Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Мастер спорта международного класса по легкой атлетике, судья международной категории, эксперт "Российского Стадиона" Валерий Сунцов рассуждает о построении системы уроков спорта в школах.
***
Готов услышать шквал голосов из администраций школ - да у нас в школе спорт на приоритетном месте по вниманию к нему, да мы проводим школьные Спартакиады, турниры по игровым видам спорта, у нас двери для спорта и не закрывались никогда.
Все так, во многих школах, действительно, спорт на высоком, достойном ему месте в деле воспитания молодого поколения. Но далеко не во всех. И во всех школах спорт и у детей, и у учителей ассоциируется с предметом физкультура или, просто,"физ-ра" (как в расписании, зачастую).
Вот здесь и есть некое умаление, уничижение сильнейшего инструмента воспитания нашего юного поколения, а в некоторых случаях единственного - для коррекции поведения трудных подростков-мальчиков. И воспитания не только их физических качеств, а воспитания во всех проявлениях человеческой сущности и духа.
С детьми в современном мире необходимо говорить ясным, конкретным языком – "будь умным, будь спортивным, будь сильным, занимайся спортом, ходи на спортивные секции и на уроки СПОРТА" (не физкультуры – это для них остаточный принцип, архаика).
Тема замены названия учебного предмета "физкультура" на предмет "спорт" в учебных заведениях уже поднималась мною на дискуссионной площадке "Российского Стадиона". Многие коллеги откликались и комментировали эту проблему. Но, важен же результат. Важно решение не только людей, но и ведомств. Решение тех, кто эти изменения может воплотить в жизнь. Возможно, для них это вообще не предмет дискурса, к сожалению.
Предлагалось включить в итоговую резолюцию недавно прошедшего первого Всероссийского он-лайн конгресса преподавателей предмета "физическая культура" пункт с результатами обсуждения этого предложения, с целью внесения его в Министерство образования и науки РФ. Не включили. Действительность же такова, что сама расставляет акценты. Смотрите, что происходит. Сегодня прошла информация о подготовленном решении внедрения программы "Биатлон в школу" в гимназии и колледжи. А месяцем ранее "Российский Стадион" информировал о том, что Министерством образования и науки РФ уже принято решение о проведении третьего урока физкультуры в школах, как урока футбола. Именно так – урок футбола.
В течение нескольких лет уже функционируют школьные волейбольные и баскетбольные лиги. То есть, спорт уже не только просится, но и живет в школе. Так почему же не пойти ему навстречу и начать говорить в школе на одном языке – языке спорта. Да, школьного, любительского - но спорта.
Необходимо выстроить понятную систему уроков спорта в школах – по общероссийской программе, давать базовые навыки и знания в рамках 2-х уроков спорта в неделю, а направление третьего урока спорта школа вправе выбрать сама, защитив программу в региональном органе образования. Более того, если направление защищено, и оно пользуется популярностью у учащихся, есть спортивный рост, то и в рамках обязательных, двухразовых в неделю уроков спорта допустить делать уклон на выбранное школой направление.
Вот тогда в стране могут появиться многочисленные точки роста в различных видах спорта, а не только в футболе и биатлоне. Почему бы, например, в Республике Коми не проводить уроки лыжного спорта, в Краснодарском крае уроки легкой атлетики, в Ростовской области уроки гандбола, в Екатеринбурге уроки волейбола, в Махачкале уроки спортивной борьбы и т.д.
И не надо будет придумывать общероссийские программы внедрения всех видов спорта во все школы - они там будут развиваться по факту. Разные. Не следует все школы страны "причесывать под одну гребенку", путь будет культивироваться вся гамма видов спорта – в каждом регионе свои пригодные условия, свои спортивные традиции, своя материальная база, весьма различающаяся по стране.
Вот тогда задача подготовки спортивного резерва будет реализовываться системно уже со школьной скамьи и в большинстве видов спорта сразу. Подающие надежды учащиеся, проявившиеся на уроках спорта, будут зачисляться в детские спортивные школы с более точным выбором вида спорта.
Эти изменения не требуют финансовых затрат, все учебники и методички остаются в работе, названия дипломов педагогов останутся в силе, как и понятия "физическое развитие", "физические данные", "физическое совершенство" и т.д.
А вот весьма расплывчатые по смыслу и, мало что объясняющие понятия "физкультура", "физрук", "физкультурное мероприятие" постепенно должны быть выведены из речевого и официального оборота. Им, в некотором смысле, уже придается даже унизительный оттенок, как это сделано, возможно, неосознанно, в письме футболистов одного известного футбольного клуба в адрес главного тренера команды страны С.С. Черчесова, после его критики одного из игроков клуба, где тренер главной команды страны назван "физруком".
Неужели этого заслужили наши педагоги в школах, которые в любую погоду, в любых материальных условиях каждый день знакомят детей с прекрасным, огромным миром спорта?
Следует успевать за меняющимся миром.
Урок спорта и тренер-преподаватель по спорту в школе - это ясно, понятно и современно.
Валерий Сунцов
Публикаций (9)
Мастер спорта международного класса (легкая атлетика, ходьба 50 км). Судья международной категории.
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):