Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 25.02.2026

Александр Войнов: Архитектура доверия: можно ли встроить общественный разум в систему управления спортом? Внеплановый разговор №10

А теперь конкретнее: как перейти от слов к делу?

Коммуникации и обратная связь в спорте должны работать!

Итак, начнем.

Войнов:

Сигналы с полей исчезают. Система их не слышит. Или делает вид, что не слышит.

Если сверху перемен не ждать – можно ли что-то изменить, встроив в архитектуру управления реальные общественные образования? Не формальные, а работающие.

Разум:

Можно. Но при одном условии – если они будут встроены не как украшение фасада, а как элемент контура управления.

Войнов:

То есть?

Разум:

Сегодня общественные советы существуют как витрина.

Они не встроены в цикл: "проблема → анализ → решение → ответственность → контроль исполнения".

Без включения в этот цикл они неизбежно превращаются в дискуссионный клуб.

Войнов:

Но многие скажут: советы уже есть.

Разум:

Есть форма. Нет функции.

Любая конструкция жизнеспособна только тогда, когда у неё есть:
  1. Понятная зона компетенции.
  2. Полномочия.
  3. Механизм обратной связи.
  4. Ответственность за результат.

Если хотя бы одного элемента нет – это декорация.

Войнов:

Вы хотите сказать, что проблема не в людях, а в архитектуре?

Разум:

Именно. Система сегодня не предусматривает обязательного прохождения "общественного фильтра" перед принятием стратегических решений. Совет – консультативный. А значит – необязательный.

Войнов:

Хорошо. Тогда давайте конкретно. Какие требования должны быть к составу такого образования?

Разум:

Три критерия.

1. Профессиональная легитимность

Не статус, не звание, не близость к кабинету.

А подтверждённый опыт практической работы в отрасли не менее 15–20 лет.

2. Репутационная независимость

Член совета не должен быть финансово зависим от решений органа управления, при котором он создан.

3. Экспертная производительность

Не "говорящие головы", а люди, способные готовить аналитические заключения.

Войнов:

То есть не "представители", а специалисты?

Разум:

Совершенно верно. Представительство – это политическая логика. Экспертность – это управленческая логика.

Войнов:

А как сделать так, чтобы они не превратились в очередной закрытый клуб?

Разум:

Нужно изменить принцип работы.

Предлагаю четыре обязательных элемента:
  1. Публичная повестка и протоколы.
  2. Обязательная публикация экспертных заключений.
  3. Право законодательной или нормативной инициативы в пределах компетенции.
  4. Обязательный официальный ответ органа власти на каждое заключение.

Войнов:

Вот это уже интересно.

Вы хотите сказать, что система должна быть обязана реагировать?

Разум:

Да. Без юридически закреплённой обязанности реагирования любое общественное образование бессильно.

Войнов:

А если не реагируют?

Разум:

Тогда автоматически включается следующий уровень – парламентский контроль или контроль Счётной палаты.

Иначе это не архитектура управления, а симуляция диалога.

Войнов:

Вы понимаете, что это серьёзное изменение всей логики?

Разум:

Да. Но без изменения логики мы будем бесконечно обсуждать исчезающие сигналы.

Войнов:

А пример показательный – Совет при Президенте по спорту. Там кого только нет, кроме настоящих специалистов.

Разум:

Проблема не в персоналиях. Проблема в отсутствии критериев формирования.

Нужно закрепить:
– минимальный профессиональный стаж;
– обязательный опыт практического управления в отрасли;
– наличие опубликованных аналитических работ;
– ограничение по числу "номинальных" членов.

Совет – это рабочий инструмент. Если он слишком велик – он неработоспособен.

Войнов:

Вы предлагаете сократить и ужесточить?

Разум:

Сделать компактным и функциональным.
7–9 человек способны принять решение.
30 – способны только выступить.

Войнов:

А что главное в этой новой конструкции?

Разум:

Доверие. Доверие формируется не словами, а процедурами. Если экспертиза обязательна. Если выводы публикуются. Если власть обязана отвечать. Если есть ответственность.

Тогда сигналы не исчезают.

Войнов:

А если говорить стратегически – это реально изменить снизу?

Разум:

Полностью систему – нет. Но можно создать работающую модель на уровне отрасли или федерации.

Если она покажет результат – её будут копировать.

Система меняется не указом. Система меняется примером.

Войнов:

То есть начинать надо с малой модели?

Разум:

Всегда.

Создать:
– независимый экспертный совет отрасли;
– прозрачный регламент работы;
– обязательность реакции;
– ежегодный публичный отчёт.

Если через три года он покажет измеримый эффект – это и будет изменение архитектуры.

Войнов:

Вы уверены, что это не утопия?

Разум:

Утопия – это ждать, что всё изменится само.

Работающая архитектура – это всегда результат чьей-то воли и чьего-то расчёта.

Войнов:

Интересно…

Получается, общественные образования могут быть не декорацией, а элементом контура управления?

Разум:

Да. Если они встроены в цикл "решение–ответственность–контроль". Без этого – это собрание хороших людей. С этим – это инструмент.

Войнов:

Ну что ж…

Похоже, придётся продолжать наши разговоры.

Разум:

Иначе сигналы снова исчезнут.

Объединённое резюме к разговору №10:

Сигналы "с полей" исчезают не потому, что люди плохо говорят, а потому что архитектура управления настроена на игнорирование обратной связи.

Нынешние "общественные советы" часто работают как витрина и алиби: у них нет полномочий, доступа к данным и – главное – нет механизма, который обязывает систему отвечать и исполнять.

Чтобы общественно-экспертные образования реально работали, их нужно встроить в контур управления как обязательный этап: экспертиза → официальная реакция → контроль исполнения. Для этого требуются: жёсткий профессиональный отбор состава, независимость от проверяемого органа, компактность (7–9 человек), публичность протоколов и заключений, право запрашивать документы, право особого мнения, фиксированные сроки ответа и понятная эскалация при игнорировании.

Ключевой вопрос "кто даст жёсткий приказ, чтобы это было встроено" решается так: формально – только тот, кто вправе менять регламенты (руководитель органа управления на своём уровне) или законодатель (если закреплять обязанность реакции и полномочия в норме). На практике система редко вводит такой контроль добровольно, потому что он ограничивает произвол и делает процессы прозрачными. Поэтому реалистичная стратегия – не ждать сверху, а запустить работающую модель "снизу" (регламент + данные + обязательный ответ + публичность + контроль) и довести её до стадии, когда подпись начальника становится неизбежной, потому что есть доказанный эффект и растущая цена игнорирования.

Разговор вел Александр Войнов

См. предисловие к разговорам: https://stadium.ru/reportsandcomments/experts/2145/30-09-2025-aleksandr-voinov-dlya-togo-chtobi-dobratsya-do-istini-nujno-nachinat-govorit-ob-etom?IndexPage=8 .

Все публикации серии размещаются в специально созданном на нашей цифровой платформе "Спортивная Россия" в разделе "Дискуссионный клуб": https://stadium.ru/news/theme/fizkultura-i-sport-optimalna-li-sistema-upravleniya .

Оцените важность темы

Рейтинг: 4,11 (оценок: 18)
1 2 3 4 5
Кеша | 18:38, 11 марта 2026 г. |
Уважаемые коллеги, приглашаю вас на одиннадцатое обсуждение. Все участники уже давно присутствуют.
Вольдемар | 15:53, 11 марта 2026 г. |
Хотелось бы обратиться к г-ну Сунцову. Вы очень складно рассказываете о стартовых взносах на спортивных мероприятиях и соревнованиях. Вашими бы устами да мед пить. Расскажите пожалуйста, как могут формироваться сборные команды субъектов РФ, если в соответствии с субъектовым ЕКП отсутствуют отборочные соревнования в эти команды? Похоже, что они проводятся все по той же схеме, но теперь подпольно и без какой-либо гарантии для здоровья участников. Настоящий тотализатор на уровне всей страны. А теперь вопрос. Кто поставил субъекты РФ в положение «ЗЮ»? Жду Вашего умного ответа. Спасибо.
Б.-С. | 15:29, 11 марта 2026 г. |
Безусловно, я согласен с вами. В 70-е годы в небольшом ЖЭКе я легко организовывал участие детей разных возрастов в турнире «Кожаный мяч». Родители тех, кто не попадал в команды, выражали недовольство и даже с матюками. Сейчас же ситуация в корне изменилась: мой правнук не может найти пару в дыр-дыр. Нам говорят, что это связано с тем, что в нашем обществе наблюдается снижение интереса к физической активности среди детей и подростков. Кроме того, неизбежное закрытие школ также способствует усугублению этой проблемы. Ещё одной серьёзной проблемой, утверждают чиновники, является патовая демографическая ситуация в стране. Из-за сокращения численности населения и увеличения доли иностранных граждан в некоторых регионах даже возникают рассовые сложности с формированием местных спортивных органов управления, клубов, команд и секций. Конечно, что-то надо не мешкая, срочно предпринимать, но что и кто возьмется?
Сергей | 10:48, 11 марта 2026 г. |
Уважаемый Блинов-Сыромятинский и недотепы, блин, физкультурные . Как Вы ерничаете мне очень понравилось. Все было бы смешно если не было бы так грустно. Я проживаю практически в центре Москвы. В ближайшем окружении за последних несколько лет уничтожены три хоккейных площадки (их определили под автостоянки), стадион и две площадки со спортивными тренажерами. Закрыли две общеобразовательных школы и лицей. Спортивные сооружения общеобразовательных учреждений за колючей проволокой. Заниматься на них никому не разрешают. В школах группы продленного дня стали платными. Многие семьи не в состоянии их оплачивать. Поэтому дети оказались на улице. Кого воспитывает улица Вам наверно рассказывать не надо. А Вы все о прекрасном.
Блинов-Сыромятинский | 20:39, 10 марта 2026 г. |
И всё же среда оказывает значительное, блин, влияние на человека, независимо от того, как и насколько активно он занимается физической культурой. Даже если человек временно, скажем уезжает в другие места не столь отдаленные, среда все равно оставляет свой след на его умственном и эмоциональном состоянии. Это, блин, происходит по независящим от него милого обстоятельствам, и Сергей это хорошо, видимо, понимает, а вслед за ним и мы, недотепы, блин, физкультурные.
Сергей | 19:19, 10 марта 2026 г. |
Читаю выступления и диву даюсь. Такое впечатление, что люди как минимум с Марса. Вам вообще то известно, что на развитие физической культуры и спорта в любом государстве влияет социальная среда? Вы сколько бы не говорили слово сахар, во рту от этого слаще не будет. А если положите сахар в рот, то получите соответствующий результат. Посмотрите пожалуйста официальные данные о материальном состоянии населения нашей страны. В этом состоянии можно заниматься физкультурой? Как в народе говорят: «Не до жиру быть бы живу». Опуститесь на землю уважаемые господа.
Олег, завлаб, д.п.н. | 19:06, 9 марта 2026 г. |
Конец 90-х и начало 2000-х годов нанесли серьезный удар по научному потенциалу страны. Сегодняшняя молодежь и сошедшие спортсмены, к сожалению, неохотно выбирают научную карьеру. Мой знакомый сотрудник профильного министерства утверждает, что число научных защит сократилось в разы. Причины этой проблемы многочисленны, и пока не видно эффективных решений, в том числе и по нашему ВНИИФКу. Между тем, уже есть инсайдерская информация по его якобы коренной трансформации. Время покажет.
Открытое письмо ученым ВНИИФКа | 14:38, 9 марта 2026 г. |
Уважаемые коллеги, Отсутствие реакции на сложившуюся ситуацию в сфере спорта вызывает серьёзные опасения. Мы считаем, что такая позиция не только не способствует поддержанию вашего рейтинга, но и может иметь негативные последствия, вплоть до реорганизации или ликвидации учреждения. Уверен, как ведущий научный центр, вы должны оперативно и прозрачно реагировать на все текущие вызовы, чтобы сохранить остатки доверия общественности, научного сообщества и государства. Прошу вас принять активное участие в решении проблем спортивной сферы, продемонстрировать готовность к конструктивному диалогу и совместным действиям. С уважением, Сикорский, ветеран ФКиС РФ
Борис | 12:16, 9 марта 2026 г. |
Профессор абсолютно прав, утверждая, что в области экспертных мнений существует полный хаос. Признаю свою ошибку и понимаю, что даже сурдоперевод не сможет помочь в данной ситуации. Каюсь!
Потап | 10:10, 9 марта 2026 г. |
Василий Иванович Чапаев предпочитал наглядно представлять свои идеи через картошку, вы предпочитаете железки, каждому своё, только стулья ломать не стоит, ладно? Убедительно просим.
Зигмунд, профессор | 9:27, 9 марта 2026 г. |
Уважаемый коллега, поверьте старому нейропсихологу, ситуация, когда даже очень опытным автолюбителям не помогает никакое новое дополнительное объяснение, может быть охарактеризована как состояние, при котором даже использование аллегорий и метафор становится неэффективным. Это явление, батенька, можно рассматривать как проявление определённой формы когнитивного снижения, которое, к сожалению, не поддаётся коррекции.
Дамир Фахриев | 20:45, 8 марта 2026 г. |
Вольдемар, солидарен с вашим дельным предложением и нахожу его весьма интересным. Что по-вашему это может быть? С моей точки зрения, чтобы пассажиры не лезли в управление машиной, нужны прозрачный маршрут с чётко обозначенными остановками, чтобы знать, когда можно покинуть салон и пересесть на другое ТС, либо продолжить пешим шагом, если кого-то что-то не устроит + автопилот (в идеале). Перенося этот образ на ФКиС, единственное, что приходит в голову — это публичная стратегия с ключевыми технологическими вехами, а в качестве автопилота теорретически может служить какое-то ПО на подобие CRM (системы управления отношениями с клиентами), но не CRM, потому что оные — это «полуавтоматичекие коробки передач». Не понаслышке зная, на какой стадии своего развития находится большинство объектов ФКиС, особенно в регионах и тем более районах, могут с уверенностью сказать, что чиновники лишь к пониманию этого придут лет через 10–30 (в зависимости от местности). Пока что они [объекты] — машины конца XX—начала XXI столетия. Для сравнение: мировому автопрому нынче около 150–130 лет, и массовая спутниковая навигация, встроенная в бортовой комьютер, появилась лишь в 2000-х; автопилот с ИИ в своей основе начал распространятся и того позже — каких-то 10–15 лет назад. Феномену ФКиС как явлению в современном виде и производному олимпийского движения 130–120 лет от роду. Впрочем, допускаю, что популяризация ФКиС и все сопутствующее могут пойти по более быстрому сценарию развития, если в мире случится что-то из ряда вон выходящее.
Борис, Офис сурдопереводов, Люберцы | 10:04, 7 марта 2026 г. |
Елена! В случае отсутствия в Вашем бюро прогнозов сотрудника, владеющего жестовым языком, просим Вас обратиться за помощью к нашей организации. Мы располагаем штатом высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить оперативный и профессиональный перевод (надолго и качественно) с любого языка на жестовый и обратно.Дополнительно сообщаем, что в преддверии Международного женского дня 8 Марта наши услуги будут оказаны Вам бесплатно. С наступающим праздником, уважаемая коллега!
Сергей | 21:02, 6 марта 2026 г. |
Елена это вы про куда и за чем? Объясните нам не совсем понимающим.
Елена, синоптик | 17:03, 6 марта 2026 г. |
Итак, весна, господа, март, а с ним и весенние обострения, бывает. Только не стоит ошибаться дверью при выходе в общество, ведь есть помещения и с адекватами, помните об этом, коллеги.
Вольдемар | 15:17, 6 марта 2026 г. |
Сергей я с Вами согласен на 100%. Представьте автомобиль в движении. Система управления у него руль. В автомобиле находится много разных специалистов, и они не очень довольны ни скоростью, ни направлением движения, ни водителем и каждый или все вместе норовят дать совет как вести машину. А то и лезут подергать за руль, чтобы «помочь» в управлении. Не лучше ли внести конструктивные изменения в систему управления автомобилем и не подвергать опасности его пассажиров?
Сергей | 13:44, 6 марта 2026 г. |
Встраивать общественный разум в систему управления спортом считаю, что невозможно и не нужно. А вот изменения системы управления при помощи общественного разума можно рассматривать в различных вариантах, т.к. это один из путей дальнейшего развития ФКиС.
Кромин | 17:52, 1 марта 2026 г. |
Уважаемый Валерий Сунцов, Ваше замечание заслуживает внимания и является обоснованным. Однако данный вопрос уже неоднократно обсуждался Михаилом Дегтярёвым, который подчёркивал, что Единый календарь предоставляется бесплатно, что является важным преимуществом. Это особенно важно в условиях большого количества коммерческих турниров, эффективность которых часто вызывает вопросы. Я же хотел бы обратить внимание на необходимость решения ключевых проблем в управлении физической культурой и спортом.
Сунцов Валерий | 15:24, 27 февраля 2026 г. |
И по конкретике работаем - сколько раз на Российском стадионе и не только писали о недопустимости взимания так называемых стартовых взносов при проведении детских соревнований. С прошлого года этот запрет введен на официальных Всероссийских соревнованиях, правда это не понравилось тем кто такие соревнования проводит и это понятно. Но более важно для социума понимание что брать деньги за право участия во Всероссийских соревнованиях с человека который еще не зарабатывает в силу малолетства, не правильно и не делает чести государству. И это решено. Сейчас то же самое необходимо сделать у себя в регионе, что по сложней идет - бюджет регионального Минспорта слабоват. Так что, спасибо т. Кромин, работаем.
Кромин | 14:19, 27 февраля 2026 г. |
В русском языке существует известная фраза: «Поговорили и разошлись», которая означает пустую трату времени. Уже десятый внеплановый разговор (а сколько было плановых!) не приводит к конкретным результатам. Это происходит потому, что, как сказал Козьма Прутков, «Нельзя обнять необъятное». Мы неоднократно предлагали редакции, в том числе и вам, г-н Сунцов, сосредоточиться на одном или двух конкретных вопросах и работать над ними системно, пока не достигнем результата, независимо от того, сколько времени это займёт. Решение даже небольших задач принесёт пользу и укрепит репутацию наших специалистов и «Российского стадиона».
Сунцов Валерий | 11:12, 27 февраля 2026 г. |
Отличный разговор - в десятку. Другое дело в претворении в жизнь этих принципов управления. И это главное. Собственно говоря Российский стадион это и есть сообщество специалистов с опытом, с независимостью, с умением анализа и т.д., исключая эффектно появляющихся иногда экзотических персонажей. Конечно это не общественный совет, но мы же видим что никакой реакции на то что предлагается на этой площадке остается даже не обсуждаемым во властных структурах, по крайней мере мы не видим никакой реакции, не говоря уж о попытках приглашения к диалогу. Будучи председателем Общественного совета сельского муниципалитета в одном из регионов России на своем опыте убеждаюсь, что принципы взаимодействия власти и общества предлагаемые ИИ абсолютно точны и вневедомственны. Пока единственно что у нас получается - это включение в Повестку работы сессий Совета депутатов района перечня вопросов выработанных Общественным советом района и оформленных письменным обращением. Уже что то. Так что необходимо и дальше на Российском стадионе продолжать и продолжать стучаться в пока закрытую дверь. В конце концов она приоткроется. Цена противостояния очень высока и это будет понятно и тем кто за ней.
Олег | 19:20, 26 февраля 2026 г. |
Автор «Утопии», хотя и принадлежал к высшим слоям государственной элиты, был казнён в Тауэре. Этот случай показывает, как в тот исторический период воспринимались и подавлялись новые концепции. Последующие события подтвердили эту унылую тенденцию, свидетельствуя о том, что радикальные идеи и реформы часто встречают сопротивление .
Савельев | 18:30, 26 февраля 2026 г. |
Весь этот опус утопия. Но в нем все правильно. Были же и есть ряд прекрасных утопических мыслителей и писателей. Но... в нашем государстве веками все устроено по другому, правда до определенного предела кипения. А пока общественная жизнь и гражданское общество подчинено другим обстоятельствам, что с исторической точки зрения разумно и понятно. Слишком большая многонациональная страна с огромными ресурсами, окруженная вековыми врагами с завидущими глазами и мыслями (это не пропаганда , а факт). А что касается спорта и его государевых смотрителей, то как тут неоднократно упоминали , это настоящая серая зона. Минспорт наверное самое гнилое и лицемерное министерство, на фоне других ведомств занимающихся реальными делами. Яркий пример прошлой недели. Со слов ряда руководителей федераций, ЦСП Минспорта внезапно кулуарно и тихо объявило, что прекращается финансирование всероссийских соревнований включенных в ЕКП, даже копеечный наградной материал. На вопросы как так, получали ответ с ухмылкой " так вы же по закону о спорте отвечаете за развитие спорта, вот и развивайте ". Ни извинений, ни сожалений. Картина маслом. Кстати, самое мутная организация в системе это ЦСП и новый руководитель, с реальным геройским прошлым, наверное только сейчас начал понимать подставу.
Дамир Фахриев | 10:28, 26 февраля 2026 г. |
Браво! Особенно понравился вывод о росте цены игнорирования — прям в точку. Вообще же, примерно к таким же умозаключениям пришёл по итогам своего исследования (прошлой осенью публиковал здесь в комментариях ссылку на него), но вам, Александр Сергеевич и редакция, благодарность за то, что тему можете раскрыть и формализовать.
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (203)
Александр Войнов

Публикаций (60)

Президент Некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация центров спортивной информации" (НАЦСИ)

23:07 20.02.2026
Система управления в спорте обязана реагировать на сигналы извне.
16
1 2 3 4 ... 13 14 15

Наши эксперты (203):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Реклама:
Наверх