Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Спортивная идеология в современном обществе - это социально-политическая категория по формированию значимости ФКиС, как средство развития оздоровления нации и поддержания национального авторитета на международной арене.
В советском обществе она была одним из его системообразующих и важнейших факторов общественного и государственного развития ФКиС.
Декларировала приобщение большего числа населения к занятиями ФКиС, формирование образа физически развитого человека и спортсмена-победителя, сохранение национального спортивного суверенитета. Превосходство нашей спортивной идеологии над зарубежной.
Для каждого гражданина (спортсмена) государственные символы СССР несли определённый идеологический смысл, олицетворяли сопричастность и народное единство, патриотизм и принадлежность к своему народу и стране.
Идеологический смысл выражал интересы мировоззрения, концептуально объяснял социальную реальность, формировал национальные ценности и идеалы, рассматривался как инструмент государственного управления, в частности, как средство мобилизации на долгосрочные действия по реализации национальных программ.
С 1985 года романтизм и идеализм в советском обществе начали смещаться в сторону прагматизма. Наивная вера партийной коллективной идеологии уступила реальным ориентирам собственного благополучия.
Распад СССР, реформы 1990-х годов привели к дезинтеграции – официальному отказу от идеологии во всех сферах общественной жизни России. Формула "государственная идеология" была заменена как "национальная идея", которая должна стать смыслом жизни российского общества и государства.
Однако этого не случилось, поскольку такая идея не смогла решить одного из традиционных компонентов идеологии в истории нашей стране – властного управления в правильном выборе политических целей и грамотном государственном администрировании, использующего идеи для конструирования рычагов влияния на государственном политическом и административном уровне.
В настоящее время наблюдается рецидив давления международных спортивных организаций на российский спорт за нашу геополитическую непокорность.
Нас отстраняют от участия в международных соревнованиях, нарушая суверенные права нашего спорта. За нас решают, под каким флагом и гимном должны выступать российские спортсмены.
Это нарушает основные постулаты нашей спортивной идеологии, вызывает коллективное непонимание в обществе. Однако есть сторонники такого участия во властных и ряда спортивных структурах, среди части спортсменов и специалистов спорта.
Решение этого участия – проблема сложная, требующая особого осторожного подхода в обсуждении и внимания к деталям и возможным последствиям.
Общество справедливо ждёт подробного объяснения от власти, в том числе спортивной, данного явления с целью сделать его более понятным и ясным для понимания.
Надо убедить - участие подтверждает, что российский спорт не только жив, но и умеет побеждать. Неучастие в международных соревнованиях ставит под угрозу дальнейшее развитие нашего спорта
Без выработки концепции национальной спортивной идеологии, ориентированной как внутри России, так и влияния её на внешнем контуре, развитие российского спорта будет неполноценным.
Концепция должна включать в себя: социальную поддержку населения, патриотизм и культ победителя, содружество и солидарность. На внешнем контуре - без западного диктата, быть привлекательной и объединяющей национальные спортивные организации и международные спортивные объединения в условиях многополярного мира.
Каждая идеология стремится к широкому распространению в обществе – пропаганде.
Пропаганда является одной из наиболее одиозных форм коммуникации и выступает эффективным средством убеждения.
Пропаганда должна носить гибкий характер. Быть динамичной, адаптивной к реальным событиям, и при необходимости менять их прежнюю интерпретацию явлений и событий. Также учитывать специфику аудитории той или иной группы лиц.
Пропаганда является социальным явлением и идеологией того общества, в котором они функционируют. Советская пропаганда ФКиС в СМИ были подлинной трибуной общенародного общественного мнения.
Физкультурно-спортивная деятельность освещалась на радио и страницах печатных изданий, в кино, позже - ТВ. День начинался с радиопрограммы "Утренняя зарядка". Спортивным новостям уделялось огромное внимание в центральных СМИ. Профессиональные репортажи позволяли советским гражданам с замиранием сердца слушать и наблюдать за выступлениями советских спортсменов. Это помогало им находить себе примеры новых героев - чемпионов и призеров спорта для подражания. Быть физкультурником было модно, а спортсменом престижно.
Неудачи в перестройке социально-экономической жизни СССР прервали поступательное движение и в развитии физкультурно-спортивного движения в стране, нанесли серьёзный ущерб сложившийся системе агитации и пропаганде ФКиС.
В отличие от того времени в современной России взаимоотношения государственных органов и СМИ могут носить разноплановый характер – позитивного до конфронтации. Не воспринимаются как институт, выражающий интересы общества и реагирующий на общественные запросы.
Как следствие, тематика спортивного телерадиовещания, кино и печати не отвечает в полной мере популяризации развития массовой ФКиС.
В освещение спорта присутствуют перекосы. Среди них узурпация сетки вещания на МатчТВ рядом видов спорта (КХЛ, зарубежный футбол и т.д.). Нет места показа положительных примеров занятий ФКиС под девизом "В здоровом теле – здоровый дух!" и т.д.
Думаю было бы интересно создать в вечернее время выходного дня на Матч ТВ еженедельное спортивное телешоу "В гостях легенды спорта". Среди приглашённых ведущего Дмитрия Губерниева будут выдающиеся ветераны и действующие спортсмены и тренеры, поклонники спорта среди артистов, певцов и поэтов.
Отсутствие в системе органов исполнительной власти структур идеологической и пропагандисткой направленности негативно сказывается на уровне развития физкультурно-спортивной деятельности в России.
В сложившейся ситуации надо создать в структуре Минспорта, департаментов субъектов РФ по вопросам развития ФКиС подразделения по вопросам идеологии и пропаганды.
Должны быть разработаны механизмы коммуникативных взаимодействий органов государственной власти со СМИ, общественные площадки, на которых бы ставились вопросы и обсуждались проблемы развития профессиональной деятельности в сфере ФКиС.
Создание таких институциональных структур станет эффективной предпосылкой реализации поставленных государственных целей и задач, в частности Стратегия.
председатель Дисциплинарной комиссии РФБ, почётный судья ФИБА