Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
"Российский Стадион" продолжает публикацию серии интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке.
Сегодня наш специальный корреспондент ведет беседу с кавалером Олимпийского ордена, Заслуженным работником физической культуры и спорта Российской Федерации Сысоевым Валерием Сергеевичем.
- Валерий Сергеевич, Вам известно, что наше издание участвует в организации диспута, целью которого является обсуждение давно назревшей, как считают многие отраслевые специалисты, проблемы "нужна ли перестройка системе управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением в мире и России"? Какое Ваше мнение по этому вопросу?
- Сразу скажу, что я уже не один год являюсь сторонником того, что проблемы в системе управления спортом существуют. Более того, не так давно, я высказывался по проблемам в олимпийском движении в письме на имя Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина. В связи с чем, я бы хотел в первой части нашего разговора отвечать на вопросы выдержками из этого письма.
- Хорошо. Тогда начнем с особенностей современного этапа развития олимпийского движения. В чем его особенность?
- Современное олимпийское движение основательно шагнуло в сторону огромного шоу с мощным участием мирового бизнеса. Не секрет, что в этом участвует государственный и частный бизнес, осуществляя многомиллиардные вложения. Сам факт подготовки национальных команд, борьба за право проведения Олимпийских игр в той или иной стране, участие в этих процессах руководителей государств, видных политических и общественных деятелей, все это диктует необходимость глубокого переосмысления происходящего и определения путей дальнейшего развития Олимпийского движения.
Огромный размах этих процессов, ровно, как и неуклонно разрастающаяся программа Игр, с явными тенденциями разрастающихся претензий по созданию Олимпийской "Империи", могут привести не только к однополярному развитию Олимпийского движения, но и к элементам возможного присутствия и контроля со стороны теневого бизнеса.
- А, что же в нашей стране?
- Подобного рода явления постепенно проецируются и на национальный уровень. Мы впитываем эти процессы, но, к большому сожалению, активного влияния на формирование стратегии развития этих процессов, их регулирования и контроля не имеем, оставаясь пассивными созерцателями.
Отсутствие наших российских представителей в ряде международных спортивных институтов, недостаточное их участие в управлении международным спортивным движением, ровно как и отсутствие соответствующей национальной программы, приводит к тому, что отдельные наши представители в международных спортивных организациях, в большей мере позиционируют себя их полпредами на территории РФ, а не наоборот.
Россия входит в число стран, расходующих на спорт огромные средства. Внутри страны выстраивается модель с разделением на политиков, представителей бизнеса, менеджеров, тренеров и спортсменов, принимающих участие в развитии спорта высших достижений.
Успехи наших спортсменов на мировой арене, огромный опыт проведения крупнейших международных соревнований, включая чемпионаты мира и Европы, создали безусловный авторитет нашей стране в мире.
Непосредственное участие в этих процессах руководства страны явилось определяющим в предоставлении права на проведение в России зимних Олимпийских играх 2014 года в городе Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 года.
- Что Вы предлагаете делать?
- Все это создает более благоприятную основу для инициативного участия в формировании "будущего" в мировом Олимпийском движении.
Обсуждение подобных вопросов происходят на сессиях МОК, на вновь созданных конференциях "СпортАккорд", с участием представителей спорта, а также мировых и национальных бизнес структур.
Наша страна также инициировала проведение международных спортивных форумов. Вместе с тем, масштабы накопившихся вопросов, их глубина, политическая и социальная составляющие мирового спортивного движения выдвигают необходимость обсуждения этих глобальных проблем в повестке встреч глав мировых государств.
В подготовке и создании базы по изучению, более взвешенному и правильному подходу в решении этих задач, может быть использован не только опыт нашей страны, но и участие видных государственных и политических деятелей других стран.
В основу такой работы могло быть положено проведение первого Ассамблейного заседания Кавалеров Олимпийского Ордена, которым наряду с выдающимися представителями мирового и отечественного спорта, также были удостоены видные государственные и общественные деятели в мире, внесшие свой огромный личный вклад в дело развития спортивного движения.
Вот, собственно, и все о письме! Конечно, проблема, озвученная сегодня, гораздо более глубокая и многогранная – это комплекс проблем.
- Давайте попробуем более конкретно рассмотреть этот проблемный комплекс. В чем его истоки? С чего надо начать, чтобы распутать этот клубок проблем?
- Первое, надо ответить на главный вопрос: кто за что отвечает.
В чьей зоне ответственности находится физическая культура? А она, ее величество, самая главная и лежит в основе всего - это первично!
При современном развитии спорта необходимо четко понимать то, что главная задача государства - это обеспечение здорового образа жизни граждан средствами физической культуры и спорта (ФК и С)!
Орган госуправления (я имею в виду Министерство спорта) осуществляет координацию и формирует социальный заказ страны на формирование политики в области ФК и С, координирует и реализует политику в обеспечении всех слоев населения доступными средствами для занятий ФК и С и инициирует создание соответствующей законодательной и нормативной базы на всех уровнях.
Спортивные федерации России сегодня способны обеспечивать только часть стоящих перед ними задач. Поэтому НОК России (Олимпийский комитет России) должен не содействовать их деятельности как кому-то хочется, а вместе с ними – федерациями - обеспечивать выполнение поставленных задач. Только НОК сегодня распределяет средства внебюджетного финансирования.
Основываясь на выступлении Президента России на Совете по спорту, я понял, что треугольник управления прост:
Это мое видение, моя точка зрения на озвученную выше тему.
Еще раз подчеркну, состояние ФК и С в любой стране - это зеркальное отражение ЭКОНОМИКИ страны. Как только это поймем, а я уверен, что многие это уже понимают, мы сразу из тактических действий страны перейдем в фазу стратегии собственного развития!!!
Кто сегодня в наших документах уполномочен координировать совместную работу на местах? Никто, и это проблема!
Всех проблем в одном разговоре не перечислишь. Тем более, нельзя в одной беседе озвучить необходимые нам сегодня решения уже существующих проблем. Нужно выстроить доступную всем и всегда площадку, на которую эксперты и отраслевые специалисты могли бы выходить тогда, когда они испытывают в этом реальную потребность.
- Валерий Сергеевич, спасибо Вам. Очень рассчитываем на продолжение разговора.
- Спасибо.
***
ИА "Российский Стадион" приглашает специалистов и наших читателей принять участие в их обсуждении.
Публикаций (27)
кавалер Олимпийского ордена, Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):