Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Вот и всё! Финиш. Олимпиада, которую Китай и его народ подарили спортивному миру, закончилась. Семнадцать дней безграничного пиршества человеческих возможностей стали историей. От мысли, что это именно так и никак иначе, и что ни сегодня, ни завтра, и, быть может, уже никогда в обозримом будущем, никому в мире, не удастся, проводя Игры, не то что превзойти, а даже встать вровень с этой страной и с этими людьми, становится безумно грустно. Китайцы, которых, действительно, здесь много-много, сильно постарались, чтобы их гости все эти дни прибывали в раю. И если седьмое небо существует, то значит все (кто гостил в Китае) на нём побывали.
Семнадцать дней с уст спортивного мира, со всей планеты здесь собравшегося, не сходило: «Ни хау»! Что означает по-русски: «Здравствуйте!». Настал миг - вечер 24 августа – когда погас олимпийский огонь, и здороваться стало не с кем. Китай прощается с гостями. Гости прощаются с Китаем. И всё говорят друг другу: «Дзой дьень!» - До свидания!
Церемония закрытия, напоследок подаренная олимпийскому миру с таким же безмерным изыском и удивительной изобретательностью, что и церемония открытия, и за которой, очевидно, наблюдало не меньшее число жителей планеты, чем за торжеством открытия, в пересказе не нуждается. Хотя её главная тема (если хотите, квинтэссенция) надлежит быть повторенной – за пределами спортивных площадок у народов, населяющих нашу Землю, не должно быть поводов для споров и вражды. Мысль, вроде бы не новая, но далеко не всеми разделяемая. Ваш корреспондент заостряет на этом внимание, прежде всего, потому, что спортсменам из разных команд пришлась по душе и сердцу придумка организаторов бессистемно собрать их всех вместе в центре арены вокруг сценического круга.
Расскажу о том, что осталось за кадром, что не видели десятки, а быть может сотни миллионов телезрителей, и что отрепетировать было невозможно. Спортсмены не хотели расходиться. Прошло десять, пятнадцать минут, как торжество завершилось. Но толпа бурлила, переливалась цветами национальных экипировок, но не спешила покидать арену. «Тусовка» молодости и силы продолжалась, как минимум, целый час.
Кто из господ-товарищей увидел-услышал это из своих кабинетов власти? Это к вам узколобым, никак не желающим угомониться по части навязывания другим своей правды, обращались участники Олимпиады, оттягивающие минуты расставания друг с другом.
Разве не грустно от мысли, что может никто из них так этого не увидит – не услышит?
Ещё грустнее, прощаясь с безупречно организованными олимпийскими состязаниями, разглядывать итоговую таблицу медалей, на них разыгранных. Цифры, выводящиеся в ней «золотом», выглядят против названия нашей страны коллективным скромнягой, по случаю оказавшемуся на китайско-американском противоборстве. Самым скромным за все постсоветское время, ибо в Атланте и Сиднее россияне боролись за первенство с американцами, а после Афин, хотя и финишировали третьими, чиновничья рать и иже с ними не заливались соловьями, что мы, мол, кого-то перегнали. Как ни считай, но нынешние 23 российские золотые медали против 36-и американских и 51-й китайской, да и все 72 наши награды против 110 и 100 – соответственно США и Китая – называются не иначе, как «вас тут не стояло».
И уж совсем грустно констатировать, что Олимпиада в Афинах нас ничему не научила, и что нынче, похоже, как и после Игр-2004 года, общественность будет втянута в разборки между двумя спортивными ведомствами – Олимпийским комитетом России (ОКР) и Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Основания для подобного предположения уже имеются.
Глава первого ведомства - Леонид Тягачев - за день до закрытия Игр, общаясь с журналистами в кулуарах грандиозного приема, который был организован от его имени в пригороде Пекина (кодовое название загородного роскошества «Дом друзей Олимпиады»), оценил выступление олимпийской сборной как хорошее. При этом ещё и назвав себя твёрдым хорошистом. А глава Росспорта Вячеслав Фетисов, отбывший с Олимпиады, не дожидаясь её закрытия, уже выступил в печати и на радио, резко раскритиковав ОКР. Недавнее образование Министерства спорта, туризма и молодежной политики обещает перевести ссору в другое качество. В какое, пока не слишком ясно. Посему надежды на то, что общественность услышит серьезный разбор наших спортивных дел, честно скажем, мало.
За пару часов до закрытия Игр ваш корреспондент познакомился в Пекине с человеком, прилично говорящим по-русски (за предшествующие дни сделать это, практически, не получалось). Его зовут Фан. Пятьдесят один год назад он защитил диплом в Казанском авиационном институте, где учился шесть лет. Сейчас ему больше семидесяти лет и он получает пенсию, размер которой позволяет ему не думать о дополнительном заработке. Он очень хочет поехать в Казань, чтобы повидаться с ещё оставшимися в живых институтскими друзьями, которые на русский лад звали его Федя. Но по двум причинам он постоянно откладывает поездку.
Во-первых, ему, следящему за жизнью в России с помощью Интернет, не всегда понятны действия нашей власти в экономике и политике. В этой связи он процитировал китайского мудреца: «Идя вперед с перевернутой шеей, придёшь только назад».
Во-вторых, он очень стесняется обидеть своих российских друзей тем, что материально живет, как он предполагает, лучше, чем они.
Он очень гордится тем, что его молодые соотечественники «нагребли» нынче столько золотых и прочих медалей, сколько никто и никогда (Олимпиады 1980 и 1984 г.г., конечно, стоят особняком), и что организационная и технологическая элиты Китая сотворили самые лучшие Игры за всю мировую историю.
Вместе с тем авиационный инженер, хорошо помнящий, как китайцы учились в СССР азбуке физкультуры и спорта, а затем вникали в детали проведения московской Олимпиады, чувствует определенную неловкость из-за того, что атлеты его родины побили русских сильнее, чем американцев.
«Пожалуйста, если можете, передайте привет русскому народу» – сказал мне на прощание китайский Федя.
Как не передать? Передаю.
Из Пекина Эдуард Сорокин.
Повторно протестированные по инициативе МОК допинг-пробы В четырех атлетов, выступавших на Играх в Пекине, дали положительный результат. Одним из спортсменов, напомним, оказался итальянский велогонщик Давиде Ребеллин, чья бронзовая медаль в групповой олимпийской гонке должна теперь перейти к россиянину Александру Колобневу...
Спортивный арбитражный суд Лозанны признал, что права российского борца Вартереса Самургашева, проигравшего в четвертьфинале Олимпийских игр 2008 года в Пекине, были нарушены. 13 августа 2008 года на олимпийском турнире по греко-римской борьбе состоялась схватка между Вартересом Самургашевым и венгром Петером Баши...