Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
4.Другие организации в сфере ФКиС.
Рыночные реформы конца 1980-х и начала 1990-х годов затронули не только производственную сферу, но и сферу потребления, в частности оздоровительно-физкультурной и спортивной направленности.
За последние несколько десятилетий в России была создана коммерческая индустрия оказания оздоровительно-физкультурных и спортивных услуг (ОФСУ).
Это фитнес-клубы, спортивные клубы и прочие оздоровительно-физкультурные организации по месту жительства и в иных местах для детей и подростков, взрослых (Клубы).
В 2009 году было создано профессиональное объединение операторов фитнес-индустрии "Национальное фитнес-сообщество". В настоящее время оно объединяет 3000 фитнес-клубов из 85 субъектов, имеет 67 официальных региональных представительств. Однако деятельность этой организации ограничена в формате нормативного регулирования и, поэтому в большой степени носит консолидирующий характер среди участников рынка для взаимодействия и обмена профессиональным опытом в развитии фитнес-бизнеса.
Удовлетворяет ли количество Клубов для нужд населения? Не уверен. Подтверждение тому отчёт проверки Счётной палаты по реализации стратегии развития ФКиС в России до 2020 года. Аудиторы выяснили, что не была обеспечена доступность массового спорта для всех групп населения. Основными барьерами данного положения дел является высокая стоимость оказания ОФСУ, недостаточная сеть Клубов и их удалённость от мест проживания населения.
Сдерживающим фактором также является утверждение локальными нормативными актами Клубов цен (тарифов) на платные услуги. Добавлю к этому высокая стоимость оплаты за участие в соревнованиях среди детских клубов, особенно в индивидуальных видах спорта.
За прошедшее время увеличилось количество Клубов и число занимающихся. В остальном, всё осталось по-прежнему, поскольку расчёт на эффективность рыночных механизмов в этой сфере деятельности оказался мифом.
Они оказались неспособными самостоятельно решить эти проблемы, поэтому необходимо участие некой внешней силы, способной внести изменения в такие механизмы.
В качестве этой силы должно стать государство, способное обеспечить приемлемую доступность ОФСУ для всех групп населения и социальную поддержку отдельным категориям граждан.
В первую очередь целесообразно при Минспорте РФ создать рабочий орган по развитию оздоровительно-физкультурной и спортивной деятельности.
Необходимо на федеральном уровне утвердить:
- единую национальную систему по аккредитации Клубов;
- положение о классификации Клубов по категориям (бизнес, комфорт, эконом);
- единые стандарты о выделении помещений для Клубов в каждом жилом квартале на первых этажах жилых домов.
На региональном уровне утвердить:
- верхние границы допустимых цен (тарифов) на платные услуги, связанные с деятельностью Клубов;
- льготное посещение - выплаты единых субсидий (50% затрат по оплате посещений) занимающимся в Клубах (комфорт, эконом) детям дошкольного образования, учащимся учебных заведений, пенсионерам;
- льготное посещение - выплаты единых субсидий (100% затрат по оплате посещений) занимающимся в Клубах (комфорт, эконом) детям дошкольного образования и учащимся учебных заведений для малоимущих и многодетных семей;
5.Другая форма занятий ФКиС.
Это систематические занятия оздоровительной физкультурой и участие в массовых соревнованиях значительной части населения. Положительный момент таких занятий, что их можно проводить самостоятельно без специальной подготовки в домашних условиях, спортивных помещения, на воздухе.
Комплексы и количество занятий должны учитывать возраст, пол и состояние здоровья лиц, отвечать научно-обоснованным рекомендациям (методичкам) по сочетанию двигательного режима с контролем физической нагрузки, быть безопасны и не наносить вред организму и здоровью.
Методички для лиц пенсионного возраста и страдающих хроническими заболеваниями должны быть определены лечащими врачами поликлиники по месту жительства.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1. настоящего ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", набора социальных услуг включить оплату покупки спортивной формы (спортивного костюма и обуви).
В состав единовременных выплат на региональном уровне включить оплату покупки спортивной формы (спортивного костюма и обуви) для малоимущих и многодетных семей.
Возможны другие преференции.
Предложенные меры и партнёрское взаимодействие государственного и общественного управления в сфере ФКиС сможет обеспечить достижение национальной цели по удовлетворению потребностей населения в оздоровительно-физкультурной и спортивной деятельности.
Михаил Степанов,
председатель Дисциплинарной комиссии РФБ, почётный судья ФИБА