Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 21.09.2020

Незвецкий: Спортивная стратегия 2009 – 2020. Как она сработала на деле?

Эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий рассуждает об итогах выполнения Спортивной стратегии 2009 – 2020 в РФ

***

Аристотель: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие"

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 60% мирового населения не получают необходимого объема физической нагрузки.

Ученые мира единодушны во мнении, что регулярные занятия физической культурой могут:

  • замедлить ухудшение физического состояния впоследствии старения и физической пассивности;
  • уменьшить склонность к полноте;
  • улучшить функции сердца, двигательных органов и мышц.

Bloomberg составил мировой рейтинг по уровню здоровья населения (февраль, 2019).

Первое место заняла Испания, Россия в этом рейтинге - 97-я из 169 стран.

В мировом рейтинге физической активности Россия находится в районе 50-го места (сверху).

Правительство РФ распоряжением от 24 октября 2002 года (№1507 – р) включило развитие массовой физической культуры и спорта (ФКиС) в число стратегических целей социальной политики государства, что нашло свое отражение в количественном росте государственных расходов и переходе к отраслевому принципу финансирования.

Спортивная деятельность для тех, кто работает – есть, прежде всего, активность во время досуга.

О массовости спорта нельзя говорить до тех пор, пока спортивная активность не станет массовым отдыхом.

Уместно напомнить, что в СССР были такие понятия, как физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа среди населения.

Специалисты многократно указывали на то, что, например, есть Министерство по спорту, но нет государственной системы управления этой деятельности.

Федеральный орган управления фактически утратил управленческие функции как по вертикали, так и по горизонтали. Регионы России "гуляют" сами по себе. Системы нет.

Нет настоящей продуманной и просчитанной федеральной целевой программы (ФЦП), а значит нет реальной организационной, методической, нормативной, юридической и финансовой основы для её реального воплощения в жизнь.

Практически не ведутся глубокие аналитические изыскания в области спорта и спортивной деятельности. А ведь только анализ, выполненный профессионалами своего дела по теме "в чем принципиальные различия между прежней советской и нынешней российской системой физического воспитания" может дать полную картину состояния проблемы управления.

Вот и вошли в печальную историю спортивной отрасли такие, например, казусы, как такой: в 1991 году, когда Госкомитет РСФСР по ФКиС, пытаясь выжить, назвал себя - "Комитет по содействию Олимпийскому движению".

Или такой. Совсем недавно, Минспорта России подписало соглашения о сотрудничестве с регионами, новизна которых в согласовании кандидатур региональных министров спорта. "Это не означает, что мы хотим контролировать, - заявил министр спорта Олег Матыцин, - это для того, чтобы эффективно реализовывать федеральную программу".

На мой взгляд, это не тот путь. Согласование и контроль - это "семечки", а вот разработать всероссийскую программу вывода спорта из нынешнего состояния, встав во главе и организовать её практическое выполнение – это настоящая государственная задача, которую российский народ безусловно поддержал бы.

Поэтому, надо утверждать, а не согласовывать. Согласованием мощную систему не создашь. Нужно формировать федеральную команду единомышленников, способную решать любые задачи нашего непростого времени.

Советский ученый Якобсон еще в 1969 году дал образцовые понятия, связанные с советским спортом. Он различал:

  • массовый или самодеятельный спорт, осуществляемый в целях развлечения, оздоровления и отдыха и целиком относящийся к физической рекреации;
  • учебный спорт, включаемый в государственные программы и осуществляемый в учебно-воспитательных целях (заметим, что школьные программы физического воспитания во всем мире находятся в глубоком кризисе).
  • большой или зрелищный спорт, то есть спортивная деятельность, относящаяся к системе национальных и международных соревнований, ставших одной из "индустрий досуга", экономической областью производства услуг.

В СССР проживало менее 6% жителей Земного шара, а на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы советские спортсмены стабильно завоевывали до 20% медалей.

Эти успехи были обусловлены профессиональной компетенцией тренеров, спортивной одарённостью и трудолюбием спортсменов, и стройной системой подготовки спортивных резервов, обеспечивающей полноценное пополнение сборных команд страны.

Расходы на спорт высших достижений составляли в СССР, примерно, 350 млн. рублей в год или 12% от финансирования отрасли.

По данным Минздравсоцразвития (2008 год) более 80% школьников страдали гиподинамией и вели малоподвижный образ жизни. Доля здоровых детей к этому времени снизилась до 32%.

Допустим здесь свою авторскую ремарку: Уроки физкультуры в наших сегодняшних школах порою и нередко строятся так, что дети на них менее активны, чем во время перемен.

Во всех передовых странах мира один из главных показателей, характеризующих в целом развитие ФиС, - количество населения, занимающегося спортивно-оздоровительной деятельностью.

Именно этот показатель предусмотрен в основополагающих документах в России - Федеральных целевых программах и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

В 2009 году была принята Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года. Сейчас она заканчивается и разрабатываются подходы к новой.

Стратегия развития ФКиС должна была обеспечить, путем напряженной работы, следующие показатели спортивной отрасли: 40% граждан, вовлеченных в спорт, 80% студентов, 20% лиц с ограниченными возможностями, 48% обеспеченности спортивными сооружениями.

В свою очередь это напрямую связано с требованием улучшения учета и использования всех форм занятий ФиС, включая самостоятельные и платные.

Однако, самостоятельно занимающиеся ФиС сегодня никак не учитываются в существующих официальных статистических наблюдениях, а занимающиеся на платной основе учитываются лишь только частично.

В первые два года действия "Стратегии" в ¾ субъектов РФ такого показателя не было даже запланировано.

К примеру, в основной отчетной статистической форме 1-ФК за 2011 год ("Стратегия" уже два года как работала) были представлены, данные о развитии ФиС в 168,6 тыс. организаций, что составляло всего 3,5% от их общего числа в стране.

Известно, что в советское время первичным звеном организационной структуры ФиС являлись коллективы физической культуры. Именно они предоставляли данные о количестве систематически занимающихся ФиС, в том числе и о занимающихся самостоятельно. Высшей формой таких коллективов были спортивные клубы. Их насчитывалось всего 600 клубов.

В "Стратегии" зафиксировано, что ныне именно спортивные клубы являются первичным организационным звеном. Но их становление далеко не завершено.

Вывод: налицо отсутствие исходных данных о реальном состоянии использования различных форм занятий ФиС, что не позволяет руководящему составу спортивной отрасли поддерживать процесс улучшения управления развитием ФиС в стране.

Добавим, что само привлечение населения к занятиям ФКиС не является самоцелью, главное – каковы результаты спортивно-оздоровительной деятельности.

Явные "прорехи":

- ФЗ-80, действующий в 2007 году не устанавливал гарантий доступности гражданам Российской Федерации услуг, оказываемых в сфере ФКиС и массового спорта, поэтому в бюджете на 2008 – 2010 гг. не было информации об объемах государственной поддержки льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными гражданами, пенсионерами, инвалидами, детьми, учащимися всех категорий.

Другими словами, кто-то умышленно забыл о гарантиях и условиях для простого народа пользоваться спортивной базой, а следующий чиновник, опираясь на отсутствие гарантий в законе, перед своей совестью был совершенно прав - гарантий нет –платите за вход.

Но если чиновник, например, депутат Госдумы, то он по определению должен всегда думать о жизни народа, о его реальном материальном положении. Но видно и к сожалению, в этот момент он запамятовал.

Результат - "условия" для "занятий" создал только мэр Москвы, предписав посаженным под "карантин" москвичам организованно, по-подъездам и в установленные часы, гулять на улице.

- По ФЦП 2006 – 2015 гг. соглашение Россспорта и субъектов Российской Федерации по строительству физкультурно-оздоровительных объектов не содержало обязательств об использовании указанных объектов по назначению.

А если добавить, что земля под спортивными сооружениями по московскому кадастру стала стоить немерено, тут же появились бизнесмены с предложением, например, имеющийся стадион снести и построить - да, да, но уже не стадион.

Так, с одной стороны, государство выделяло бюджетные деньги и, в частности, на строительство физкультурно-оздоровительных сооружений, а с другой стороны ушлые люди поправляли государство.

Недавно Счетная палата указала на типовой пробел основополагающих документов Минспорта:

"Методика расчета одного из основных показателей "доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан", утвержденная Минспортом России, не позволяет достоверно оценить степень его достижения, в связи с отсутствием источников данных выборочного наблюдения состояния здоровья граждан, необходимых для его расчета в физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Несовершенство методики расчета данного показателя создает возможность для манипулирования его значением и не позволяет достоверно оценить степень его выполнения", - говорится в заключении.

В стране практически не проводятся исследования по изучению влияния спортивно-оздоровительной деятельности на человека.

Положения "Стратегии" требуют от органов исполнительной власти субъектов РФ отражать в преломлении к своему региону дух, смысл и конкретные меры работы по Стратегии.

Например, в Стратегии ставится цель - формирование новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в том числе за счет создания сети спортивных клубов.

Но в 76% регионов данный показатель был вообще не предусмотрен, и только в 11% субъектов РФ запланировали своевременно все количественные показатели, предусмотренные в Стратегии.

Наша новая Спортивная доктрина, по-существу, должна быть Декларацией о политике государства в области Спорта, объявляемой народам России и мировому сообществу. В этом документе должны быть конкретно изложены цели, методы, источники финансирования, заложена архитектоника суммарного понятия "Спорт", с учётом культурных традиций, опыта СССР и России. Должна быть сформулирована международная парадигма действий РФ в области мирового спорта; прописана система подготовки и переподготовки кадров в области спорта и физической культуры.

Новая идеология Европы и МОК - это "Спорт Для Всех". Каждый НОК, каждая МСФ должны иметь комиссию "Спорт для всех". Каждый Оргкомитет Олимпийских игр должен разработать и реализовывать в своей стране программу "Спорта для всех".

У нас этим занимается ОКР...

Сегодня проект новой Стратегии подготовлен. Поступило много замечаний и предложений на этот проект.

Обнародован развернутый и профессиональный комментарий. Его автор - профессор Андрей Анатольевич Захаров.

Пользуясь возможностью, вместо своего заключения я буду использовать именно этот комментарий.

"В процессе формирования "Стратегии 2030" неотъемлемым и крайне важным этапом является анализ текущего состояния отрасли. В первую очередь необходимо дать развернутую информацию об итогах реализации "Стратегии 2020". Если анализ будет проведен полноценно, то будет видно, какие проблемы необходимо решать и какие приоритеты государственной политики должны быть определены на период до 2030 года.

Вариант анализа, представленный в проекте Стратегии, дает поверхностное представление о динамике показателей за отчетный период и текущем состоянии отрасли и, практически, не затрагивает крайне острых проблем, стоящих сегодня перед отраслью ФКиС.

Цели "Стратегии 2030" носят предельно общий характер и не позволяют сфокусироваться на объекте государственной отраслевой политики, что, соответственно, не позволяет выделить целевые ориентиры для стратегического планирования.", - пишет профессор Захаров.

Добавлю своё ощущение, основанное на сложном периоде жизни государства Россия и, особенно, его народа, а также на своем многолетнем опыте работы в сфере спорта.

Экономика России переходит от монетаризма к государственному капитализму, следовательно, можно рассчитывать на поддержку промышленности, сельского хозяйства, инвестиции в экономику, а не в ценные бумаги Запада.

Власть сегодня предлагает народу мораль покорности и самопожертвования. При этом, самая бедная категория в России – это российская семья.

Отрасль спорта может и должна показать пример другим.

Надо волевым усилием (Указом Президента) изменить ныне действующую модель управления в отрасли ФКиС. Причина - системы нет, есть горсть правящих организаций, каждая из которых не наделена и не имеет юридических полномочий работать на пользу дела.

Не беря на вооружение опыт разрушителей СССР, но опираясь на практический опыт работы Госкомспорта СССР, необходимо возродить в экспериментальном порядке (сроком на 3-5лет) полномочный орган во главе спортивной отрасли (со всеми мысленными и немыслимыми полномочиями). Именно он должен связать все ниточки в единую систему, избавить нашу отрасль от некомпетентных людей, создать полноценный и полнокровный рабочий коллектив спортивной отрасли.

Вновь созданный высший орган управления спортивной отрасли должен крепко дружить с ОКР - за ним должна быть сила и мощь олимпийской семьи России, громадная армия болельщиков спорта, подрастающее поколение, жаждущее настоящей осмысленной жизни в родной стране.

Обращаюсь к Президенту страны Владимиру Путину – "В Ваших силах и Вы просто обязаны по своей спортивной закваске, помочь заново родиться нашему отечественному спорту".

Рудольф Незвецкий

См также: "Российский Стадион" инициирует создание движения "За справедливость и равные возможности в спорте и жизни"

Оцените важность темы

Рейтинг: 5 (оценок: 45)
1 2 3 4 5
нет комментариев
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (202)
Рудольф Незвецкий

Публикаций (18)

Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России

12:30 16.11.2020
Продолжаем публикацию мнения спортивного функционера, члена союза журналистов России, члена союза писателей России, эксперта "Российского Стадиона" Рудольфа Незвецкого о детско-юношеском спорте России.
2
12:30 12.11.2020
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий рассуждает о детско-юношеском спорте России.
1
12:30 23.10.2020
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий рассуждает о катастрофе российского спорта.
3
12:30 21.09.2020
Эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий рассуждает об итогах выполнения Спортивной стратегии 2009 – 2020 в РФ
0
1 2 3 4 5

Наши эксперты (202):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (71):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (66):

Реклама:
Наверх