Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Эксперт "Российского Стадиона" Михаил Степанов предлагает нашему вниманию свой комментарий к материалу Валерия Сысоева "Мысли вслух. Почему мы оказались бессильны?".
В последнее время в СМИ, в частности на "РС", обсуждаются вопросы недопустимого превращения международного и олимпийского движения в средство идеологического продвижения и обслуживания интересов коллективного Запада.
Акцентируется внимание в отношении существующих органов управления в международном спорте. Справедливо волнует настоящая и последующая политика в деятельности МОК и МСФ (международных спортивных федераций), возможная изоляция российских представителей при выборах руководящих органов в этих организациях.
С одними предложенными подходами можно согласиться, другие вызывают сомнения. Некоторые их них, скорее всего, едва ли удастся претворить в условиях сегодняшних жесточайших санкций против России в мире, в частности, в сфере спорта.
Вряд ли необходимо создание в российском спорте некоего центрального органа - Центра стратегических инициатив (ЦСИ), способного объективно и профессионально анализировать происходящие процессы в мировом спорте, тем более в консультационном качестве. Этот регулятор, скорее всего, станет очередной бюрократической надстройкой в управленческой структуре спорта. Временный закрытый характер его деятельности, не подконтрольный, - тому подтверждение. Создаётся впечатление типичной попытки прикоснуться к бюджету.
В качестве примера - созданный десять лет назад Ассоциацией летних видов спорта Центр стратегических исследований в области ФКС, где такая поставленная задача умолкла в тишине, как и сам Центр.
Поставленная задача ЦСИ - деидеологизация (отказ от идеологии) международного спортивного движения - идея несбыточная, переформатирование существующих органов управления в международном спорте (МОК, МСФ, CAS и другие) – трудноосуществимая.
Во-первых, "спорт вне политики" оказался утопией, он всегда был её инструментом.
Во-вторых, деидеологизация – это тоже инструмент, по сути, другой альтернативной идеологии. Обе присутствуют в современном мире и зависят от состояния и происходящих ситуационных изменений в нём (специфики геополитических, социально-политических и других факторов).
В-третьих, идеология – извечный и неустранимый атрибут человеческой общности. Содержанием и функцией её является формирование целей развития государства, объединяющих все слои общества. Среди них: суверенитет, самостоятельность определять своих интересы и самим решать, какими способами их реализовать и защищать.
Она должна присутствовать в нашем обществе, государстве, в частности в спорте, и отвечать нашим собственным интересам, традициям, устоям, идеям и ценностям, иначе она будет замещена извне Западом.
В-четвёртых, две трети постов в руководстве мирового олимпийского движения, наверное, и МСФ занимают представители западного мира.
В-пятых, в последнее время муссируется тема – реформирование ООН, в частности одного из её главных органов – Совета Безопасности. Против чего категорически, в том числе, возражает Россия. Предлагаемая тема в отношении переформатирования существующих органов управления МОК, МСФ и других - контрпродуктивна. Отсутствует последовательность – здесь так, там сяк. Мало того, это может спровоцировать такой подход в отношении СБ ОНН.
В-шестых, регулировать вопросы взаимодействия ОКР с МОК, РСФ (российских спортивных федераций) с МСФ с некоей центральной "колокольни" выглядит неубедительно. Это функция в рамках уставной деятельности ОКР и РСФ.
Нельзя исключать накопившийся опыт, но строить в едином порыве общенациональную политику в РСФ, полностью по лекалам советского периода, даже российскую - до 2014 года практически не реально.
После распада социалистического лагеря в СССР рухнула вся конструкция сдержек двух систем в мире и мировом спорте.
Это стало прелюдией дальнейшего фиаско российской международной спортивной политики. Позже свои позиции в МОК мы упустили сами, не найдя своевременно преемника Виталия Смирнова в Исполкоме МОК. Скандалы с допингом усугубили ситуацию.
Законодательство РФ также способствовало этому. Канула в лету вертикаль системы управления и общая ответственность в российском спорте. Минспорт РФ, ОКР, РСФ, профессиональные спортивные клубы стали юридически независимы друг от друга. Каждая организация стала суверенной и исходит из своих интересов для достижения поставленных целей.
Так завершилась эпоха концепции единой международной спортивной политики советского периода.
Бить по Томасу Баху - смысла нет. Он типичный представитель европейской либеральной демократии, исполнитель коллективной воли не только чиновников МОК. Вряд ли на его месте многие из этой когорты поступили бы иначе. Кто знает, как будет себя вести новая фигура вместо Баха, если она будет из Великобритании, Польши, бывшей советской Прибалтики?
Приоритетом в спортивной дипломатии по-прежнему остаётся осуществление внешней политики по организации участия наших спортсменов в международных спортивных мероприятиях.
Реально ли предложенное нашему спорту возвращение на международную арену? Кто же против? Но, кто в ближайшие годы даст нам это сделать?
Для этого надо, чтобы мы были сильны, как в советский период, когда наши пушки могли заговорить, экономика и жизненный уровень практически не уступал средним мировым стандартам.
На смену системного подхода в спортивной дипломатии советского периода пришёл принцип ситуационного подхода, позволяющего выстраивать свою "химию" и взаимосвязи в рамках самих МСФ и РСФ, которые наиболее соответствуют данной ситуации развития вида спорта в мировом сообществе.
В настоящее время идёт поиск новых решений развития российской спортивной дипломатии в сложившихся условиях в мировом спорте.
Не откладывая в долгий ящик, надо разработать государственный мобилизационный документ, включающий также раздел по переводу на особый режим деятельность спортивной дипломатии в сложившихся условиях в мировом спорте.
Это совершенствование спортивной дипломатии России:
- проведение общероссийских конференций, в чрезвычайных ситуациях Олимпийские собрания, с привлечением на данные мероприятия представителей МИД России;
- вести непростую работу по избранию нового состава руководящих органов в МОК в 2026 году. То же относится к проведению в ближайшие годы в большинстве МСФ отчётно-выборных конференций;
- активно отстаивать наши интересы в МСФ. При вопиющих нарушениях уставных норм МСФ обращаться в CAS.
Вызов Елены Вяльбе баллотироваться в FIS – это тоже инструмент дипломатии и достоин уважения. Отрицательный её результат – это тоже результат, который впоследствии поможет решить более сложные вопросы.
Предложенная попытка надавить на Баха с использованием каких-то рычагов, не даст гарантии решения вопроса, и поставит такие рычаги в крайне неудобное положение.
- предусмотреть проведение в России международного спортивного форума. В его программе должны быть предусмотрены проведение сессии о международных отношениях в спорте в современном мире, соревнования по типу "Игр Доброй Воли" и другие мероприятия.
Ставить вопрос: убрать флаги и гимны, какую-то политическую составляющую в соревнованиях - политически деструктивно.
Государственные символы стран (флаг, герб и гимн) олицетворяют их национальный суверенитет и самобытность, несущие определённый идеологический смысл.
Можно согласиться с тем, что без России в этом мире ничего невозможно.
Публикаций (98)
Почетный судья ФИБА
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):