2000), Салониках (2004), Портсмуте (2012). Тогда, правда, на первом плане были больше сами гонки, сложнейшие лавировки в борьбе за медали, ныне же огромное внимание, помимо острейших морских спортивных баталий, вызывали сами суда. Дни открытых дверей бывают не только при поступлении в вузы, они традиционны и для таких регат. Длина знаменитого барка "Крузенштерн" (от фрегатов он отличается наличием четырех матч, а у тех их три) за 113 метров, так вот очередь, чтобы подняться на его борт, растянулась на это расстояние, а то и больше. А еще очень хотелось заглянуть и другие корабли. В общей сложности, если суммировать длину всех этих парусников, то наберется не один километр. И очереди в тотале такие же… Но зато могу теперь похвастаться, что побывал в государстве Вануату, для чего не нужно было лететь кружными путями в сторону Австралии или Новой Каледонии, а оказаться на палубе фрегата "Атила" и попросить матроса по имени Себастьян сфотографировать меня на фоне флага этой загадочной страны.
После всего этого я как бы сам проникся (что уже говорить об участниках) романтикой моря, словно услышал пение ветра, почувствовал на своем лице соленый вкус брызг и совсем по иному отнесся к словам нашего Президента, обращенных к участникам регаты, что гонка больших парусников — это особое событие. Любой человек — и так называемые "морские волки", и начинающие моряки, когда входят на палубу корабля, впервые прикасаются к штурвалу, к парусам, испытывают очень своеобразное, яркое, острое чувство. Люди учатся не только морскому делу, они еще и начинают понимать, что успех зависит и от мастерства каждого члена экипажа, и от слаженности экипажа в целом. А еще прозвучали слова о том, что морское братство не знает национальных границ.
Наконец еще об одном приятном событии, сопровождающем нынешнюю регату, - творческом конкурсе Русского географического общества на лучшее произведение о романтике моря. По условиям возраст его участников был ограничен 22 годами. Жюри оценило работу 11 человек, а лучшей признало эссе Александры Никифоровой, которая получила заслуженную награду из рук В.Путина. Общей же наградой для всех одиннадцати стало участие в переходе от Новороссийска в Сочи на фрегате "Мир".
… Все описанное выше проходило в субботу, 24 сентября. Часы обратного отсчета времени до старта мирового футбольного чемпионата, что установлены в сквере напротив сочинского Морвокзала, показывали 628 дней.
Михаил Шлаен
Публикаций (228)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):