Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
"Российский Стадион" публикует заключительную, 4-ю часть, аналитического эссе известного российского специалиста в вопросах организации системы управления российского (и советского) спорта и международного олимпийского движения Рудольфа Федоровича Незвецкого. (См. Часть 1, Часть 2, Часть 3)
***
Атлеты - сердце Олимпийского движения (горькая правда)
Часть 4
Спортивная Доктрина России
Недостатки нашего отечественного законодательства – его оторванность от жизни. Государственные органы должны не столько управлять (как это делалось раньше), сколь определять правовой и экономический режим деятельности, создавать и развивать систему её жизнеобеспечения, т.е. задавать и обеспечивать на деле рамочные условия функционирования (работы) физкультурно-спортивных организаций в едином пространстве России.
При этом, надо постоянно и настойчиво осуществлять саморазвитие системы физической культуры и спорта, добиваться высокой ответственности органов управления на местах и всех субъектов физкультурно-спортивного дела.
Мы в России исповедуем территориальный принцип развития и управления спортивным движением. Но это всего лишь теория вопроса. На деле, в выпущенных законах совершенно абстрактно прописываются различные идеи, говорится об улучшении, ответственности, но не о конкретных комплексных подходах к решению совершенно конкретных проблем.
Вначале делали закон под ОКР, затем новый закон с учетом роли государства, затем прописали всю ответственность на Центр, и потом начали, вносить поправки об ответственности теперь уже регионов, муниципальной власти. Опять только на словах, совершенно не задумываясь реально ли все это исполнить, выполнить, добиться успеха.
Как, например, увеличивали материально-техническую базу спорта. Да очень просто. В существовавших отчетных документах, например, значится – стадион с трибунами на 1500 мест. Снимаем указание на 1500 зрительских мест и каждую лужайку, и площадку гордо именуем стадионом. Плавательный бассейн – на пруду протягиваем для соревнований веревки – вот и новый стадион в отчете появился.
Отдельные положения законов о физической культуре и спорте, практика их применения, выявили их декларативный характер, не обеспеченный механизмом реализации, не учитывают реальных возможностей государства, общих тенденций в развитии законодательства страны.
Стоимость услуг делает недоступными объекты ФКиС для большинства граждан страны. Отсутствует полноценный механизм социально-экономической защищённости спортсменов, тренеров, работников отрасли.
Надо, в отсутствии внятной идеологии, хотя бы добиться единомыслия как во властных структурах, так и в целом в корпусе власти.
В частности, такое единомыслие необходимо при стратегических решениях о судьбе российского спорта. Закон о профессиональном спорте принят. Но он способствует процессу удушения физической культуры, массового спорта, спорта для школьников, спорта по месту жительства. Повторится история с допуском профессиональных спортсменов с их этикой в мир Олимпизма. Итог – Олимпизм умирает.
Политическое равнодушие к судьбе молодого поколения страны, отдача российских мальчишек и девчонок, юношей и девушек западной клоаке, погружение их в мир наркотиков и допинга, курения и пьянства – это преступление власти и, конечно, пока еще безмолвного народа.
Не надо забывать, что и в большой спорт приходят из детства…
Россия, тем не менее, успела накопить уникальный положительный опыт, подготовив и блестяще проведя Первые Всемирные юношеские игры под патронажем МОК в Москве в 1998 году. В них приняли участие более 7 тысяч юных спортсменов в возрасте от 11 до 18 лет из 131 страны. Программа Игр включала 15 официальных и 29 показательных видов спорта.
Успех был такой, что президент МОК Самаранч наградил мэра столицы Юрия Лужкова Золотым олимпийским орденом. Вечная ему память.
С удовольствием вспомню: выступая впервые самостоятельной командой, спортсмены, тренеры, специалисты подтвердили на XVII Зимних играх в Лиллехаммере, что Россия тогдашняя еще являлась ведущей спортивной державой мира.
К сожалению, сейчас у нас в России налицо несбалансированность действий властей разного уровня – в общем "Крыловский квартет".
Валерий Сысоев в одном из своих интервью (14 марта 2017 г.), затронул по-сути все основные проблемы современного олимпийского движения. Вот, что в частности он высказал: "…в центре любой структуры должно быть профессиональное ядро. Его в российском спорте нет. Соответственно нет и внятных предложений, как и что следует делать… допинг – это реальная чума современного спорта, с которой нужно бороться… надо совместно решать: в каком виде миру сегодня нужно олимпийское движение".
Это призыв ко всему мировому сообществу – задуматься о судьбе мирового спорта в контексте его места и роли в судьбе самого человечества.
Рассматривая проблему управления спортом в РФ, я прихожу к мысли о разработке и применении нового вида документа, реализация которого достигается путем централизации государственного управления в спортивной области в соответствии с федеральным законодательством. Его можно назвать – Спортивная Доктрина Российской Федерации.
Спортивная доктрина Российской Федерации будет являться одним из основных документов стратегического планирования в РФ и представлять собой систему официально принятых в государстве взглядов на спорт. Это комплекс мероприятий всей деятельности государства, в том числе власти, общественности, спортивного актива. Такая Доктрина должна стать стержнем спортивной политики.
Это обязательное связывание воедино знания о проблемах отечественного спорта (как в России, так и на международной арене) с реальными возможностями, мерами, подходами, анализом всех могущих трудностей и успехов ради конечной цели.
Конечно, наша Спортивная доктрина страны должна быть приведена в соответствие с современными вызовами.
В ней должны найти отражение проблемы мирового спорта, Олимпийского движения и их воздействие на Россию и российскую спортивную политику. Нельзя далее ради политики жертвовать судьбами спортсменов и обманывать миллионы болельщиков.
Доктрина не может пройти мимо проблемы человеческого фактора в спорте. Спортсмены, физкультурники, тренеры, преподаватели, спортивные врачи, специалисты в области спортивной деятельности – это все тот золотой запас, который надо ценить, создавать им всем необходимые условия, поддерживать их материально и духовно.
Уместно привести здесь цитату из заключительного доклада IX Генеральной Ассамблеи Ассоциации НОК (АНОК) (Атланта, 1994 г.): "…невозможно добиваться долгосрочных успехов в спорте без широкомасштабной системы просвещения всех, кто связан со спортом".
Доктрина должна ясно и четко разъяснить населению России основы нового подхода к развитию спорта для всех жителей страны. Прежде всего должны быть сформулированы на основе нашей истории, нравственные основы, этические нормы и правила взаимоотношений внутри всего спортивного сообщества страны.
Необходимо, чтобы все они осознали значение и ценность Честной Игры, игры по правилам. Нельзя мириться с тем, что кто-то выигрывает нечестным путем.
Репутация – устойчивый внешнеполитический актив страны, в который отечественный спорт, начиная с 50-х годов прошлого столетия вносил свой постоянный посильный вклад. Существует, как отдельная проблема, проблема формирования правильного имиджа российского спортсмена, олимпийца.
И, безусловно, надо профессионально заниматься спортивным имиджем России.
Как, на мой взгляд, должен работать этот Документ?
Прежде всего, чтобы преодолеть известную безграмотность сегодняшних творцов законов, необходимо собрать для написания Доктрины команду из олимпийских чемпионов и профессиональных заслуженных работников российского спортивного движения.
Это будет достаточно независимый коллектив, который сумеет до мелочей обрисовать сегодняшний умирающий олимпийский мир во главе с МОК, и сможет предложить новый мир спорта, лишенный болячек сегодняшнего времени. Конечно им должна быть придана команда профессиональных юристов.
По сути Доктрина - это комплекс всей информации о состоянии спорта; комплекс предполагаемых мер развития спорта; состояние материально-технической базы для занятий и в школах, и по месту жительства, и т.д., перечень необходимого инвентаря и оборудования, планы его производства; система подготовки и переподготовки кадров тренеров, спортивных врачей, различного персонала, научных кадров; вопросы спортивной науки и т.д. и т.д.
Проект Доктрины необходимо будет в рабочем порядке рассмотреть во властных и общественных структурах. Так как Доктрина должна юридически опираться на действующее законодательство, а также на поправки к действующим законам, Федеральное Собрание и Правительство страны должны провести ревизию и определиться в этом вопросе.
Важнейшим делом будет выстраивание жизненного варианта схемы управления реализацией Доктрины спорта России.
С практической стороны необходимо сохранить Министерство спорта, наделив его всеми необходимыми полномочиями. За Советом Олимпийцев России (надо создать) оставить контроль, поддержание и обоснование новой идеологии спорта.
Каждый блок Доктрины должен опираться на соответствующее министерство с разработкой плана сотрудничества этих субъектов.
Необходимо в качестве отдельной ветви предусмотреть в концепции Доктрины – Российское детско-юношеское движение. Оно должно иметь свою структуру управления, своих представителей в руководящих спортивных органах страны, свое законодательство с учетом возрастной градации этого контингента.
А пока все большее количество детей 4 – 6 - летнего возраста вовлечены в "перспективную" долголетнюю олимпийскую подготовку, граничащую порой с преступным натаскиванием на результат. Давно известно, что большинство школьников нашей страны страдает от нехватки двигательной активности – при этом бассейны и спортивные секции становятся все менее доступными.
Такой алгоритм надо применить при рассмотрении в составе Доктрины, отдельных её направлений: "Спорт для всех", "Спорт Высших достижений" (Олимпийский спорт), "Детско-юношеский спорт" (спорт для школьников), "Спорт на производстве" (В СССР на заводах и фабриках действовали "Цеха здоровья", обеспечивающие проведение производственной гимнастики, заводских соревнований, работу спортивных секций) и т.д.
Понятно, что мы с Вами предлагаем один из возможных путей поддержки российского спорта, российских спортсменов, российских болельщиков, российских детей и молодежи. И я предлагаю продолжить дискуссию, которая уже давно идет на страницах "Российского Стадиона". Убежден – решение мы найдем, поддержку власти будем иметь.
Победа будет за нами!
И главное. Надо сплотить воедино всех олимпийцев страны. Звание Олимпийского чемпиона – это современный особый титул в мире, без приставки "экс". На него не оказывает свое влияние время.
В советское время мы говорили об олимпийцах, как о "послах мира". Сегодня надо сделать из них "послов спортивного здоровья".
Надо опереться на их понятия о чести, о долге, на их уникальные знания. Знания того, что надо для развития честного, интересного спорта, физкультуры…
Как показала практика развития спорта в современном мире невозможно без активного участия государства. В частности, только государство в состоянии обеспечить и защитить спортсменов, представляющих Россию за рубежом.
Надо вернуть Олимпизму прежний авторитет и любовь широчайших масс болельщиков и почитателей Олимпийских Игр.
Вместо заключения. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно быстрее проснулся русский народ, другие народы России, чтобы у них в душе возродилось чувство своей Родины, свои обязанности перед её будущем, её благополучием.
А Спорт как живой феномен спортивной супердержавы СССР, всегда будет с Вами, наполняя Ваши жизненные силы и делая Вашу жизнь более возвышенной и целеустремленной.
С наилучшими пожеланиями,
Рудольф Незвецкий
Публикаций (18)
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):