Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 12.11.2020

Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта

Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта

Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий рассуждает о детско-юношеском спорте России.

***

Сиамские близнецы. Всегда ли можно их разделять?

4 января 1950 года в СССР появились на свет сестры-близнецы Маша и Даша Кривошляповы. Бедные девочки срослись телами под прямым углом друг к другу. У них была общая брюшная полость, таз и три ноги. Они имели одну кровеносную, но разные нервные системы. Это были сиамские близнецы. В то время советские специалисты еще не научились делать сложнейшие операции по разделению сиамских близнецов.

6-ть лет их изучали в институте педиатрии АМН СССР. А дальше была страшная беспросветная жизнь…

Российская школа – колыбель для новых поколений населения страны

Школа – это самая важная функция нашего государства и общества. Это закалочная печь для новых поколений. Это инструмент настройки мальчиков и девочек – завтрашних деятелей России на правильную общенародную волну жизни. Каждая семья с радостью и трепетом отдавала, на протяжении столетий, своих детей в школу.

Именно поэтому сегодня либералы-демагоги так стараются её извратить, лишить главного, лишить того, что она всегда несла детям – образования и воспитания. Как "изящно" выражается Греф, - "знающий, умный человек опасен и не нужен российской системе капиталистических отношений".

Сегодняшний день нашей многострадальной школы

По ходу изложения сделаем одну заметку: государство существует для того, чтобы обеспечить безопасность, защищенность и благополучие каждого гражданина. Только в этом смысле государство имеет какую-то ценность и смысл.

В период 2000 – 2010 годов произошло обвальное снижение числа школ.

В 2000 году в стране насчитывалось 68.804 школы; через десять лет царствования либералов – уже только – 50.793. Эта война против советской школы шла под знаменем "оптимизации".

Главные её жертвы – малокомплектные сельские школы. По данным Счетной палаты за годы такой оптимизации системы образования число сельских школ в Российской Федерации сократилось почти вдвое, а городских – на четверть.

В 2018 году насчитывалось уже 41 349 школ.

В этих школах, практически, до настоящего времени и получает вид на жительство и жизнь детско-юношеский спорт России.

В сфере детско-юношеского спорта постепенно сформировалось два направления – физическое воспитание и спорт в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, и другое – система подготовки спортивного резерва.

До последнего времени учащимся законодательно не было гарантировано возможности бесплатного посещение учебно-тренировочных занятий.

А между тем, "центр" утвердил социальный показатель охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах в 20% от числа детей и подростков в возрасте 6 – 15 лет.

При этом, уместно отметить то, что в 2002 году этот показатель составил 11,8%, при общей численности детей указанного возраста – 20,2 млн. В 2006 году он увеличился до 19,1% при сокращении общей численности детей в стране до 14,2 млн.

Констатируем: ежегодное уменьшение общего количества детей в возрасте 6 – 15 лет, приблизительно, на один млн. с одной стороны положительно повлияло на рост социального показателя, а с другой – негативно сказалось на развитии детско-юношеского спорта.

Налицо многолетнее застарелое несовершенство системы государственной поддержки детско-юношеского спорта и, как следствие, как практический итог - функционирование в качестве единой системы отбора и подготовки спортивного резерва не координируется на федеральном уровне и страдает несовершенством управления на уровне субъектов Российской Федерации.

Насущная практическая задача, размазанная по десятилетиям -это оформление, в том числе и юридически, детско-юношеского спорта, вместе с создаваемым непростым механизмом спортивной подготовки, в качестве отдельной подотрасли российского спорта.

Более десяти лет назад мы вознамерились совершить сложнейшую операцию по разделению сиамских близнецов: физическая культура и физическое воспитание с одной стороны и спортивная подготовка новых поколений олимпийских чемпионов с другой.

Мы выделяем спортивную подготовку, под неё пытаемся сформулировать программу воспитания и формирования новой общности в составе народонаселения РФ – чемпионов с рождения.

А в школе остается, в качестве субъекта дополнительного образования, другое тело – другой организм миллионов российских пацанов и девочек, удел которых довольствоваться целыми "тремя уроками физической культуры". В реальности - хорошо, если в школе есть физкультурный зал, который изначально был рассчитан на один урок для всех 20 классов типовой школы.

Мы завязли с нашей системой управления спортом в общероссийском овраге, носящим название "разграничение полномочий между федеральными органами власти и местными органами государственной власти".

А, к этому прекрасно ложится новая/старая информация: в начале ноября наш премьер Мишустин огласил результаты проверки работы министерств и выяснил (для кого?), что из 2.836 поручений президента почти 2/3 (64%) не были выполнены в срок.

Результат: поле деятельности власти (территория России) сплошь изрезано оврагами межведомственности, и на этом поле редко попадаются ответственные и профессионально подкованные чиновники.

В настоящее время мы достигли пика этого разграничения, а именно: всю первичную, основную работу благополучно, в законодательном порядке, сбросили вниз, в народ. А на федеральном уровне прикрываемся пустыми бумажками с громкими названиями "Стратегия, Концепция, ФЦП" и т. д.

Новые старые законы

2007 год. Выходит, Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ. Он относится к полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на оказание содействия – Р.Н.) развитию детско-юношеского спорта.

Все должны оказывать содействие, а кто же главное командное лицо (организация), которое должно командовать, руководить и отвечать в масштабе страны за становление и развитие отдельно сформированной "спортивной армии" под названием детско-юношеский спорт Российской Федерации.

6 декабря 2011 года родился новый Федеральный закон № 412-ФЗ. В нем впервые было установлено правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта, касающихся юридического рождения "спортивной подготовки", с раскрытием в главе 4 всех основных понятий. В том числе, федеральные стандарты, порядок их разработки и утверждения; права и обязанности спортсменов, организаций, осуществляющих спортивную подготовку и т.д.

Государственная дума 23 ноября 2012 года установила обязанность общероссийских спортивных федераций обеспечивать развитие детско-юношеского спорта, при этом организовывать ежегодно детско-юношеские соревнования по "своим" видам спорта.

И все же, существующее правовое регулирование отношений не может обеспечить функционирование единых подходов и требований к должному развитию детско-юношеского спорта, в частности, к уровню подготовки спортивного резерва.

Как следствие, мы имеем отсутствие единых унифицированных подходов и требований к качеству спортивной подготовки, дублирование функций и нечеткие границы ответственности при взаимодействии "центра" и регионов.

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 октября 2020 года, в том числе:

- совершенствование понятийного аппарата, используемого в законодательстве Российской Федерации, в том числе уточнение понятий "детско-юношеский спорт" и "спортивная подготовка" в связи с необходимостью учета всех несовершеннолетних граждан, занимающихся спортом;

- разработка концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, ориентированной на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- создание на базе одного из действующих методических центров единого всероссийского межведомственного научно-методического центра детско-юношеского спорта в целях эффективного межведомственного и межуровневого взаимодействия. Определить Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минспорт России учредителями такого научно-методического центра;

- рассмотреть вопрос о проведении в Российской Федерации в ближайшей перспективе Года детско-юношеского спорта для создания дополнительных условий, способствующих достижению национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей":

- разработать при участии высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, заинтересованных органов, организаций и представить для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта проект концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.

- Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации обеспечить подготовку и проведение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему "О развитии детско-юношеского и студенческого спорта".

Этот перечень поручений Владимира Путина выгодно отличается своей полнотой знания самой проблемы детско-юношеского спорта, набором таких форм и методов решения проблем, которые понятны "для запоминания и практической реализации" чиновниками в центре и на местах.

Вспомним: - Указом № 973 от 22 ноября 1993 года президент Б.Н. Ельцин наделил всемерную поддержку физической культуры и спорта статусом приоритетной задачи государства.

В это время лишь двое из десяти мальчиков и девочек, поступавших в первый класс, были практически здоровы.

В 1995 году из почти одного миллиона детских учителей физкультуры – 22% тренеров не имели педагогического образования и лишь у 16,7% было высшее образование.

Заметно ухудшилось положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации.

Проблемы и перспективы ДЮСШ. По состоянию на 2009 год.

На 1 января 2009 года в России было 5 062 детско-юношеских учреждений, четверть из которых составляли СДЮСШОР.

Всего обучалось 3 248 097 человек, в том числе: ДЮСШ - 66,6%; СДЮСШОР - 26,8%; ДЮКФП - 6,6%.

В ДЮСШ занимались около 2,2 млн. человек.

Во всех спортивных учреждениях обучалось 20 342 спортсмена-инструктора (фактически спортсмены-профессионалы), в том числе в ДЮСШ – 58,8%; в СДЮСШОР – 39,4%; в ДЮКФП - 6,3%.

При этом, каждый вид спортшколы (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮСШОР) в значительной мере работал по всему спектру задач детско-юношеских учреждений. Другими словами, четкая система взаимоотношений и разграничений в деятельности детско-юношеских спортивных учреждений отсутствовала.

Создание СДЮСШОР должно было изначально базироваться на определенном числе занимающихся в ДЮСШ и ДЮКФП. В среднем, это число составляет 3 432 занимающихся во всех детско-юношеских спортивных учреждениях на одну СДЮСШОР. В субъектах федерации этот разброс составлял в то время почти 70 (!) раз; минимальное количество занимающихся на одну СДЮСШОР составляло 340 чел. (Псковская область), максимальное – 22 952 (Республика Коми).

Еще в конце 2003 года было поручение Президента Путина Госкомспорту и Минобразования проработать вопрос о передаче СДЮСШОР в ведение органов управления Физической культурой и спортом. Но, и в 2009 году этот вопрос еще никак не был решен.

В 2009 году СДЮСШОР находились в ведении администрации муниципального образования, где и денег нет, и задач по подготовке олимпийского резерва также не ставилось. Муниципалитеты изначально должны были отвечать за массовость, а не за мастерство.

Каков выход? Начальство распорядилось перевести все СДЮСШОР на уровень субъектов РФ.

Отметим, что из общего числа заслуженных тренеров России, работавших в системе спортшкол 69,8% работали в СДЮСШОР.

В то же время (2009 год) 37,3% СДЮСШОР не имели своей спортивно-технической базы. Более 70% действующих объектов спорта СДЮСШОР были построены до 1991 года.

В 15-ти субъектах РФ было (в 2009 году) сосредоточено 53,7% спортсооружений всех СДЮСШОР страны. Медленно и неравномерно шла работа по улучшению материально-технической базы СДЮСШОР в период 2006-2009 годов.

С 2008 года, на основание решений Правительства России, началась работа по модернизации системы подготовки спортивного резерва посредством разделения дополнительного образования в области физической культуры и спорта, и спортивной подготовки.

Регионам было поручено провести мероприятия по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки ("Спортивная школа" и "Спортивная школа олимпийского резерва"),в соответствии с федеральными стандартами.

Познакомимся, к примеру, с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "Спортивная гимнастика" от 27.10.2017г. № 935. Его утвердил Минспорт России (Колобков П.А.). При этом был признан утратившим силу приказ Минспорта РФ от 30.08.2013г.

Стандарт этот определяет условия и минимальные требования к "спортивной подготовке" в организациях, осуществляющих "спортивную подготовку" в соответствии с Федеральным законом.

Его п. 7. гласит: - "Образовательные организации, реализующие образовательные программы в области физической культуры и спорта для наиболее перспективных выпускников, могут предоставить возможность прохождения спортивной подготовки на своей базе сроком до 4-х лет (до 10% от количества лиц, проходящих спортивную подготовку)".

Вместе с тем, Часть 2 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ устанавливает, что профессиональная образовательная организация, не проводящая подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, не подпадает под статус организаций, осуществляющих спортивную подготовку и, соответственно, не может непосредственно реализовывать программы спортивной подготовки.

Два документа, сталкивающие лбами две различные точки зрения. И это только один пример.

Целями новых спортивных школ будут являться сохранение и развитие спортивного резерва, создание условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня.

Рудольф Незвецкий

Читайте продолжение 16.11.2020 !

Оцените важность темы

Рейтинг: 5 (оценок: 5)
1 2 3 4 5
← Вернуться назад
Сунцов В. | 15:25, воскресенье, 15 ноября 2020 г. |
Отличное название статьи - собственно оно и отражает всю суть проблемы в детско-юношеском спорте. В стране многие годы, включая и поздний СССР, спорт, как безотказный и эффективный инструмент по воспитанию детей и юношества, превратили в цель - то есть все для победы в спорте, ДЮСШ - кузница чемпионов, даешь медали, и т.д. Да не должна ДЮСШ быть конвейером по штамповке чемпионов. Спортивная школа должна стать местом притяжения детей для интересной жизни, куда они с удовольствием ходят вместе с друзьями, и демонстрируют друг другу какие они становятся быстрые, сильные, ловкие. Надо видеть как радуются они победам на школьных соревнованиях - им важна демонстрация своих успехов прежде всего в своем близком кругу. А уж потом, после окончания школы некоторые из них, те кто сохранил драйв от спорта, кто уже не может себя видеть вне спорта, примут решение отдать свою молодость спорт у или выбрать другую сферу. И вот за таких выпускников и должен получать надбавки тренер ДЮСШ, а основная - базовая зарплата не должна привязываться к результатам в ДЮСШ. Сохранность тренировочных групп должна быть важнее результативности выступления в этом возрасте. В настоящее время затраты администрирования работы тренера превысили все пределы-горы отчетов, куча проверяющих, расчеты каких-то процентов. А смысл работы детского тренера в одном - сколько детей к нему желают ходить и ходят, и как долго они думают тренироваться у него - пришел и ушел, или до завершения школы. Эти показатели видит и может проверить завуч ДЮСШ и по этим показателям и зарплата, а уж потом, по прошествии лет, если какой-то ученик стал большим спортсменом, членом сборной страны или олимпийским чемпионом, вот тогда первому тренеру и все выплаты, которые выплачиваются сейчас. К чему эта армия администраторов существующая над ДЮСШ? И еще, к чему это разнообразие СДЮСШОР, ДЮСШ, ДЮКПФ - в школьном возрасте ( до 18 лет) должна функционировать единообразная система ДЮСШ, где дети тренируются в свое удовольствие, с радостью, а в дальнейшем после окончания школы они переходят к так называемой спортивной, олимпийской, профессиональной подготовке (если остаются в спорте) в паре со своим тренером. Это может быть ШВСМ, ЦОП, СПОРТКЛУБ, специализированная ( или комплексная) спортивная школа олимпийского резерва. Это не отменяет существование школьных спортивных клубов, клубов по месту жительства и по месту работы. И еще, есть виды спорта с очень ранней специализацией (спортивная гимнастика-девочки, художественная гимнастика, фигурное катание -девочки). И для них смысл выше написанного не меняется, с единственным отличием - в большом спорте они оказываются находясь на школьной парте. Это тема отдельного дискурса - находясь как-то на сборе в Цахкадкадзоре, общались с 6-7 классницами сборной страны по гимнастике, а глаза их выражали далеко не детскую взрослость. Мы, легкоатлеты, жалели их. В статье затронута и еще одна важнейшая тема - противоречивое законодательство в сфере спорта и весьма объемное. А закон в сфере должен быть лаконичен, понятен, логичен, он должен охватывать все отношения возникающие в сфере и называться Закон о спорте в Российской Федерации. Спасибо за статью.
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (202)
Рудольф Незвецкий

Публикаций (18)

Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России

12:00 20.12.2021
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий в формате "мысли вслух" рассуждает о смыслах и судьбах олимпизма и олимпийского спорта.
0
8:18 09.08.2021
Член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий обсуждает итоги Игр Олимпиады в Токио и рассуждает об олимпийском движении.
3
9:14 04.07.2021
О славном историческом пути и былых проблемах Всероссийского комплекса ГТО.
0
15:36 05.05.2021
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий продолжает рассуждать о судьбах международного олимпийского движения.
2
1 2 3 4 5

Наши эксперты (202):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (71):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (66):

Реклама:
Наверх