Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Шесть лет прошло с того момента, как главное спортивное ведомство страны – Федеральное агентство по физической культуре и спорту – возглавил Вячеслав Фетисов. Идея вызвать легендарного хоккеиста и тренера из Америки принадлежала Владимиру Путину. По расчетам Президента, именно этот выдающийся спортсмен, незаурядная личность, авторитетный амбициозный лидер способен был в то время вывести отечественный спорт из глубочайшего кризиса, положить начало возрождению его победных традиций, созданию новой инфраструктуры, превращению отрасли в главную составляющую социальной политики государства.
Какими событиями ознаменованы прошедшие шесть лет? Что в работе было главным? Как выстраивались отношения с коллегами? – на эти и другие вопросы корреспондента вестника «Росспорт» Игоря Руженцева отвечает сам Вячеслав Фетисов. Но первый вопрос – о другом:
- Через месяц в Пекине начнется XXIX летняя Олимпиада – главное спортивное событие четырехлетия. Как готовятся к ним российские спортсмены и специалисты?
- Росспорт за последние годы отстроил систему, которая ориентирует спортсменов и тренеров на самый высокий результат. Мы отдаем себе отчет в том, что для достижения такого результата нужно создать необходимые условия для подготовки членов сборных команд, обеспечить спортсменов и тренеров всем необходимым, включая экипировку, оборудование, инвентарь, медицинское обслуживание. Разработан календарь, который включает в себя проведение сборов, соревнований, в том числе международных.
Можно сказать, что 90 процентов всех видов соревнований, исключая, может быть, некоторые турниры по футболу, волейболу и баскетболу, ложатся на плечи государства на федеральном уровне. Мы благодарны нашим коллегам в регионах. Они проделывают огромный объем работы по подготовке спортсменов на местах. Я признателен Олимпийскому комитету – в лице его вице-президента Владимира Васина, который участвует в большинстве наших мероприятий.
- Как на олимпийском фоне выстраивались взаимоотношения Росспорта и лично Ваши с федерациями по видам спорта?
- Вместе с федерациями, проанализировав результаты Олимпиады в Афинах, мы разработали концепцию подготовки к Играм в Пекине. Каждый год эта концепция корректировалась с учетом потребностей этих общественных объединений. Около 60 процентов руководителей федераций – это люди, с которыми складываются нормальные деловые отношения, большинство из них – мои коллеги, многие даже друзья. Есть среди них представители бизнеса, политики, известные всей стране лица. Практически со всеми мы согласились в том, что спортсмен и тренер – это главные действующие лица в спорте. И то, что делается в плане подготовки к Олимпиаде, делается именно для них.
На практике наши взаимоотношения выглядят так: составляется календарный план, федерации, защищают его перед комиссией, в которую входят представители всех структур Росспорта, руководство федерации в полном составе, профильные специалисты от Центра спортивной подготовки, представители ОКР. Таким образом, обеспечивается прозрачность процесса. Далее определяется объем финансирования, коммунальных платежей, другие затраты, которые федерация берет под собственный контроль.
Кроме того, мы создали Совет президентов федераций, который призван напрямую ставить и решать возникающие по ходу дела проблемы. Мы также сформировали рабочую группу, которую возглавляет мой заместитель Сергей Король. В олимпийский год практически еженедельно в рамках работы группы федерации докладывали нам о ходе подготовки к Олимпийским играм.
Если говорить коротко, мы в полной мере владеем ситуацией. Ни у одной федерации, ни у Олимпийского комитета нет претензий к чему-либо. Процесс подготовки идет нормально. Тот план, который был намечен, выполняется.
Еще раз: подготовка ведется по той четырехлетней концепции, которую мы совестно выработали, проанализировав ежегодные результаты спортсменов. Инвентарь, оборудование, экипировка – всем этим мы обеспечиваем сборные команды за государственные деньги. Кроме того, за счет средств Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры в Российской Федерации на 2006-2015 годы» мы отремонтировали, подняли до необходимого уровня базы. Сегодня они полностью отвечают самым высоким требованиям. Мы не имели права требовать от спортсмена или тренера результата, пока не создали им необходимые условия для работы. Сегодня все эти условия есть.
- После недавнего посещения базы «Озеро Круглое» создалось впечатление, что более комфортных условий для тренировок отдыха и восстановления спортсменов создать просто невозможно…
- У нас сегодня лучшие базы подготовки в мире. Об этом, кстати, недавно говорил президент Международной федерации гимнастики Бруно Гранди. Он побывал на «Озере» и на новой базе в Кемерово. Его удивлению и восхищению не было предела. Он был просто поражен.
Я часто повторяю, что спорт сегодня – это хай-тек, эффективная совокупность высоких технологий. Хочешь добиться успеха на международном уровне? Тогда все должно быть высшего качества – тренерский состав, специалисты, медики, оборудование. Мы уже многому научились. Примером могут служить наши победы – хотя бы в футболе, где наши шансы здесь никогда не оценивались столь высоко. Сегодня речь идет о футболе, которого мы до сих пор не знали. Профессионал высокого уровня требует условий для работы, просит не вмешиваться в процесс – и должен дать результат, за который несет полную ответственность.
- По-вашему, практика приглашения иностранных тренеров себя оправдывает?
- Хорошему надо уметь учиться. Ведь учились в свое время советские специалисты у западных коллег, как строить спортивную систему, а потом, используя их опыт и знания, создали свою собственную, самую лучшую. Правда, за девяностые годы все растеряли и разворовали. Сегодня, к счастью, специалисты, тренеры возвращаются, откликаются зарубежные эксперты. Процесс пошел.
- Какая работа ведется с детьми, юношами – молодежью, с основным олимпийским резервом?
- Система детско-юношеских соревнований тоже была разрушена. До недавнего времени, до наших возрожденных и сегодня хорошо известных спартакиад не было соревнований, где могли бы проявить себя талантливые ребята, молодые спортсмены, которые со временем могли бы стать чемпионами. Молодежный и юношеский спорт превратился в элитарный. В сборную стали приглашать по блату. Исключительно за счет спартакиад мы смогли вернуть людей в ситуацию, где главный принцип – спортивный. Требование ясное: создать условия, заставить юного спортсмена сделать первые шаги, добиться результата. В этом наш расчет.
Мы разработали систему «Спортивного паспорта». Введение паспорта спортсмена – это грандиозное событие, без преувеличения мирового масштаба. Подобного инструмента пока нет нигде на планете. Судите сами – теперь мы сможем за несколько секунд узнать о спортсмене абсолютно все: когда были первые соревнования в карьере, кто его тренировал, какова динамика профессионального роста. Паспорт позволит допущенному специалисту увидеть все медицинские параметры. Таким образом, мы можем