Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Часть 1. Спортивная карьера.
Тема "Путь кумира спорта после завершения спортивной карьеры" - является весьма актуальной в современном обществе.
Ни для кого не секрет, что большая часть бывших советских спортсменов доперестроечного периода, так и не смогла адаптироваться к социальным условиям новой "обычной жизни".
Рецепт приспособления к новым реалиям жизни – как применить себя в ней и её суть - наш эксперт Михаил Степанов обсуждает с выдающимся баскетболистом, заслуженным мастером спорта СССР Сергеем Николаевичем Таракановым.
- Сергей, будем общаться "на ты"?
- Конечно, Львович.
- Давай остановимся на тех моментах твоей жизни, которые мало знакомы читателю.
- Договорились.
- Обсудим начало формирования твоей личности.
- Красноярск, куда переехала наша семья, когда мне было три года и где прошло моё детство, сделал меня настоящим сибиряком. Конечно, многое дали родители, учёба в школе, занятия баскетболом и прочее.
Папа трудился инженером на одной из самых мощных в мире Красноярской ГЭС. Мама здесь приобрела вторую профессию и работала в красноярской прокуратуре. Целеустремлённость и ответственность было жизненным кредо нашей семьи.
- Как ты попал в баскетбол?
В 14 лет решил попробовать себя в баскетболе и самостоятельно записался в ДЮСШ. Возраст, прямо скажем, слишком поздний. Дополнительные самостоятельные занятия дали свои результаты. В 15 лет выступал за взрослую команду.
Первый мой наставник - тренер Василий Васильевич Репита сделал мне пожизненную прививку к баскетболу. Этот вид спорта стал моей жизнью, окном в новый мир.
В Красноярске семьёй, и в первую очередь мамой, были заложены азы формирования моей личности. Овладевать знаниями, учиться хорошо и отлично, заниматься спортом и другими увлечениями. Быть честным и бескомпромиссным и т.д.
- Как ты оказался в Ленинграде?
- Это случилось в декабре 1974 года. По проторенной дороге – по приглашению ленинградского "Спартака" и Владимира Петровича Кондрашина, через спартаковского посланца Геннадия Николаева, приехавшего в Красноярск искать меня.
В тот момент я завершал учёбу в школе, шел на золотую медаль, понимал, как негативно воспримут мой отъезд. Фанатизм к баскетболу сыграл определяющую роль. Раздумья в принятии решения были недолгие. Отказаться от такого вызова – играть за "Спартак" под началом великого Кондрашина - не смог.
- Как отнеслись в Красноярске твоему отъезду?
- У родителей было другое видение моего будущего – обучение в МАИ или МГИМО. Мне удалось убедить их, через три дня полетел в Питер. В спортивных кругах Красноярска неоднозначно. Улетая, обещал доиграть во всех соревнованиях того сезона за красноярские команды. Всё это было выполнено. Впоследствии все свои успехи всегда связывал с красноярским баскетболом.
- Можно ли считать жизнь в Ленинграде университетом в твоей спортивной карьере?
- Да. В спортинтернате № 62 у известного тренера Анатолия Иосифовича Штейнбока началось моё профессиональное обучение. Форма обучения интерната позволяла сочетать занятия спортом и учёбой, что для меня было крайне важно. Учась в интернате, выступал за дубль "Спартака" и привлекался к некоторым играм основного состава.
После Штейнбока судьба свела меня с великим Владимиром Петровичем Кондрашиным. Мэтр любил заниматься с молодыми игроками и досконально знал, как это делать. В отличие от современных тренеров, он не боялся доверять молодёжи. Не говоря о тактике, где он был непревзойдённым. Очень многое дал мне в игровом плане Петрович.
С 1977 года стал играть только в основе, дважды становился серебряным призёром чемпионата СССР. В Питере стало ясно, только усердно тренируясь, можно достичь спортивных вершин. Учился переносить поражения, уважать соперника. Здесь впервые стал получать деньги за занятия баскетболом.
- Как ты ощутил на себе бремя опасного вируса "звёздной болезни"?
- Быть на виду, выходить под своды дворца "Юбилейный" в составе самой любимой на то время в городе спартаковской команды, когда на тебя обращают внимание в общественных местах, пишут о тебе в СМИ, здороваются с тобой первыми незнакомые тебе люди, было крайне приятно. Возможно, вирус присутствовал, но никогда это не переходило в манию величия. Да и Кондрашин всегда опускал на землю, иногда даже и чрезмерно глубоко, на мой взгляд.
- Как складывалась твоя жизнь вне спорта?
- Ленинград подарил мне много новых ярких впечатлений. Поразил меня своим историческим наследием, своей красотой, многолюдьем, фанатичностью и любовью зрителей.
Многое в становлении моей жизни и характера, как всегда, сыграла мама. Наталья Васильевна, вслед за мной поехала в Ленинград, работала в прокуратуре, и дослужилась до заместителя прокурора города. Она всегда была моим жизненным ориентиром и примером.
После школы поступил в "корабелку", где проучился два года. Постоянные тренировки, сборы и соревнования не позволяли получать знания в техническом институте, как я привык. Перевелся в ИФК имени Лесгафта, где существовала такая возможность.
Питер оставил большой след в моей жизни.
- Далее тебя судьба связала с ЦСКА.
- В конце 1979 года я перешел в ЦСКА. Была такая практика перед Олимпийскими играми: собирать костяк сборной СССР в одном клубе для лучшей подготовки к Олимпиаде. Со мной перешел и Александр Белостенный, с которым в питерском интернате прожил в одном общежитии полгода. Встать в ряды звёздной команды, оказаться в стартовом составе, было почётно и ответственно. Здесь, как и в сборной СССР, почувствовал настоящую конкуренцию "за место под солнцем" и мотивацию "кровь из носа - только победа". В армейском коллективе отыграл одиннадцать лет, четыре года был капитаном команды, стал семикратным чемпионом и четырёхкратным призёром страны.
- Как сложилась судьба в сборной СССР?
- Английская пословица гласит: "Ты никогда не знаешь, на что способен, пока не попробуешь".
Сборная СССР стала академией и завершающей ступенькой к достижению мечты в моей спортивной карьере.
В составе команды (1979 - 1988) стал чемпионом и бронзовым призёром Олимпийских игр, чемпионом и серебряным призёром чемпионатов мира, трехкратным чемпионом и серебряным призёром чемпионатов Европы, обладателем Межконтинентального кубка.
В 1986 году стал капитаном команды.
- Расскажи о первом успехе.
- Это было на ЧЕ в июне 1979 в Турине. После восьмилетнего перерыва в полуфинале был разрушен югославский синдром – 96:77. Менее чем за двадцать минут игрового времени мне удалось фантастически выстрелить, поразив кольцо соперника 10 раз из 11 бросков. В финале, разгромив команду Израиля – 98:76, стали чемпионами Европы. Был признан лучшим новичком турнира.
- Ты был капитаном сборной СССР?
- На некоторых турнирах был капитаном, но эту функцию выполнял долгие годы Станислав Еремин, потом эпизодически я, Валтерс, Белостенный и Хомичюс на Олимпийских Играх 1988.
Хомичюс всегда был бойцом и за Гомельского готов был и в огонь и воду, плюс ставка Александра Яковлевича была сделана на прибалтийских баскетболистов, составлявших половину состава сборной команды СССР. В Сеуле выбор пал на Вальдемараса Хомичуса.
- Расскажи, какова роль капитана в команде?
- Капитан в игровых видах обязательный атрибут в правилах игры. В правилах баскетбола капитану дана привилегия, обращаться на площадке к судьям и вступать в общение с ними. В сборной команде его роль больше как помощника тренера. Не секрет, в коллективе бывает, существуют группировки отдельных игроков. Существенную роль играют лидеры этих групп. Как правило, из них выбирают капитана.
- Какова роль тренера в сборной команде?
- В начале карьеры роль тренера велика. Как только игрок сформировался, тем более достиг спортивных высот - роль тренера меняется. В первую очередь создание командного микроклимата. Сегодня тренер похож на дирижёра. Не стоит забывать – у музыкантов в оркестре главное ноты, а у спортсменов накопленный игровой опыт. Постоянное тренерское "дёргание" игроков пользы не приносит. Сошлюсь на Кондрашина. У него были подсказки по ходу игры, но чаще всего он это делал в тайм-аутах и во время проведения замены игроков.
- Задам традиционный вопрос – кто лучше Кондрашин или Гомельский?
- Вопрос скорее – провокационный. Соглашусь с твоими определениями в статье "Два берега". Кондрашин - чисто зальный тренер, непревзойдённый тактик. Гомельский, помимо зала, был вхож в высокие кабинеты, исполняя по сегодняшним меркам функцию тренера-менеджера. Абсолютно разные, оба великие – они внесли большой вклад в достояние отечественного баскетбола.
- Когда завершилась твоя спортивная карьера?
- В 1990 году завершил вступление в ЦСКА и сборной СССР. Демобилизовался из Вооружённых сил в звании капитана. Открывшийся железный занавес позволил мне поиграть в 1990 году в немецком "Штутгарте-Людвигсбурге" и завершить спортивную карьеру в 1992 в Бельгии, в льежском клубе "Сан-Луи". В 1992 году закончил профессиональную баскетбольную карьеру, если не считать выступления за команду второго дивизиона Бельгии вплоть до 1998.
- Как отразилась спортивная карьера на формировании твоей личности?
- Спорт требует дисциплины, сохранения устойчивой положительной мотивации, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Почти каждый спортсмен старается быть первым, быть лучшим. Такая специфика формирует значимые качества в спорте и полезные в повседневной жизни, которые пригодятся и позволят вам не опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.
продолжение следует…