Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Член Международной ассоциации спортивной прессы, союза журналистов России и Москвы, федерации спортивных журналистов России и Москвы, эксперт "Российского Стадиона" Михаил Шлаен поучаствовал своим комментарием в разговоре о важности и необходимости психологической подготовки спортсмена.
***
Я, Михаил Шлаен, имею к этому материалу косвенное отношение, он не по моему профилю эксперта "Российского стадиона", однако показался мне очень важным.
Позвонила Ксения Филиппова, которая долго возглавляла пресс-службу Паралимпийского комитета, а сейчас руководит спортивно-адаптивным центром "Орто-спорт", рассказала, что ныне, по новой работе, активно сотрудничает с практикующим психологом с профессиональным образованием и 24-летним стажем, чья деятельность все эти годы тесно сопряжена со спортом. Ксения предложила для платформы обстоятельное интервью и прислала его.
Психология подготовки спортсменов. Этой темы, да еще в таком расширенном варианте, пожалуй, еще не было на платформе. Некогда пребывавшая на вторых, а то и третьих ролях в тренировочном процессе, (ее часто заменяло всем известное – "Давай!"), ныне занимает в нем весьма значимую, активную позицию. Мне показалось все изложенное в беседе весьма любопытным и, полагаю, представит интерес не только для специалистов, тем более, что речь идет о работе со многими сборными олимпийскими и паралимпийскими командами.
Имя психолога – Татьяна Борисовна Свидлова, она из Санкт-Петербурга, закончила Санкт-Петербургский государственный университет, с 1997 года работает со сборными командами России по летним и зимним видам спорта, и первый вопрос, который ей задала Ксения Филиппова звучал:
- Татьяна Борисовна, как Вы пришли в спортивную психологию?
- Мне было 17 лет, когда я услышала интервью брата нашей известной теннисистки Светланы Кузнецовой - Николая Кузнецова. Он – велосипедист-трековик, на Играх Олимпиады 96-го в Атланте вместе с товарищами по команде завоевал серебро. Так вот, он тогда он упомянул, что у сборной США на каждые пять человек было по одному спортивному психологу. Это меня как-то сразу задело, поняла, что это мое – и я решила, что буду спортивным психологом. Тем более, что как раз стал вопрос о выборе профессии после школы.
В поиске, где обучают этой профессии, чем они занимаются, как бы поближе познакомиться с ними, куда только не звонила, в какие только организации не обращалась, ответ звучал один: "А это кто?". На тот момент действующего практикующего спортивного психолога найти так и не удалось.
Недалеко от моего дома был Дворец спорта "Юбилейный", я пошла туда, объяснила директору, что очень хочу присутствовать на тренировках, наблюдать за тренерами и спортсменами, знала только две фамилии-Москвина и Мишин. Повезло с Мишиным, полюбопытствовав, что я хочу, что меня привлекает, Алексей Николаевич, уловив, очевидно, какую-то новизну в моем сбивчивом ответе, взял меня за руку и отвел на каток. Тогда у него тренировались Алексей Ягудин, Алексей Урманов, в юниорах катался Евгений Плющенко, другие ставшие известными потом фигуристы. Представил: вот девушка хочет стать спортивным психологом, поработаем с ней… Ребята отнеслись серьезно к его словам, да я и сама поверила, что он все сказал всерьез. Училась через метод наблюдения, проводила днями и ночами в библиотеках. И, как говорится, пошло-поехало, дальше было обучение во всех вариантах, в частности очень рано освоила образовательные программы онлайн. Так что считаю Мишина своим учителем.
- Можете сказать, что сегодня владеете широким спектром инструментов спортивной психологии?
- Во всяком случае, многое понимаю. Со многими задачами, а ко мне обращаются не только спортсмены, но и артисты балета справляюсь. После огромного объема работы с Федерацией легкой атлетики и представителями пауэрлифтинга начал активно формироваться мой системный подход к психологии спорта. Разработала это направление, по нему и работаю. Есть понимание, видение и достаточно много приемов, которыми владею. Испытала их, к примеру, на паралимпийцах, есть и опыт содружества с сурдолимпийцами. Когда ты не можешь человеку сказать словами, ты ищешь другие выходы из ситуации. Как и со слабовидящим,. здесь свои приемы психологической подготовки. Как промежуточный результат – вывод, что, используя системный подход, можно отталкиваться от любых условий, добиваясь успеха. Даже при травмах, или, к примеру, как собрать команду, нацелить ее на победу. и т.д.
- Почему же раньше при подготовке спортсменов высокого класса спортивной психологии не уделяли внимания? А как, кстати, обстоят дела в других странах?
- Понемногу уделяли, однако направление больше было исследовательское, теория, практиковалась лишь в отдельных сборных – в плавании в частности. Назову Геннадия Дмитриевича Горбунова, он работал с нею, ему сейчас 83 года, он по-прежнему практикует. С той нашей командой по баскетболу, что вырвала победу у американцев в финале Олимпиады-1972, тоже работал спортивный психолог. Факт, почеркну, малоизвестный, о нем не говорили в то время, не принято было, да и других примеров было маловато. В какой-то момент спортивная психология "ушла" в науку. Нужно понимать, что наука и практика - это очень разные вещи.
- По современным меркам, в какой момент тренировочного процесса надо включаться спортивному психологу?
- Не поверите - как только ребенок готовится к первым своим стартам с оценкой, здесь уже про проживание и переживание удач и неудач. Пока ребенок растет, огромное влияние на него оказывают родители, поэтому большую просветительскую роль играет работа с ними, с тренерами, конечно. Но вот тут загвоздка - надо отказаться от поспешности, от бытующей на данный момент оценки деятельности тренера по результатам "здесь и сейчас", что вынуждает этот результат получить как можно быстрее. Это и в детском хоккее, футболе идет и других видах спорта. Педагогическая составляющая отступает на задний план, идет откровенная эксплуатация детей. Таким образом, ребенка уже в юном возрасте ставят в ситуацию невротического поведения. Мириться с этим спортивным психологам никак нельзя, их веское слово должно звучать. Вкупе с родительским.
- Говорим о системном подходе, однако еще не расшифровали его…
- Смысл заключается в том, что поначалу в каждом спортсмене рассматривается, содержит ли он сам и в каком состоянии какое-то количество иных систем – мышечную, нервную и т.д. Как все сочетается с иными элементами, входит в другие системы - в детско-родительскую, в систему команды, в систему школы, в систему государства. Существуют системные законы, как идет подчинение им? Да, все сложно. И я, как спортивный психолог, могу, должна, обязана найти все точки соприкосновения, чтобы вывести своего подопечного на пик психологической готовности к участию в соревнованиях, особенно если турниры высокого уровня, как Олимпийские игры. Это очень тонкий механизм. Должны сойтись конкуренция, состояние организма именно здесь и сейчас, встреча своего тренера, а еще везение. Дети и родители тоже участники подобного процесса – только в своей возрастной категории.
Отвлечемся здесь, чтобы подчеркнуть, что спорт может подготовить, с точки зрения системного подхода, к очень многим ментальным навыкам, например, по управлению собой. То, чему в современном мире уделяется много внимания и, что имеет колоссальное значение. Сейчас во многом именно такие навыки - умение оставаться в порядке, гибкость ума, креативность мышления и так далее – котируются выше, нежели даже энциклопедические данные.
- Олимпийские игры - о них все мечтают!
- Это как все женщины мечтают выйти замуж. Это клише, которое на спортсменов давит. Олимпийские игры - это как поход в горы. К ним нужно готовиться во всех смыслах и пережить такие испытания, которые были уготованы российским легкоатлетам перед Токио-2020, нелегко. Яркий пример выдержки, твердого психологического состояния – победа Марии Ласицкене в прыжках в высоту, ее не вывели из себя никакие обстоятельства. А вот, насколько психологически устойчивы Сергей Шубенков и Дарья Клишина, покажет время. Это очень психологически тяжело оказаться вне борьбы из-за травмы либо по иной причине, особенно когда тебя считают претендентом на медали. Обесценивается эта поездка на Олимпиаду, которую ждешь четыре года и которая уже может не повториться? Меняется нередко сама жизнь, ее наполнение, и без помощи спортивного психолога, пожалуй, не обойтись. Своим примером могут еще вдохновить коллеги, которые прежде оказались в такой ситуации и вышли с успехом из нее.
- Вопрос сам по себе напрашивающийся перед предстоящей зимней Олимпиадой в Пекине: насколько актуальна, необходима при подготовке к Олимпийским играм работа психолога?
- Это одна из важнейших составляющих, потому что на Олимпиаде вылезает наружу все, что есть у человека, он как обнажённый стоит и его нервная система "оголена". При этом, чтобы было понятно, это касается любого человека. Участника, тренера, арбитра, сопровождающих лиц, родителей, которые вольно или невольно присутствуют. Эта волна напряжения накрывает всех. Там не получится просто сделать вид, нужно четко понимать, Олимпиада – это как большое путешествие за тем же "золотым руном". Давит на психологическое состояние всё - олимпийская медаль или паралимпийская, любая, или отсутствие этого заветного кусочка, к которому так стремился. Короче, нервную систему нужно подготавливать. К разным моментам, в том числе, когда стоишь на пьедестале, звучит гимн твоей страны, поднимается родной флаг! Вот оно - счастье!
В Токио, к сожалению, не было ни гимна, ни флага, совершенно другая психологическая нагрузка, и ее тоже надо было выдержать. И ведь выдержали! Это всё тоже часть общей психологической подготовки, прямая обязанность спортивного психолога так настроить как коллектив, так и отдельного спортсмена.
Скажу еще здесь о понятии - олимпийский синдром . В среднем ему год, и ему подвержены все кандидаты-претенденты на участие в Олимпиадах. И знаете - можно за год из него так и не выйти. Опять же без человека моей профессии не обойтись.
- С какими видами спорта вы чаще всего работаете?
- Напомню, что я начинала, когда было не очень-то принято работать со спортивными психологами, чаше всего этого стеснялись. А необходимость была. К примеру, в моральной поддержке спортсменов, которые сталкивались с постсоревновательным синдроном, когда даже завоеванная в соревнованиях награда не радовала. Это непростое состояние - медаль есть, а ты радоваться не можешь. Неделю, месяц и так далее. Вот тут приходится ломать голову, как вывести своих подопечных, а случаи эти нередки, из такого положения. С каждым я отдельно оговариваю, совместно ищем пути психологической реабилитации. С кем конкретно работала в разные периоды? Это и Гульназ Губайдуллина из современного пятиборья, Анастасия Логунова - серебряный призер Игр-2020 в баскетболе 3x3, ранее с Анной Чичеровой и Юрием Борзаковским. Паралимпийская сборная России по пауэрлифтингу - моя любовь большая. Много могут рассказать про важность психологической подготовки теннисисты Настя Павлюченкова и Дарья Касаткина, лидеры сборной России. Все они как пример - заниматься со спортивным психологом – это правильно, это нормально. Важно включать это с самого начала спортивного пути. А история с Таней Шикирун с ее просьбой подготовить команду по синхронному катанию на коньках. Сработало же – и еще как!
По некоторым причинам не хочу называть его имени (он и сам просил), но как-то я столкнулась с хоккеистом в Новогорске, такой большой, сильный, здоровый парень. И вспомнила его мальчишкой, с которым возилась, когда 8-летнего его привели ко мне родители. Сегодня он кандидат в сборную России. Вспомнила еще и потому, что видов спорта на уровне сборных и на уровне федераций, которые говорят да, это подготовка нужна, становится все больше.
- В заключение - советы для начинающих спортсменов, и не только, которые уже в сборных командах, их родных, тренеров?
- Первое, хочу обратиться к родителям спортсменов, женам, мужьям. Если в вашей семье кто-то профессионально занимается спортом, это неким образом коснется и вас. А потому и вам пригодятся знания из сферы психологии, так что вникайте в нее, читая специальную литературу или иным образом. Влияние близких и родных крайне важно, значит, требуются определенные профессиональные навыки. Начинайте обучаться, не нужно бояться или стесняться этого!
А пожелание тем, кто готовится к выступлениям на Олимпиадах ,- начните подготовку психологическую минимум за год обращением к спортивному психологу. К слову, и тренеры наши любимые и родные, к вам это еще как относится, позаботьтесь о себе. У вас только одна жизнь и одно сердце. При той моральной, психологической и физической нагрузке, которой вы подвержены постоянно, не стесняйтесь крепко подружиться со спортивным психологом. Это важно и вам лично, и вашим подопечным – ради грядущих побед, которых от вас ждут.
***
Вот такой получился разговор. Насколько оптимальный и своевременный - судить читателям. Днями на платформе "Российского стадиона" были опубликованы, можно сказать, глубокие философские рассуждения о смысле и судьбе олимпизма, олимпийского спорта члена Российской академии естественных наук (РАЕН) Рудольфа Незвецкого. Как бы продолжая, этот материал Татьяны Свидловой, психологический аспект затронутой ею темы, которая, пожалуй, впервые так обстоятельно освещена, тоже с олимпийским оттенком, поскольку показывает и доказывает, сколь важна ныне роль спортивного психолога, спортивной психологии в подготовке нынешних и будущих олимпийцев. Да и не только олимпийцев. А участников чемпионатов мира и Европы, других крупнейших официальных турниров разве это не касается. Касается – и еще как! Так что внимание всех федераций.