Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Интересно, часто то, что было когда-то просто привлекательным со временем забывается, обрастает мифами, превращается в легенду.
И мне, как-то сразу, вспомнился один из самых заметных советских баскетболистов 54 – 65 годов прошлого столетия, заслуженный мастер спорта СССР Аркадий Андреевич Бочкарев.
Он выступал в командах: "Спартак" Москва (1951 – 1954), ЦСКА (1954 – 1965), сборной СССР (1953 – 1959). В составе армейцев семикратный чемпион и двукратный обладатель Кубка СССР, двукратный обладатель Кубка европейских чемпионов. В сборной Москвы двукратный победитель Спартакиады народов СССР. В сборной СССР двукратный чемпион и бронзовый призёр чемпионатов Европы, серебряный призёр олимпийских игр.
Непризнанный, как вся сборная СССР, чемпион мира, когда наша команда, вне зависимости от результата в последнем матче, оставалась на первом месте - по политическим мотивам отказалась играть с командой Тайваня, подверглась дисквалификации и штрафу со стороны ФИБА, лишилась чемпионского титула 1959 года в Чили.
Аркадий был стрежнем команд, в которых ему приходилось играть. Атлет, бескомпромиссный и страстный в игре, на ком строилась вся тактика команды. Своим примером и желанием вёл всех за собой к победам. С 1954 по 1960 годы капитан команды ЦСКА.
Об этом свидетельствует ряд воспоминаний.
Заслуженный мастер спорта СССР Виктор Зубков, игрок ЦСКА (1957-67) и сборной СССР (1956 – 1963):
"Бочкарев был не только физически сильным, одаренным игроком, но и грамотным человеком. В амплуа центрового умеючи использовал физические данные и голову. У него было много друзей, все в разных областях. Первым из баскетболистов приобрел "Волгу" ГАЗ-21. Спокойный, разумный, Аркадий в автомобиле слушал симфоническую, мелодичную музыку".
Заслуженный мастер спорта СССР Анатолий Астахов, игрок ЦСКА (1958-69):
"Когда я пришел в команду в 58-м, Аркадий уже был сложившимся армейцем. Будучи небольшого роста (190 см) для центрового игрока, обладал большой мощью, был способен забивать и из-под щита, и крюком, даже сейчас немногие так бросают. Как Кайл Хайнс – под кольцом мог обыграть любого рослого исполнителя. В плане опыта он многое давал нам, молодым.
У Бочкарева очень интересная судьба: как человек он был очень умный, учился в архитектурном институте. Первая жена – журналистка Зинаида Михайловна – дочь Марии Андреевны Поповой, прообраза легендарной Анки-пулеметчицы, которая в те времена еще жива была. Мы часто приходили к ним в гости на ул. Горького слушать музыку.
По окончании карьеры игрока Аркаша хотел быть тренером, но не сложилось, к сожалению. Воинское звание у Аркадия было высокое, закончил подполковником, поэтому дальше работал в спорткомитете Минобороны".
Заслуженный тренер СССР Александр Гомельский:
"Аркадий Бочкарев был самый заметный баскетболист во всех командах, за которые выступал, — московском "Спартаке", ЦСКА и сборной СССР.
В сборной СССР он сразу смело, уверенно, ярко играл, не смущаясь, что находится в окружении баскетболистов и более опытных, и много повидавших и испытавших, известных.
Бочкарев сам играл и тренировался, не щадя себя, и других заставлял, будучи в такой ситуации лучшим помощником тренеров. Остроумный, резкий, прямой, он откровенно и с немалым сарказмом высмеивал слабаков, лентяев, мандражистов, любителей отсидеться за чужими спинами. Его отличали эрудиция, начитанность, ну а в баскетболе он знал все. Бочкарев был признанным знатоком музыки, он собрал громадную коллекцию пластинок. Его кумирами были Элвис Пресли и Нат Кинкол, о которых он, кажется, знал абсолютно все.
Своим острым языком, неприкрытым неприятием людей скользких, нечестных Аркадий, конечно же, нажил себе немало врагов. Не щадил же он никого: ни товарища по команде, коли он того заслужил, ни тренера (в том числе и тренера сборной), ни проштрафившегося (на его взгляд) арбитра, ни противника, играющего грязно, исподтишка, ни справедливости, ради самого себя, коли было за что. Но пока Аркадий как игрок был на недосягаемой высоте, ему многое прощалось. А как только форма Бочкарева пошла на убыль, ему все вспомнили и из сборной вывели.
Специалистам и зрителям Бочкарев особенно понравился по выступлению на чемпионате Европы 59 в Стамбуле. Действительно, играл он там блестяще. Особенно здорово взаимодействовал с Семеновым и Зубковым".
Зинаида Михайловна Попова – первая жена Аркадия Бочкарева. Работала в корпунктах "Лос-Анжелес Таймс" и японской газеты "Майнити". В дальнейшем – редактор московского корпункта Си-Эн-Эн:
"Мой первый муж Аркадий Бочкарев по тем временам был более популярным, чем иные артисты, стремившиеся с ним познакомится.
Есть такой артист Олег Стриженов. Аркадий Бочкарёв и я дружили с Олегом. И вот однажды Стриженов привёл к нам в дом Владимира Высоцкого.
Пришла моя мама. Она была страшно интересным человеком – воевала в дивизии Чапаева, получила орден Боевого Красного знамени, она считается прообразом Анки-пулемётчицы. Друзей своей дочери, молодых актеров, Мария Андреевна Попова приветливо встречала, даже пустила в одну из комнат репетировать спектакль "Вечно живые". Так что, можно сказать, театр "Современник" зарождался в квартире на Тверской.
Позднее мы с Аркадием стали ходить на Большой Каретный, и я там познакомилась с Левоном Кочаряном. В его квартире бывали выдающиеся личности - режиссёры Иван Пырьев, Алексей Габрилович и Андрей Тарковский, актёры Василий Шукшин, Владимир Высоцкий и Кирилл Лавров, поэт Григорий Поженян и писатель Юлиан Семенов, чемпион мира по шахматам Михаил Таль и чемпион СССР по боксу Эдуард Борисов и многие другие известные особы.
Высоцкий тогда жил на Большом Каретном с отцом. Там всегда собирались компании, Володя пел. В общем, были такие посиделки. Встреч было много. На Большой Каретный мы ходили, если не через день, то через два дня – это точно.
Володя очень любил Аркадия, просто обожал. У меня такое впечатление, что он и старшего сына назвал в честь его. В то время баскетбол был в большой моде. Володя и на матчи ходил, когда Аркадий играл, и просто любил пройтись с ним по улице. Володя считал Аркадия красавцем.
А когда наши баскетболисты стали некоронованными чемпионами мира, то им дали "Волги". Мы туда все садились и ездили кататься, на шашлыки. В общем, дружба была хорошая. А вот когда появилась Марина, тогда всё и кончилось".
Мне посчастливилось быть знакомым с Аркадием Бочкарев. Впервые я увидел Аркадия в игре. Позже по работе в ЦСКА. Принял некоторое участие в его судьбе - рекомендовал его главному тренеру мужской баскетбольной команды ЦСКА Юрию Селихову для работы с армейским дублем.
С Аркадием беседовали о баскетболе. Жаль, что не дали ему развить тренерские возможности в большом баскетболе после завершении им карьеры игрока. Работа чиновника в СК МО СССР и с детскими командами, вряд ли, была интересна для него.
Он хотел быть всегда на виду, в центре внимания своего богемного круга. Но карьера звёздного баскетболиста завершилась. Аркадий Бочкарев оказался не готовым принять жизнь в новых непривычных для себя жизненных обстоятельствах.
Теперь только полузабытые легенды хранят память о тех временах…