Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Евгений Богатырёв: "Все в жизни, и в кино, в том числе, начинается с любви"

58 - Внутреняя страница новости

<p>&quot;Пока мы востребованы &ndash; жизнь продолжается!&quot;.<o:p></o:p></p>

21:5230.01.2024

Автор (в разных ипостасях) без малого полутора сотни документальных фильмов о спорте, ставший лауреатом (вместе с Дашей Червоненко) юбилейного (ноябрь 2023 года) 40-го фестиваля Международной федерации спортивного кино в Милане в номинации "Великие чемпионы" с документальным фильмом "Александр Тихонов. Властелин своей судьбы", член Совета Международной федерации спортивного кино и телевидения Евгений Богатырёв в беседе с нашим корреспондентом говорит о журналистике, кино, телевидении, спорте и жизни.

Как вы пришли в спортивную журналистику?

- Я родился, можно сказать, на волейбольной площадке. Папа был тренером мужской волейбольной команды ЦДКА и сборной СССР, первой нашей команды, выигравшей титул чемпионов мира, а мама – спортивный врач. Сколько себя помню, жил в мире спортивных страстей, дружил с великими мастерами волейбола – Владимиром Щагиным, Константином Ревой, Евгением Алексеевым. И еще в юности решил, что память об этих спортивных уникумах надо сохранить; стал записывать интервью с ними, писать зарисовки, а потом и очерки; а позже и снимать фильмы.

Что такое "ФиС" прямо сейчас?

- Журнал "Физкультура и спорт" на данное время единственный в России журнал о спорте и здоровом образе жизни, издание, которое несет позитив. Мы публикуем материалы о пути к победам лучших спортсменов России и вспоминаем спортивных звезд минувшего, рассказываем о фанатах здорового образа жизни и новых методиках оздоровления. Подписчики "ФиС" фактически нас содержат, и мы стараемся оправдывать их надежды. Ну, а те, кто считает, что время просветительской литературы прошло, заблуждаются. Знаете, каким тиражом выходит популярный американский журнал "Спорт иллюстрейтид"? 3 миллиона экземпляров!

Ваша книга "Повесть об олимпийском характере" сейчас библиографическая редкость - как вы ее писали, и почему именно эти герои?

- Так называлась популярная рубрика журнала, родившаяся в начале 70-х, задолго до того, как я пришел в "ФиС". Под ней публиковали свои очерки, размышления, эссе золотые перья советской спортивной журналистики: Станислав Токарев, Александр Кикнадзе, Александр Марьямов, Александр Нилин, Анатолий Чайковский. А в 80-е стал эту рубрику вести я. И так потихоньку стала складываться книга.

Вы работали на пятнадцати Олимпиадах. Если возможно — пару самых ярких впечатлений.

- Извините, но мне тогда придется пересказать книгу! Надеюсь, в феврале выйдет ее второе издание. И те, кто интересуется нашей спортивной историей, узнают и то, что в свое время оставалось за кадром. Впрочем, это уже можно сделать сегодня. На цифровой платформе "Премьер" вышел документальный 12-серийный фильм "Игры и люди" - об олимпийской истории России. К работе над ним меня привлек Виталий Георгиевич Смирнов, многие годы представлявший нашу страну в МОК. Вместе с коллегами я отдал этой работе почти два года жизни. И я очень рад, что влился в эту творческую команду под началом Дмитрия Иванова.

Что вы думаете о нынешней ситуации с недопуском российских спортсменов к Играм в Париже?

- Посмотрите наше кино. И вам все станет ясно. Если бы сегодня Международный олимпийский комитет возглавлял человек уровня Хуана Антонио Самаранча, стоявшего у руля МОК два десятилетия, это движение вышло бы с честью из того жесточайшего кризиса, в который само себя загнало… А на нынешних рулевых особой надежды нет!

На протяжении многих лет вы были членом президиума Федерации легкой атлетики СССР и России. Что и когда пошло не так — допинговая история и "бан" для федерации?

- Когда власть в Федерации захватила команда выдвиженца министра спорта Виталия Мутко самарца Шляхтина, легкая атлетика из успешного олимпийского вида спорта стала неолимпийским. Вот и вся история с географией!

Не забуду эпизод, свидетелем которого я стал на 3-м этаже Олимпийского комитета России, в двух шагах от приемной президента. Идет по коридору ОКР легендарный атлет, а ныне профессор ГЦОЛИФКа, пожизненный член ИААФ от России Игорь Тер-Ованесян, а навстречу ему Шляхтин с помощником. Игорь Арамович здоровается. Новоявленный президент Федерации кивает в ответ. А потом спрашивает у помощника, кивая на Тер-Ованесяна: а кто, мол, это?...

Вы являетесь автором (в разных ипостасях) без малого полутора сотни документальных фильмов о спорте. Как происходил переход от журналистики к режиссуре?

- Кумир моей юности Юрий Визбор, блестяще проявивший себя во многих творческих ипостасях, на вопрос, кто же он по профессии, отвечал: я – журналист, а все остальные профессии производные от той главной, которой я себя посвятил… А режиссером я стал из-за безденежья 90-х, когда приходилось снимать фильмы за копейки. Так появились мои первые режиссерские работы: "Лев Яшин: легенды и были", "Валентин Сыч. Джеймс Бонд советского спорта", "Николай Старостин. Отец "Спартака", "Александр Попов. Линии судьбы", "Как мы брали Турин", "Спасибо, доктор!" и другие, отмеченные призами многих представительных кинофестивалей и не раз показанные на ведущих телеканалах. Профессии режиссера я учился у таких мастеров своего дела, с которыми работал над фильмами, у Ильи Семеновича Гутмана, Владимира Федоровича Коновалова, Алексея Евгеньевича Габриловича. У меня были прекрасные учителя! Спасибо им за науку!

"…герои фильмов Богатырева — это не ходульные персонажи, а живые люди, волею судеб попавшие в экстремальные обстоятельства…" — так говорил о ваших картинах один из коллег. Почему для вас конкретный человек важнее его спортивного результата?

- Очки, голы, секунды – это удел репортеров. А кино – это искусство человековедения. Почему фильмам, над которыми я работал, сопутствовал успех? Наверное, потому что я берусь за фильм только о том человеке, которого знаю ни один год, которого люблю. Все в жизни, и в кино, в том числе, начинается с любви.

Как вышло, что именно Валерий Борзов стал первым вашим "соавтором" в спортивном кино?

- Да, нет, моим соавтором в этом проекте стал интересный, самобытный режиссер Игорь Коловский, для которого форма была подчас важнее содержания. А Борзов был чем-то вроде актера. Прочитав мою заявку на фильм, Игорь так объяснил свой выбор. "Недавно посмотрел фильм "Андрей Рублев". Он был героем своего времени, а героем нашего стал самый быстрый человек планеты Валерий Борзов!" Как передать ритм времени? Борзов стартует, а параллельно берет разгон космическая ракета. Борзов бежит под ритмичную музыку, еще никому неизвестной в нашей стране группы "Бони М"… Одним словом, фильм состоялся. И я заболел кино.

Как вам работалось с Константином Ивановичем Бесковым?

- Замечательно. Он дружил с моим отцом, известным волейболистом, а потом и тренером с довоенных лет. Это и помогло попасть в святую святых - раздевалку московского "Спартака" и на установках, и в перерывах между таймами, даже на решающих матчах… Прошло столько лет, а фильм "Невозможный Бесков", над которым мне посчастливилось работать с Александром Нилиным и Алексеем Габриловичем, до сих пор каждый год показывают по нашему ТВ, чаще всего, на телеканале "Культура".

Для нынешней молодежи объясните в нескольких предложениях: кто такой Алексей Габрилович и что он сделал для отечественной культуры?

- С Алексеем я познакомился на бегу, в Доме творчества журналистов и кинематографистов в Пицунде. По утрам тогда из всей творческой братии выходили на зарядку два человека: Алексей Евгеньевич и я. В конце концов познакомились, и Габрилович мне пожаловался, что ему навязывают в герои хоть и легендарного спортсмена, но бирюка, который двух слов связать не может. И я его обещал познакомить с Тамарой Быковой, личностью яркой и незаурядной. Обаятельной женщиной, которая к тому же за словом в карман не лезет. Мы бросили отдых и помчались под Сухуми, где сборная страны готовилась к важным стартам. Габрилович влюбился в Быкову с первого взгляда. Ну, а фильм "Высота Тамары Быковой" мне кажется, удался. Во всяком случае, он был продан в 22 страны мира, что тогда стало для нашей кинодокументалистики рекордом.

Как вам тогда, практически в закрытой стране без интернета и соцсетей, удавалось "разговорить" спортсменов для своих картин?

- Никакого секрета нет. Когда ты хорошо знаешь своего героя и говоришь с ним на равных, то он открывается тебе. Если тебе бывать на тренировках интересно, то кино не может не удастся.

"Человек свободного стиля" — картина о легендарном комментаторе Владимире Маслаченко — так и не была показана в России, только в Украине. Почему и как?

- Это не совсем так. Этот фильм не был показан у нас при жизни Маслаченко. На прощании с ним в "Останкино" я поделился с кем-то из коллег, что сделал такую работу. Наш разговор услышали парни из Донецка, и тут же предложили устроить премьеру на своем футбольном канале. А пару лет назад состоялась и российская премьера на телеканале "Ретро" (телекомпания Стрим-ТВ).

Каким вы помните Льва Яшина?

- В середине 60-х мне посчастливилось бывать на тренировках московского "Динамо" Константина Бескова… Более сосредоточенного человека, чем Яшин, я не встречал больше в своей жизни. Попытка поговорить с ним даже после тренировки закончилась неудачей. А много лет спустя, когда я работал в известинской "Неделе" и мы проводили всесоюзные соревнования по мини-футболу, Лев Иванович, в ранге замначальника управления футбола Спорткомитета СССР, уже охотно общался с журналистами. Помню, я что-то у него спросил во Дворце спорта "Лужников", он ответил, и я побежал готовить церемонию закрытия турнира. И вдруг Яшин меня нагоняет, кладет руку на плечо и говорит: "Вы знаете, я вам еще не все сказал". И начинает объяснять, за счет чего блестяще играет в рамке вратарь столичных железнодорожников Милес.

Мне кажется, или футбола в ваших картинах больше всего, и почему?

- Вам только кажется. Среди моих героев немало волейболистов, легкоатлетов. А Елена Анатольевна Чайковская снялась в десяти моих фильмах. Самый последний "Конек Чайковской" с конца декабря 2019 г. по сегодняшний день был показан на каналах холдинга "Матч ТВ" более 250 раз.

Почему в СССР так много было трагических спортивных судеб?

- Потому что до поры до времени наши профессионалы считались любителями. Не было ни правовой базы, ни социальных гарантий.

Если бы пришлось выбирать — три ваших лучших фильма о спорте?

- "Елена Калинина. На коне!" (на 1 канале этот фильм показали под названием "Амазонка"), "Невесомость" (фильм об Игоре Тер-Ованесяне), "С мячом в Британию" (доку-драма, о футболистах московского "Динамо, совершивших в победном 1945-м турне по Великобритании).

Самый памятный приз международных фестивалей и конкурсов спортивного кино.

- Приз "За верность профессии" на кинофестивале "Профессия – журналист!", который проводят два творческих Союза – журналистов и кинематографистов России в 2020 году.

Почему, по-вашему, нынешние картины о спорте вызывают больше критики и неприятия, чем одобрения?

- Наверное, вы об игровых фильмах о спорте… Они часто не оправдывают надежд любителей спорта, потому что их делают люди, имеющие слабое представление о спорте. Когда же берутся за дело профессионалы – и в спорте, и в кино, как это случилось на съемочной площадке фильма "На острие", то результат на лицо. Напомню, что режиссер этого фильма Эдуард Бордуков – мастер спорта международного класса. Его игровая лента "Коробка" завоевала шесть десятков призов на международных кинофестивалях. А автор идеи, один из продюсеров Михаил Дегтярь – мастер спорта по фехтованию, обладатель четырех ТЭФИ как кинодокументалист.

Вы представляете Россию в Международной федерации спортивного кино и телевидения, работающей под патронажем МОК. Удается ли в нынешнее время поддерживать сотрудничество и если да, то каковы ближайшие планы федерации спортивного кино?

- Да, все в порядке. Минувшим летом я избран членом Совета этой организации. Чем мы занимаемся? Проводим более двух десятков спортивных кинофестивалей на 5 континентах земного шара. И фильмы наших мастеров кино с интересом смотрят люди в разных странах. Например, мы недавно открыли для себя Кению. В прошлом году блестящий фильм "Дайте мне победить", над которым работала большая команда студии "Остров" во главе с продюсером Сергеем Мирошниченко, завоевала на кинофестивале главный приз в номинации фильмов о необычных людях. А на кинофестивале в Милане, пожалуй, главном спортивном кинофестивале мира стал лауреатом фильм, над которым мы работали с Дашей Червоненко (спасибо за помощь Славе Кубицкому!) "Александр Тихонов. Властелин своей судьбы".

Членство в Международной ассоциации спортивной прессы помогало (до 24 февраля 2022года) вам в вашей работе над спортивными картинами и как конкретно?

- О чем вы говорите? Членство в АИПС – это не более чем формальность.

Вы лауреат премии "Спортивный Парнас" (2021 год) как лучший спортивный журналист года. Игорь Рабинер, которого вы опередили в номинации, не обиделся? И какие у вас отношения с коллегами — что вы думаете о "цеховой солидарности"?

- У нас прекрасные отношения с Игорем, как, впрочем, и с подавляющим большинством моих коллег. А чего обижаться? В тот год нас выбирали читатели и зрители. За меня люди отдали больше голосов…

Скандалы, интриги, расследования и "кликабельность" — это веяние времени, или упадок журналистики?

- Я этим не занимаюсь. Не суди сам, и не судим будешь – вот принцип, которым руководствуюсь я.

Про что или кого вы хотели бы снять фильм или написать книгу, но так и не получилось?

- Помните слова: хочешь насмешить Бога, поделись с ним своими творческими планами?.. Так что – воздержусь от признания…

Вам скоро ВОСЕМЬДЕСЯТ — Здоровья вам! Какие планы на жизнь?

- Мне греют душу слова Андре Моруа: "Старость – дурная привычка, которую не успевают приобрести очень занятые люди". Пока мы востребованы – жизнь продолжается!

Владимир Сабадаш

Фото – из личного архива Евгения Богатырёва

нет комментариев
Опубликовать
Читают по теме
Спортивный хронограф
Сегодня, 21 декабря

1925 г. — родилась Татьяна ПЕТРУХИНА (ВЕРЕИНА, КАРАКАШЬЯНЦ) (прыжки в воду)

1930 г. — родился Виктор ИВАНОВ (гребля академическая)

1938 г. — родился Анатолий ЛЕПЕШКИН (конькобежный спорт)

1957 г. — родился Александр СВЯТОВ (лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина)

читать далее
Сегодня в новостях
Наверх