Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий рассуждает о детско-юношеском спорте России.
***
Сиамские близнецы. Всегда ли можно их разделять?
4 января 1950 года в СССР появились на свет сестры-близнецы Маша и Даша Кривошляповы. Бедные девочки срослись телами под прямым углом друг к другу. У них была общая брюшная полость, таз и три ноги. Они имели одну кровеносную, но разные нервные системы. Это были сиамские близнецы. В то время советские специалисты еще не научились делать сложнейшие операции по разделению сиамских близнецов.
6-ть лет их изучали в институте педиатрии АМН СССР. А дальше была страшная беспросветная жизнь…
Российская школа – колыбель для новых поколений населения страны
Школа – это самая важная функция нашего государства и общества. Это закалочная печь для новых поколений. Это инструмент настройки мальчиков и девочек – завтрашних деятелей России на правильную общенародную волну жизни. Каждая семья с радостью и трепетом отдавала, на протяжении столетий, своих детей в школу.
Именно поэтому сегодня либералы-демагоги так стараются её извратить, лишить главного, лишить того, что она всегда несла детям – образования и воспитания. Как "изящно" выражается Греф, - "знающий, умный человек опасен и не нужен российской системе капиталистических отношений".
Сегодняшний день нашей многострадальной школы
По ходу изложения сделаем одну заметку: государство существует для того, чтобы обеспечить безопасность, защищенность и благополучие каждого гражданина. Только в этом смысле государство имеет какую-то ценность и смысл.
В период 2000 – 2010 годов произошло обвальное снижение числа школ.
В 2000 году в стране насчитывалось 68.804 школы; через десять лет царствования либералов – уже только – 50.793. Эта война против советской школы шла под знаменем "оптимизации".
Главные её жертвы – малокомплектные сельские школы. По данным Счетной палаты за годы такой оптимизации системы образования число сельских школ в Российской Федерации сократилось почти вдвое, а городских – на четверть.
В 2018 году насчитывалось уже 41 349 школ.
В этих школах, практически, до настоящего времени и получает вид на жительство и жизнь детско-юношеский спорт России.
В сфере детско-юношеского спорта постепенно сформировалось два направления – физическое воспитание и спорт в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, и другое – система подготовки спортивного резерва.
До последнего времени учащимся законодательно не было гарантировано возможности бесплатного посещение учебно-тренировочных занятий.
А между тем, "центр" утвердил социальный показатель охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах в 20% от числа детей и подростков в возрасте 6 – 15 лет.
При этом, уместно отметить то, что в 2002 году этот показатель составил 11,8%, при общей численности детей указанного возраста – 20,2 млн. В 2006 году он увеличился до 19,1% при сокращении общей численности детей в стране до 14,2 млн.
Констатируем: ежегодное уменьшение общего количества детей в возрасте 6 – 15 лет, приблизительно, на один млн. с одной стороны положительно повлияло на рост социального показателя, а с другой – негативно сказалось на развитии детско-юношеского спорта.
Налицо многолетнее застарелое несовершенство системы государственной поддержки детско-юношеского спорта и, как следствие, как практический итог - функционирование в качестве единой системы отбора и подготовки спортивного резерва не координируется на федеральном уровне и страдает несовершенством управления на уровне субъектов Российской Федерации.
Насущная практическая задача, размазанная по десятилетиям -это оформление, в том числе и юридически, детско-юношеского спорта, вместе с создаваемым непростым механизмом спортивной подготовки, в качестве отдельной подотрасли российского спорта.
Более десяти лет назад мы вознамерились совершить сложнейшую операцию по разделению сиамских близнецов: физическая культура и физическое воспитание с одной стороны и спортивная подготовка новых поколений олимпийских чемпионов с другой.
Мы выделяем спортивную подготовку, под неё пытаемся сформулировать программу воспитания и формирования новой общности в составе народонаселения РФ – чемпионов с рождения.
А в школе остается, в качестве субъекта дополнительного образования, другое тело – другой организм миллионов российских пацанов и девочек, удел которых довольствоваться целыми "тремя уроками физической культуры". В реальности - хорошо, если в школе есть физкультурный зал, который изначально был рассчитан на один урок для всех 20 классов типовой школы.
Мы завязли с нашей системой управления спортом в общероссийском овраге, носящим название "разграничение полномочий между федеральными органами власти и местными органами государственной власти".
А, к этому прекрасно ложится новая/старая информация: в начале ноября наш премьер Мишустин огласил результаты проверки работы министерств и выяснил (для кого?), что из 2.836 поручений президента почти 2/3 (64%) не были выполнены в срок.
Результат: поле деятельности власти (территория России) сплошь изрезано оврагами межведомственности, и на этом поле редко попадаются ответственные и профессионально подкованные чиновники.
В настоящее время мы достигли пика этого разграничения, а именно: всю первичную, основную работу благополучно, в законодательном порядке, сбросили вниз, в народ. А на федеральном уровне прикрываемся пустыми бумажками с громкими названиями "Стратегия, Концепция, ФЦП" и т. д.
Новые старые законы
2007 год. Выходит, Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ. Он относится к полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на оказание содействия – Р.Н.) развитию детско-юношеского спорта.
Все должны оказывать содействие, а кто же главное командное лицо (организация), которое должно командовать, руководить и отвечать в масштабе страны за становление и развитие отдельно сформированной "спортивной армии" под названием детско-юношеский спорт Российской Федерации.
6 декабря 2011 года родился новый Федеральный закон № 412-ФЗ. В нем впервые было установлено правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта, касающихся юридического рождения "спортивной подготовки", с раскрытием в главе 4 всех основных понятий. В том числе, федеральные стандарты, порядок их разработки и утверждения; права и обязанности спортсменов, организаций, осуществляющих спортивную подготовку и т.д.
Государственная дума 23 ноября 2012 года установила обязанность общероссийских спортивных федераций обеспечивать развитие детско-юношеского спорта, при этом организовывать ежегодно детско-юношеские соревнования по "своим" видам спорта.
И все же, существующее правовое регулирование отношений не может обеспечить функционирование единых подходов и требований к должному развитию детско-юношеского спорта, в частности, к уровню подготовки спортивного резерва.
Как следствие, мы имеем отсутствие единых унифицированных подходов и требований к качеству спортивной подготовки, дублирование функций и нечеткие границы ответственности при взаимодействии "центра" и регионов.
Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 октября 2020 года, в том числе:
- совершенствование понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в том числе уточнение понятий "детско-юношеский спорт" и "спортивная подготовка" в связи с необходимостью учета всех несовершеннолетних граждан, занимающихся спортом;
- разработка концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, ориентированной на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- создание на базе одного из действующих методических центров единого всероссийского межведомственного научно-методического центра детско-юношеского спорта в целях эффективного межведомственного и межуровневого взаимодействия. Определить Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минспорт России учредителями такого научно-методического центра;
- рассмотреть вопрос о проведении в Российской Федерации в ближайшей перспективе Года детско-юношеского спорта для создания дополнительных условий, способствующих достижению национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей":
- разработать при участии высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, заинтересованных органов, организаций и представить для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта проект концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.
- Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации обеспечить подготовку и проведение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему "О развитии детско-юношеского и студенческого спорта".
Этот перечень поручений Владимира Путина выгодно отличается своей полнотой знания самой проблемы детско-юношеского спорта, набором таких форм и методов решения проблем, которые понятны "для запоминания и практической реализации" чиновниками в центре и на местах.
Вспомним: - Указом № 973 от 22 ноября 1993 года президент Б.Н. Ельцин наделил всемерную поддержку физической культуры и спорта статусом приоритетной задачи государства.
В это время лишь двое из десяти мальчиков и девочек, поступавших в первый класс, были практически здоровы.
В 1995 году из почти одного миллиона детских учителей физкультуры – 22% тренеров не имели педагогического образования и лишь у 16,7% было высшее образование.
Заметно ухудшилось положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.
Проблемы и перспективы ДЮСШ. По состоянию на 2009 год.
На 1 января 2009 года в России было 5 062 детско-юношеских учреждений, четверть из которых составляли СДЮСШОР.
Всего обучалось 3 248 097 человек, в том числе: ДЮСШ - 66,6%; СДЮСШОР - 26,8%; ДЮКФП - 6,6%.
В ДЮСШ занимались около 2,2 млн. человек.
Во всех спортивных учреждениях обучалось 20 342 спортсмена-инструктора (фактически спортсмены-профессионалы), в том числе в ДЮСШ – 58,8%; в СДЮСШОР – 39,4%; в ДЮКФП - 6,3%.
При этом, каждый вид спортшколы (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮСШОР) в значительной мере работал по всему спектру задач детско-юношеских учреждений. Другими словами, четкая система взаимоотношений и разграничений в деятельности детско-юношеских спортивных учреждений отсутствовала.
Создание СДЮСШОР должно было изначально базироваться на определенном числе занимающихся в ДЮСШ и ДЮКФП. В среднем, это число составляет 3 432 занимающихся во всех детско-юношеских спортивных учреждениях на одну СДЮСШОР. В субъектах федерации этот разброс составлял в то время почти 70 (!) раз; минимальное количество занимающихся на одну СДЮСШОР составляло 340 чел. (Псковская область), максимальное – 22 952 (Республика Коми).
Еще в конце 2003 года было поручение Президента Путина Госкомспорту и Минобразования проработать вопрос о передаче СДЮСШОР в ведение органов управления Физической культурой и спортом. Но, и в 2009 году этот вопрос еще никак не был решен.
В 2009 году СДЮСШОР находились в ведении администрации муниципального образования, где и денег нет, и задач по подготовке олимпийского резерва также не ставилось. Муниципалитеты изначально должны были отвечать за массовость, а не за мастерство.
Каков выход? Начальство распорядилось перевести все СДЮСШОР на уровень субъектов РФ.
Отметим, что из общего числа заслуженных тренеров России, работавших в системе спортшкол 69,8% работали в СДЮСШОР.
В то же время (2009 год) 37,3% СДЮСШОР не имели своей спортивно-технической базы. Более 70% действующих объектов спорта СДЮСШОР были построены до 1991 года.
В 15-ти субъектах РФ было (в 2009 году) сосредоточено 53,7% спортсооружений всех СДЮСШОР страны. Медленно и неравномерно шла работа по улучшению материально-технической базы СДЮСШОР в период 2006-2009 годов.
С 2008 года, на основание решений Правительства России, началась работа по модернизации системы подготовки спортивного резерва посредством разделения дополнительного образования в области физической культуры и спорта, и спортивной подготовки.
Регионам было поручено провести мероприятия по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки ("Спортивная школа" и "Спортивная школа олимпийского резерва"),в соответствии с федеральными стандартами.
Познакомимся, к примеру, с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "Спортивная гимнастика" от 27.10.2017г. № 935. Его утвердил Минспорт России (Колобков П.А.). При этом был признан утратившим силу приказ Минспорта РФ от 30.08.2013г.
Стандарт этот определяет условия и минимальные требования к "спортивной подготовке" в организациях, осуществляющих "спортивную подготовку" в соответствии с Федеральным законом.
Его п. 7. гласит: - "Образовательные организации, реализующие образовательные программы в области физической культуры и спорта для наиболее перспективных выпускников, могут предоставить возможность прохождения спортивной подготовки на своей базе сроком до 4-х лет (до 10% от количества лиц, проходящих спортивную подготовку)".
Вместе с тем, Часть 2 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ устанавливает, что профессиональная образовательная организация, не проводящая подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, не подпадает под статус организаций, осуществляющих спортивную подготовку и, соответственно, не может непосредственно реализовывать программы спортивной подготовки.
Два документа, сталкивающие лбами две различные точки зрения. И это только один пример.
Целями новых спортивных школ будут являться сохранение и развитие спортивного резерва, создание условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня.
Рудольф Незвецкий
Читайте продолжение 16.11.2020 !
Публикаций (18)
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России
Комментарии по видам спорта (69):
Виды спорта
Комментарии по темам (65):