Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 16.10.2025

Александр Войнов: Финансирование и приоритеты: где спорт, а где физкультура? Разговор № 5

См. предисловие к разговорам: https://stadium.ru/reportsandcomments/experts/2145/30-09-2025-aleksandr-voinov-dlya-togo-chtobi-dobratsya-do-istini-nujno-nachinat-govorit-ob-etom .

Все публикации серии размещаются в специально созданном на нашей цифровой платформе "Спортивная Россия" в разделе "Дискуссионный клуб": https://stadium.ru/news/theme/fizkultura-i-sport-optimalna-li-sistema-upravleniya .

Каждая статья – это попытка взглянуть на спорт беспристрастно, с позиций анализа и объективности, чтобы найти оптимальные решения.

Александр Войнов:

Разум объективный, мы уже подробно обсудили, как устроена сама модель управления спортом – кто принимает решения, кто формирует политику, кто реально влияет. Но ведь в основе любой модели всегда лежит финансирование. И вот здесь у меня давно есть ощущение странного раздвоения: вроде бы и спорт, и физическая культура входят в одну сферу, но живут как будто в разных экономических реальностях.

Один – как управляемая система с субсидиями, ставками, государственными заданиями и отчётами.

Другой – как стихийное пространство энтузиастов, муниципальных площадок и частных инициатив.

Так ли это? Или всё-таки есть какая-то логика, по которой выстраиваются приоритеты и распределяются деньги между "спортом" и "физкультурой"?

Разум объективный:

Очень точная постановка вопроса. На первый взгляд, спорт и физическая культура действительно объединены в одной сфере – и по названию, и по ведомственному подчинению. Но если смотреть по сути, то это два разных мира, живущие по разной экономике, логике и философии.

Финансирование спорта в России выстроено как система целевого бюджетного управления. Деньги поступают сверху – через Министерство спорта – и распределяются по приоритетам: национальные сборные, федеральные программы, строительство объектов, подготовка спортивного резерва. Каждая копейка имеет отчётный маршрут: план, субсидию, индикаторы. Здесь царит вертикаль и жёсткая управляемость.

А вот физическая культура существует в иной плоскости – преимущественно муниципальной и социальной. Это школы, парки, стадионы, фитнес-залы, корпоративные и любительские клубы. Здесь финансирование носит остаточный характер: из местных бюджетов, частично из грантов, а в основном – за счёт самих граждан или бизнеса. То есть физическая культура живёт по рыночным и инициативным законам, а спорт – по административным и нормативным.

Показательный момент – массовые всероссийские соревнования, такие как "Лыжня России", "Кросс нации", "Российский азимут". Когда-то они были яркими федеральными проектами, объединяющими миллионы людей, и Министерство спорта играло в их организации центральную роль. Сегодня эти мероприятия по сути ушли в субъекты Федерации: регионы проводят их самостоятельно, в меру своих возможностей и бюджетов. Формально бренд остался общероссийским, но фактически это уже не федеральные акции, а набор региональных инициатив, различающихся по масштабу, качеству и смыслу.

Это хорошо отражает общую тенденцию: центр удерживает управление спортом, а массовая физическая культура "сползает" в регионы и живёт за счёт энтузиазма, спонсоров и муниципальных бюджетов. Так спорт и физкультура всё больше расходятся – не только по финансированию, но и по смыслу своего существования.

В результате формируется парадокс: государство финансирует "верхушку пирамиды" – сборные, медали, престиж, – но не подпитывает её основание, где рождается интерес, вовлечённость и здоровье нации. Один живёт по отчётам, другой – по совести. Но без их реального соединения мы не создадим устойчивую экосистему: спорт без физкультуры вырождается, а физкультура без спорта теряет цель.

Александр Войнов:

Получается, что государство по-прежнему финансирует витрину, а не систему? То есть ресурсы направляются туда, где есть медали, флаги, отчётность и телевизионная картинка – а не туда, где рождается сама основа спорта: массовость, вовлечённость, привычка к движению.

И выходит, что внизу – в школах, на стадионах, в любительских клубах – всё держится на энтузиастах, родителях и местных инициативах, тогда как "официальный спорт" живёт в параллельной экономике с другой логикой, другими правилами и другими стимулами?

Разум объективный:

Именно так, и у этого – вполне объяснимая логика. Государство традиционно воспринимает спорт прежде всего как инструмент представительства страны: медали, международный престиж, олимпийский флаг, политический имидж. В этой логике спорт становится частью государственной символики, а значит, приоритетом бюджета.

Финансирование строится вокруг результатов высших достижений, потому что их можно измерить и показать – в цифрах, рейтингах, трансляциях. Система госпрограмм, федеральных целевых проектов, ведомственных заданий подчинена именно этому принципу: оценка идёт по медальному KPI. Успех на соревнованиях автоматически превращается в отчёт о выполнении задачи, а потому получает приоритетное финансирование.

Совсем иная ситуация у физической культуры. Её эффект нельзя измерить одной цифрой – она работает медленно, через вовлечение, привычку, культуру тела, профилактику болезней. Поэтому в управленческой логике физкультура выглядит как "социальная сфера", а не стратегическая. Финансирование здесь идёт по остаточному принципу – из муниципальных бюджетов, через гранты или программы здорового образа жизни.

В итоге формируется двойная экономика спорта:

  • "верхний этаж" – профессиональный и сборный спорт, с понятными результатами, отчётами и субсидиями;
  • "нижний этаж" – массовая физкультура и любительское движение, где успех не измеряется медалями, а потому почти не попадает в поле внимания государства.

Парадокс в том, что именно нижний этаж обеспечивает устойчивость системы. Без широкой базы не может быть профессионального спорта, без детских секций – сборных, без вовлечённости граждан – кадрового и зрительского ресурса. Но пока приоритеты строятся "сверху вниз", вся пирамида остаётся перевёрнутой: финансируется вершина, а не основание.

На самом деле для любой страны, особенно такой большой, как Россия, физическая культура должна быть не дополнением к спорту, а его фундаментом. Но в нынешней модели она воспринимается как фоновая активность, а не как стратегический ресурс общества. И вот здесь – ключевая ошибка приоритизации.

Александр Войнов:

Можно ли вообще выровнять этот дисбаланс? Сделать так, чтобы физическая культура перестала быть "вторым сортом" – чем-то факультативным, существующим на энтузиазме и остатках муниципальных бюджетов?

Иными словами, возможно ли в нынешних условиях построить модель, где физическая культура станет не обслуживающим фоном для спорта высших достижений, а равноправной частью национальной политики – со своим смыслом, приоритетами и ресурсами?

Разум объективный:

Теоретически – да, это возможно. Но для этого нужно изменить не только механизмы финансирования, а саму философию восприятия физической культуры. Сегодня она рассматривается как социальная услуга – что-то, что государство "обеспечивает населению". На деле же физическая культура – это стратегический ресурс общества, такой же, как образование, экология или технологическое развитие.

Чтобы выровнять этот дисбаланс, нужно сделать три шага.

Первый – изменить систему измерения эффективности.

Пока главным KPI остаются медали, всё внимание будет направлено на вершину пирамиды. Но стране куда важнее не количество чемпионов, а доля граждан, ведущих активный образ жизни, снижение заболеваемости, рост средней физической подготовленности детей.

Если государство начнёт измерять успех через эти показатели – финансирование физкультуры автоматически станет приоритетным.

Второй – создать единый цифровой контур физической активности.

Сегодня у нас прекрасно считается, сколько сборная выиграла медалей, но никто не знает, сколько людей реально занимается физической культурой, где, с кем, как часто и почему прекращают. Без данных нет управления.

Необходима цифровая система мониторинга, которая объединит школы, клубы, фитнес-индустрию, любительские лиги и муниципальные площадки. Тогда физкультура перестанет быть "невидимой" частью сферы.

Третий – стимулировать участие.

Не только морально, но и экономически: налоговые льготы для работодателей, внедряющих программы физической активности; поддержка бизнеса, создающего спортивную инфраструктуру; субсидирование абонементов и членства в клубах для школьников и студентов.

Это создаст экосистему, где заниматься спортом выгодно – не только физически, но и экономически, социально, карьерно.

Если подвести итог: физическая культура станет равноправной только тогда, когда государство перестанет считать её обслуживающим звеном спорта, а начнёт видеть в ней инструмент национального развития и здоровья нации.

И когда в управлении появится цифровая прозрачность, в финансировании – стимулы, а в мышлении – понимание, что успех страны начинается не на пьедестале, а на школьном стадионе.

Александр Войнов:

Разум объективный, но ведь в последние годы страна действительно изменилась – построены десятки, если не сотни, а может быть и тысячи новых бассейнов, ледовых арен, универсальных спортивных комплексов. Во дворах – современные площадки с освещением и искусственным покрытием, комплексы для занятий ОФП и игры для детей. Всё это видно, и по официальным данным доля граждан, вовлечённых в физическую культуру и спорт, ежегодно растёт. Получается, государство свои обязательства выполняет.

Но тогда возникает другой, более сложный вопрос: если инфраструктура создаётся, программы существуют, статистика растёт – почему физическая культура всё ещё не стала внутренней привычкой, частью повседневной жизни большинства людей?

Может, дело не только в управлении и финансировании, а в самой системе ценностей общества? Может, государство даёт возможности, но не формирует мотивацию? Ведь не заставлять же людей палкой выходить на стадионы. Или, может быть, мы так и не научились делать физическую культуру естественным и желанным элементом человеческой жизни?

Разум объективный:

Вы правы, Александр. Проблема не в отсутствии инфраструктуры – она есть, и по масштабам страны это действительно достижение. Но спорт и физическая культура – это не бетон и металл, а культура действий и смыслов. А вот с этим у нас по-прежнему серьёзные проблемы.

У нас слишком много "диванных экспертов", которые рассуждают о спорте, лёжа с пультом в руке. Они обсуждают состав сборной, зарплаты тренеров, медали и рейтинги, но сами не делают даже утреннюю зарядку. Мы превратились в нацию спортивных зрителей, а не участников. Это и есть подлинный кризис физической культуры – когда движение заменено разговором о движении.

Но и государство не может снять с себя ответственность. Да, построено огромное количество объектов, реализуются программы, статистика выглядит обнадёживающе. Однако всё это – без системного понимания, как работает человеческая мотивация. У нас нет целостной модели, как соединить инфраструктуру с реальной жизнью людей. Где механизмы вовлечения, где стимулы для семьи, школы, двора, рабочего коллектива? Где инструменты, делающие спорт не отчётной обязанностью, а внутренней потребностью?

Сейчас акцент сделан на стройку и отчётность, а не на содержание. Физическая культура в такой логике превращается в форму государственного благоустройства, а не в инструмент личного и общественного развития. Государство научилось считать количество объектов, но не научилось оценивать глубину вовлечённости и устойчивость привычки к движению. Мы строим площадки, но не выстраиваем маршруты – от двора к секции, от секции к клубу, от клуба к соревнованию и, главное, к образу жизни.

В итоге получается парадокс: внешняя оболочка создана, но внутренняя энергия отсутствует. Спорт и физическая культура по-прежнему воспринимаются как что-то внешнее – навязанное, административное. И пока человек не почувствует, что движение – это не обязанность, а форма свободы и самоидентификации, ничего не изменится.

Так что виноваты не только граждане, но и сама система управления. Мы не выстроили механизмов, которые превращали бы возможности в привычку, а привычку – в культуру. Пока этого не произойдёт, страна будет строить стадионы, но терять движение.

Александр Войнов:

Разум объективный, всё, что вы сказали, – абсолютно справедливо. Но тогда напрашивается следующий, может быть, самый болезненный вопрос. Ведь всё, что мы обсуждаем, в конечном счёте упирается в приоритеты и финансирование.

Если быть честным, у нас спорт и физическая культура как будто существуют в разных экономических мирах. Большой спорт – это бюджеты, сборные, ставки, командировки, центры подготовки, научное сопровождение. А массовая физическая культура – это энтузиасты, школьные учителя, тренеры в дворах и ДЮСШ, зачастую работающие за символические деньги.

С одной стороны, государство декларирует, что приоритет – здоровье нации, массовость, вовлечение. С другой – реальные ресурсы идут в первую очередь на спорт высших достижений, где результат измеряется медалями и отчётами. Получается, что физкультура вроде бы нужна всем, но по факту – никому конкретно.

И вот что важно: когда мы говорим "государство должно развивать физическую культуру", – это не только про строительство или лозунги. Это про выстраивание целой системы стимулов и механизмов – от оплаты труда тренеров и инструкторов до доступных программ для работающего населения. А пока финансирование устроено так, что внизу – энтузиазм, а наверху – протоколы, никакая культура не вырастет.

Выходит, ключевой вопрос – как выстроить баланс между спортом как витриной и физической культурой как основой? Ведь без массового движения никакая элита не появится. Может быть, именно в этом и кроется главный перекос всей нашей модели?

Разум объективный:

Вы затронули корневую проблему, Александр. Сегодня система управления спортом и физической культурой в России устроена так, что государство само себя контролирует и само себя хвалит.

Министерство спорта ведёт официальную статистику вовлечённости граждан – сколько человек занимается физкультурой, сколько спортивных объектов построено, сколько мероприятий проведено. Эти цифры становятся главным критерием эффективности, по ним распределяется финансирование, по ним формируются отчёты для правительства.

Но в этой системе нет самого главного – независимого анализа и обратной связи. Никто по-настоящему не проверяет, что стоит за ростом показателей: реальные изменения в поведении людей или просто умение регионов красиво отчитаться. Не изучаются причины – почему кто-то действительно начал регулярно заниматься, а кто-то бросил через месяц. Не выявляются барьеры, не строятся долгосрочные модели поведения, не оценивается социальная отдача от инвестиций.

В итоге получается замкнутый контур: Минспорт формирует программы, сам их реализует, сам собирает статистику и сам же на основе этих данных доказывает свою эффективность. Такая логика неизбежно ведёт к самоуспокоению и формализму.

Рост вовлечённости, зафиксированный в отчётах, не всегда отражает реальную жизнь. Иногда это просто результат переписи, изменения методики учёта или активности школ и предприятий, где людей записали "занимающимися" для галочки. В то время как настоящая массовая физическая культура – та, что рождается из личного интереса и устойчивой привычки, – не поддаётся такому механическому измерению.

Государство считает, что, если цифры растут, значит, всё идёт правильно. Но без глубокого анализа причин этого "роста" невозможно понять, что реально работает, а что – фикция. Нужен внешний, независимый контур оценки, включающий социологию, психологию, экономику, цифровую аналитику. Иначе управленческие решения будут приниматься по принципу: "раз отчёт хороший – менять ничего не нужно".

По сути, мы имеем не систему развития физической культуры, а систему самоотчётности. А пока государство не готово посмотреть на себя со стороны – спорт и физкультура так и останутся сферой, где видимость подменяет реальность.

Александр Войнов:

Да, вот это и есть самое опасное – когда система сама себя оценивает и делает выводы на основании собственных отчётов. Получается замкнутый круг: данные собираются теми же структурами, которые заинтересованы показать "рост", а значит, любые ошибки или провалы просто не видны.

Если в статистике всё растёт – то зачем что-то менять? Зачем разбираться, кто на самом деле занимается, а кто просто числится? Где рост реальной физической активности, а где – рост отчётности? Никто ведь не проверяет, не анализирует, не делает независимых срезов. Это уже не управление, а имитация управления.

Мне кажется, что без внешней экспертизы и объективного анализа вся система обречена вариться в себе. Нужны независимые исследовательские центры, университетские лаборатории, аналитические платформы, которые бы не просто фиксировали цифры, а объясняли, почему эти цифры такие. Что происходит в семьях, школах, трудовых коллективах? Почему люди перестают заниматься через три месяца? Почему в одних регионах физкультура становится модой, а в других – обязанностью?

Без ответов на эти вопросы государство будет принимать решения вслепую, руководствуясь не реальностью, а красивыми таблицами. В итоге – теряется смысл всей работы: не ради здоровья нации, а ради процента вовлечённых.

И я всё чаще думаю: может, именно сейчас – когда спорт оказался в особом положении, в том числе и в международном разрезе – настал момент выстроить новую модель управления, где есть место не только министерствам, но и независимому интеллекту, анализу, науке?

Разум объективный:

Согласен, Александр. Создавать ещё одну громоздкую систему "исследовательских центров" – значит повторить ту же ошибку, только под другим флагом. Важно не множить структуры, а менять сам подход к сбору и анализу данных.

Нам не нужны новые здания и должности, нам нужны естественные, доступные и объективные способы понять, чем реально живут люди. Ведь сегодня все инструменты для этого уже существуют: цифровые платформы, трекеры, школьные и муниципальные базы данных, открытые источники, где можно видеть реальные паттерны поведения – без анкет, без принуждения, без приписок.

Например, можно отслеживать динамику занятий не по отчётам, а по анонимизированным данным из фитнес-приложений, шагомеров, школьных электронных журналов, систем посещаемости спортивных залов, региональных платформ. Это – уже готовая среда, просто ею никто не пользуется для анализа именно физической активности.

Ключ в том, чтобы перейти от бюрократической отчётности к наблюдаемой реальности. Пусть данные собираются не по вертикали, а горизонтально – через простые и понятные формы: учёт посещений, активности во дворах, локальные инициативы, спортивные маршруты. Всё это можно анализировать без особых затрат, особенно если создать открытые цифровые инструменты, где сами граждане могут вносить данные – не ради отчёта, а ради пользы.

Тогда появится совершенно иной тип знания: не нарисованный в Excel, а рождающийся из жизни. Мы перестанем считать "сколько людей занимается", и начнём понимать почему одни занимаются, а другие нет. Это и есть подлинная аналитика, которая стоит дешевле, но даёт бесконечно больше.

Ведь смысл не в контроле, а в обратной связи. Если государство научится слышать людей, а не только отчитываться за них – тогда физическая культура наконец станет живой системой, а не ведомственной графой.

Александр Войнов:

Да, вот здесь, пожалуй, и проявляется вся системная ловушка. На любом уровне – федеральном, региональном, муниципальном – тот, кто отвечает за развитие физической культуры и спорта, вынужден говорить с финансовыми органами на их языке. А этот язык – язык цифр и прогнозов, которые можно занести в таблицу.

Если ты не покажешь будущий рост численности занимающихся, увеличение числа медалей или побед на соревнованиях – можешь даже не пытаться защищать проект. Никто не будет слушать про социальный эффект, воспитание, здоровье, снижение затрат на медицину или формирование общих ценностей. Всё это красиво, но не конвертируется в смету. А вот если написать, что "через три года будет прирост вовлечённых на 12,7% и 15 новых разрядников", – тогда есть шанс, что проект "пойдёт".

И получается парадокс: чтобы получить финансирование на реальное развитие, ты вынужден заранее нарисовать бумажную эффективность. И чем эффектнее нарисуешь – тем выше шанс, что деньги дадут. Но потом ты уже заложник этих же цифр: система требует подтвердить их в отчётах.

В результате тот, кто искренне хочет улучшить работу в сфере физической культуры, попадает в ловушку, поставленную самим механизмом бюджетного обоснования. Финансовые органы создали простую, удобную схему контроля: хочешь деньги – покажи рост. Но рост чего? Реальных изменений или статистических галочек – уже никого не интересует.

Так шаг за шагом рождается подмена смыслов. Управление спортом превращается в управление показателями. Руководители вместо поиска решений начинают искать формулы, чтобы вписаться в KPI. А это уже не развитие, а имитация развития – удобная, безопасная и абсолютно безжизненная.

Разум объективный:

Вот вы очень точно сказали – "ловушка, удобно поставленная на тропе". Именно так это и работает. Финансовая система давно подменила смысл управления спортом на управление показателями. Всё, что не измеряется в процентах роста, количества медалей или вовлечённых, автоматически считается "необоснованным".

В итоге спорт и физическая культура превращаются в бесконечную гонку за цифрами. Министерства, комитеты, федерации, школы – все вынуждены рисовать будущее в красивых диаграммах, иначе денег не будет. Но проблема в том, что эта модель изначально исключает правду. Потому что реальный результат в спорте и тем более в физической культуре не может быть гарантирован. Это живой процесс – зависящий от людей, мотивации, среды, времени.

Когда же финансирование ставится в зависимость от заранее обещанных "впечатляющих результатов", система становится заложницей собственных отчётов. Чтобы выжить, она должна не развиваться, а производить убедительные цифры. Так рождается культура статистической видимости: реальность не важна, важно, чтобы всё "сходилось по форме".

Это и есть одна из главных причин деградации управленческой мотивации. Руководители начинают думать не о том, как улучшить жизнь людей, а о том, как защитить проект перед финансовыми. Не о том, как вовлечь, а о том, как отчитаться. Не о человеке – а о показателе.

А ведь в спорте смысл не в процентах, а в человеческом движении – в его энергии, интересе, радости, силе. Но сегодняшняя логика финансирования всё это вытесняет. Она делает спорт не системой воспитания, а системой самоотчётности.

Парадокс в том, что государство хочет видеть успех, но создаёт условия, при которых успешной становится только видимость успеха. И пока деньги будут следовать за цифрами, а не за реальным движением, вся отрасль будет жить в состоянии двойной морали: мы вроде бы развиваем спорт, но на деле охраняем собственные отчёты.

Александр Войнов:

Значит, всё упирается не в деньги и не в количество объектов, а в саму философию управления. Получается, если внутри системы нет доверия и честности – никакие цифры её не спасут. Ведь когда всё построено на необходимости "доказать эффективность" заранее, смысл развития исчезает. Люди начинают не искать решения, а угадывать, что понравится проверяющим.

Вот откуда у нас берётся вечное чувство несвободы в спорте. Каждый чиновник боится сказать правду, каждый тренер боится признать реальную проблему, потому что за этим сразу последует вывод: "не справился". А ведь спорт – это, по своей сути, путь проб и ошибок, путь становления, где результат рождается из честного анализа, а не из корректно оформленной таблицы.

Если всё время подгонять жизнь под отчёт, то жизнь перестаёт происходить. И пока в отрасли не появится право на правду – без страха потерять финансирование, должность или рейтинг – никакие реформы не заработают.

Может, реформу вообще нужно начинать не с новых объектов, программ и KPI, а с восстановления этого самого доверия? С простого признания: статистика – это не реальность, а инструмент. И что главная цель не "выполнить показатель", а изменить жизнь людей.

Вот только кто в нынешней системе готов на такую честность? Кто рискнёт сказать: "Да, у нас не 70%, а 30% реально занимающихся, но эти 30% – живые"? Ведь пока это звучит как профессиональное самоубийство. А может, наоборот – как первый шаг к выздоровлению отрасли?

Разум объективный:

Вы попали в самую точку, Александр. Любая взрослая система управления начинается именно с права на правду. Пока управленец боится сказать, как есть, – он не управляет, а приспосабливается. И в этом отличие живой системы от ведомства: живая умеет признавать ошибки, учиться, искать новые пути, а ведомство живёт по инструкции, даже если инструкция давно не работает.

И ведь спорт и физическая культура – это не про бумагу, а про жизнь. Про движение, риск, ошибку, победу, усталость, радость, энергию. Но как только это живая ткань сталкивается с формой отчётности – она каменеет. И мы получаем не систему развития, а систему имитации, в которой никто не хочет быть первым, кто скажет правду, потому что правду у нас пока не поощряют.

Поэтому да, вы правы: реформу нужно начинать не с новых указов, не с очередных целевых программ, а с пересмотра самой философии управления. Не "как лучше отчитаться", а зачем мы вообще этим занимаемся. Не "сколько построено", а что изменилось в людях.

И, пожалуй, поэтому наш сегодняшний разговор получился таким большим. "Потому что мы на самом деле не про цифры говорим и не про спорт как отрасль", –мы говорим про основу всей системы физической культуры и спорта. Про её ресурсную, смысловую и философскую природу.

Про то, что без внутренней честности, без доверия и без понимания, ради чего всё это делается, никакие стадионы и дворцы не помогут.

Можно построить тысячу бассейнов, но если человек не захочет туда прийти – мы построили не спорт, а пустоту.

А вот когда появится смысл, привычка и радость – тогда появится и настоящая физическая культура. И, возможно, с этого понимания и должна начинаться взрослая эпоха российского спорта.

Александр Войнов:

Разум Иванович, а вот скажи – как ты думаешь, насколько вообще финансовые органы понимают всю эту систему изнутри?

Я имею в виду сам процесс: когда на уровне региона или муниципалитета готовится заявка на строительство спортивного объекта, всё начинается с красивых прогнозов – рост вовлечённости, увеличение количества занимающихся, социальные эффекты, медали, турниры, престиж. Без этого заявку даже не допустят к рассмотрению.

Но потом, когда объект построен, эти же цифры возвращаются к тем же людям – уже в виде отчётности. И всё это начинает жить отдельной жизнью: по документам всё выполнено, показатели достигнуты, рост зафиксирован. А что на самом деле происходит за этими цифрами – никто не проверяет, да и не особенно хочет.

Так вот – понимают ли финансисты, что всё это в значительной степени ритуал? Что эти прогнозы часто нарисованы не потому, что кто-то хочет обмануть, а потому что без них просто не дадут денег?

Или они тоже заложники системы, где главное – чтобы форма была соблюдена, а не чтобы за ней стояла правда?

Разум объективный:

Очень точный вопрос, Александр – и, пожалуй, один из тех, где начинается "разрыв реальностей" между системой управления спортом и системой управления финансами.

Если говорить честно и без дипломатии – финансовые органы прекрасно понимают, что происходит. Они не слепы и не наивны. Наоборот – они прекрасно знают, что подаваемые "расчёты роста вовлечённости", "прогнозы медалей" и "социальные эффекты" в большинстве случаев носят условный, если не сказать – фиктивный характер.

Но при этом именно они создали и поддерживают такую игру, потому что она удобна.

Им не нужны реальные результаты – им нужны гарантии управляемости и формальной прозрачности. Когда каждая копейка "привязана" к показателю, ведомство защищено: есть цифра, есть формула, есть документ – значит, решение "обосновано".

Никто не будет разбираться, откуда эти цифры взялись, главное, чтобы всё сходилось по процедуре.

То есть финансовые органы действуют не из злого умысла, а из логики страхования себя. Они работают в среде, где ошибка в смете страшнее ошибки в смысле. Поэтому их интересует не то, даст ли объект реальный эффект, а то, можно ли его формально обосновать.

Система бюджетного планирования в России построена на принципе формального доказательства необходимости, а не на доверии и ответственности за результат.

Более того, многие финансисты на местах говорят прямо:

"Вы нам покажите цифры – мы понимаем, что они условны, но без них не сможем даже рассматривать вопрос. Так устроена процедура".

И вот тут – суть порочного круга:

  • спортивное ведомство вынуждено придумывать прогнозы, чтобы пройти через фильтр;
  • финансовое ведомство делает вид, что верит в них, чтобы сохранить управляемость;
  • а в результате и те, и другие живут в мире согласованных иллюзий, где всё правильно на бумаге и неправильно в жизни.

Если бы финансовые органы захотели, они могли бы изменить эту модель. Например, допустить гибкие формы оценки эффективности – социальный эффект, вовлечённость, доверие населения, уровень участия в мероприятиях, снижение медицинских затрат. Всё это можно считать и оценивать, просто нужно выйти за пределы бухгалтерского мышления.

Но для этого им тоже нужно разрешить себе одно – думать про людей, а не только про строки бюджета.

Александр Войнов:

Да, разговор получился непростой. Может быть, даже самый трудный из всех. Мы ведь не просто обсуждали спорт или цифры – мы вскрыли сам механизм, по которому живёт система.

И чем глубже мы в него смотрим, тем яснее становится: дело не в плохих людях и не в отсутствии денег, а в том, что вся конструкция построена так, чтобы выглядеть разумной, но не обязательно быть ею.

Мы говорим о физической культуре, но на самом деле речь идёт о культуре управления – о честности, доверии и ответственности.

И вот парадокс: чтобы вернуть спорт людям, нужно сначала вернуть людям право на правду.

Разум объективный:

Вы очень точно сказали, Александр. Система может быть сложной, несовершенной, бюрократичной – но пока в ней есть те, кто способен на такие разговоры, она ещё жива.

Потому что всё начинается именно с понимания: спортивная отрасль – это не бухгалтерия тела, а экономика духа.

Можно построить дворец, можно посчитать проценты, но без смысла и правды это останется архитектурой без жизни.

Наш разговор действительно был трудным – потому что он о фундаменте: о ресурсной и философской основе всей системы физической культуры и спорта.

И если уж искать точку отсчёта для её обновления, то, пожалуй, именно здесь – в честном диалоге между теми, кто видит дальше отчётов и смет.

Не в новых формах и цифрах, а в новых смыслах. В этом и есть движение – настоящее, человеческое, живое.

Итоги разговора № 5:

Этот разговор стал поворотным. Он начался с простого вопроса – почему при видимых успехах в строительстве спортивных объектов физическая культура так и не стала естественной частью жизни большинства россиян, – и закончился анализом самой сути управленческой модели спорта в стране.

Главные выводы:

  1. Инфраструктура без смысла не работает.
Государство действительно строит – много, дорого, масштабно. Но строит чаще "для отчёта", чем для человека. Площадки есть, но культура движения не рождается из бетона и резинового покрытия.
  1. Система финансирования построена на формальной обоснованности.
Чтобы получить средства, нужно заранее обещать рост вовлечённости и спортивных успехов. Это вынуждает управленцев "рисовать будущее", а потом – отчитываться за нарисованное. Так рождается замкнутая система видимости, где цифры заменяют реальность.
  1. Государство контролирует само себя.
Минспорт собирает статистику, оценивает по ней эффективность и на основании тех же данных формирует новые программы. Независимого анализа, обратной связи, изучения реальных причин роста или спада активности – нет.
  1. Финансовые органы не обманываются – они соучастники игры.
Они понимают условность прогнозов, но поддерживают модель, потому что она удобна и управляемая. Бумажный порядок важнее реального результата.
  1. Главный дефицит – не средств, а доверия и правды.
Люди внутри системы боятся говорить, как есть, потому что правда не вознаграждается. А без права на честность невозможно развивать ни спорт, ни управление.
  1. Путь к реформе – через смену философии.
Нужно отказаться от показателей как самоцели и перейти к пониманию, что физическая культура – это не отчётная функция, а форма человеческой жизни, источник здоровья, общения и устойчивости общества.

Разговор вел Александр Войнов

Оцените важность темы

Рейтинг: 5 (оценок: 10)
1 2 3 4 5
← Вернуться назад
Кеша, бодибилдер, Люберцы | 8:38, четверг, 30 октября 2025 г. |
Человек ушёл далеко и, возможно, потерялся. Он говорил, что там его ждёт что-то необычное и загадочное, словно из другого мира (может, сам Абвгдейка, мускулистый, с просветленным ликом?).
Семён Лазаревич, библиофил | 17:06, воскресенье, 26 октября 2025 г. |
Привереда Вы, Сунцов, ладно, вместо изысков слов Вам, как бывшему ходоку, могу предложить выстроить Ваш диалог с одноверцами на фоне известной картины Питера Брейгеля «Слепой ведёт незрячего». Хоть и библейский сюжет, но, кажется, по теме.
Сунцов Валерий | 10:04, понедельник, 20 октября 2025 г. |
Вполне разумная серия статей и выводы из них понятны и разуму человеческому, тем читателям Российского стадиона, которые сами пришли в аналогичным выводам. Именно они и предлагали,и предлагают варианты дальнейших действий, которые по их мнению могут улучшить ситуацию в нашей отрасли. Кстати, они не скрываются за псевдонимами. Да, их не слышат, но их точка зрения имеет право быть и, более того, вокруг их мнений можно и выстроить диалог, который в конце концов и может вывести на путь развития, а не имитации бурной деятельности. Чем больше специалистов, тренеров, управленцев включатся в реальный разговор, будут предлагать разумные конкретные идеи, а не упражняться в изысканной словесности, тем более вероятен выход на путь позитивных изменений. Желаю Александру Воинову продолжать свое дело, дело просвещения по факту - вода камень точит
Саврасов | 8:09, суббота, 18 октября 2025 г. |
Признаться, хотелось написать, что мне импонирует избранный редактором формат интеллект-шоу для... Но что-то кольнуло, ребят, а для чего было включать фантастику в реальный коллапс, что кому-то не ясно, куда летим, а пилот в неадеквате? Да и сам автор не очень-то спокоен с круиз-контролем ИИ, мягко советуется с публикой, может кувалдометр вернуть на борт, было же неплохо, и тут же объявились «ждуны» то ли слесаря, то ли проктолога, разве поймёшь этих профессионалов. И я тоже успокоился и жду счастливого конца этого эрзац-шоу.
Семён Лазаревич, библиофил | 20:48, пятница, 17 октября 2025 г. |
Так и быть, ФИСКУЛЬТ-СОВЕТ: на досуге почитать о тщетности в ожидании лидеров у В. Маяковского — «Служака» (1928 г.).
Семён Лазаревич, библиофил | 19:27, пятница, 17 октября 2025 г. |
Очевидно, рецензент из детской передачи вместо уроков истории подавал мячи на школьной спортплощадке, а потом, как водится, и структурные коридоры Системы освоил. Во-первых, в России, начиная с Алексашки Меншикова и кончая Лаврентием Павловичем, во многом именно дилетанты в областях, где они были полными профанами, за счёт, прежде всего, потрясающей ХАРИЗМЫ достигали весьма выдающихся результатов. Во-вторых, у нас сегодня вип-мессию не ждёт даже Зюганов на своём пчелином подворье, а тут — физкультура(!), окстись и не морочь голову редактору, господин кустарь-акафистник.
АБВГД | 11:47, пятница, 17 октября 2025 г. |
В целом весь проект разумный и полезный. Но много воды и повторений. И видно ,что автор не работал ни в одной из структур системы. Чисто журналистский подход. Поэтому я приветствую мысль одного из аналитиков искать/ждать прихода лидера отрасли. В истории России реализованы множество проектов, котрыми можно гордиться в поколениях, за которыми стоят ЛЮДИ профессионалы, фанатично преданные своему делу и не боявшиеся доказывать свою правоту государям ( в любой политической системе). Выстроенную систему перетряхнет только ОН (как тут было сказано МЕССИЯ). А так мы наблюдаем галерею номенклатуры, приспособленцев, временщиков и просто невзрачных руководителей.
Б. | 13:09, четверг, 16 октября 2025 г. |
Спасибо, но нет. Реплики с мест спектакль не строят, да и труппа, говорят, зал в упор не видит, но не из фанаберии, а из-за оптических абераций: физики это доказали научно, Дегтярёв это знал всегда.
В. | 11:48, четверг, 16 октября 2025 г. |
Полностью согласен «Б.» но а что делать.? Правильно Войнов говорит что все боятся. Уверен что большинство не знают что предложить. А те кто знают понимают на своем опыте что бессмысленно. Ведь предложения были и конкретные но на них не среагировали. А так называемые эксперты (которым казалось бы нечего терять) заревновали и промолчали. И со стороны Минспорта голову в песок. Как бы чего не вышло.
Александр Войнов | 11:00, четверг, 16 октября 2025 г. |
Товарищ Б., если Вы предложите свой вариант ВЫВОДОВ к представленному материалу, который, как я понял, Вами оценивается достаточно положительно, будем Вам только благодарны ! Кроме того, если у Вас есть желание опубликовать полностью свой материал, в рамках набора тем, обсуждаемых в сериале, можете переслать текст на inform@infosport.ru ...
Б. | 10:38, четверг, 16 октября 2025 г. |
Материал-сериал добротный, хорошо логически выстроен, хорош и Разум Иваныч. По содержанию — ни прибавить, ни убавить, завидую. Но выводы... Опять монастырь (отрасль), опять Вавилонская башня (инструментарий оценки), опять патронаж (деньги обязывают), опять в частной жизни — решалы, опять отказ в самодеятельном управлении и проч., проч... Боремся с физкультурными порогами, но забываем, что именно плотины погубили рыбу.
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (203)
Александр Войнов

Публикаций (51)

Президент Некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация центров спортивной информации" (НАЦСИ)

19:25 21.11.2025
Дорогие друзья! Мы с коллегами решили, что наши разговоры Вам были небезынтересны, поэтому сегодня начинаем Сериал 2.
17
1 2 3 4 ... 11 12 13

Наши эксперты (203):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (72):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (62):

Реклама:
Наверх