Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
"Российский Стадион" продолжает публикацию статьи известного советского легкоатлета, судьи международной категории Валерия Сунцова о проблемах российского спорта, его отставании по всем направлениям, как в материальном, так и в методическом, управленческом, кадровом, медико-психологическом и социальном обеспечении (см. Часть I). Статья была написана еще в 2010 году, после зимних Олимпийских игр в Ванкувере, где российская олимпийская сборная впервые ощутимо уступила своим соперникам по многим показателям. Прошло почти 10 лет, но проблемы российского спорта, затронутые в материале, актуальны и сегодня.
***
Часть II
Теперь, что касается спортсмена. Какая бы ни была система спорта, тренер и их обеспечение - без талантливого, умного, здорового, верно выбравшего вид спорта, правильно воспитанного молодого человека, страстно желающего побед, в спорте высших достижений делать нечего. А таких людей надо найти, вырастить и воспитать. Это задача детской юношеской спортивной школы и, конечно, родителей. К чему пришла страна здесь за годы реформ.
Из всех потерь, что случились в российском спорте, наиболее чувствительные в системе детских юношеских спортивных школ, хотя именно их функционирование обеспечило 10-15 летнюю инерцию Российского спорта. Детские спортивные школы, зародившись в СССР как, в первую очередь, инструмент воспитания подрастающего поколения посредством спорта, постепенно превратились "конвейер выращивания спортсменов-чемпионов". И эта подмена уже ощущалась в позднем СССР, но была еще не очень заметна. Дело в том, что деятельность ДЮСШ изначально не так жестко привязывалась спортивному результату. И это не вызывало неприятие в среде тренеров в условиях всеобщей уравниловки.
В целом - задача ДЮСШ помочь воспитать человека, направить естественную энергию растущего организма, как минимум, в безопасное для общества русло, отвлечь от влияния "улицы", укрепить здоровье, закалить характер. Задача ДЮСШ как максимум – сохранить устойчивую мотивацию к занятиям спортом впоследствии, будучи взрослым человеком, а сверхзадача – воспитать жгучее, неудержимое желание продолжать тренировки уже после окончания ДЮСШ и общеобразовательной школы с целью достижения наивысших результатов в уже выбранном виде, осознано связать себя со спортом, посвятить свою молодость спорту. Таким образом, сами спортивные результаты в ДЮСШ не так важны - важно сохранить свежесть восприятия спорта, положительный драйв в самом процессе тренировок до окончания ДЮСШ, не истощить нервную систему, а потом, уже возмужавшим и получившим базовые навыки в выбранном виде, добровольно, осознанно взвалить на себя бремя тяжелейших физических и психологических нагрузок, которые и позволят одаренным и готовым к этому труду молодым людям стать олимпийцами и добиваться побед. А вот именно это и практически уничтожено – вся работа ДЮСШ, вся новая нормативно-правовая база, все оценки деятельности школ завязаны на сугубо спортивный результат и стимуляцию его неуклонного роста в период пребывания в ДЮСШ. Это грубейшее нарушение даже принципов основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, который полагал, что спорт для детей и юношества – это всего лишь прекрасное средство воспитания, а не самоцель. Спортивный результат в юном возрасте почти не имеет значения для его будущего как спортсмена, а порой и вовсе лишает его шансов стать олимпийцем и мы максимально приблизились к этому за 15-20 лет. В реальности в настоящее время детские тренеры вынужденно форсируют результаты своих подопечных. Зачастую естественный процесс акселерации воспитанников выносит спортсмена и тренера на верхние строчки рейтинга и, следовательно, зарплаты, таким образом, создавая иллюзию правильной работы тренера. Самый тревожный вариант - массированное использование стимуляторов и запрещенных средств уже в детско-юношеском возрасте, который трудно контролировать из-за массовости участников, большой территории страны и дороговизны проб. Главное – результат сегодня, деньги сейчас. Погоня за результатом и приводит к запредельному отсеву из ДЮСШ в старших классах. Изнурительные тренировки в этом возрасте исключительно на результат отвращают от спорта. Вот почему страна, имея разветвленную, многочисленную сеть муниципальных ДЮСШ становится неконкурентной перед странами, где такой сети нет вообще. Многие ли из выпускников ДЮСШ становятся большими чемпионами впоследствии – единицы. Большинство из них, использовав заработанный в ДЮСШ имидж подающего надежды спортсмена как трамплин для поступления в ВУЗ и ССУЗ, на 2-3 курсе прекращают занятия спортом насовсем. Современная система ДЮСШ в России приобретает черты своей противоположности – она "перемалывает" таланты еще школе и как итог – во многих видах спорта не из кого формировать взрослые и молодежные сборные команды. Необходимо пересмотреть положение о заработной плате в ДЮСШ, привязав ее не к сиюминутному результату в юношеском возрасте, а к проценту воспитанников тренера, которые стали в будущем членами сборной страны, большими чемпионами. Необходимо теснее ее привязать к сохранности его воспитанников в ДЮСШ даже при смене спортивной ориентации. Пусть юные ищут себя в спорте и тренер обязан быть помощником в этом, что тоже должно учитываться в зарплате.
Следующая причина потери эффективности системы ДЮСШ заключается в том, что все попытки упорядочить подведомственность ДЮСШ между органами управления в сфере просвещения и органами управления физкультурой и спортом на всех уровнях пока не завершились никаким результатом. Эта ведомственная разобщенность порождает двойное финансирование, двойной календарь мероприятий, путаницу в статистических данных и т.д. Здесь необходимо различать две позиции, а именно, одно дело ДЮСШ на уровне субъекта России по какому либо виду спорта или муниципальная в сельском районном центре, имеющие материальную базу и самостоятельный коллектив тренеров. Другое дело - муниципальная ДЮСШ в городе, поселке, расположенная в 2-3 комнатах в цоколе жилого дома, с десятком стульев и нескольких столов за которыми сидят директор, завуч, методист и т.д., а тренеры этой ДЮСШ работают на базе соседних общеобразовательных школ. Что касается первых, то, безусловно, они должны быть в ведении органов управления спортом. Именно спорткомитеты, Министерства, департаменты спорта и т.д. отвечают за конечный результат, а оставлять вне прямого влияния ближайший резерв спорта - это значит потерять управление как таковое. Эта очевидная истина годами не воплощается в жизнь, как стране, так и в Удмуртии. Интересно, что по поводу аналогичной ситуации с системой детских музыкальных, художественных школ, которые находились и находятся в ведении органов управления культурой, никакой дискуссии нет. Очевидно же, что профессиональную подготовку могут вести действительно профессионалы, а не обычные педагоги пения и рисования, имеющие другую задачу – ввести ребенка в мир искусства, а как стать в этом мире своим - это задача профессионалов из сферы культуры. Что касается второй, намного более многочисленной, группы ДЮСШ, то напрашивается вопрос, чем занимаются администрации этих ДЮСШ, не имеющих никакой базы вообще, тренеры которых рассредоточены в спортивных залах общеобразовательных школ и зачастую редко собираются вместе? Не эффективней ли закрепить этих тренеров по этим школам, увеличить их зарплаты за счет ликвидации тех самых администраций ДЮСШ и тем самым усилить спортивную составляющую общеобразовательных школ, создав в них настоящие спортивные клубы, что и предписано ФЗ № 329. Эти клубы, конечно, будут в ведении Министерства образования по праву, а самые перспективные учащиеся параллельно могут быть в составах ДЮСШ, которые находятся в ведении органов управления спортом. Конечно, было б идеально каждой ДЮСШ предоставить зал, стадион, инвентарь и тогда, действительно, все ДЮСШ следовало б перевести в ведение органов управления спортом, как на уровне субъекта, так и в муниципалитетах. Здесь каждый случай индивидуален, как например в г. Ижевске можно бы перевести ДЮСШ-5 на базу стадиона "Купол", ДЮСШ -8 на Центральный стадион, но эти решения затрагивают права собственности, а кто может и обязан принимать решения по таким вопросам – государство. На описанных выше принципах действует система дополнительного образования в культуре (музыкальные, художественные школы). Уровень профессионализма в Российской музыкальной, художественной, сценической и т. д. культуре до сих пор лучший в мире. Система не дала ни одного сбоя до сих пор. Хотя материальное обеспечение там объективно слабее, чем в сфере спорта. Вот, что значит правильно выстроенная система.
Теперь о Тренере. Основная проблема – естественное старение кадров при неестественном отсутствии преемственности и равноценной их замены. Большинство причин такого положения уже описано выше. Повторю – отсутствие системы спорта высших достижений и кризис в системе ДЮСШ. По этим причинам многие сильные личности просто выехали из страны, часть оставили эту работу, в том числе и по возрасту, а молодежь не идет в сферу с "непонятными правилами игры". Дело даже не в зарплате. Во многих ДЮСШ у тренеров зарплаты гораздо выше средних доходов по стране. Не идут – не впечатляют перспективы - ненадежные, мало зависящие от качества личного труда. Масса причин внешних для молодого тренера, вследствие чего он не прогрессирует, а значит у него маленькая зарплата (как уже говорилось выше, зарплата жестко привязана к спортивному результату воспитанников). А именно - много не здоровых детей, следовательно, нет выбора "материала" (сленг тренеров), на стадион и в спортзал не пускают, "завалили" требованиями отчетности, на соревнования выехать невозможно из-за недостатка средств и т. д. Что возможно сделать сейчас для сохранения хотя бы существующего потенциала? Как хотя бы консолидировать сообщество тренеров? В Швеции, например, каждый тренер школы (там нет системы ДЮСШ – там спортивные клубы) раз в несколько лет обязан пройти сборы (10-12 дней) на олимпийской спортивной базе вблизи Стокгольма (BOSHЁN), которая работает в обычном режиме, т.е. там тренируются атлеты сборных команд Швеции. Тренеры вновь лично проходят все азы тренировки в многочисленных видах спорта представленных в центре (там есть стадион, бассейн, гимнастические залы, залы для борьбы, игровые залы, тир, всякого рода трассы и т.д.). Они общаются между собой, видят реальные тренировки выдающихся атлетов не только Швеции, участвуют в организованных для них семинарах по различным тематикам, после чего получают сертификат на определенное количество лет. (В составе сборной команды СССР в 1986 г. имел честь жить в этом центре во время участия в международных соревнованиях по ходьбе в Швеции, общался с педагогами - тренерами, проходящими там эти сборы). Почему бы не практиковать это хотя бы в субъектах РФ (в целом по России это вряд ли возможно - велика) и Удмуртии в том числе? Проводимые у нас курсы повышения квалификации неэффективны. Они для галочки, для аттестации, для очередной бумажки, для освоения бюджета, наконец. Не имея сильного тренерского сообщества, для которого сам творческий процесс подготовки атлета выше заработной платы по приоритетам, трудно рассчитывать на олимпийские медали. Настоящий тренер должен творить, а не искать, где б ему еще подзаработать.
Продолжение следует...
В.Ю. Сунцов
Ижевск, 2 - 7 марта 2010 год