Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Договоренность премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента Международного олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха об отсрочке Олимпийских игр-2020 в Токио на лето 2021 года, с учетом нынешней ситуации с коронавирусом, следовало ожидать, хотя, естественно, далось это очень тяжело. Уж больно много вложено и средств, и энергии, и всего прочего в их организацию. Японцам можно только глубоко посочувствовать. Серьезный удар после перенесенного землетрясения несколько лет назад в Фукуоке, а следом и в Осаке. Олимпиада должна была послужить еще большему сплочению нации, продемонстрировать несгибаемость, силу японского духа и, конечно, размах творческой и передовой технологической мысли. Ну и, конечно, справедливо рассчитывали "отбить" с избытком затраченное и остаться в солидной прибыли.
Не знаю, отыщется ли окно для Игр в следующем году из-за заранее сформированного всеми спортивными структурами календаря, он довольно плотный. Все-таки не сняты с повестки дня квалификационные турниры со строгим отбором участников, и таких соревнований предостаточно, когда их провести, если эпидемия, не дай бог, затянется? А еще добавились мировое первенство по водным видам спорта в Фукуоке и чемпионат Европы по футболу, вызывающий, как и мундиаль, не менее, а то подчас и более повышенный интерес, нежели Олимпиада в нынешнем ее виде и с нынешней программой. Более реально – в 2022-м, но, опять же, это дискуссионный вопрос, вопрос согласования МОК (и, наверное, МПК, Паралимпиада ведь тоже отодвигается) с национальными олимпийскими и паралимпийскими комитетами.
Во что в любом случае этот перенос выльется, при том, что надо продолжать вести планомерную подготовку, пусть и с внесенными из-за форс-мажорных обстоятельств коррективами?
Если для нас, то перескажу, о чем писал в предыдущем материале, предчувствуя перенос. Мы, используя это время, обязательно должны привести в полный порядок все то, что послужило причиной грозящей отечественному спорту четырехлетней дисквалификации, выполнив предъявленные требования, разумеется, те, которые считаем обоснованными. Необходимым представляется оптимизация управления всей этой социально важной отраслью. Да еще будет время для тщательного изучения выпущенного Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) нового руководства и новой стратегии допинг-контроля, которые надо знать назубок и строго соблюдать, чтобы, как порой случается с нашими спортсменами, не попасть опять в неприятное положение, прикрываясь отговорками.
И всё это совершенно независимо от того, состоится ли решение об отстранении России после рассмотрения дела РУСАДА против WADA в CAS, назначенное на конец мая.
Первоначально, как известно, слушание планировалось на месяц раньше, на стыке апреля и мая, однако сейчас в принципе это не столь важно, более того, кажется даже, если проанализировать, выгоднее для нас. Чем черт не шутит: вся эта ситуация с переносом даты Игр в Токио может сыграть нам на руку, ибо может развязать … руки колеблющемуся в выносе окончательного вердикта CAS. Вдруг дело примет совершенно неожиданный поворот. Чтобы не накалять обстановку, чтобы надолго не лишать мировое спортивное и олимпийское/ паралимпийское движение активного присутствия одной из самых мощных держав, коей является Россия, Спортивный арбитражный суд в Лозанне вздохнет свободнее и сочтет 1 год достаточным сроком для наказания. Учитывая, что немало уже сделано в стране и продолжает делаться для преодоления негативных явлений. Да и просто хочется верить, что в CAS заседают разумные люди.
Если не сработает этот вариант, вдруг сработает, не исключено, иной: CAS откладывает на некий период вынос решения, скажем, до конца 2020 года или весны 2021-го. Однако, занимая выжидательную позицию, он разрешает или рекомендует на усмотрение международных федераций допустить россиян к отборочным состязаниям, если они состоятся, в качестве нейтральных спортсменов - в тех видах, где действует это условие.
А мы тем временем готовим в CAS апелляцию на отмену дисквалификации. Впрочем, не будем гадать на кофейной гуще, а сошлемся на то, что все в мире течет и изменяется, не стоит на месте.
За это время, пусть даже короткое, год, может произойти что угодно и в мировом спортивном и олимпийском движении. И, наверное, оно уже подвергнулось бы определенной реконструкции, если бы были восприняты, и хотя бы частично реализованы, те идеи, которые прозвучали пять лет назад в Сочи на конвенции "СпортАккорда".
Тогда, пожалуй, впервые , констатировалось, что над этим самым движением нависает угроза впасть в кризис, возможно, даже глубокий. Что оно переживает нелегкие времена, пребывает на распутье, как некогда былинные герои. Налево пойдешь, направо пойдешь…Только круг героев расширился, нежели на известной картине Васнецова.
Вопрос только – кто самый главный среди них? Например, МОК или WADA? А за ним - действительно ли МОК контролирует, управляет в полной мере процессом, обозначенным в Олимпийской хартии, держит ли руку на пульсе справедливости и разума или в своих поступках порой поддается политическому и прочему влиянию со стороны. Со стороны, скажем, того же WADA вкупе с CAS и разного рода комиссиями, откуда подчас слышны голоса, что Мир и Россия по известным причинам, мол, несовместимы в одной олимпийской и прочей упряжке. Не обошел стороной этот вопрос и Международный паралимпийский комитет (МПК).
На том сборе в Сочи, в присутствии руководства практически всех национальных и мировых спортивных структур, г-н Мариус Визер, глава в ту пору "СпортАккорда", высказал ряд предложений по реформированию, реорганизации мировой спортивной системы. Они казались вполне обоснованными, однако были встречены с недоверием, а то и наткнулись на откровенно острые штыки критики. А жизнь показала: предложения-то дельные, и уж точно не противоречат тому, чем занимается МОК вместе с международными федерациями по видам спорта (МСО), наоборот, дополняют и расширяют эту деятельность.
Сообразуясь с течением и велением времени, "СпортАккорд", отнюдь не пытаясь претендовать на главенствующую роль в мировом спорте, вместе с тем старается несколько революционизировать (но не устраивать революции) процесс его дальнейшего развития. Что, естественно, требует большей открытости и взаимопонимания в работе с теми же МОК, МПК и МСО. И это вполне объяснимо. Даже таким влиятельным, с давними и богатыми традициями организациям не осилить, не переварить тот постоянно растущий объем и диапазон задач, стоящих перед ними. В этой ситуации "СпортАккорд" намерен часть этой нагрузки взвалить на себя и ищет оптимальные пути, как это лучше сделать.
Это не построение амбициозных планов, а как раз реакция на то, что спортивный мир не стоит на месте, обогащается новинками, соответствующими, прежде всего, тяге и вкусу молодежи, что нельзя не учитывать. Втиснуть их разом все в неохотно идущие на изменение программы Олимпиады не получится, хотя программы и обновляются, как должно было быть в Токио. И вот здесь "СпортАккорд" готов прийти на выручку, взяться за проведение больших комплексных мероприятий, скажем, Всемирного фестиваля единоборств, Всемирных интеллектуальных игр, Всемирных комплексных игр по неолимпийским и национальным дисциплинам, а еще вот и Глобальных игр. Как ответ на запрос подрастающего поколения.
Что в этом плохого, что инициатива наказуема? А она представляется и своевременной, и разумной, и никак не выглядит как противостояние, конкуренция тому же МОК, нарушение его монополии, альтернатива Олимпийским играм.
Зададимся здесь очередным вопросом: при том, что шторм основательно трясет мировой спорт, что инициативы "СпортАккорда" вполне приемлемы, если не поддаваться эмоциям, а трезво оценивать ситуацию. Хотят ли подобной перестройки в мировой главенствующей спортивной организации? Как тут не вспомнить слова Владимира Путина, что любые конфронтации, неумение и нежелание слышать друг друга реально угрожают единству мирового спортивного и олимпийского движения.
В общем, что возьмет верх: перестраховка или здравый смысл?
Сейчас, когда перенос Игр подтвержден, наверное, целесообразно собрать вече с участием всех заинтересованных организаций, задействованных в сфере профессионального и любительского спорта – МОК, МПК, МСО, НОКи, WADA, CAS, руководителей национальных антидопинговых агентств и т.д. и обсудить, как жить дальше, в каком направлении, какими новыми путями развиваться, совершенствоваться этой важнейшей области человеческого бытия. Как вывести спорт из кризиса, как удержать падающий интерес к Олимпиадам – а причин тому немало.
Какая-то часть непосредственно касается России. Нагнетаемое в отношении ее сверх всякой меры и порядочности отторжение, обвинение во всех смертных грехах, самим оставаясь – отношу сие к особо усердным критиканам - идеально чистенькими, незапятнанными, с разного рода набором терапевтических заключений и справок, рассованных по карманам модных спортивных одеяний.
Поддержит ли эту идею МОК в условиях, как подчеркивает известный специалист в области международного спортивного сотрудничества Леонид Мирошниченко, стогнации олимпийского движения. Сейчас в МОК, как воздух, нужны люди, дышащие современными взглядами, теми, что присущи ныне молодому поколению, не обремененные тяжестью понятий дней минувших.
Безусловно, в МОК есть люди в возрасте с прогрессивными идеями и новизной в видении ситуации, но есть и такие аксакалы, VIP-князья, бароны, прочие важные особы, от которых (возможно, и ошибаюсь) вряд ли стоит ждать коренных реформ, свежих мыслей. Одним словом, "прозаседавшиеся" по Маяковскому, и будут прозаседать и дальше, пока не поменяется система избрания. Им-то перемены ни к чему, им и так долгие годы хорошо.
А вот каково спорту?
Публикаций (228)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):