Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Российский фигурист Максим Ковтун, обеспечив на чемпионате мира в Хельсинки вместе со своим соотечественником Михаилом Колядой две квоты в мужском одиночном катании на Олимпийских играх в Пхенчхане, рассказал, как он собирается не отстать от мировых тенденций, разучивая четверные лутц и даже риттбергер, как Натан Чен "внушил" ему, что прыжки – это легко, а также поведал о том, почему никогда не обижается на Татьяну Тарасову и с чего это Чарли Уайт – нормальный пацан.
- Турнир получился неоднозначным, но свои плюсы в нем есть. Обычно я не люблю выходной между прокатами, но после неудачной короткой мне он пошел только на пользу, успел пройти процедуры. Чувствовал себя спокойно, адекватно, а ошибся на тулупе совсем не из-за нервов – я уравновешенно делал свою работу, - а по причине технического брака. Широко зашел на прыжок, вылетел из круга, и спасти этот четверной было невозможно. Я уже в воздухе понял, что упаду. Что случилось в произвольной, не осознал до сих пор. Удивил тройной риттбергер, который я даже не разминаю, потому что исполнить его невероятно просто. Я нелепо споткнулся перед тулупом. Думал, это сейчас меня взбодрит, но случился недобор хода, слишком медленно я на прыжок уже заходил. Но про тулуп бы мы забыли, программу он не смог скомкать, а вот риттбергер добил меня. Этим была особенно недовольна мой тренер Инна Гончаренко.
- Что делать с проклятыми "бабочками"?
- Они уже почти взяты под контроль. Их почти и нет, их не больше, чем у других людей. Все срывали, у всех "бабочки", а у многих побольше, чем у меня. У меня за спиной два провальных сезона – прошлый и позапрошлый, мне не так просто избавиться от их влияния, которое все равно тянется за мной. Чемпионат Европы я с одной ошибкой в произвольной откатал и сразу потерял очень прилично – около тринадцати баллов. За тулуп в Хельсинки недополучил потенциальные баллов двенадцать, за риттбергер – около шести. Мы боремся с этим, все тренировки в Финляндии я провел безошибочно, с хорошей энергией, самые сложные прыжки исполнял без разминки, судьям на будущее показал, что учу четверной лутц. Упал, не докрутив четверть оборота, но лутц на подходе. Поверьте, до чистого прыжка совсем чуть-чуть. Чуть времени мне еще надо, поскольку основной работы пока много. Чтобы его вклинить в прокат, нужно много специально заточенного труда на тренировках, а когда готовишься к таким стартам, как чемпионат мира, отрабатываешь, как правило, уже имеющийся технический набор элементов.
- Алексей Мишин говорил, что лутц с флипом – самые трудные вещи, риттбергер, который делает Юдзуру Ханю, по его словам, попроще.
- Это кому как, на самом деле. Для меня четверной лутц проще риттбергера. Я, кстати, четверной риттбергер учу, но мне кажется, что лутц для меня более выигрышный на соревнованиях. Риттбергер именно в четыре оборота для меня менее контролируемый.
- Натан Чен на чемпионате мира зашел в произвольной на шесть четверных прыжков. Вы допускаете, что соберете к Олимпийским играм в произвольной программе, скажем, прыжка четыре?
- Да. Лутц, два сальхова и тулуп. Плюс два тройных акселя.
- Риттбергер?
- Пока нереально, его не буду вставлять в прокат на следующий год. А вот на лутц будет отработан отдельный заход, мы специально выберем отдельное время в программе на его исполнение. Это будет основной момент в номере. А дальше планирую разучить более быстрые заходы на четверные сальховы и тулуп. То есть не через весь каток на эти прыжки собираюсь заходить, а с каких-то более интересных вещей, с шагов, чтобы расправляться с ними быстро. Сейчас, как правило, времени на долгие заходы из-за правил не хватает, из-за них жертвуешь чем-то другим. Дорожка шагов тоже должна быть быстрее. Все как у японцев.
- Аксель с "кораблика"?
- Это вы говорите просто про хороший заход, а я чуть о другом. Например, делаешь несколько троек, скобу и сразу заходишь на тройной аксель, а приземляешься и выезжаешь фактически во вращение. Такие сочетания очень сильно экономят время и смотрятся гораздо лучше.
- Ханю так аксель "оборачивает".
- У них у всех уже такие штуки имеются.
- Вы для себя понимаете, как с таким количеством прыжков создать гармоничную программу?
- Любой человек, который разбирается в "фигурке", осознает, что от проката все равно будет ощущение "заход – прыжок, заход – прыжок". Но другого пути нет. Одна часть будет в стиле "заход – прыжок", остальная – в другой манере. Все те фигуристы, которые уже демонстрируют набор сложных четверных, сначала прыгают, а потом показывают программу.
- Но гнаться за количеством стоит или победит на Олимпиаде тот, кто сделает пускай и меньше, но надежнее? Чен с шестью прыжками - шестой на чемпионате мира.
- Не знаю. Вы задаете вопрос, на который не ответит сейчас никто. Это как спрашивать "В чем смысл жизни?". У меня есть только мое мнение: нужно не конкретно шесть четверных, не обязательно три, а несколько чисто исполненных на хорошей ноте, тогда программа будет выигрышной. Золотая середина.
- Кто из мировых лидеров на вас повлиял в этом сезоне?
- Кто меня "тянет" вверх? Знаете, более всего меня "заставил" подойти к изучению новых четверных Натан Чен. Взглянул какой-то его старт и решил, что надо активно подключаться к тенденции. В этот же день я попробовал зайти на лутц, а через день прыгнул четверной риттбергер. С четвертью недокрута. Но затем стартовал сезон и возможности углубляться в эту тему не стало. Даже если бы я выкрутил их, то в этом сезоне в программу бы их не включили. А на Чена смотришь и начинает даже казаться, что это же легко все делать. Когда Шома Уно начал прыгать четверной флип, я уже ни в чем не сомневался: четверные надо "брать" чаще.
- Гончаренко сказала журналистам во время чемпионата мира, что за своих спортсменов горой. Это была ее реакция на комментарий Татьяны Тарасовой перед вашим выступлением.
- Я не слышал комментарий Тарасовой и не смотрел свою короткую. Как и произвольную. Я не пересматриваю свои прокаты, когда они мне не нравятся. Я слышал, что было резкое высказывание, но я этим не интересовался, чтобы спокойнее жить дальше. Меньше знаешь – крепче спишь.
- Наверняка посреди сезона Татьяна Анатольевна подходит к вам и откровенно высказывает свое мнение?
- Она не подходит, а приезжает на тренировки, частенько без предупреждения. Особенность Тарасовой в том, что она всегда пытается посмотреть на тебя свежим взглядом. Она не каждый день видит меня, зато в этом тоже есть фишка. Может появиться у нас, а потом зайти через три-четыре дня, чтобы подсказать что-то. Она может молчать всю тренировку, а может наоборот – говорить на протяжении всего занятия. Все равно она помогает. И приходит она ко всем, она – везде, у нас, у танцоров, у парников. Перед чемпионатом мира она была у нас чаще обычного, потому что помогала Лене Радионовой, которая была запасной на чемпионате.
- Вы воспринимаете Тарасову по-свойски или обижаетесь на нее?
- Какими бы ни были ее комментарии, я их воспринимаю так: из всего, что она говорит, из тех жизненных вещей для себя можно извлечь пользу, а можно пропустить мимо ушей. Она может что-то выдать эмоционально, если чем-то недовольна. Я вообще всегда прислушиваюсь к мнению старших, тем более она многое для меня сделала.
- После выступления вас тепло поприветствовал олимпийский чемпион Сочи в танцах на льду Чарли Уайт. Давно дружите?
- Скорее мы давно хорошо общаемся, наверное, с олимпийского 2014 года. Помню, были на шоу в Японии, и он мне показал кое-какие фишки со скольжением. Работал со мной на репетициях по моей просьбе, выдал некоторые секретики, как шаги подстроить под себя, чтобы и тебе было удобнее, и смотрелись они красивее. Чарли – нормальный пацан. Я вообще отлично общаюсь со всеми спортсменами.