Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Специалист из Рязани Сергей Филиппов продолжает работать над продвижением своего инновационного проекта, посвященного подготовке арбитров и, в первую очередь, для школьного баскетбола.
(*) президент Рязанской областной федерации баскетбола Александр Жукаев, "Точка кипения", 31 мая 2022 года,
Баскетбол XXI-го века характеризуется высокой динамичностью и плотностью напряженных игровых моментов, в связи с чем роль квалифицированных судей (арбитров) неизмеримо вырастает в своей значимости для качественного проведения соревнований. Телетрансляции спортивных игр изобилуют своими "эмоциональными столкновениями", в том числе связанными с ошибками судей и ответной реакцией на них игроков, тренеров и болельщиков. Но всё это имеет своё разумное соотношение и допустимый предел, после которого следующий промах арбитра может оказаться катастрофически последним в карьере судьи.
В связи с этим решение проблемы судейства любого матча связано с наличием профессионализма у рефери. Уже сама подготовка талантливых судей должна гарантировать, что "роль" в оценке будущего матча будет исполнена квалифицированным арбитром на 99%. Сегодня такой гарантии, к сожалению, нет.
В Рязани проблема качественного судейства соревнований города обозначилась около 30 лет назад, когда темп игры изменился, скорости исполнения технических приёмов возросли, и судьи попросту не успевали за правильной оценкой калейдоскопа игровых эпизодов. Но в отношении обслуживания турниров команд образовательных учреждений отмеченная проблема никогда не рассматривалась. В игре – всё не так быстро и основательно, поэтому у большинства специалистов укоренилось неподвластное времени мнение, что для обслуживания редких игр слабых студенческих и школьных команд внутри каждого учреждения квалифицированные навыки судье не обязательны(?): для любителей юношеского баскетбола всегда будут достаточными судейские умения преподавателя физической культуры. Вот если бы там были "подготовленные команды", тогда судьи с категорией оказались бы как нельзя кстати.
Напрашивается вопрос: а почему не растёт число подготовленных команд? Может быть, из-за отсутствия судей и не растёт. Ведь нет дополнительных соревнований как лучшего средства организации и подготовки этих команд на местах?..
В городе всё-таки есть одно запланированное соревнование (финальное первенство Рязани между школьными сборными), на которое назначаются судьи с категорией и обслуживают они игры на платной основе. Участвуют в турнире всего около 900 спортсменов (2% от общего числа учащихся) нескольких десятков команд школ. Финал проведён, финансы освоены, отчёты написаны, но… это совсем не развитие баскетбола.
Обучением судей в Рязани, как и везде в России, занимаются местные федерации баскетбола. В зависимости от числа команд в городе для обслуживания игр требуется определенное количество судей. Школьные команды не учитываются.
Например: в городе есть 3 лиги соревнований, в каждой лиге – по 6 команд. Сколько требуется судей? Есть два ответа, выбирайте:
А). при трёх баскетбольных залах – 27 судей;
Б). при одном игровом зале – 3 судьи.
Для Рязани всегда выбирают "вариант Б" и общее количество команд с 2011 годав чемпионате и первенствах города неуклонно сократилось уже в два раза. Это и есть регрессия баскетбола.
Причинность этого связана также с тем, что на протяжении почти "100 лет" (!) в российской методике обучения арбитров используется классический набор: 1). семинары (поговорить, побегать); 2). "наставничество" (послушать) и 3). практическое судейство (сомневаюсь, а попробую свистнуть в следующий раз). Для обучения новых судей и зарабатывания денег "старыми" судьями используются одни и те же игры, поэтому предпочтение отдаётся деньгам: меньше судей – больше денег, меньше денег – больше судей.
Стоит отметить, что за последние три года Рязанской городской федерации баскетбола удалось рекомендовать на семинары РФБ четверых молодых арбитров, которые захотели стать судьями, и сейчас они занесены в "Красную книгу", простите, – список 227 арбитров России.
И ещё один факт для понимания количественного предела судей в области: возрастной ценз для работы арбитром на Всероссийском уровне ограничен в 50 лет, а в местных условиях судья в зависимости от его квалификации может судить до 60 и более лет. Это означает, что в течение ближайших 30-35 лет Рязанский регион не будет испытывать недоимку в новых судьях.(?) И если минспорт сегодня называет цифру в 76 арбитров по баскетболу Рязанской области, то её можно упомянуть и через четверть века, – и мы не ошибёмся.
Какие неизменные итоги мы имеем?
С конца 90-х годов количество занимающихся баскетболом по статотчётам ежегодно в областном центре остаётся постоянным и в среднем составляет около 2600 человек (0,5 % от всех жителей). Судей в городе – около 15 человек, цифра тоже определённая…
Тогда, каким образом развивать рязанский баскетбол, кому нужно это развитие: людям или спортивным чиновникам? Какую составляющую изменить, чтобы увидеть прогресс игрового вида спорта? Требуется ли это "изменение" вообще министерству спорта Рязанской области или областной федерации баскетбола в частности? По разговорам и отчётам выходит, что "да". А на самом деле, – существует ли "проблема развития" баскетбола и ключ к ней или то, что имеем – это хороший максимум, за который можно отчитаться и большего у судьбы не просить, по крайней мере, до завершения актуальности программы Стратегия – 2030?
Известная в прогрессивном мире математическая зависимость чисел, которая легла в основу "Принципа 80/20", была обнаружена 125 лет назад итальянским экономистом Вильфредо Парето. Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля вкладываемых средств в необходимую инновацию влияет на большую долю результатов в развитии баскетбола.
Если мы, используя этот принцип, увидим разницу между "немногим решающим" и "заурядной массой" в сфере судейства, если мы предпримем определённые шаги в этом направлении, то сможем приумножить то, что имеет для нас ценность.
Здесь своё особое место у определяющих "ценность" будет занимать "восприимчивость к инновациям". Замечено, что обсуждение и внедрение инновации является трудным и болезненным процессом для многих людей и организаций. Не удалось этого избежать на встрече с АНО Талант и Арбитр 26 мая 2022 года и минспорту Рязанской области, которое пока не хочет видеть числовую судейскую проблему, тормозящую развитие баскетбола, не слышит аргументов "за" в пользу применения инновационной технологии отбора и подготовки большего числа судей для школьного и студенческого баскетбола. Презумпция инновации, как видится, не наступает.
Теперь о важном: каким образом проявилась проблема, связанная с увеличением числа судей? Почему школам города нужны баскетбольные арбитры? Что для учащихся Рязани это будет значить в сфере освоения ими юношеского спорта?
В феврале 2020 года совместно с Рязанским институтом развития образования и "Центром мониторинга и сопровождения образования" мы провели соцопрос среди 2500 школьников из 66 школ Рязани. Оказалось, что более 1500 школьников хотят обучаться судейским навыкам по новой программе и на тренажёре, но не знают, где этому могут учить. Ответы подтвердили наши ожидания существования потребности у школьников в дополнительном образовании и прямой зависимости привлекательности судейского обучения от применения инновационных тренажёров в этой подготовке.
Таким образом, именно учащиеся выступили в качестве "заказчика" на потенциальное развитие баскетбола в городе через подготовку судей, поэтому сегодняшние причины этого не развития должны быть устранены, а именно:
1. Некомпетентность различных "экспертов" в оценке сущности судейской инновации: "рязанское изобретение – одна из форм дистанционного (? – С.Ф.) обучения" (интернет-газета Российский Стадион (РС), 15 июня 2022 года);
2. Вековой стереотип: отвергнуть, НЕЛЬЗЯ применять;
3. Несовременная методика обучения судей по баскетболу, требующая длительного периода обучения арбитров (10 лет), даже из числа занимающихся баскетболом;
4. В школах нет профессиональной ориентации – помощи подросткам, к примеру, в выборе профессии спортивного судьи;
5. Неиспользование обоснованного и привлекательного отбора в спортивные судьи;
6. Консервативная заинтересованность минспорта Рязанской области и областной федерации в не подготовке большего числа судей для школ и вузов города;
7. Чрезмерное использование "parole, parole, parole – слов, слов, слов" (перевод с французского).
Устранение проблем гарантированно позволит:
1. Создать новую технологию для дополнительного профессионального образования подростков: отбор с 13 лет; контекстная подготовка судей – три года; квалификация – не ниже II-й категории;
2. Каждой школе иметь трёх арбитров для организации большего числа своих соревнований в любое время дня, недели или года;
3. Привлечь более 11 000 мальчиков и девочек, юношей и девушек (21%) к занятиям физической культурой;
4. Избежать слов и ещё раз слов, которые наносят урон числу дел баскетбола, исключить слова, которые безрезультативно прозвучали в недавних публикациях Филиппова и Степанова на страницах РС.
5. Помнить: "ковчег был построен любителем, профессионалы построили "Титаник".