Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Владимир Федорович Славский продолжает тему "Российского Стадиона" по оценке оптимальности сегодняшней системы управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением:
- Если продолжать тему о системе развития спортивным движением в России, то я бы хотел вернуться к словам, высказанным мною в предыдущей статье под девизом - "необходим прочный фундамент" на котором необходимо возвести дом".
При этом очень важно не допустить новых промахов и избавиться от допущенных ошибок, которые уже прилично затормозили развитие спортивного движения в России. И законодательная прерогатива в данном вопросе принадлежит Комитету по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации.
Ведь именно они и должны предложить проекты или основу для обсуждения. А так, общественники- инициаторы данной дискуссии "Российского Стадиона" будут "сотрясать воздух" и в ответ из - за кулис получать от отвечающих за эти направления только усмешки и критику.
Но тем не менее, я позволю себе высказать мысль о том, что ещё не поздно вернуться к опыту работы спортивных организаций в СССР и многое возродить.
В СССР работала система, которая совершенствовалась из года в год и действительно была лучшей в мире. В то время в Российской Федерации за спортивное и олимпийское движение отвечал Госкомспорт РСФСР, в системе которой я проработал более 20 лет. После развала СССР в Российской Федерации как территориально, так и в спортивной структуре практически ничего не изменилось, за исключением образования спортивных федераций, вошедших в эту систему.
У меня нет ностальгии по СССР, но в советское время, не смотря на то, что это была огромная страна, практически все вопросы в нашей системе решались довольно оперативно и конкретно.
Я, как начальник управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР мог в любое время и по любому вопросу позвонить и быть принятым в Совмине России, в спортивном отделе ЦК КПСС, не говоря уже о Госкомспорт СССР и, как правило, всегда там находил положительные решения по большинству вопросов, по которым мы просили помощи или поддержки, а так всей системой в России управляла только одна организация - Госкомспорт РСФСР.
Сегодня картина совершенно другая. Во всех властных структурах (а их не мало) есть в штате ответственные люди, курирующие или отвечающие за спортивные вопросы, и плюс к ним узаконенные Комиссии и Советы. На сегодня вырисовался "заколдованный круг" в организации спортивного движения, так как все эти структуры пытаются что-то делать.И примеров этому предостаточно.
Дело дошло до того, что концепцию по работе с резервом и положение о Спартакиаде утверждаются на самом высоком правительственном уровне. А ведь это уровень департаментов Минспорта. Ведь все программы, положения, концепции, конкурсы обязаны готовить спортивные организации, так как именно они в силу своих служебных обязанностей и должны отвечать за их исполнение. В этом суть системы. Ведь по существу возникает вопрос, а для чего тогда создан Федеральный центр подготовки спортивного резерва с огромным штатом?
В своё время в России по количеству спортивных школ, интернатов и других спортивных учебных заведений было не меньше, чем в настоящее время, и ими занималось в Управлении физического воспитания Госкомспорта РСФСР не более пяти сотрудников. И положения о Спартакиадах, в том числе и о Спартакиаде народов России, мы писали сами, и их утверждало руководство Спорткомитета на уровне курирующего заместителя. Все просто и надежно. Подготовили и отвечайте. Перед кем? Перед министром. И все.
И сам процесс работы в то время в Госкомспорте заключался не в количестве сотрудников, а в их профессионализме. И главное работала система, которая позволяла дать оценку работы каждому из 72 субъекту Российской Федерации.
Я понимаю, что при сложившейся "системе" мои предложения похожи на фантастику. Но если вдруг произойдёт это чудо, то сразу все становится на свои места, так как отпадают все "советчики, посредники, помощники" всех рангов. И тогда остаётся один руководитель и ответчик перед Правительством и страной - Минспорта России.
Что касается темы взаимодействия Госкомспорта с субъектами, то вокруг этой темы также идут разговоры, как это сделать при уже сложившейся ситуации? Я не думаю что это сложно.
Чтобы по настоящему заработала государственная вертикаль, необходимо в субъектах эти посты возглавить профессионалам. А пока в этом вопросе хаос, который к добру не приведёт.
И если внимательно ознакомиться с существующим Законом о Спорте и уже сложившейся практикой, то можно с уверенностью утверждать, что Минспорта на сегодня уже обладает полномочиями не только определять эффективность работы каждой федерации, но и при необходимости принять меры со всеми вытекающими последствиями.
На Западе спортивные федерации от своей природы имеют совершенно другие корни - корни как мы привыкли говорить капиталистические. Наши же федерации базируются на государственном обеспечении.
В этих целях ОКР совместно Минспортом и Минюстом желательно выработать модель или стандарт основных положений устава для федераций. Ведь не секрет, что при формировании уставов в каждой федерации подходят из "своих" интересов с преимуществом в пользу руководителей федераций.
В этой статье я обозначил своё личное видение структурной схемы управления спортивным и олимпийским движением. В дальнейшем необходим обмен мнениями, и желательно продолжить разговор о возможности применения предполагаемой структуры на практике и наполнить ее конкретикой.
Владимир Славский, специально для "Российского Стадиона"
Публикаций (69)
Один из самых опытных отечественных руководителей спорта, проработавший 10 лет председателем Сахалинского облспорткомитета, 10 лет начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, 18 лет президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (ФПЛДР). В настоящее время занимает пост вице - президента ФПЛДР.
Комментарии по видам спорта (69):
Виды спорта
Комментарии по темам (65):