Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Сколько событий разом захлестнули нас – и все по нарастающей. Американские выборы и выборы белорусские и молдавские, волнения в той же Белоруссии и далеком Перу, Франция с Австрией, переживающие атаки террористов одиночек, разразившаяся война на Кавказе между двумя некогда братскими республиками бывшей единой страны, которую лишь вмешательство российских миротворцев смогло остановить. И это далеко не все. Мир трясет, и эта тряска, в отличие от наблюдений Джона Рида, никак не укладывается в те его революционные 10 дней октября семнадцатого года.
А над всем этим – зловещая пандемия, не щадящая никого, и вряд ли кто сегодня даже приблизительно возьмется сказать, когда она отступит, накатится ли за второй волной следующая, или, в конце концов, ее утихомирит вакцина, разработкой которой заняты самые светлые умы медицины и вирусологии.
Подверженной – и еще в какой степени! – коронавирусу оказалась и вся планетарная спортивная жизнь. Нет, она окончательно не затормозилась, но скорее теплится, несмотря на все усилия ее как-то приободрить.
Международный – на годы вперед - соревновательный календарь исковеркан полностью. Япония в жутком волнении, Олимпийские игры перенесены на следующее лето, но окажется ли оно олимпийским? Томас Бах, которому точно не позавидуешь, обещает вакцинировать всех участников, с новым японским премьером и мэром столицы обсуждает даже возможность допуска зрителей на трибуны и все другое, что связано с безопасностью.
А если? А вдруг?.. Проклятая болезнь не дает никаких гарантий своего скорого исчезновения, и здесь совершенно не тот случай, когда риск – благородное дело.
Он, риск, проявил себя уже в том, что, если возвратиться к международному календарю, то большинство запланированных официальных турниров уровня мировых чемпионатов и Кубков мира, отборов к Токио-2020 так и не состоялись, отменены или перенесены на неопределенный срок, и в основном всё ограничилось редкими второстепенными стартами и континентальными первенствами, как, скажем, недавнее у велосипедистов-трековиков в болгарском Пловдиве, правда, они решились и на мировой сбор в Италии, однако только созвали на него сеньоров.
Кто старается по мере возможностей оживить увядающую спортивную жизнь, так это профи бойцы/боксеры по правилам и без оных, да игровики – и им, хоккеистам, баскетболистам, мастерам ручного мяча, теннисистам с "Мастерс" в Лондоне (о футболе отдельно), большое спасибо, не дают скучать дома у телевизора особенно тем, кому 65+.
Но на разогрев – и не только для этой категории спасающей от пандемии граждан, - даже более, чем разогрев, было нашенское фигурное катание. Кому – "Ледниковый период", где кое- кого из первоначально практически неумех именитые ветераны изящных кружев на льду выводили в достойные партнеры, однако большинство все-таки были погружены в этапы российского Кубка.
Но снова "но", а с ним, возможно, ошибаюсь, погружение не в соперничество в парном катании с танцами и у мужчин, а исключительно в женскую дуэль; она привлекала не вкусом и сочным ароматом смородины, малины, ежевики, какие еще есть ягоды, а запахом "клубнички". Беру в кавычки, поскольку тут сводилось еще и к "жареному" - жесткой конкуренции двух тренеров, сопровождавшейся далеко не любезным обменом мнениями и соответствующей реакцией окружения с вопросом: действительно ли один увел фигуристок - звезд у другой, либо это был добровольный выбор самих юных дарований, и в чем тогда, где кроется истинная причина подобного шага, принесет ли дорожка из них дополнительные баллы?
А мы же в любом случае зададимся иным вопросом: на пользу ли произошедшие отечественному фигурному катанию в самом ударном его виде, и вспомним в авторском исполнении давнишние слова Станислава Алексеевича Жука о тренерской солидарности, за которыми стояло неприятие подобной ситуации, если только она, ситуация, не являлась следствием неких форс-мажорных обстоятельств. Возникла ли именно такая сейчас – не ведаю. Зато вижу нервозность, не позволившую никому из этих чудо девушек чисто, без помарок, откатать свои программы. Посмотрим, как все сложится на очередном этапе Кубка и чемпионате России.
А что с отдельно выделенным футболом? Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я как-то не очень воспринимаю матчи Лиги наций для европейских сборных, разве что бенефис испанцев в споре с немцами сгладил реакцию. Угнетают пустые трибуны и гробовая тишина, лишь изредка нарушаемая возгласами официальных лиц и допущенной прессы. Нет выплеска собственных эмоций в унисон с реальной болельщицкой. Понимаю необходимость подобных мер - но полностью принять не могу. Не переборщили ли в УЕФА с явной перестраховкой, этим полным отлучением фанов, футбол без них – это не футбол, выхолощено главное – зрелище. Уверен, и самим действующим лицам на поле, мягко говоря, непривычно, не по себе, когда никто не реагирует на их действия, красоту и остроту комбинаций (опять же сошлюсь на испанцев в Севилье), забитые голы, подчас голы шедевры.
Наверное, в другом случае, увлеченный игрой наших с турками, переживая за наших, не искал бы после ее завершения некоего подтекста: судья с его ошибочными решениями, повлиявшими на итог встречи, был из страны, с которой у нас ныне далеко не лучшие, сложные отношения… Политика? Вряд ли. Скорее недостаточная для подобного турнира квалификация арбитра, стоившая нам незаслуженного поражения. Предпринятая УЕФА смена польской бригады рефери на британскую в следующем поединке россиян с сербами – очевидно, продиктована этим обстоятельством. Что, впрочем, не спасло нашу команду. Белградский кошмар – 0:5 – и провальный сезон для сборной, хуже которого не придумаешь.
И каково было президенту Российского футбольного союза Александру Дюкову, который уже как председатель правления "Газпром нефти" вместе с президентом Сербии Александром Вучичем в этот же день на нефтеперерабатывающем заводе в Панчево открывали в торжественной обстановке комплекс "Глубокая переработка". Уж точно г-ну Дюкову не позавидуешь, а лишь посочувствуешь, глубокая переработка требуется, очевидно, всей системе подготовки кадров для отечественного футбола, причем не только игроков, начиная с детского возраста; да и, наверное, состояние всего футбольного хозяйства нуждается в переработке. Выход в восьмерку на чемпионате мира-2018 (согласитесь или нет, авторское личное мнение - при определенном везении и далеко не совершенной игре будущих заслуженных мастеров) - не убаюкал ли, что у нас все нормально. Ан, нет оказалось.
Сказанное само собой отношу к родному чемпионату. Да, в отличие от Лиги наций, он – по определенной квоте - при зрителях. Полюбопытствовать бы об их впечатлениях, но незадача – удерживает дома 65+, а потому сошлюсь здесь на мнение моего давнего товарища и прекрасного в прошлом футболиста Николая Алексеевича Маношина, а заодно напомню о знаменитой торпедовской связке полузащитников Маношин – Валерий Воронин. Оба высокие, поджарые, красавцы на поле и вне его, что не обходилось без пристального женского взгляда. Маношин еще не упускал возможности играть в заводском оркестре, особенно после выигранных матчей. А какие партнеры - Валентин Иванов, Слава Метревели, Геннадий Гусаров, Борис Батанов, Валентин Денисов… Какие технари!
- Ты знаешь, Михаил, по большому счету наш чемпионат меня не радует, не волнует. Редко какие матчи захватывают. Мастерства не вижу, техника обращения с мячом подводит, изящных скоростных комбинаций раз, два и обчелся, в обводку не идут, ошибки на второй-третьей передаче, атак на ворота через центр практически нет, через фланги преимущественно… Не хочу дальше, а то примут за старческое ворчание.
Отчего же, если критика справедлива, и на память приходит игра того блестящего столичного "Торпедо", его золотой сезон ровно 60 лет назад, когда выиграли и чемпионат, и Кубок страны, когда практически на каждый свой домашний матч в Лужниках автозаводцы собирали полные трибуны, 100 тысяч зрителей! Из того состава их ныне осталось только четверо: кроме Маношина еще Виктор Шустиков, Алексей Поликанов и живущий в Испании Немесио (Михаил) Посуэло. Поздравим их, с надеждой, что к поздравлениям присоединится нынешнее руководство торпедовского клуба, другие футбольные инстанции. Что еще хочется сделать - персонально поздравить Лидию Гавриловну Иванову, двукратную олимпийскую чемпионку по гимнастике, супругу Валентина Иванова, с которой довелось поработать в союзном Госкомспорте.
Кстати, с финалом Кубка СССР-1960, где торпедовцы благодаря голу Валентина Иванова одолели тбилисское "Динамо", связан эпизод, о котором мало кто знает и который не имеет аналога. Когда соперники приехали в Лужники, оказалось, что из-за сильного снегопада не удастся быстро расчистить поле, и решено было перенести матч на следующий день. Снова возвращаться на сборы, которые так очертели за сезон? Торпедовцы с трудом уговорили тренера Виктора Маслова распустить их по домам, с превеликой неохотой он согласился. На следующий день, ровно за два часа до игры, все в раздевалке примеряли традиционную форму с литером "Т" на белой майке…
Однако пора переходить к другим темам и, в частности, напомнить читателям об одной из важнейших, поднятых на платформе "Российского Стадиона" - об оптимизации управления нашим спортивно-физкультурным движением. Мало того, что она нашла широкий отклик, развернулась длящаяся уже более года дискуссия, порой довольно острая, так еще ныне она перекликается с административной реформой, объявленной на днях премьер-министром Михаилом Мишустиным и призванной быстро и качественно настроить систему госуправления на современный лад, отвечающий нынешним реалиям.
Так что ждем от вас, уважаемые читатели, продолжения анализа работы всех ветвей органов исполнительной власти в части, непосредственно касающейся спортивной, столь социально значимой, отрасли, предложений по улучшению их деятельности. Совершенна ли выстроена по вертикали и горизонтали нынешняя структура управления ею в свете решения стратегических задач по развитию ФКиС до 2024 и 2030 годов, с привлечением к активным занятиям ими сначала более половины населения страны, а затем и 70 процентов.
Все это, естественно, сопряжено с созданием соответствующей инфраструктуры, комфортных условий, начиная от простейших плоскостных сооружений по месту жительства, работы, учебы. Нельзя ограничиваться лишь возведением дворцов спорта и стадионов, хотя и в них есть потребность. В общем, дело государственной значимости, как подчеркивалось в октябре на президентском Совете по ФКиС, а за ним – вместе с улучшением качества жизни и рост населения страны.
Сказанное выше должно стать и непременной заботой и федераций – никто с них не снимал обязанность пропагандировать и развивать массовый спорт наряду с профессиональным, спортом высших достижений. В этой связи, несомненно, важное значение приобретает выбор активных, деятельных президентов этих организаций. Сейчас как раз период подготовки и проведения отчетно-выборных конференций, ситуация с пандемией не позволяет все их провести очно, выручит современная техника связи online. Но в любом случае, думается, не помешают советы, предложения и рекомендации, которыми поделился в ИА "Российский Стадион" известный баскетбольный специалист Михаил Степанов. Их можно объединить несколькими словами: НАСТАЛО ВРЕМЯ КОРЕННЫХ ПЕРЕМЕН.
Разумеется, у каждой федерации свои "заморочки". Очередное появление Шамиля Тарпищева во главе отечественного тенниса вряд ли у кого вызывает сомнение, успехи в этом виде, извините за тавтологию, на виду. Выход Даниила Медведева в полуфинал итогового турнира АТР после победы над сербом Новаком Джоковичем (она случилась в тот же день, когда сборная России по футболу так разгромно проиграла его соотечественникам, и успех Медведева несколько сгладил горечь поражения) – тому подтверждение. И во взаимодействии с международной федерацией у нашей, кажется, все в порядке.
Чего не скажешь о Союзе биатлонистов России, который пока не восстановлен полностью в правах в IBU. Причина известна, те самые пресловутые допинговые нарушения, подчас бездоказательные, которые, однако, продолжают упорно расследоваться. Какой ответ подготовят на эти претензии в СБР, удовлетворит ли он специально созданную в IBU независимую комиссию во главе с британцем Тейлором. Кто забыл – напомню, тем самым господином, возглавлявшим комиссию по соответствию WADA, по чьей воле российский спорт оказался под угрозой четырехлетних санкций.
Но, пожалуй, в наиболее сложном положении пребывает ВФЛА, отлученная вот уже целых пять лет от WA, а потому так ожидаема отчетно-перевыборная конференция наших легкоатлетов, назначенная на 30 ноября. Сделано много по затребованной WA дорожной карте восстановления, выплачены ей огромные деньги (кстати, на платформе "Российского Стадиона" не раз поднимался вопрос, откуда взялась, с какого потолка именно такая гигантская сумма штрафа), приняты другие экстренные меры. Казалось, всё, пора раскрывать ворота возвращения в лоно мировой легкой атлетики, столь долго наглухо закрытые, однако решение вопроса в очередной раз отложено, теперь до марта 2021 года. Новому руководству ВФЛА достанется очень трудная задача с поиском оптимального выхода из этой ситуации, налаживанием контакта с сэром Коэ (еще один британец, какая-то напасть с берегов Туманного Альбиона…) и его командой.
А в заключение еще одна проблема, острейшая, которая самым серьезным образом может затронуть весь наш спорт, повлиять на его ближайшее будущее. Она абзацем выше, в последнем предложении, где говорится о биатлоне.
… Эх, скорее бы Новый год, затопить бы баньку на даче в праздничную ночь и под парок избавиться бы от разных грустных мыслей. Однако боюсь, как бы нам еще раньше не устроил трепку-баньку, поддал жару Банька с прописной теперь буквы, Витольд Банька, нынешний глава WADA.
Нет, непосредственно он уже не может вмешиваться в вердикт CAS, трех его арбитров – австралийца Марка Уильямс (Австралия), итальянца Луиджи Фумагалли (Италия) и француза Хамида Гарави (Франция) по делу РУСАДА против WADA. Однако вряд ли эта тройка судей не знакома с высказыванием г-на Баньки, что допинговый кризис в России стал самым скандальным в истории мирового спорта, и решение WADA в прошлом году было верным. А еще на это заявление наслоилось и другое – известных норвежских биатлонистов братьев Бё. А еще теперь и принятый сенатом США скандальный "Закон Родченкова".
Упомянутое выше решение WADА от 9 декабря 2019 года фактически обозначало четырехлетнюю дисквалификацию российского спорта, лишение наших спортсменов выступать под родным флагом, слышать родной гимн, невозможность проводить у себя официальные турниры и немало чего еще, о чем известно и не хочется повторяться. У РУСАДА отобрали необходимый статус соответствия, а у московской антидопинговой лаборатории международную аккредитацию.
РУСАДА не согласилось с подобным выводом, и его претензии к WADА вынесены были на рассмотрение в Международном арбитражном суде (CAS). Назначенное на конец апреля первое слушание не состоялось, перенесено было на май, затем на июнь, следом на сентябрь, и, наконец, состоялось только 2-5 ноября. То есть, потерян почти год, а ясности нет, и ее предполагают внести лишь к концу декабря.
Что это значит для нас? А то, что при неблагоприятном для России выводе, а он реален при том внешнем нажиме, который испытывают судейская тройка от CAS, санкции в четыре года распространятся не только на Токио, Пекин-2022, но и Париж-2024, ведь отсчет начнется со дня принятия решения. А с ними и возможный запрет на проведение в стране уже заявленных на годы вперед ряда крупнейших соревнований.
Сие неприятное обстоятельство подталкивает к одной крамольной мысли, построенной, как ни огорчительно, на сослагательном наклонении. Она связана с пандемией, переносом Игр в Токио, ломкой календаря соревнований, вообще из-за коронавируса неразберихой в международном спортивном и олимпийском движении. Все это, как ни странно, кажется выгодным для нас, могло бы сыграть нам на руку, если бы мы принесли извинения за допущенные допинговые прегрешения и после решения WADA от 9 декабря 2019 года согласились бы с ним, вернув симпатию всего спортивного мира. Не было бы тогда повторной проверки московской лаборатории, новых претензий к вскрытию допинг-проб, дела биатлониста Логинова и ряда других известных спортсменов и т.д.
Не исключено, чем черт не шутит, дело могло принять совершенно неожиданный поворот, например, развязать руки колеблющемуся в выносе окончательного вердикта CAS. Чтобы не накалять обстановку, чтобы надолго не лишать мировое спортивное и олимпийское/ паралимпийское движение активного присутствия одной из самых мощных держав, коей является Россия, Спортивный арбитражный суд вздохнул бы свободнее и счел, скажем, 1 год, ну полтора, два достаточным сроком для наказания. Как раз до начала Игр в Токио в 2021 годы, если они все-таки состоятся, по крайней мере, до Пекина-2022 точно. Учитывая, что немало уже сделано в стране и продолжает делаться для преодоления негативных явлений.
Действительно, за это время в мире могло произойти и происходит что угодно (об этом в самом первом абзаце); мы же обязательно продолжили приведение нашего спортивного хозяйства в порядок, избавляясь от всего, что послужило причиной отстранения. И заслужив тем самым право на апелляцию, не только на уменьшение срока дисквалификации, а на полную ее отмену. И это ни в коем случае не выглядело бы как шумная просительная акция, что для нас неприемлемо, унизительно. Россия была и есть могучей спортивной державой, без ее участия даже Олимпийские игры снижают свой высокий статус.
Всё так, вот только: если бы, да кабы… Да, к сожалению, история не имеет сослагательное наклонение. Когда тактика действий кажется приемлемой, надо держать в уме, что есть еще и стратегия. Тут проигрывать никак нельзя. И за этим тоже оптимизация системы управления.
Публикаций (228)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (69):
Виды спорта
Комментарии по темам (65):