Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 28.11.2023

Дмитрий Волков: Государство - это мы

Эксперт "Российского Стадиона", Заслуженный мастер спорта СССР и многократный рекордсмен мира по плаванию Дмитрий Волков рассуждает о судьбах мирового спорта, олимпийском движении, и о гражданской позиции в непростое для нашей страны время…

Государство и спорт - знакомые всем с детства слова.

Многие, скорее всего, полагают, что здесь и речи быть не может о каком-то превратном их толковании. Что может быть проще? Кто не знает о президентах, правительстве и какой, на самом деле, формы футбольный мяч, тот, наверное, свалился с Луны. Вы что-нибудь слышали о зелёных человечках?

И все же насколько полны и близки к истине наши представления о предложенных выше к рассмотрению, элементарных, на первый взгляд, предметах?

Попробуем начать с государства.

Под "государством" толковые словари подразумевают "политическую форму организации общества на определённой территории, обладающую аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны".

Это цитата.

Ключевые слова: "управление", "принуждение" и, что так же немаловажно - "все население страны". И это мы говорим о демократическом государстве. Власть абсолютных монархов типа Луи 14-го, идентифицирующего себя с государством, и утверждавшего, что он и есть государство, в расчёт не берём.

На самом деле разница в подходах к управлению народами между современной Францией, США, Россией и, ну что там позабористей, пусть будет Северная Корея, весьма иллюзорна. Все перечисленные страны обладают в той или иной степени достаточным набором формального суверенитета. А инструменты - армия, внутренние войска, правительство, парламент, суд, средства массовой информации и многое другое, что так же необходимо для поддержания функций самоорганизации, отличаются друг от друга лишь вывеской и некоторыми элементами содержания.

Вот Палестина - не государство. Послушайте, как о ней толкует словарь: "…де-юре независимое частично признанное государство на Ближнем Востоке, находящееся в процессе создания. Название происходит от имени Сирии Палестинской, провинции Римской империи, ранее называвшейся Иудеей". Все ясно. Или нет?

"Косить газон", - так называют в нынешнем Израиле "гуманитарные" чистки, а на самом деле - убийства без суда и следствия тысяч арабских женщин и детей, не признанного там территориального образования. Причём, у этого территориального образования хоть и есть этнос, один из древнейших на планете, а официального аппарата принуждения "всех жителей страны" нет. Есть отдельные бандформирования, это да, и они, конечно, если их вынудить, могут в удобный для них момент, в темном месте к тёплой стенке и прижать, но, с юридической точки зрения, это будет самодеятельность. Так говорят евреи. А евреи - люди умные. Правда, и здесь незадача: Господа Бога нашего, вочеловечшагося, Иисуса Христа они не пожалели. Подвесили к деревянному кресту, прибили ему руки и ноги гвоздями к доскам, чтобы тому было долго и надёжно умирать - ведь жизненного важных органов при этом виде казни палачи не повреждали, но вздохнуть несчастному в этом состоянии было очень не просто, разве что только подтянувшись на пробитых железом руках, и опершись на раздробленные суставы ног - сделал вдох - и порядок, можно ещё некоторое время повисеть в апное (задержка дыхания - прим.) Без этого упражнения дышать распятому было невозможно. Богоизбранный же народ стоял вокруг и радовался, что совершил правосудие. И ведь что интересно - все по закону. А разбойника Варраву отпустили. Тоже на законных основаниях. Пусть себе идёт. И более не грешит. Неужели ошиблись?

Это мы так сейчас думаем. И то не все, а только некоторые. А тогда, две тысячи лет назад почти никто не сомневался: "Распять его", - взревела толпа, обрекая Спасителя на мучительную смерть, и вот Пилат уже умывает руки. Тоже, говорят, не глупый был человек.

Может быть более справедливым было бы такое: "Государство - есть высшая стадия организованной преступности"?

Если Вы раньше не слышали о таком определении, или просто никогда не задумывалась над подобной постановкой вопроса, и, безусловно, крамольным утверждением одного моего знакомого философа, то задумайтесь. Ведь речь здесь идёт не об обвинении какого-то бы то ни было конкретного государства в совершенном им преступлении, а об осмыслении деятельности целой страны, как аппарата принуждения. Или проще - насилия над личностью. Пусть и в рамках существующей догматической практики. И будь вы Спасителем человечества в эпоху правления императора Тиберия, вассалом во времена абсолютного монарха, или честным работягой при генсеке Брежневе, если власть захотела бы по тому или иному поводу вас прищучить, произвола вам было бы не избежать.

Испокон веков государство, а они, государства, появились довольно давно, позволяло, позволяет и будет позволять себе то, что на взгляд его правящей элиты будет ему необходимо для осуществления его главной функции - самосохранения. Оранжевые революции, путчи и смена режимов с помощью внедрённых в структуру аппарата управления государством предателей - другой случай. К развалу СССР, например, прямое отношение имели наши собственные спецслужбы. Иное и существование внутри самого государства особых зон, где действие его основного закона (конституции) частично приостанавливается или вовсе прекращается под влиянием, ну, к примеру, законов Шариата. И мы знаем, что даже в таком светском государстве как Россия (не говоря о странах Ближнего Востока) время от времени такая практика применяется. Например, в Чечне. Что вы тут скажите? И это вам не погрязшая в ереси средневековая Италия, где такие румяные идеалисты как Джордано Бруно горят по церковным праздникам на увеселительных кострах, словно бенгальские свечи.

А как вам внесудебные расправы типа ледорубом по "чайнику" под знойным мексиканским солнцем? А ведь кто-то прежде считал Троцкого, сбежавшего от гнева щербатого параноика, "отцом революции". А ГУЛАГ, Беломор-канал и карательная психиатрия? А мировые бойни, после первой из которых, вторая казалась невозможной? Но вот к власти в Германии приходит эпатажный наркоман с усиками и бац, только мирного населения в одной Европе 46 с лишним миллиона человек - как не бывало. Кто может застраховать мир от психа? Что там у нас на Украине?

А колониальные войны? А поддержка терроризма в странах с нищим населением, где за понюшку кокаина или дозу опиума готовы отдать все на свете, благо и отдавать-то кроме жизни нечего? А концлагеря и газовые камеры? А Хиросима и Нагасаки? А напалмом по деревням с мирными жителями? А Гуантанамо? А ковровые бомбардировки сектора Газа?

И ведь все это придумали люди. Для других людей. Поразительно.

Что это? По закону? По какому такому закону, я вас спрашиваю? Что это, как не подтверждение вышеупомянутому положению о вседозволенности и парадигмальной, внутриутробной преступной предрасположенности любого, хоть старого, изжившего себя, хоть нового, и очень даже современного, модернизированного историческим процессом демократического государственного устройства?

И если даже это не так, ну, не совсем так, а просто сгущение красок, гипербола, риторическое допущение, то все же - вполне себе реалистичное, основанное на фактах, и увы, безграничной мерзости порочной человеческой природы, способной при удобном случае мутировать в чудовище любого, самого фантастического типа.

Что, бегут мурашки по коже?

Ведь мы, россияне, граждане (тут хочется применить тезаурус знаменитого Юрия Деточкина) пусть и "самого справедливого в мире", но все же государства. С его аппаратом "принуждения", а главное чудесными, но как часто бывает, заблуждающимися кадрами на местах. А им, этим кадрам, ничто человеческое, в том числе глупость, не чуждо. Причём, глупость - это не самый худший вариант. Зато универсальный, так как на государстве лежат, к счастью, не только функции "принуждения", но и куча социальных обязательств, коими его наделило общество, в том числе, и это особенно радостно - стратегия и тактика развития физической культуры и спорта. А ещё (все вышеперечисленное ложится в канву) законотворчество и исполнение этих самых сотворённым им же, государством, законов. Если же добавить к этому фискальные функции, сбор налогов со своих подданных, доскональный, насколько это возможно, учёт этих собранных, честно, по сусекам, заработных гражданами средств, для их направления на реализацию всех насущных потребностей общества, включая потребности государственного аппарата "принуждения и управления", а также "усушку" и "утруску", неизбежно возникающих при проводках ресурсов из точки "а" в точку "б", то становится и вовсе не смешно. Как это происходит? Всегда по-разному. И самое простое решение - по закону. Он ведь как дышло. Только для этого в наш цифровой век и оставлены в обращении наличные средства - на чёрном рынке они всегда дороже безналичных.

Впрочем, мы ведь не собирались вести речь об экономике. И, тем более - о политике. О политике даже и думать противно.

Итак, спорт. Что у него общего с ранее затронутой темой? Многое. Произвол чиновника. Дилетантизм. Система принятия решений, в том числе - некомпетентными кадрами. Заблуждения, диктуемые порочными традициями. Безнаказанность допустивших фатальные просчеты, но "не утерявших доверие". Ну, и некоторые другие общие места вроде нарушений принципов демократического централизма, в частности - практически полное отсутствие реального общественного контроля над выполняемым государственной властью государственного же заказа.

Нет, есть, конечно, спортивные федерации, есть Совет при Президенте РФ, Российский Союз спортсменов, Общественная палата, много чего есть. Но нет главного - компетентных и независимых органов контроля. Да и сами решения, последствия которых потом приходится расхлёбывать всем вместе, берутся из фантазий тех, кто слишком далёк от "земли", от реальной спортивной подготовки, теории, методики и практики физического воспитания. Звания, награды, дипломы, а тем паче "близость к телу", здесь значение не имеют, кроме тех случаев, когда они, эти звания, дипломы и награды с упомянутой не к ночи "близостью к телу" играют прямо противоположную, то есть самую, что ни на есть, контрпродуктивную роль.

Кто сегодня определяет, или хотя бы влияет на стратегию развития нашей отрасли? Вы знаете? Я - нет. Но точно не министр спорта. И даже не президент Олимпийского комитета России с его содружеством общественных спортивных федераций.

Решения вызревают в закулисье, куда независимым специалистам доступа нет. Там правят приведения, имен которых мы никогда не узнаем. А тренеры, даже самые выдающиеся, и другие высококвалифицированные деятели, на подготовку которых государство затратило колоссальные средства, остаются немыми свидетелями произвола навязываемых им и уже принятых кем-то решений.

Пару лет назад, общаясь со своим коллегой и старым другом, только что назначенным на свой пост Олегом Матыциным (министр спорта РФ - прим.), услышал от него удивительную по красоте и простоте идеи мысль о возрождении института тренерских Советов. Ведь действительно, сами посудите, кто, как не те, кто своим потом и кровью полившие спортивные ристалища, пройдя через горнило высшей школы, набравшись уму-разуму в условиях практической работы, и отвечая головой за конечный результат, могут, имеют право формировать интеллектуальную, выверенную надеждами и чаяниями, основу для госзаказа, который им же потом и нужно будет выполнять? Именно они, тренеры - самые компетентные, профессионально оснащённые и заинтересованные в достижении конкретных целей субъекты, не считая самих спортсменов, конечно.

Ну и где же сегодня эти Советы? Нигде. Как нигде и другая мечта, некогда навязчивая идея министра, долгие годы руководившего главным спортивным объединением студентов сначала в рамках России, а потом и в планетарном масштабе, не понаслышке знакомого с проблемой студенчества, и грезившего о создании у нас в стране, по аналогии с американским прототипом, системы университетского спорта.

Проблема в следующем: сегодня в России те талантливые, но, к сожалению для них, немного опаздывающие в биологическом развитии мальчики и девчонки, кстати, самые ценные для большого спорта индивидуумы, кто не пробился в основной состав сборной команды к своим 17 годам, становятся изгоями, лишаясь каких бы то ни было возможностей продолжения серьёзных занятий любимым делом. Детские спортивные школы, основной элемент развития спорта высших достижений, а точнее - лишь подготовки к нему - у нас в стране, заняты пестованием подростков, но только вплоть до обозначенного выше возраста.

А университеты, коих за последние 30 лет нового российского государства наплодилось не мало, и это было бы хорошо, если бы не одно "но" - они, эти квазиуниверситеты не в состоянии, дать своим, непотерявшим мотивацию к занятиям спортом студентам то, что, по идее, должны были бы - оснащённую всем необходимым спортивную базу, удобные для восстановления потраченных на тренировках калорий кампусы, спортивные клубы, где последовательно, год за годом обучения, реализовывалась бы методология подготовки чемпионов. А ещё, и, это также относится к безусловным требованиям технологии спортивного результата, то, чего нынешние рядовые студенты лишены - передовой тренерский корпус. Не кафедральные педагоги, а именно - их величества тренеры, отвечающие ни за что иное, а за спортивный результат. Ведь студенческая пора, время с 17-ти до 23-х - самый продуктивный, с точки зрения реализации физических возможностей, период в жизни среднестатистического человека, и (давайте ещё раз вспомним о роли государства) - гражданина.

И что? И - снова ничего. Кто сегодня, точнее - до времени начала СВО, после чего мы вовсе потеряли право участия в большинстве крупнейших международных стартах, стартовал на Универсиадах? Как и прежде - сплошь члены сборных команд страны. Рядовым студентам на такой уровень в нищих физкультурой и спортом российских вузах не подняться. Подавляющее большинство из них не то что бассейна, приличного спортивного зала не имеют. А уж о кампусах, клубах и, тем более, тренерах - и говорить не приходится. Редчайшая удача - "качалка" с тренажерами времен СССР и баней. Баня - это хорошо.

Так почему же я тогда тираню вас своим когнитивным диссонансом?

Кто там у нас и где придумывает соревнования имени дружбы и других, великолепных по своей этимологической сути, определений? Впервые услышав фразу "Игры Дружбы", вздрогнул. Во-первых, из-за нелепого, я бы даже сказал провокационного, словосочетания. Ну и во-вторых, из-за аукнувшейся исторической аналогии.

Когда-то 40 лет назад, когда старцы из политбюро ЦК КПСС были уже на исходе, а молодые и задорные комсомольцы, чуть позже разбазарившие нашу горячо любимую Родину, ещё не вступили во власть, старцы эти, получив секретную докладную от экспертов Госкомспорта (главный в Союзе ССР государственный орган управления в области спорта) о возможности проигрыша в общекомандном зачете сборной Советского Союза команде США на Олимпийских Играх-1984 в Лос-Анджелесе (это через четыре года после бойкота американцами Игр в Москве и феерии советских олимпийцев, потерявших там всякую скромность, и набравших в итоге 80 золотых медалей - абсолютный рекорд на все времена), чтобы усидеть в своих тепленьких стульчиках, решили сослаться на старые и вполне, быть может, справедливые обиды, напряжённость в мире, агрессию американских ястребов и распоясавшуюся военщину, и не пустили нас, членов краснознамённой дружины, а вместе с нами и почти все мировое соцсодружество, на тамошнюю Олимпиаду. Вот мы тогда и получили "Дружбу-84". Того ещё розлива. Коллеги из ГДР нас за это просто возненавидели. Государства с именами СССР и ГДР, кстати, вскоре после этого антиолимпийского демарша приказали долго жить. Для многих из них, гэдээровцев, особенно для их маскулинных женщин, говоривших басом, Олимпиады были проходом на пьедестал и в безбедную старость. Впрочем, ведь - и для нас тоже. Хотя нам, сразу после объявления по зомбоящику о невозможности участия советских спортсменов в играх Олимпиады в США, гарантировали обеспечение, равное тому, что мы получили бы на пропущенных нами за океаном Играх.

Как вы думаете, сдержало государство свое слово? Правильно, мы все прекрасно знаем, как ведут себя шулеры. В отличие от настоящих олимпийских чемпионов мы, большинство из нас, победителей той самой "Дружбы", так и остались ни с чем.

"А медали?", - скажите вы. Цацки были. Что правда, то правда. Но вот, что странно, увесистые те железяки, с изображением двух несущихся в пространстве тел во вдохновенном движении вперёд, в отличие от сотен других, за более и менее значимые турниры в течение всей моей спортивной карьеры, через несколько лет проржавели. Невероятно, но факт. Что бы это значило?

Может вы скажете, время нынче не то, да и страна у нас уже давно другая. Более раскрепощенная. Менее тоталитарная. Согласен. И дружба - это, конечно, тоже очень хорошо, и игры БРИКС, а также и другие новоделы…

Но вот вопрос: почему же тогда до сих пор никто не видел полной редакции положения этих замечательных мероприятий, серьёзного, скрупулезно отвечающего на все оргвопросы - что, почем, кому, как, где, когда и что именно, за какие заслуги будет причитаться - документа, который бы не просто декларировал, а гарантировал бы спортсменам и тренерам, а также всем, кто принимал, принимает и, видимо, ещё долго будет принимать участие в подготовке кадров, их дивиденды? Речь ведь идёт о том, что данные соревнования призваны заменить нам чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры на обозримое, но неопределенное будущее. Ведь именно так спортивные начальники убеждали Президента Российской Федерации, а он, наш Гарант, следом за ними, но уже по-своему прекрасно, и даже с законной гордостью высказывался на этот счёт: мол, не оставим наших спортсменов, поможем, обеспечим…

"Государство - это я" - так говорил король. И был, наверное, по-своему прав. А кто же тогда мы? "Все население страны", - как твердит нам о нас с вами всеведущая Википедия? Мы, живущие через четыреста лет после Короля Солнца?

Сегодня, опираясь на конституцию, мы так же, вслед за классиком имеем право сказать: государство - это мы, не равнодушные к своему настоящему и будущему наших детей и внуков, кому не наплевать на Родину и достижения тех, кто посвятил ей до последнего вздоха свои жизни, мечтая о самом могучем и справедливом государстве, лучшей под этим небом святой Руси - оплоте мира на Земле. Ну, и что греха таить, традиционно одной из сильнейший спортивных держав в мире. И тут нет, к счастью, никакого когнитивного диссонанса, я так действительно считаю.

Так давайте же делегируем свою добрую волю тем, кто на самом деле, в силу своих специфических и весьма определенных свойств, не просто должен, а может, в состоянии принимать необходимые для страны и всего общества решения. Тем, кто имеет моральное право нести ответственность за их исполнение. Тем, кто желает видеть российский спорт примером четкой, продуманной организации труда, где каждый знает, что ему делать и делает это с положенным ему энтузиазмом, и, что не менее важно, чистой совестью.

Государство и спорт - тема неисчерпаемая. Компетентность - важнейшая составляющая успеха в каждом деле, и спорт не исключение. Конечно, сейчас у Матушки-России слишком много проблем, чтобы упиваться целомудренностью и важностью бега взапуски, а также игрой с клюшкой и другими занимательными предметами. Словом - занятиями, укрепляющими скелетную мускулатуру, развивающими реакцию, ловкость, силу, общую, а может даже и скоростную выносливость. Когда говорят пушки, музы и (следуя точной цитате Цицерона) законы молчат. "Законы молчат" - не хочется, чтобы такое случилось с нами.

Впрочем, в такое время как наше, хоть что, хоть хрена лысого, можно принять в олимпийцы, и присвоить ему заслуженного мастера спорта - звание, кстати, ныне напрочь утерявшее свои, некогда обеспеченные официальным положением о статусе, государственные гарантии и льготы.

И все же можно начать с малого - начать, наконец, работать, отвечая за каждое своё слово, и в особенности - данное от имени государства обещание.

В заключение ещё одна цитата. Из Александра Войнова, одного из крупнейших российских специалистов в области спортивной информации, Дон Кихота наших дней, "человека отважного", есть такой биологический вид: "…как-то пару или больше лет назад в своих очередных поручениях Президент России давал поручение Премьер-министру подготовить отчет обо всех невыполненных его поручениях, с указанием причин невыполнения. Этого отчета так никто и не увидел… По крайней мере публично".

Дмитрий Волков

Оцените важность темы

Рейтинг: 4,18 (оценок: 154)
1 2 3 4 5
← Вернуться назад
Коноплев Виктор Вячеславович, мастер спорта по плаванию, 86 лет | 15:00, четверг, 4 января 2024 г. |
Физическая культура часть общей культуры. Её существенное отличие в том, что она жизненно необходима любому человеку, включая художников, музыкантов и т.д. Движение необходимо человеку от младых ногтей и до глубокой старости. Истина известная давным-давно. В народе понимают это и, по мере сил, так или иначе выделяют время и на купание, и на прогулки, на игры, лыжи и пр. Мне довелось побывать в самых отдалённых уголках нашей страны и воочию видеть самодеятельное физкультурное движение. На Сахалине я встречал любителей бега, организованных гл. врачом районной больницы, группа рабочих и служащих завода «Манометр» свои отпуска проводила в байдарочных походах. На Таймыре видел футбольный матч работников двух бригад, азартно играющих в тундре в высоких сапогах на болотистой местности. Это всего лишь оазисы в пустыне. Физическая культура наиболее полезная с т.з. развития тела, воли, духа, высокой работоспособности, патриотизма, умения жить интересами команды. Значение живописи, музыки не менее важно. Другое дело, что ФК и спорт включают в себя и музыку, и танец, и живописные костюмы. Вот почему ФК можно выделить в особо значимый вид культуры. В принципе ФК способно существенно сократить расходы на здравоохранение. Спорт это передовой отряд ФК с задачей поиска, апробации новых форм и возможностей организма с последующей передачей в широкую эксплуатацию населением. В середине прошлого века Правительство страны понимало значение ФК и строились стадионы, организовывались спортивные общества – стране были нужны сильные, волевые люди, умеющие работать в команде. Большое значение приобрела массовость – БГТО. ГТО, ДОСААФ стали обязательными в школах, институтах, на производстве. В настоящее время государственное отношение к ФК и спорту изменилось в худшую сторону. Вот почему статья Д.А. Волкова важна и заслуживает всестороннего обсуждения. Вот те вопросы, поднятые Дмитрием Аркадьевичем, которые по моему убеждению, нуждаются в коллективном обсуждении для составления Программы действий: 1. Произвол чиновника. Дилетантизм. Система принятия решений, в том числе - некомпетентными кадрами. Заблуждения, диктуемые порочными традициями. Безнаказанность допустивших фатальные просчеты, но "не утерявших доверие". 2. Нет главного - компетентных и независимых органов контроля. Да и сами решения, последствия которых потом приходится расхлёбывать всем вместе, берутся из фантазий тех, кто слишком далёк от "земли", от реальной спортивной подготовки, теории, методики и практики физического воспитания. 3. Кто сегодня определяет, или хотя бы влияет на стратегию развития нашей отрасли? Вы знаете? Я - нет. Но точно не министр спорта. И даже не президент Олимпийского комитета России с его содружеством общественных спортивных федераций. Решения вызревают в закулисье, куда независимым специалистам доступа нет. Там правят приведения, имена которых мы никогда не узнаем. А тренеры, даже самые выдающиеся, и другие высококвалифицированные деятели, на подготовку которых государство затратило колоссальные средства, остаются немыми свидетелями произвола навязываемых им и уже принятых кем-то решений. Отсюда возникают стратегические задачи: Важная проблема со студенческим спортом – огромное большинство ВУЗов не имеют собственной базы. Дело первостепенной важности Министерства образования - здоровье будущих специалистов, это в перспективе их высокая работоспособность с одной стороны и выработка умения будущих родителей к физическому воспитанию своих детей. А это уже государственная задача! Вопрос кадров – ключевой в этой статье. Проблема давным-давно прекрасно сформулирована И.А.Крыловым: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать — пирожник». Тут важно выработать, сформулировать всю иерархию построения в стране Физического воспитания от детского до пенсионного возрастов. Здесь крайне необходимо мнение тренерского состава, т.е. тех, кто непосредственно связан с конкретным выполнением всего этого непрерывного процесса. В «развитом капитализме» это поняли давным-давно. В США спорт приносит доходы выше, чем нефтеперерабатывающая промышленность. Большинство школ и институтов имеют собственные стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы и т.п. В Японии некурящим и занимающимся спортом служащим, кампании повышают зарплату, строят для них тренажерные залы, бассейны и стадионы… В эпоху СССР мне довелось организовать спортивную работу на строительном заводе – повысились производительность труда и работоспособность рабочих и служащих, снизилась заболеваемость, укрепились связи между цехами и т.д. Секции вели преподаватели кафедры физвоспитания МИСИ, т.е. люди с высшим спецобразованием и практическим опытом. Деньги? Финансировал Главмосстрой, государственное учреждение. Что показательно, когда наш преподаватель пропустил тренировку, рабочие обратились к директору завода с жалобой. Эта работа проводилась более 12 лет… Мне довелось познакомиться с энтузиастами ФК в разных уголках страны. Люди тянутся к физкультуре и спорту, необходимо создать для них условия. Экономисты могли бы посчитать, что выгоднее – открыть бесплатные спортивные сооружения для населения, снизив тем самым заболеваемость, или оплачивать больничные листы взрослых и по уходу за детьми. Сравните заболеваемость преподавателей ФК в институтах и школах с таковой в тех же учреждениях, на других кафедрах. Сойдутся «дебит с кредитом»? Я уж не говорю о повышении доверия к руководителям учреждений и предприятий, организовавших у себя эту работу. Проблемы, поднятые Д.А. Волковым, жизненны и требуют государственного решения, а вот идеологию должны предложить исполнители «на земле». К ним и обращена статья Д.А. Волкова. Такова моя частная точка зрения. Физическая культура часть общей культуры. Её существенное отличие в том, что она жизненно необходима любому человеку, включая художников, музыкантов и т.д. Движение необходимо человеку от младых ногтей и до глубокой старости. Истина известная давным-давно. В народе понимают это и, по мере сил, так или иначе выделяют время и на купание, и на прогулки, на игры, лыжи и пр. Мне довелось побывать в самых отдалённых уголках нашей страны и воочию видеть самодеятельное физкультурное движение. На Сахалине я встречал любителей бега, организованных гл. врачом районной больницы, группа рабочих и служащих завода «Манометр» свои отпуска проводила в байдарочных походах. На Таймыре видел футбольный матч работников двух бригад, азартно играющих в тундре в высоких сапогах на болотистой местности. Это всего лишь оазисы в пустыне. Физическая культура наиболее полезная с т.з. развития тела, воли, духа, высокой работоспособности, патриотизма, умения жить интересами команды. Значение живописи, музыки не менее важно. Другое дело, что ФК и спорт включают в себя и музыку, и танец, и живописные костюмы. Вот почему ФК можно выделить в особо значимый вид культуры. В принципе ФК способно существенно сократить расходы на здравоохранение. Спорт это передовой отряд ФК с задачей поиска, апробации новых форм и возможностей организма с последующей передачей в широкую эксплуатацию населением. В середине прошлого века Правительство страны понимало значение ФК и строились стадионы, организовывались спортивные общества – стране были нужны сильные, волевые люди, умеющие работать в команде. Большое значение приобрела массовость – БГТО. ГТО, ДОСААФ стали обязательными в школах, институтах, на производстве. В настоящее время государственное отношение к ФК и спорту изменилось в худшую сторону. Вот почему статья Д.А. Волкова важна и заслуживает всестороннего обсуждения. Вот те вопросы, поднятые Дмитрием Аркадьевичем, которые по моему убеждению, нуждаются в коллективном обсуждении для составления Программы действий: 1. Произвол чиновника. Дилетантизм. Система принятия решений, в том числе - некомпетентными кадрами. Заблуждения, диктуемые порочными традициями. Безнаказанность допустивших фатальные просчеты, но "не утерявших доверие". 2. Нет главного - компетентных и независимых органов контроля. Да и сами решения, последствия которых потом приходится расхлёбывать всем вместе, берутся из фантазий тех, кто слишком далёк от "земли", от реальной спортивной подготовки, теории, методики и практики физического воспитания. 3. Кто сегодня определяет, или хотя бы влияет на стратегию развития нашей отрасли? Вы знаете? Я - нет. Но точно не министр спорта. И даже не президент Олимпийского комитета России с его содружеством общественных спортивных федераций. Решения вызревают в закулисье, куда независимым специалистам доступа нет. Там правят приведения, имена которых мы никогда не узнаем. А тренеры, даже самые выдающиеся, и другие высококвалифицированные деятели, на подготовку которых государство затратило колоссальные средства, остаются немыми свидетелями произвола навязываемых им и уже принятых кем-то решений. Отсюда возникают стратегические задачи: Важная проблема со студенческим спортом – огромное большинство ВУЗов не имеют собственной базы. Дело первостепенной важности Министерства образования - здоровье будущих специалистов, это в перспективе их высокая работоспособность с одной стороны и выработка умения будущих родителей к физическому воспитанию своих детей. А это уже государственная задача! Вопрос кадров – ключевой в этой статье. Проблема давным-давно прекрасно сформулирована И.А.Крыловым: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать — пирожник». Тут важно выработать, сформулировать всю иерархию построения в стране Физического воспитания от детского до пенсионного возрастов. Здесь крайне необходимо мнение тренерского состава, т.е. тех, кто непосредственно связан с конкретным выполнением всего этого непрерывного процесса. В «развитом капитализме» это поняли давным-давно. В США спорт приносит доходы выше, чем нефтеперерабатывающая промышленность. Большинство школ и институтов имеют собственные стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы и т.п. В Японии некурящим и занимающимся спортом служащим, кампании повышают зарплату, строят для них тренажерные залы, бассейны и стадионы… В эпоху СССР мне довелось организовать спортивную работу на строительном заводе – повысились производительность труда и работоспособность рабочих и служащих, снизилась заболеваемость, укрепились связи между цехами и т.д. Секции вели преподаватели кафедры физвоспитания МИСИ, т.е. люди с высшим спецобразованием и практическим опытом. Деньги? Финансировал Главмосстрой, государственное учреждение. Что показательно, когда наш преподаватель пропустил тренировку, рабочие обратились к директору завода с жалобой. Эта работа проводилась более 12 лет… Мне довелось познакомиться с энтузиастами ФК в разных уголках страны. Люди тянутся к физкультуре и спорту, необходимо создать для них условия. Экономисты могли бы посчитать, что выгоднее – открыть бесплатные спортивные сооружения для населения, снизив тем самым заболеваемость, или оплачивать больничные листы взрослых и по уходу за детьми. Сравните заболеваемость преподавателей ФК в институтах и школах с таковой в тех же учреждениях, на других кафедрах. Сойдутся «дебит с кредитом»? Я уж не говорю о повышении доверия к руководителям учреждений и предприятий, организовавших у себя эту работу. Проблемы, поднятые Д.А. Волковым, жизненны и требуют государственного решения, а вот идеологию должны предложить исполнители «на земле». К ним и обращена статья Д.А. Волкова. Такова моя частная точка зрения.
Тимакова Татьяна, 86 лет, д.п.н., ещё в строю | 10:49, вторник, 19 декабря 2023 г. |
Дима, молодец! Горжусь тобой. Правда, возраст и жизненный опыт печаллит, что все высказанное тобой, останется гласом вопиющего в пустыне. Когда я рассказываю молодым о системе подготовки в плавании в СССР, то им кажется все чем-то невероятным. А мы многим тогда были недовольны. Но весь со временем все должно быть на порядки лучше. К сожалению, нет. И ещё я была рада в комментариях встретить фамилии любимых и замечательных спортсменов.
Дмитрий Волков | 1:58, вторник, 19 декабря 2023 г. |
Господин Шолохов, спасибо Вам за смелость высказываний, и желание видеть мир лучше, чем он того заслуживает. Это человечно. И фамилия такая хорошая. Про Дайниса Кулу не могу ничего сказать, не знал его лично. Но знаю, что это очень сильный спортсмен, и в те годы он метал копье под рекорд мира. Он как и Юра Седых заслужил ту победу. А как Вам Портнов, завалившийся прыжок и получивший право на его повтор? Об это и речь. Судейство, Юра, в отличие от Портнова в прыжках в воду, и так бы победил. В другой попытке. Но политика и тогда была вонючим делом. Сколько гадости он выслушал позже. А рекорды его были настоящими. Любой скажет. Даже настоящий Яшолохов бы сказал. Жаль, ушёл так рано. Мы с ним дружили. Хоть и не виделись с тех пор… В Москве побеждали не всегда сильнейшие. Впрочем, на Олимпиадах побеждают далеко не всегда сильнейшие. Я-то это точно знаю. Так было и в Лос-Анджелесе с американцами. Тогда, например, когда тренер Роуди Гейнса, договорился со стартером о том, что тот сделает под него старт на сотне вольным. Но Гейнс был и так очень силён. Он был рекордсменом мира. И все же - нечестно так поступать с другими. 80 медалей в Москве - это не елей. Это итог того, что может сделать политика со спортом. Но, помните? Мы ведь договорились с Вами не говорить о политике. О ней и думать противно.
Шолохов | 19:46, четверг, 14 декабря 2023 г. |
Я был на ОЛИМПИАДЕ 1980 и видел сам , как делались наши "золотые" медали , в легкой атлетике. Дайниса Кулы, например. Не надо тут елей разливать.
Дмитрий Волков | 15:46, вторник, 5 декабря 2023 г. |
Рад заинтересованности моих читателей. Серега, Саня, Игорь, Володя и все другие… вы все мои друзья, и вы - огромные молодцы. Спасибо Вам сердечное. Нашли в себе силы души и время. И вы не прячетесь. Удивительно, но ведь есть и те, кому, судя по снижению общей оценки материала, текст не пришёлся, но им, моим замечательным критикам, показалось неуместным оставить комментарий, а было бы интересно. А что скажет, как говорили когда-то в СССР, товарищ полковник?
Сергей Русин | 12:39, вторник, 5 декабря 2023 г. |
С удовольствием прочитал твою статью.Спасибо за твое неравнодушие , твое горячее желание сделать спорт лучше. Ты затронул некоторые аспекты твоей гражданской позиции, по отношению не только к спорту, но и к стране и государству в целом. Согласен, что решения по развитию спорта в стране должны быть отданы профессионалам. Конечно,хотелось бы, чтобы государственные деятели от спорта отвечали за данные ими же обещания. Верю, что таких людей,как ты ,с горящим сердцем в стране найдется немало.
ЛЮБИМОВ Александр | 18:09, понедельник, 4 декабря 2023 г. |
Уважаемый Дима! Здорово Материально Отлично Прекрасно Дима, скажу так, что это даже крик души.... Потому, что Руководители делают Вид, что им Спорт вроде и нужен. Но подумав и порассуждав логически, выходит, что они его выбросили на помойку.... А сверху забросали своими обьедкаами. Спасибо, что заставляешь ДУМАТЬ!!!!
Оксана Бойченко | 18:35, суббота, 2 декабря 2023 г. |
Дмитрий, прочитала, оценила каждое слово о спорте - это сейчас боль в сердце. Правильно, надо строить новый Мир с новым подходом к спорту и спортсменам! это должно быть вне государства. Спорт всегда был любительским, его любить надо, холить и лелеять, он всегда прославлял нашу родину. Спортсмены одухотворенные люди! Им не до коммерционализации. Хотя в этом есть конструктив для укрепления внутренних стимулов. Но это не должно лежать на поверхности. Молодец, как всегда - профессионально, гениально! Божьей Благодати! 🌟🌟🌟🌟🌟🌞
В.сысоев | 15:50, суббота, 2 декабря 2023 г. |
Ув.Дмитрий большое Вам спасибо за открытую гражданственную позицию-это не размышление вслух а объединяющая мысль что видно и по содержанию ипо реакции читающих! В марте после Вашей публикации просил продолжения и дождался! Объем публикации настолько широк понятно предложен продукт -материя которая требует реализации Испытание. на гражданственность Вот что предлагает автор и это главное через что Мы должны пройти!!! У автора это не отчаяние а крик души -практически очередная попытка заставить действовать !Автор адресует к мысли что счастье и праведность это когда понятие Родина и Государство сходятся у человека в одно единое! Все Мы просим и обращаемся к тем кому поручено если читаете то действуйте но в любом случае теряем время! Изданию за смелость пятерка и просьба разбудить "дремлющих" Нет смысла комментировать надо объединять и реализовывать Дмитрий не " остывайте"
Олег | 12:24, пятница, 1 декабря 2023 г. |
Дима! Согласен с посылом: какая страна, такой и спорт. И в хорошем, и в не очень хорошем смысле, и про нас и не про нас. Наша беда в системе (я сейчас о спорте). Побывал недавно на мероприятии "Россия - спортивная держава", и у меня возникло ощущение, что очутился в Зазеркалье. Вот замечательный текст Колесникова об этом: https://www.kommersant.ru/doc/6283620?ysclid=lpmefeyjla589820603 Всё прекрасно, всё замечательно (и что-то действительно замечательно). Никаких обсуждений проблем, дискуссий. Только рапорты о победах. Реальных и мнимых. Обратный отсчет до зимней Спартакиады открывали с такой помпой, будто впервые отправляли человека в космос. При этом я-то видел, что на сами соревнования и 50 зрителей не заманишь. В Москве, по крайней мере. Все чиновники - винтики проржавевшего механизма и твой друг-министр - один из главных винтиков. Это же он отправлял первые-вторые номера сборной на Универсиады, чтобы громить реальные сборные студентов и чтобы рапортовать о победах. Лично я не верю, что что-то изменится. Система сломает любого. Даже если он придет с революционными идеями. Но попав в систему ему, как в песне Цоя, "становится страшно что-то менять".
Сунцов Валерий | 19:05, четверг, 30 ноября 2023 г. |
Очень хорошо, что мыслящие люди возвышают свой голос за спорт и поднимают его на уровень государства. И это действительно так - честное соперничество на спортивных аренах должно заменить кровавые битвы на полях сражений, коих не становиться меньше, к сожалению. Мировые спортивные баталии могут показать всем чей образ жизни более естественный, более приближен к человеку, более плодотворен, гуманен и способствует творчеству и раскрытию личности каждого человека, и может сделать счастливым максимальное количество людей того или иного государства. А все проблемы затронутые автором многократно обсуждались на страницах "Российского стадиона" и пополнили копилку позитивных идей, в том числе реализованных в прошлом, но забытых сейчас, воплощение которых приблизит нас к МИРУ СО СПОРТОМ для всех. Вопрос за малым - КАК это сделать? Спасибо автору и "Российскому стадиону".
Сергей Седов | 17:41, четверг, 30 ноября 2023 г. |
Димон, привет!!! Это круто ооооооо!!! Ты молоток!!!! Здоровья тебе и творческого неистовства!!!!!!!
Геннадий Причина | 13:47, четверг, 30 ноября 2023 г. |
Не хватает вопросительного знака в названии статьи. Тогда содержание точно будет соответствовать заголовку.
Дмитрий Волков | 11:43, четверг, 30 ноября 2023 г. |
Просто чудо какое-то - эти спорт с государством. Радостно, что так много небезразличных. Огромное всем спасибо за добрые и проникновенные слова! А особенно - за предложения! Просто крылья за спиной начинают шевелиться. Но если это действительно так, и тема для нас, спортсменов, интересная, то почему бы не высказаться о наболевшем? О том, что волнует каждого из нас? О том, где и в чем, на Ваш взгляд, государство российское могло бы быть эффективнее? Например популяризация спорта и здорового образа жизни. Новые тв проекты для семейных команд на подобие когда-то дико популярного «Мама, папа и я - спортивная семья». Или поддержка частного сектора, развивающего спорт, занятия им или производство инвентаря. Массовый и уличный спорт и физкультуру. Ветеранов спорта. Увековечение героев спортсменов-воинов, павших за Родину. Выдающихся спортсменок матерей (а может и отцов) одиночек. В конце концов даже то, что когда-то было, но тоже пропало со временем, так и не развившись в полноценную систему «пирамиды» подготовки спортсменов высшего мастерства, где учитывались бы, а тем и стимулировались педагоги на начальном (и всех других) этапах обучения. Так, кстати, по нашему примеру, точнее - научно-методическим разработкам (правда недоразвитым у нас самих в СССР) было в ГДР. Создание института народных (уличных) инструкторов - также некогда существовавшая практика. «Золотой мяч» и другие детские турниры, когда-то собиравшие, Вы только представьте, по более 1000 дворовых команд со всей страны! Пенсионное обеспечение, институт льгот для выдающихся атлетов… Ведь так было - и скидки на квартплату, и на посещение спортобъектов… Ну и работа наших федеральных и региональных министерств и ведомств. Это ведь сказка какая-то. Одна пресс-служба там чего стоит. Фантастическая! А парламент с нашим комитетом? А ОКР? Олимпиада не только для олимпийцев. Сегодня этот девиз звучит как-то особенно актуально. Может Динамо-машина нужна, чтобы не зря полезное движение пропадало? Как Вы думаете? Это важно. Давайте, братья и сестры, фонтанируйте, история творится нами. Аминь!
Виктор Мазанов | 10:29, четверг, 30 ноября 2023 г. |
Доброе утро! Дима друг, прочитал взахлёб ещё один шедевр твоего творчества. Сложно, но ясно и понятно. Акценты расставлены, приоритеты видны, а суть всех исторических событий, в спортивном мире в нашем отечестве, периодически повторяется. Очерк очень своевременен , для нашей так называемой спортивной общественности, для руководителей спорта, для спортсменов, для студенческого Содружества. Очень рад за тебя и за твое творчество. Молодец! Здоровья тебе и позитивного настроения!
Софья | 2:03, четверг, 30 ноября 2023 г. |
Какие же важные темы подняты в этой статье. Насколько же все в мире друг с другом взаимосвязано. Все начинается казалось бы с малого, а в итоге приводит к тому, что мы видим сейчас в мире. Считаю эту статью надо прочитать всем думающим людям, тогда возможно что-то начнет меняться в системе. Искусство маленьких шагов начало великого. Благодарю за потрясающий текст!!! Очень вовремя!
Владимир Владимирович | 21:14, среда, 29 ноября 2023 г. |
Очень не хватает в наше время таких содержательных рассуждений, высвечивающих различные моменты прошлого, настоящего и возможного будущего нашей Великой России!!! Правда нужна всегда и особенно сегодня ! Благодарю Дмитрия Аркадьевича за изложенные , пронизанные заботой о здоровье нашего общества мысли и полностью поддерживаю…
Антонина Волкова | 16:13, среда, 29 ноября 2023 г. |
Сильно! Честно! Смело! Каждое слово отзывается в душе! Спасибо тебе, мой любимый папа! Моя гордость! за твою любовь к миру! За твою любовь к людям! За твою любовь к плаванию! Твой импульс продвигать спорт затрагивает абсолютно каждого небезразличного человека! Благодарю тебя за твоё чистое сердце! В этой статье столько истины! Пора просыпаться! Мы в силах сделать этот мир чуточку лучше! Каждый из нас! Citius, altius, fortius!
Дмитрий Волков | 13:09, среда, 29 ноября 2023 г. |
Спасибо всем, кто откликнулся на текст, тема, конечно, куда шире. Это и прекрасно. Спасибо величайшему спортсмену, ученому и гражданину Игорю Гривенникову за тёплые слова, и вдохновение, что он мне всегда дарил! Максиму Никулину, врачу, спасающему жизни людей, пловцу, брассисту, когда-то моему самому опасному конкуренту, подарившего миру своих талантливых детей, что уже идут за ним в след. Спасибо, Макс, за развитие содержательной части материала, так и рождаются площадки обсуждения, исследуется вопрос, формируется общественное мнение на проблему.
Сергей Гуренков | 13:01, среда, 29 ноября 2023 г. |
С интересом прочитал статью Дмитрия Волкова. Автор затрагивает важные вопросы не только отечественного спорта, но и гражданскую позицию современного человека. Очень многое в нашей стране зависит от воспитания и идеологической работы с юным поколением. А занятия спортом развивают не только силу и ловкость, но и дисциплину, ответственность и волю к победе,те качества, которые так необходимы в формировании нового человека.
Гривенников Игорь | 12:38, среда, 29 ноября 2023 г. |
Спасибо Дмитрию за интересную, профессионально и эмоционально написанную статью! Будем стараться работать над улучшением, продвижением , процветанием нашего Плавания, важнейшего вида спорта!!! Дмитрию здоровья, благополучия и и дальнейших успехов!
Максим Никулин | 10:40, среда, 29 ноября 2023 г. |
Полностью согласен с автором! Тем более, что знаком лично! По первой части, политической. Думали ли мы в школьные годы, что войны могут повториться с такой звериной сущностью (по сравнению с ВОВ)? Народ Израиля, казалось бы, натерпевшийся в истории больше всех, ничтоже сумняшеся, устраивает геноцид соседей похуже Гитлера. Нам, отцам и уже дедам такое дико смотреть. Ан нет, жизнь показывает, что война может повториться и быть еще даже хуже, чем 80 лет назад. По спортивной части. Даже не про политику в спорте и наоборот, автор это знает лучше меня. Про студенческий спорт: вспоминая себя в молодые годы, могу привести пример, что еще 6 лет в медицинском институте и еще 2 года в ординатуре я выступал за родной вуз и плавал приблизительно на одном уровне (спасибо спортивному интернату за «фундамент»). Это было престижно, интересно, бесплатно (встречи со старыми друзьями, поездки по СССР, России и т.д.). Тогда даже были первенства страны среди медвузов и вообще вузов. Ректор института знал многих лучших спортсменов вуза если не в лицо, то хотя бы, что они есть. Сейчас, с уходом в мир иной тех ректоров и заведующих кафедрой физкультуры, вузовский спорт практически умер. Пару лет назад я радовался, когда узнал, что вузовский спорт возродят, но, похоже, что рановато радовался. Во всяком случае, в моем бывшем вузе про плавание я уже не слышу. Сейчас за звание МС при поступлении в вуз только единичные заведения начисляют существенные дополнительны баллы, в большинстве дают не больше, чем за золотой/серебряный значок ГТО. Стипендии в московских вузах мизерные. Моя дочь получает 1700 рублей – хватит, чтобы купить только проездной (хорошо, что последние четыре года получала 8-10 тыс. как победитель/призер всероссийских соревнований). Мне кажется, что спортшколам нужно дать какую-то возможность молодым пловцам продолжать тренироваться у «своих» тренеров при обоюдном желании, так как в вузах, как правильно заметил автор, нет ни тренеров, ни бассейнов. И за это не гнобить ни тренера, ни спортсмена (моя старшая дочь, уже студентка, периодически ходит поплавать к своему тренеру, но тренеру периодически намекают, что это пора заканчивать. После того, как летом и осенью – уже закончив спортшколу и поступив в институт - дочка заняла призовые места на первенстве Москвы, временно успокоились) Управление спортшколами – особая песня. На примере нашей спортшколы привожу факт. Последние года три, после объединения спортшкол в какие-то кластеры, нашей школой формально руководили и руководят бывшие самбисты и борцы. Территориально такой человек находится где то в головном учреждении, периодически появляется в бассейне с инспекцией. Уверен, что они хорошие люди и отличные спортсмены, но спортивным плаванием (на мой взгляд) должен руководить либо бывший пловец, либо, на худой конец, ватерполист или синхронистка. И которые всегда, или почти всегда, здесь, «на земле», в бассейне, на сборах со спортсменами, на соревнованиях и т.д. Еще про идеологию и воспитание многое хочется сказать, но это уже другая, не менее важная история.
Алексей | 10:33, среда, 29 ноября 2023 г. |
Эту статью можно было бы расценить как предвыборное заявление
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (202)
Дмитрий Волков

Публикаций (9)

заслуженный мастер спорта, рекордсмен мира и Европы по плаванию

20:20 28.11.2023
Волков рассуждает о судьбах мирового спорта, олимпийском движении, и о гражданской позиции в непростое для нашей страны время…
23
19:30 24.03.2023
Эксперт "Российского Стадиона" Дмитрий Волков рассуждает о судьбах мирового спорта и олимпийского движения, о сложном выборе российского спортсмена в непростое для нашей страны время…
3
21:31 04.04.2022
Неправда, что нет на свете добрых людей.
1
16:13 21.05.2021
С днем рождения, друг!
0
1 2 3

Наши эксперты (202):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (71):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (66):

Реклама:
Наверх