Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
"Российский Стадион" начинает публикацию статьи известного советского легкоатлета, судьи международной категории Валерия Сунцова о проблемах российского спорта, его отставании по всем направлениям, как в материальном, так и в методическом, управленческом, кадровом, медико-психологическом и социальном обеспечении. Статья была написана еще в 2010 году, после зимних Олимпийских игр в Ванкувере, где российская олимпийская сборная впервые ощутимо уступила своим соперникам по многим показателям. Прошло почти 10 лет, но проблемы российского спорта, затронутые в материале, актуальны и сегодня.
***
Часть I
Проблемы современного российского спорта, его отставание по всем направлениям обнажились в Ванкувере на Олимпийских играх 2010 года во всей своей глубине. Олимпиада показала крайнюю не эффективность политики, которая проводилась в современной России в сфере физической культуры и спорта в последние 15-20 лет. Одно только многократное переименование и реструктурирование федерального органа управления спортом и физической культурой характеризует это.
1. Во–первых и самое главное - причины плачевного состояния сферы физической культуры и спорта лежат не собственно внутри её самой. Они внешние и коренятся в общем укладе жизни общества и государства, который сложился на данный период. Обобщенно эту причину можно выразить так – гипертрофированный культ денег и материального достатка, сформировавшийся за эти годы и ставший абсолютным синонимом успеха и признания. Это привело к тому, что даже те большие, в сравнении с прошлым периодом, денежные средства, направленные в сферу спорта растворились без следа, т.к. главной целью вложений в спорт стало, не собственно, развитие его, а извлечение еще больших денег, хотя публично декларировалось именно развитие спорта.
В итоге – нет прибыли, т.к. на спорте, на уровне даже всей страны, много прибыли не извлечь, поскольку сфера физической культуры и спорта не производительная сила, а потребитель средств по факту, особенно детско-юношеский спорт. Что касается спорта высших достижений, то выход на самоокупаемость – это тот минимум, к которому в стране еще идти и идти. Следовательно, вложенные деньги пропали.
Другой итог - нет спорта. В массе своей люди, работающие в данной сфере, не увидели этих денег и оказались не мотивированы на самоотверженный труд, т.к. они тоже "заражены" идеей, что успех это деньги, а раз их здесь не заработать, то и нет смысла к самоотдаче. А с другой стороны, гипертрофированный культ денег как показатель успеха привел к тому, что для достижения результатов использовались все средства без разбора, включая запрещенные. Игнорировались все педагогические, методические и медицинские рекомендации. Заботиться о будущем не надо. Результат нужен здесь и сейчас! Забота о будущем – потом! Как результат - исчерпаны все прошлые ресурсы. Это особенно пагубно сказалось на системе детско-юношеского спорта. А что касается тех гигантских призовых выплат (на уровне субъекта, страны, федераций по некоторым видам спорта) для больших спортсменов за успехи на Олимпиадах, то они еще больше "развратили" отношения в данной сфере и вместо притока молодых и амбициозных атлетов и тренеров, только усугубили отвратительную общественно-государственную установку, что успех – это деньги. Культ потребления, иждивенчества губит творческий процесс, без которого не мыслима современная подготовка к главным стартам. Конечно, поощрение необходимо и материальное в том числе, но оно должно быть адекватно уровню жизни населения. Лет 20 назад призеры олимпийских игр, чемпионатов Мира, Европы, Универсиад получали ордена, медали и были необычайно уважаемы в обществе. Конечно, и тогда им создавали бытовые, житейские условия гораздо выше среднего уровня, что, естественно, правильно. Сейчас Олимпийские чемпионы, разъезжающие на "Лексусах" вызывают подчас раздражение и упреки, что они всего лишь "рубят бабки", а не защищают честь страны. Сейчас невозможно представить олимпийца с лавровым венком на голове и медалью на шее - и больше ничего. В современной России этот человек будет просто смешон. Вместе с тем, в подавляющем большинстве стран, особенно в Европе, Америке призовых от государства за большие победы нет вообще, но именно спортсмены этих стран и обыгрывают наших. "Африканские" стимулы - занятие спортом исключительно ради денег и выживания (что, к сожалению, еще действительно имеет место в мире) уже не работают в цивилизованных странах.
Во-вторых, спорт во многом стал средством политического, социального, рекламного и прочего пиара на всех уровнях вместо того, чтобы рассматриваться в качестве одной из целей, напрямую связанной с уровнем благосостояния, здоровья и качеством жизни граждан и особенно молодых людей, к которой надо стремиться. Именно поэтому тратятся большие средства для проведения многочисленных массовых акций среди взрослого населения типа "Лыжня России", "Кросс наций", сельские игры, ведомственные спартакиады и т.д. Для этого отвлекаются от работы по истинному развитию спорта высших достижений органы исполнительной власти, тренеры, специалисты. На самом деле все эти массовые акции (среди взрослого контингента - подчеркиваю) по сути своей не имеют никакого отношения к большому спорту и никакого положительного влияния на спорт не оказывают. Более того, они создают иллюзию массовости занимающихся спортом, которой в реальности нет. Они подпитывают психологию иждивенчества, неизбывной российской "халявы", т.к. все эти акции сопровождаются массовой раздачей спортивной атрибутики, а порой и серьезными бесплатными дарами, виде проживания, питания и проезда на различные спартакиады и игры, с сохранением заработной платы, за невыполненную основную работу. Чего бы не по участвовать? Речь не о детях и учащихся - это взрослые, работающие граждане и к большому спорту не имеющие никакого отношения и уже бесперспективные в этом смысле. Объявите о массовом соревновании и учредите только призы призерам и на этом ограничьтесь. Придут единицы – десятки, сотня не более – вот цена этих мероприятий, спартакиад и других "массовых" акций. Если уж проводить такие акции, то необходимо перенести всю эту работу в студенческую и школьную среду. Более того, эту деятельность необходимо систематизировать и дойти буквально до каждого молодого человека и вести работу круглый год. Вот тогда, лет через 8-10 лет мы вправе ожидать более или менее массового появления новых имен в нашем спорте. В Удмуртии, в этом отношении, как минимум необходимо поменять акценты при проведении республиканских сельских игр. Главным мероприятием должен республиканский спортивный фестиваль учащихся, проводимый ежегодно и зимой, и летом. Под него надо и строить спортивные объекты в районах, расставлять приоритеты, увеличить количество участников этих соревнований в олимпийских видах, ввести новые виды, а уже вслед за ним проводить взрослые сельские игры и, возможно, с меньшим денежным вложением и через год - чередуя зимние и летние соревнования.
2. Понимая эти внешние причины, можно перейти к анализу внутреннего состояния спорта высших достижений и всей сферы физической культуры в России.
Стабильных, высоких результатов в любом виде спорта можно ожидать в многолетнем, успешном функционировании системы из трех абсолютно необходимых элементов: талантливый спортсмен - творчески мыслящий тренер – достаточное, современное материальное обеспечение их деятельности. Кроме того, чтобы претендовать на лидерство в олимпийском движении в целом, необходимо определиться с направлениями, со стратегией - что, собственно, развивать.
2.1. Говоря о стратегии, необходимо понимать, что выступление страны оценивают по медалям призеров в олимпийских видах. Естественно, что приоритетом для развития должны быть олимпийские виды. В настоящее время во Всероссийском реестре спортивных федераций – более 130 видов спорта. Между тем, в летних и зимних олимпиадах представлен 51 вид спорта. Разница почти в три раза. Дело не в том, что много видов спорта - это, может быть, и неплохо, а в том, что не олимпийские виды оттягивают ресурсы и материальные, и людские, вплоть до муниципалитетов, где плодятся и финансируются эти не олимпийские виды. А ресурсы не беспредельны. Для сравнения - в Китае зарегистрированы чуть более 50 спортивных федераций. Необходимо поменять принципы финансирования не олимпийских видов спорта. Пусть они будут зарегистрированы, аккредитованы, но это не должно быть условием на получение бюджетных денег на всех уровнях. Пусть они функционируют как самостоятельные, общественные организации, в соответствии с ФЗ №329 от 4.12.2007 г. Это в полной мере относится и к Удмуртии, где за 8-10 лет начали финансироваться из бюджетов всех уровней многочисленные единоборства, технические и прикладные виды спорта, подчас не имеющие в республике ни исторических традиций, ни массовости. На раскрученных сельских играх в республике чуть не половина программы – не олимпийские виды (армспорт, лапта, полиатлон, перетягивание каната, гиревой спорт, дартс и т.д.). То есть тратим деньги без попыток выхода на олимпийский уровень по факту.
Еще более очевидные просчеты в выборе приоритетов внутри олимпийской семьи из 51 вида спорта. Почему то у нас считается, что призовые места в игровых видах спорта на олимпиадах - это супервеликое достижение, ради которого "мы за ценой не постоим". Между тем в каждом игровом виде разыгрывается всего одна золотая медаль на всю команду от 6 до 24 человек плюс тренеры, врачи, массажисты, администраторы, менеджеры и т. д. Необходимо иметь в виду, что гарантированный успех на олимпиаде – это надежный, сильный состав в медалеёмких видах спорта. Именно так поступают мировые лидеры олимпийского движения и СССР в свое время. США обеспечивают победу на летних олимпийских играх победой в легкой атлетике и в плавании, где суммарно разыгрываются почти половина медалей, а победы в игровых видах, если таковые есть, лишь усиливают отрыв. Китай сосредоточился в Пекине на гимнастике, прыжках в воду, стрельбе, тяжелой атлетике, настольном теннисе и предельно поднял практически все индивидуальные виды, включая легкую атлетику и плавание (хотя в последних двух видах китайские атлеты пока жестко не конкурируют). Что-то ничего не слышно про китайских футболистов, хоккеистов, гандболистов, баскетболистов, ватерполистов и т. д., а Китай триумфально победил на Пекинских играх. Корейцы, практически не имея естественного льда, стали лидерами шорт-трека, где разыгрываются более 15 медалей и реально конкурируют с Россией в общем олимпийском зачете. В этой связи, вызывает удивление игнорирование этого олимпийского вида в России, где практически в каждом крупном городе есть ледовый дворец. Но – эти дворцы вотчина хоккея, а не шорт-трека и даже фигурного катания. Хоккей трогать нельзя, хотя и сам российский хоккей уже за границей. В Удмуртии это более чем актуально. По обеспеченности ледовыми дворцами республика одна из лидеров в России – два ледовых дворца на 1,6 млн. населения. В Ижевске живет и трудится Чемпион Мира в конькобежном спорте В. Иванов, который совершенно не востребован как выдающийся конькобежец. Почему бы не предложить ему начать хотя бы с шорт-трека, приобрести инвентарь, предоставить лед, набрать группу новичков?
2.2. Итак, спортсмен - тренер – материальное обеспечение. Этот "треугольник" функционирует не в безвоздушном пространстве, а в системе спорта высших достижений. Весьма эффективная система отношений в спорте высших достижений с точки зрения результата была выработана в СССР, а после исчезновения страны долго и мучительно завершала свой путь до полного распада. Новой системы спорта высших достижений в России до сих пор не создано.
В итоге в настоящее время нет внятных критериев отбора на главные старты во многих видах спорта (где и как попал на олимпиаду М.Чудов- биатлон, непонятно). Во многих зимних видах спорта Чемпионаты страны проводятся после главного старта года, а смысл? Бывает так, что Чемпионами и призерами становятся спортсмены не "нюхавшие пороху" главного старта года?! Зачастую отборочные соревнования проходят за границей России (все саночники, бобслеисты, прыгуны с трамплина, двоеборцы и т.д.), куда не все атлеты, могущие отобраться, могут выехать. По какому принципу формировалась хоккейная команда России в Ванкувер вряд ли известно хоккейному сообществу тренеров. При решении вопросов формирования сборных команд повсюду вмешиваются деньги, административный ресурс. Поэтому и очень мало этих дуэтов: спортсмен-тренер, которые бы многие годы надежно показывали высокие результаты. Виды спорта разные, но отсутствие внятной системы спорта высших достижений в целом и приводит к тому, что эти плодотворные дуэты распадаются, разъезжаются в разные регионы и даже страны в поисках лучшей системы отношений. Сейчас внутри страны малопонятные (хотя и объяснимые - вмешательство денег) параллельные зачеты, многочисленные смены мест проживания и тренеров, и спортсменов. В настоящее время в игровых видах спорта фактически феодальные отношения с покупкой-продажей-арендой игроков дошли до такого уровня, что уже трудно понять рядовому обывателю (не болельщику) какая команда кого представляет и кто, с кем играет. Различие в доходах между спортсменами, тренерами, судьями равного уровня в различных видах спорта, а особенно между игровыми видами и большинством индивидуальных видов спорта достигает не 2-3 кратного различия, а составляет десятки раз. Зачастую заштатные провинциальные команды копируют образ жизни, доходов с настоящих спортивных коллективов, а демонстрируют уровень чуть выше любительских команд. То, что бюджеты большинства игровых команд безболезненно можно убавить в разы (или десятки раз) – очевидно. Хуже играть не станут. Разбегутся – пусть. Лучше набрать новых своих и "голодных" до игры, а не до денег. Это актуально и для Удмуртии. Помнится, сколько было шума, когда полностью привозная команда по баскетболу "Купол-УдГУ", поиграв в высшей лиге, прекратила свое существование, лишившись шальных денег завода. Сам баскетбол в республике от этого не умер. Другое дело, что свою настоящую команду, сообщество баскетболистов не создало до сих пор. Но это вопрос не денег, а профессионализма в первую очередь.
Продолжение следует...
В.Ю. Сунцов
Ижевск, 2 - 7 марта 2010 год