Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Статья спортивного функционера, члена союза журналистов России, члена союза писателей России Рудольфа Незвецкого "Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта" побудила эксперта "Российского Стадиона", мастера спорта международного класса, судью международной категории Валерия Сунцова продолжить исследование по теме анализа состояния детско-юношеского спорта в России.
***
Рудольф Незвецкий побудил меня продолжить исследование по заданной теме. Спасибо ему за его публикации.
Считаю, что мои рассуждения будут полезны для тех, кто принимает решения.
Завершить картину плачевного состояния управляемости и эффективности сегодняшней системы детско-юношеского спорта в стране можно анализом официальной статистической информации, размещенной в открытом доступе на сайте Минспорта РФ, а именно – ежегодными отчетами 5ФК.
Можно по разному относиться к статистике, но по этому массиву информации определенные выводы делать можно в любом случае. Собственно, статистика и собирается для того, чтобы на ее основе делать выводы и принимать управленческие решения.
Такое впечатление, что эту статистику в нашей сфере для этой цели и не используют, а только ее медальную часть - для публики и начальства. Ниже приведенные данные, сформированы полностью на основе статотчетов 5ФК 2011-2019 годов.
О чем же говорят цифры статистики?
Количество занимающихся по годам (чел.): 2011-3331847, 2012-3111360, 2013-3141906, 2014-3278948, 2015-3307519, 2016-3269341, 2017-3290629, 2018-3232574, 2019 -3221023.
Количество тренеров по годам (чел.): 2011–101942, 2012 - 94644, 2013 – 94377, 2014 - 99250, 2015 - 98039, 2016 – 95848, 2017 – 95229, 2018 – 93889, 2019 – 94188.
Количество административных работников по годам (чел.): 2011-34151, 2012-50076, 2013-54540, 2014-130973, 2015-138158, 2016-137582, 2017-139543, 2018-143505, 2019-151448.
Количество прочих работников (из числа административных) по годам (чел.): 2011- 10355, 2012-16747, 2013-20729, 2014-70596, 2015-77313, 2016 -80594, 2017- 83606, 2018 - 85550, 2019 – 90083.
Количество организаций / количество разновидностей спортивных организаций по годам: 2011-5132/3, 2012-4836/2, 2013-4829/2, 2014-5171/5, 2015-5084/5, 2016-5036 /8, 2017-5020/8, 2018-4978/8, 2019-4985/8.
Вырисовывается удивительная картина. Почти 10 лет в стране примерно одинаковое количество занимающихся среди детей и юношества, чуть более 3 млн. Небольшой спад (вообще-то, 110 824 человек) с 2011 года, возможно, вписывается в падающие цифры по общей демографии.
С количеством тренеров похожая картина - спад на 7754 человек. Их в 2019 году было 94188. Да и количество ДЮСШ, СДЮСШОР, СШ, УОР, ЦОП, ДЮК и т.д., относительно стабильно - около 5000.
А вот количество административных работников и в их числе прочих работников (так и записан этот показатель – "прочие работники") за этот же временной период стремительно возросло - в разы. Административных работников стало больше почти в 5 раз, а прочих работников– почти в 10 раз!?
Возникают вопросы - кто это и чем они занимаются? Чем обусловлен такой рост? Допускаю, что материальная база ДЮСШ улучшилась, следовательно, стало больше работников обслуживающих спортивные объекты. Отчасти, это так – наследие Олимпиады, Универсиады и т.д. Но, работая в муниципальной сельской ДЮСШ, утверждаю – в нашей ДЮСШ материальная база с 2011 года не изменилась, вообще.
Как был стадион с асфальтовым покрытием дорожек и без инвентаря, так и остался, как была лыжная база с десятком изношенных лыж и не достроенной лыжероллерной трассой, так и есть сейчас.
Думаю, что если где-то и улучшилось обеспечение, но в целом по стране улучшение не может быть в 5-10 раз. Возможно, в числе прочих работников появились системные администраторы компьютерных сетей – это веление времени, юристы - при столь противоречивой, объемной юридической базе без них трудно директорам и завучам, но не в десять же раз их стало больше.
Допускаю, что появились специалисты в части использования информационных технологий, пиара, связей со СМИ - у нас это принято. А по сути, лавинообразное увеличение количества административных работников это и есть источник бумажного вала отчетов, планов, планов на планы, запросов, проверок и т.д., захлестнувших ДЮСШ и их тренеров.
Надо же как-то оправдывать свои зарплаты и изображать деятельность.
Я неоднократно высказывался о том, что необходимо убирать избыточное администрирование системы спортивных организаций, уменьшать количество разновидностей и типов спортивных организаций. Необходимо оптимизировать российское законодательство в сфере спорта, оставив, по факту, один основополагающий федеральный закон –закон "О спорте в Российской Федерации", который бы регулировал все правоотношения в спорте. И, возможно, еще не более 2-3 сопутствующих закона, продолжающих основной.
Необходимо "ампутировать" присосавшуюся к детско-юношескому спорту бюрократию, которая под лозунгами "подготовки олимпийского резерва для страны" и "вытаскивания детей из улицы и подворотни", фактически, стала тормозом развития спорта среди детей и юношества.
Главное в системе детско-юношеского спорта, да и взрослого тоже это тандем тренер и его воспитанник, все остальное вторично. Создадим условия для прогрессирования это тандема, обеспечим творческую и свободную среду для его созидания, а именно достойную зарплату и возможность тренироваться на современных тренировочных базах.
Предоставим доступ к передовому инвентарю, экипировке, а также возможности восстановления - будет результат!
В.Сунцов
Публикаций (9)
Мастер спорта международного класса (легкая атлетика, ходьба 50 км). Судья международной категории.
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):