Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Бруно Оя один из красавцев среди советских киноактёров, музыкантов, певцов и спортсменов. Внешне похож на легенду Голливуда - актёра Марлена Брандо. Кумир многих зрителей. Жил в изгнании 20 лет, и всё из-за любви к женщине.
Для читателей старшего поколения будет интересно вспомнить, а молодежи узнать об этой удивительной личности - актере, певце, музыканте, писателе, поэте, композиторе, враче и спортсмене.
Видя Бруно в кино, слушая в его исполнении песню на концертах в залах и стадионах, по радио и ТВ "Никто тебя не любит так, как я" многие женщины мечтали быть той, о которой пел певец. На слова "Ну где же ты, моя любовь" прокричать: "здесь я!".
Бруно Оя Вернерович родился 12 февраля 1933 года в городе Таллинне. В детстве мальчик занимался музыкой, Играть на рояле его учил эстонский композитор Капп. Учёба в школе давалась легко. Видя, как тяжело болел отец, решил стать врачом. Получил медицинское образование по специальности врача-психотерапевта в тартуском университете.
Высокий стройный юноша атлетического телосложения непременно должен был заниматься баскетболом – культовым видом спорта в республике. Играл за университетскую команду. Не забывал про свои музыкальные способности. Создал оркестр, выступали в клубах, кафе и ресторанах.
Великий баскетбольный тренер Владимир Петрович Кондрашин поведал мне, что они были с эстонским баскетболистом соперниками на баскетбольных площадках. В начале пятидесятых годов Бруно играл в баскетбол за команды "Калев" Тарту и сборную Эстонской ССР. Переехав жить в Ригу, он сочетал занятия баскетболом и водным поло, выступал за команды "Спартак" и сборные Латвийской ССР по этим видам спорта. Стал мастером спорта СССР по водному поло и кандидатом в мастера спорта по баскетболу.
Ошибаются, кто считают, что он был в составе сборной команды СССР по баскетболу, ставшей серебряным призером на XV Олимпийских играх в Хельсинки. Он был лишь кандидатом в сборную СССР.
Позже он признался в интервью Ярославе Чудновской: "Мне ничего не падало с неба и всё, чего я достиг – это благодаря труду тяжкому и каждодневному. Именно спорт научил преодолевать трудности".
Его творческая стезя началась в 50-е годы. Молодого человека приняли в коллектив, возглавляемый никому неизвестным в ту пору Раймондом Паулсом. Бруно владел многими музыкальными инструментами. Вместе с единомышленниками организовывал первые джазовые фестивали. Позже несколько лет был Президентом джаз-клуба в Риге. Добившись первых творческих успехов на музыкальной сцене, становится членом Рижской актёрской студии драматического искусства. Вскоре приглашается на Латышское республиканское ТВ для ведения развлекательных программ. Это стало неким трамплином для актёрской карьеры Бруно Оя.
В середине 60-х он гастролировал с концертами по Советскому Союзу.
Часто выступал вместе с популярными певцами Ниной Бродской и Валерием Мулерманом. В его репертуаре были известные песни тех времен: "Никто тебя не любит так, как я", "За туманом", "Бабье лето" и другие. В фильме "Путь к причалу" вместе с Валентином Никулины спели песню "Песня о друге".
Советским кинозрителям он знаком по эпизодическим ролям в фильмах 1960-х годов: "Путь к причалу", "Выстрел в тумане", "Жаворонок", "Гиперболоид инженера Гарина", "Операция "Трест" и другие.
Эстрада, ресторан, кафе были для Бруно серьёзной сценой. Поворотом его творческой судьбы стало событие, когда на одном из выступлений его увидел кинорежиссёр Георгий Данелия. Его поразило перевоплощение Бруно из контрабасиста в певца, и он пригласил его на съёмки фильма "Путь к причалу".
В том же 1965-ом Бруно снялся в фильме, изменившем всю его дальнейшую творческую жизнь и принёсшим молодому артисту настоящую широкую известность и зрительское признание, в литовской картине "Никто не хотел умирать".
Картина была признана лучшим советским фильмом 66-го года. Бруно Оя был признан лучшим актером года и получил первую премию за лучшую мужскую роль. В 1967-ом году Бруно Вернерович Оя был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР за роль Бронюса Локиса, одну из главных ролей в этой картине. Кинокартина собрала целый ряд престижных призов. Летом 1966-го фильм "Никто не хотел умирать" получил награду международного кинофестиваля в Карловых Варах, приз фестиваля Прибалтийского кино и главный приз Гран-при Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.
С 1966-го года, после кинопроката ставшей для многих культовой картиной "Никто не хотел умирать", к актёру приходит всесоюзная популярность. Его постоянно приглашают на творческие вечера в различные города страны, о нём постоянно пишут журналы и пресса, а письма от поклонниц, влюблённых в образ скандинавского викинга, начинают поступать на его адрес мешками.
Союз кинематографистов СССР планировал показать эту картину на самом престижном в Европе Каннском кинофестивале. В последний момент по идеологическим соображениям высшие чиновники от министерства культуры СССР передумали, боясь слишком большой популярности, свалившейся на долю молодых и харизматичных прибалтийских актёров, воспользовавшись которой они могли бы получить выгодные зарубежные контракты и остаться работать на Западе.
По многочисленным зрительским опросам, в период с 1965-го по 1967-ой годы, советские кинозрители считали Бруно Оя вторым артистом по популярности после великолепного актёра Иннокентия Смоктуновского.
В 1967-ом году в порядке обмена опытом Бруно Оя был официально командирован Госкомитетом кинематографии СССР на творческую работу в Польшу для участия в совместных советско-польских кинотеатральных проектах. В течение двух с половиной лет он постоянно проживал и работал сотрудником культурного центра города Вроцлав.
Спустя год актёр снялся в своём первом польском драматическом фильме "Когда любовь была преступлением". Продолжал сниматься в кино, работал на центральном польском радио и телевидении, в городских театрах Кракова и Любека, на эстраде. Сочинял тексты и музыку к песням, писал сценарии для эстрадно-музыкальных развлекательных телевизионных программ польского ТВ. За 15 лет своего кинематографического и музыкального творчества, к середине 1970-х годов Бруно Оя сыграл в 37-ми кинокартинах, выступил в десятках ТВ-Шоу и спел более чем в тысяче концертах.
Не всё складывалось благополучно в его судьбе. Немного перефразирую стих Галины Савельевой "Жизнь не была безоблачной" - была не только ласковой, порою даже злой… Он шёл своей дорогой, обидам всем на зло.
В 1970-ом Бруно Оя женился на польской гражданке. В то время советские граждане чисто формально получили разрешение на создание семьи с иностранцами. В действительности такие браки не приветствовались, поскольку они нарушали давно сложившие устои советской морали, и "до смешного" - угрожали безопасности страны в специальных кабинетах.
Брачный союз счастливых влюблённых не одобрили чиновники на родине. Это стало одной из причин, за что Бруно не заслуженно был, подвергнут жесточайшей идеологической критике, и в феврале 1971-го года навсегда исключён из рядов и безвозвратно лишён членского билета Союза кинематографистов СССР.
Усугубило ещё и то, что и сам Бруно Оя, по личному признанию, не хотел оставаться сугубо просоветским артистом, и всегда стремился выйти за рамки популярности в одной стране.
В итоге, в СССР на имя артиста было наложено жёсткое "табу", о нём перестали говорить, писать статьи в журналах, публиковать интервью, хотя в народе его роли зрители хорошо помнили. Актёр стал не востребован в советском кино. От него отвернулись и демонстративно игнорировали.
Выбора не было, плюс обида заставили его покинуть СССР.
Последующая большая часть эмигрантской жизни была прожита в польском городе Вроцлаве. Годы спустя, в одном из интервью, Бруно Оя признался, что всегда продолжал считать себя гражданином СССР и никогда не менял свой паспорт и советское гражданство, вплоть до развала страны в 1991-ом.
В период эмиграции его актёрский талант пользовался большим спросом в кинематографе разных стран Восточной и Западной Европы.
Самой крупной и известной ролью Бруно Оя в зарубежном кино стало участие в главной роли в культовом польском криминальном вестерне "Волчье эхо", принёсшим Бруно Оя золотую награду за лучшую мужскую роль" на крупнейшем Азиатском международном кинофестивале в г. Пномпене, Республика Камбоджа.
Роль второго плана в известном и знаковом фильме в знаменитой польской исторической драме-эпопее "Потоп", получившим американскую премию "Оскар за лучший иностранный фильм 1975 года". До сих пор считающейся в Польше одной из самых лучших польских картин всех времён!
Не взирая, на опальное отношение к актёру в СССР советские режиссеры в 70-е годы дважды приглашали Бруно Оя на съёмки фильмов "Чёрные сухари" и "Кентавры".
В дальнейшем он снимался в зарубежных фильмах. За свою творческую карьеру снялся более чем в ста кинофильмах и телесериалах. Ему посчастливилось быть занятым в спектаклях талантливейшего режиссёра Кшиштофа Зануси "Полёт над гнездом кукушки", позже у режиссёра Ковалевского "Маскарад".
Написал книги "Простите, вы актер?" и воспоминания в двух частях "Гостем в этом доме", сочинял музыку, смог выпустить диск под названием "Я иду, иду, иду…", изучал 6 иностранных языков, и в итоге свободно на них говорил.
Как-то в интервью он с усмешкой сказал: "Могу похвастаться, что ни разу не спал с женщинами старше 33 лет" и добавил: "Я не хочу обидеть ни одну из женщин. Просто у меня в жизни так вышло".
Приведу ещё одну его цитату: "Любовь в моей жизни наряду с другими важными делами всегда была первой. Я делал всё во имя любви и никогда за счёт неё. Не хочу комментировать личную жизнь, но все мои браки были счастливыми, потому, что эти женщины остались для меня самыми лучшими друзьями".
После развала СССР актер сказал супруге: "Я возвращается в Эстонию, тебе оставляю всё имущество".
По приезду на родину он попал под каток десоветизации. Его обвиняли в "творческом коллаборационизме" за сотрудничества с советской властью в 1960-е годы. Не могли простить Государственную премию СССР за роль Брониса, лейтенанта Красной армии в фильме "Никто не хотел умирать", воевавшего с "лесными братьями", с теми, кого сегодня называют героями Второй мировой войны в Прибалтике. Также раздражало гораздо большее признание его таланта на Востоке, а не Западе.
Бруно в который раз перенёс обиду необъективного и политизированного подхода к его творческой карьере. Был открыт для общества и людей. Встречался со зрителями, помогал молодым артистам, читал лекции по психотерапии, проводил "мастер-класс" в тартуском доме молодежи.
Завершаю публикацию выдержки из статьи Аллы Рябинковой: "Бруно Оя - советский кумир жил в изгнании 20 лет, и всё из-за любви к женщине. Бруно Оя прекрасный эстонский, советский и польский актер в 60-е годы был очень востребован. Не многие личности могут похвастаться таким букетом творческих разносторонних профессий в кино и театре, музыке, поэзии и прозе, медицине и спорте. Этот человек обладал роскошной внешностью, шармом, стройный и статный, завидной пластикой, обаянием и талантом, в нем чувствовалась порода".
Ему было суждено прожить всего 69 лет.
Такая удивительная судьба была у этого героя.