Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Такое ощущение, что праздник продолжается, лишь фан-зона переместилась с Воробьевых гор на Пушкинскую площадь, а следом на Олимпийский проспект и Манежную площадь.
А что действительно праздник, которого Россия еще не видела (а то и весь мир), во всяком случае, в нынешнем веке. Только теперь в именинниках был не футбол (хватит, не все коту масленица), а бокс. Москва в этот уик-энд по-нашенски, хлебом-солью гостеприимно приняла финал Всемирной боксерской суперсерии (WBSS). Калле Зауэрланд, ее со-промоутер, оценил происходившее как настоящую сенсацию, которую сотворили российские партнеры, создавшие вокруг этого мероприятия особую атмосферу.
Да, масштабность и уровень турнира, его размах и значимость впечатляют, тем более, что он еще стал ключевым событием проводимого по инициативе Федерации бокса России (ФБР) ежегодного массового фестиваля – Дня бокса. Причем не где-нибудь, а у стен Кремля - на Манежной площади. Позволю оценить его важность под олимпийским углом зрения. Ныне он должен прозвучать мощным голосом в защиту этого вида спорта, сохранение которого в олимпийской программе, в частности, возможно, даже в следующих Играх-2020, ставится под сомнение.
В рамках турнира WBSS впервые выявилось, кто стал обладателем, пожалуй, одного из самых, если не самого значимого, призов в боксерском профессиональном мире – Кубка Мохаммеда Али, учрежденного по инициативе промоутерской компании Comosa AG, которой принадлежат права на это соревнование.
Он, очевидно, сродни Кубку Вэла Байкера в олимпийском (любительском) боксе, которым награждается самый техничный участник олимпийского ринга. Среди тех, кому он был вручен, - россияне Валерий Попенченко и Олег Саитов, а также три представителя Казахстана – Василий Жиров, Бахтияр Артаев, Серик Сапиев, украинец Василий Ломаченко и Хасанбой Дусматов из Узбекистана. С удовольствием называю их, поскольку практически все они (кстати, все - олимпийские чемпионы) воспитаны советской школой бокса, которая выдала "нагора" еще столько выдающихся мастеров. Один из них, двукратный олимпийский чемпион Борис Лагутин, недавно отметил свое 80-летие, с чем ИА "Российский Стадион" его поздравляет.
Кубок Мохаммеда Али (вернемся к нему) вручался не за некую совокупность прежних заслуг; за столь престижный трофей надо было побороться, и в поединке за него, на глазах переполненного спорткомплекса "Олимпийский", сошлись два маэстро профессионального ринга в первом тяжелом весе: 24-летний россиянин Мурат Гассиев и 31-летний украинец Александр Усик.
Накануне для официальной церемония взвешивания был сооружен специальный подиум, примыкавший к кинотеатру "Россия" и напоминавший выставочный павильон. Если во время Международного Московского кинофестиваля красная ковровая дорожка для дефиле известных мастеров экрана стелится от фонтанов на Пушкинской площади к широкой лестнице, ведущей непосредственно ко входу кинотеатра, то теперь было наоборот. Спортсмены спускались по ней к подиуму под национальные песенные мелодии: аргентинские, грузинские, латвийские, норвежские, украинские, французские, филиппинские и, конечно, российские.
Столько широкий перечень не случаен, поскольку ожидаемому всеми взвешиванию Гассиева и Усика предшествовала та же процедура в отношении 18 боксеров, занесенных в файткард – список тех, кто участвовал в поединках так назывемого андеркадра. Разогревом перед главным боем вечера его не хочется считать, поскольку само по себе это тоже было событие не менее привлекательное, интересное. В частности встреча за звание абсолютной чемпионки мира в полусреднем весе среди женщин между Сесилией Брекхус из Норвегии и россиянкой Инной Сагайдаковской.
Но вот, наконец, появились Усик и Гассиев. Александр – под песню о "крае моем ридном", а Мурата сопровождала бравурная мелодия со словами: "Республика Алания, обрати внимание, в моей груди бьется сердце осетина". Гассиев слегка пританцовывал под нее, что выглядело весьма профессионально – в институте физкультуры в Челябинске он до учебы на отделении бокса осваивал азы хореографии, лихо отплясывал народные танцы, а уж лезгинку вообще на загляденье…
Вместе с боксерами (кстати, их вес оказался совершенно одинаковым – 89, 9 кг) на подиум вышли их ассистенты, они, для широкого показа болельщикам, которых собралось немало, вынесли пояса, завоеванные спортсменами, их было по два на каждого: у Усика – за мировое чемпионство по версиям WBO, а также WBC - это звание досталось Александру после победы в Риге над Майрисом Бриедисом в полуфинале суперсерии. Помощники же Гассиева демонстрировали его награды, завоеванные в борьбе за чемпионские титулы в IBF и WBA. Последний россиянин выиграл нокаутом в полуфинале у кубинца Юниера Дортикоса.
Очередное перечисление не случайно: ведь на кону их поединка стояли все эти четыре почетных титула в мире профессионального бокса, иначе сказать, это был финальный бой за звание абсолютного чемпиона мира в первом тяжелом весе.
Естественно, прогнозов вокруг него было немало. Мнения разделись. Разбирали по косточкам достоинства каждого, уровень технической и тактической подготовки, стиль, манеру поведения на ринге, одновременно искали и уязвимые места.
Не вдаемся глубоко в сие неблагодарное действо, где одни брали сторону Усика, например, его промоутер Александр Красюк, а с ним немало число болельщиков, приехавших с Украины и весь бой размахивавших своим флагом. Другие склонялись в пользу Гассиева. Тут уж была вообще мощная поддержка, ощущение такое, что едва ли не вся Осетия, Северная и Южная, переместилась в "Олимпийский". Заполненный под завязку, он напомнил атмосферу проходивших здесь (на искусственном газоне) матчей киевского "Динамо" со "Спартаком" или ЦСКА в былые времена.
Первый наставник Гассиева Виталий Сланов констатировал, что это будет самый важный поединок, самый серьезный соперник в карьере Мурата, он - супербоец, хорошо и быстро двигающийся по рингу, обладающий "скорострельностью" рук, победить его можно за счет духа, воли, желания, мощи и мастерства - должно быть все в комплексе.
Со Слановым солидаризировался челябинец Евгений Вайнштейн, глава "Урал бокс промоушен", опекающей Мурата, а также Абель Санчес, знаменитый американский тренер, сегодня один из лучших в мире, воспитавший два десятка великих боксеров-профессионалов.
- Среди них не было россиян, а я подумал, почему, они должны быть, с их харизмой, характером, и отправился в Россию на поиски и отбор в свою школу в Калифорнии, увидел Мурата, еще юниора, парень понравился, разглядел в нем перспективу и пригласил к себе, - рассказывал Санчес, напомнивший, что в Америке Гассиев довольно быстро заслужил прозвище - "железный". Символично, как они созвучны эти два слова: ирон, так подчас величают осетин, и английское iron, что означает "железный"…
Небольшое отступление, навеянное этими словами мистера Санчеса: разглядел в нем перспективу.
В пору моей работы директором департамента спорта компании "Челек", организовавший первый на территории бывшего СССР матч по профессиональному боксу, к нам наведался американский промоутер Тимм Полла с желанием найти среди наших боксеров атлета со славянской внешностью, способного занять самое высокое место на троне среди супертяжей - профессионалов. Человек серьезный, с ним до этого мы организовали зарубежное турне Ледового театра Игоря Бобрина.
Тимму приглянулся один парень (не называю его фамилию) из "города ткачих" - Иваново, который тогда был лучшим в стране в этой весовой категории. Он его увидел на тренировочной базе в Химках, куда мы его отвезли вместе с заслуженным тренером России Эдмундом Чеславовичем Липинским, весьма авторитетным в боксерской среде человеком. Г-н Полла предлагал идеальные по тому времени условия: тренировочный лагерь на полном пансионе, любые спарринг-партнеры, солидный денежный бонус и т.д. Ну кто откажется от такого заманчивого предложения? Однако, сколько ни уговаривали парня и его наставника, те не соглашались и, к общему огорчению, такой шанс упустили – возможность успешно шагнуть с любительского ринга на профессиональный…
…Молодец, Мурат Гассиев - не раздумывая откликнулся на вызов Абеля Санчеса, немалых успехов уже добился в свои 24 года, и теперь бой с Александром Усиком, самый главный на сегодня в его биографии, должен был рассудить, кто конкретно в этот вечер сильнее.
Они – торжественно, в лучах прожекторов, под бурные приветствия - поднялись на ринг уже за полночь и продемонстрировали оба бокс в самых лучших его качествах, бокс, который приятно смотреть. Все 12 раундов. В трех последних четче выявилось преимущество опыта над молодостью. Усик выглядел свежее, тактически мудрее, по-прежнему легко передвигался по рингу, комбинировал, умело выстроенной защитной броней ему удалось погасить главное оружие соперника – силу и точность удара. Победа (заслуженная), а с ней все четыре чемпионских титула вместе с огромным и оригинальным по исполнению призом – Кубком Мохаммеда Али украсит спортивную биографию Александра, и он, заполучив все это, пополнив свою и без того богатую коллекцию, поблагодарил всех – свою команду, зрителей, организаторов, "Олимпийский", но, в первую очередь, Мурата Гассиева, пожелал ему успеха. Зал ответил Усику мощным одобрительным гулом. Как и на ответное выступление Мурата, поздравившего соперника. Никаких ударов ниже пояса, честное и открытое на виду у всех спортивное действо, не замешанное ни на какой политике. Это реакция Москвы, в Киеве же устами руководителей страны успех Усика посчитали символом борьбы Украины и приближением ее победы (над кем?), более того, присвоить Усику звания Героя Украины.
В этот вечер, как уже сказано выше, еще в одном поединке разыгрывалось звание абсолютного чемпиона мира, точнее абсолютной чемпионки. У женщин в полусреднем весе - между Сесилией Брекхус из Норвегии и россиянкой Инной Сагайдаковской.
Он еще не начинался, а Инна скромно так уже заявляла о своей победе нокаутом, в крайнем случае – за явным преимуществом, более того, заранее заказала в своем родном Усть-Илимске вечеринку с концертом.
"Не рано ли? Не подведет ли самоуверенность?"- задался я вопросом, а уже после встречи – как ответ на него - вспомнил украинскую поговорку: не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Ведь не перепрыгнула, пояс улетел в Норвегию вместе с Сесилей Брекхус.
Не обошлось, к сожалению, без, мягко говоря, щепетильного, спорного момента, возникшего после объявления итога боя Федора Чудинова с французом Наджибом Моххаммеди. Победу присудили россиянину, однако Наджиб долго не покидал в ринг, полагаю, в надежде на отмену результата, и зал дружно поддерживал его, победа Чудинова отнюдь не казалась очевидной. Вот точно такой была зрительская реакция в другом турнире, гимнастическом, на Играх-2004 в Афинах после выступления Алексея Немова на перекладине – публика жестко требовала пересмотра выставленных и незаслуженно сниженных балов, что лишило Алексея медали на этом снаряде.
…Страсти бушевали в "Олимпийском" и вокруг него до глубокой ночи, напоминая недельной давности "футбольную" Никольскую. Но на сей раз в центре внимания был бокс, яркий праздник, в который вылился финал Всемирной боксерской суперсерии (WBSS), продолженный затем в воскресенье, 22 июля, Днем бокса.
Публикаций (5)
член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):