Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Один из самых известных специалистов в мировом фигурном катании, тренер олимпийских чемпионов в танцах на льду Людмилы Пахомовой / Александра Горшкова и Натальи Линичук / Геннадия Карпоносова, двукратного чемпиона мира Владимира Ковалева и первой отечественной чемпионки мира в женском одиночном катании Марии Бутырской, заслуженный тренер СССР и России Елена Чайковская подвела итоги завершившегося в Хельсинки чемпионата мира и предложила вывести прыжки у мужчин в отдельный турнир.
— Безумно интересным оказался мужской турнир. Соревнования среди одиночников всегда несли особую энергетику напряжения. Потому что квинтэссенция всего нашего вида спорта — это мужское одиночное катание. Все самое передовое, все новейшие тенденции и технологии идут оттуда. Но сейчас это было что-то фантастическое!
Не знаю, увидим ли мы еще когда-нибудь такое чистое исполнение сложнейших прыжков. В произвольной программе уже шесть четверных пытаются исполнять, четыре-пять считается нормой, три — не гарантирует первые места, а о двух и говорить нечего. С шестеркой фигуристов, которые выступали в Хельсинки в последней разминке, просто нет смысла соревноваться.
Этот чемпионат требует большого осмысления. Очевидно, что пришло время подумать над новыми правилами. Если говорить о мужском одиночном катании, то, возможно, это должен быть какой-то новый вид соревнований, может быть, со своими медалями чемпионата мира и Олимпийских игр.
Или отдельный турнир по прыжкам… Потому что вот эта шестерка и, может быть, еще один-два человека из предпоследней разминки создали совершенно иной вид спорта, чем тот, который мы видели до этого.
— Что вы имеете в виду?
— Один дополнительный четверной прыжок перекрывает всю красоту фигурного катания, сводит на нет постановочную и музыкальную часть программы, артистические придумки. Здесь требуется только разбег и чистейшее техническое исполнение сложнейшего прыжка.
Но это — не фигурное катание. Поэтому я и говорю, что после Олимпиады необходимо серьезно задуматься над тем, куда мы вообще идем. Во-первых, сейчас будет совершенно другая селекция. Фигуристам роста выше среднего и так непросто справляться с многооборотными прыжками, а сейчас они и вовсе окажутся вне игры. Преимущество будут иметь низкорослые спортсмены, максимум 1,55 м, с короткими ногами, то есть с более низким центром тяжести, что позволит крутить четыре оборота с любого старта. Простите, но говорю это как профессионал. И получается: музыка не очень нужна, пластика не очень нужна… Ведь все идет к тому, чтобы шесть четверных исполнять в программе! Поэтому техническому комитету ИСУ есть над чем задуматься.
Может быть, стоит все оставить как есть, и пусть это будет отдельная высокая лаборатория, как в серьезных институтах, которая занимается космическими проектами…
— Но ведь Юзуру Ханю, завоевавший чемпионский титул, смог совместить красоту и сложность.
— Да. Ханю очень музыкален, он очень хорошо чувствует программу. У него потрясающая пластика и при этом чистейшие прыжки, вещи, казалось бы, несовместимые.
Я немножко расстроена за Фернандеса. Я люблю этого фигуриста в силу того, что он демонстрирует артистическое катание. Но мне нечем крыть — у него всего лишь два чистых четверных было в программе, с третьего он упал. Но даже если бы и не упал, это ничего бы для него не решило.
— Лучший результат у россиян — восьмое место Михаила Коляды. Чего, на ваш взгляд, не хватает перспективному фигуристу для того, чтобы войти в эту заветную шестерку?
— Опыта, образности, той самой картинки программы, которая есть у лидеров. И надежных четверных. Коляда — талантливый фигурист, у него, как мы говорим, хороший конек. Если он добьется стабильного исполнения лутца в четыре оборота — самого сложного четверного прыжка (а на тренировках он с ним справляется), то будет конкурентоспособен.