Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Двукратный чемпион Европы, двукратный бронзовый призер чемпионата мира Александр Смирнов, выступавший в паре с японской фигуристкой Юко Кавагути, считает необходимым введение возрастного ценза в фигурном катании, иначе смотреть, по его мнению, интересно только спортивные пары, среди которых выделяются Евгения Тарасова и Владимир Морозов.
– Вам нравятся постановки Тарасовой и Морозова на этот сезон?
– Программы в их стиле, ребята пытаются перенять опыт катания у Максима Транькова. Очень понравилась произвольная программа ребят. Но над ней надо ещё поработать. Очень французская пара понравилась – это главные конкуренты наших будут по сезону. Их тренирует ученик Тамары Москвиной, и сразу виден стиль, наша школа. Интересные заходы, красивое катание, интересная музыка, образ держат. На мой взгляд, программы французов – лучшие программы в парном катании в этом сезоне.
– Получается, главная битва будет между Тарасовой и Морозовым с французами?
– Главная битва будет у Тарасовой и Морозова с самими собой. Если они справятся со своими нервами и сделают наконец-то на соревнованиях всё то, что они делают на тренировках, не будет у них никаких соперников. Ни французов, ни китайцев, никого. По потенциалу они – лучшие, вся проблема в психологии, она и на Олимпиаде проявилась. Возможно, ребятам надо поработать с психологом. На личном примере могу сказать, что это помогает. Думаю, у ребят всё будет хорошо и на чемпионате мира они себя покажут.
– Можно сказать, что парное катание – катание взрослых, хотя одиночное только молодеет, верно?
– В парном очень важен опыт. Возрастным парам тоже непросто выкатывать программы, но с новыми правилами стало полегче, облегчили элементы. И, слава Богу, хотя бы в парном катании мы смотрим не на малышей, которые пытаются сделать сложные поддержки и выбросы, а наслаждаемся красивым взрослым катанием.
– Получается, вы поддерживаете тенденции по облегчению контента программ в парах?
– Не поддерживаю полностью. Я, наоборот, за уникальные элементы – такие, как четверные подкрутки и выбросы. Я бы поднимал стоимость за них. Потому что сделать их реально очень тяжело, банально травмоопасно. Выучить их может позволить себе далеко не каждый. Но молодеть сильно фигурное катание не должно. В том же одиночном катании – я ярый сторонник повышения возрастного ценза. Было бы хорошо, если по взрослым женщины выступали с 18 лет хотя бы. До 18 – по юниорам.
– Это сильно ударит по одному московскому тренеру.
– Не думаю. Чемпионаты мира среди юниоров никто не отменял, это тоже соревнования. Тутберидзе будет побеждать там. Во-вторых, почему вы думаете, что группа Этери не сможет выдавать красивых взрослых спортсменов?
– Нет примеров, поэтому…
– Пока – да. Но может нет того человека ещё, который выдержал бы эту нагрузку и прессинг. В её школе работают профессионалы. Сейчас складывается так ситуация, что у нее есть прекрасные юниорки. И, кстати, скоро парни Тутберидзе тоже заявят о себе. С юниорами ей работать, видимо, проще. Никуда не денешься – результат есть, весь мир говорит об этом. Те же Трусова и Щербакова, я ими восхищаюсь. Уникальные девочки, невероятные элементы, которые парни не могут сделать. Никто в мире не может их превзойти. Пожелать могу только здоровья, и такого же трудолюбия. Может, вот именно они станут как раз теми первенцами группы, кто сможет кататься на высоком уровне уже и после совершеннолетия. Не только в 14, но и потом. У них есть тем более отличная мотивация – до Олимпиады ещё четыре года. Если хотят там выступить, придется пережить пубертат. Мы будем следить, это крайне интересно.
– Вам не кажется, что при новой системе оценок делать четверные прыжки и подкрутки – невыгодно? Слишком велик риск.
– Есть такое. Мне кажется, это плохо. Система +3/-3 нарабатывалась годами, все её понимали. Сейчас разброс. Я даже видел, когда один судья ставит +3, а другой -2. Большой плюс обычно дают опытным, взрослым спортсменам, кто уже очень хорошо знает фигурное катание, судей, правила, себя, свою программу. Они получают от этого преимущество. Владея только тройными и выполняя их чисто, можно обыгрывать теперь ребят, у которых четверные. Сделал блестяще тройной лутц на +5 – получишь столько же, как за четверной на 0 или +1. Поверьте, четверной сделать – это совсем уже другая трудозатрата, другой класс. Недавний пример – Джейсон Браун. Человек без четверных на равных боролся с Натаном Ченом. На скорости, весело, задорно. Прекрасное катание – но без четверных. Получил высокие оценки… Но если этим увлекаться, это не будет никак двигать спорт вперед. Фигурное катание – это прежде всего про спорт, преодоление себя и демонстрация максимума человеческих возможностей.
– Татьяна Тарасова называет программы у парней без четверных – девчачьим катанием.
– Я с ней согласен. Еще когда Леша Ягудин катался – все уже бились с четверными. Но если у фигуриста нет четверного, он не должен стыдиться. Такой прыжок даётся не каждому. Просто такие ребята не должны побеждать на серьезных соревнованиях. Мужское катание – это про технику, про прыжки. Но спорт у нас специфический, судейство тут играет особую роль.