Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Михаил Степанов: Ностальгия. Часть 1. МФКиС

58 - Внутреняя страница новости

<p>Эксперт &quot;Российского Стадиона&quot; Михаил Степанов рассуждает о возможном варианте построения системы управления ФКиС.</p>

16:0014.09.2023

Ностальгия – это состояние, когда часть общества или отдельный человек погружается в приятные воспоминания, ментально переживает важные и добрые моменты из своей жизненной истории.

Ностальгия – это комплекс сложных эмоций. Это не только сентиментальная тоска, это некая нотка утраты чего-либо хорошего и значимого в прошлом.

Не стоит воспринимать её через призму "розовых очков". Надо учесть негативные факторы, принять положительные, в целях совершенствования в развитии современного общества в России, в частности российского спорта.

В последнее время в нашем спорте выявился ряд следующих основных проблем.

Это поиск оптимальной организационной модели структуры управления в развитии ФКиС (ОСУ), привлечение легионеров, борьба с допингом, допуск наших атлетов и команд к международным соревнованиям, участие спортсменов в нейтральном статусе и смена спортивного гражданства.

1. Актуальность выбора стратегически эффективной ОСУ, в частности в спорте, всегда являлась основным условием реализации выбранного типа стратегии функционирования и процветания, на основе исторического опыта и современного развития, анализа и обобщения результатов проведения системных реформ в Царской России, СССР и современной России.

Развитие ОСУ носило эволюционный процесс, который рассматривался в зависимости от исторического развития государства.

В царской России в 1912 году был создан Временный совет по делам физического развития народонаселения России. В 1913 был сформирован первый государственный орган - Канцелярия Главнонаблюдения за физическим развитием народонаселения Российской империи.

Центральными органами государственной системы управления отраслью ФКиС в советской России и СССР являлись следующие государственные физкультурно-спортивные организации:

После ВОР в 1921 г. был создан первый государственный орган - Российский союз красных организаций ФК.

С 1922 по 1923 гг. - Высший совет физической культуры при Главном управлении при Всеобуче. 1923 год стал годом основания спортивного общества "Динамо" и объединения "Опытно-показательная площадка Всеобуча", трансформированного в 1925 году в ЦДКА. В этом же году во время первого профсоюзного праздника ФК были созданы спортивные организации в шести крупнейших профсоюзах страны.

С 1923 по 1959 - Всесоюзные советы и Всесоюзные комитеты, Главное управление по делам ФК (с 1953 по 1954 ВК ФКС был в введении – Минздрава СССР).

С 1959 по 1968 – Союз спортивных обществ и организаций СССР.

С 1967 по 1991 – Спорткомитет и Госкомспорт СССР.

До 1941 года физкультурно-спортивная деятельность в стране была направлена в большей степени на развитие массовой ФКиС.

С выходом на международную арену с 1946 – стало уделяться вниманию спорту высших достижений (сборные СССР) и подготовке спортивного резерва (молодёжные и юниорские составы сборных СССР).

Основная деятельность, созданных Спорткомитета и Госкомспорта, в первую очередь, была нацелена на спорт высших достижений и подготовке спортивного резерва, сохраняя во вторую - общее руководство и контроль в сфере развития массовой физической культуры и массового спорта (МФКиС).

Как и прежде, непосредственное руководство и контроль по развитию МФКиС было возложено на центральные советы ДСО профсоюзов и ЦС физкультурно-спортивных ведомств (ЦС).

Такая оптимальная модель ОСУ физкультурно-спортивной деятельности давала свои результаты. Способствовала повышению престижа и авторитета государства в развитии МФКиС в обществе и имиджа советского спорта на международной арене.

В 90-е годы произошло реформирование ОСУ советского периода, далеко не в лучшую сторону.

В разные годы этого периода центральными органами управления российского спорта в РФ стали ГК по ФКиС и туризму, Госкомпорт по ФКиС, Федеральное агентство по ФКиС, Министерство спорта по туризму и молодёжной политике РФ, Минспорт РФ (Минспорт).

Вне зависимости от организационной структуры основными функциями деятельности была выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования, спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва, предотвращение явления допинга и борьба с ним, оказание госуслуг и управлению госимуществом в сфере развития ФКиС.

Вся ответственность - непосредственное руководство и исполнение, контроль по развитию МФКиС была перенесена на подведомственные республиканские, краевые, областные и муниципальные органы государственной власти в организации данной отрасли, а также российские, региональные и местные федерации по видам спорта. Мало того, федеральные министерства исключили из буквенной аббревиатуры начальные буквы термина ФКиС, подчёркивая тем самым своё косвенное отношение к её развитию.

К сожалению, в постсоветский период многолетний советский опыт развития МФКиС стал не востребованным. Были устранены ЦС. Приходится с грустью вспоминать – не стало главных ячеек развития МФКиС, которые были даже в малочисленных учреждения и предприятиях - КФК, в крупных госучреждениях и промышленных предприятиях – СК. Вновь созданных похожих организаций не оказалось.

Финансирование МФКиС в стране стало осуществляться по остаточному принципу.

В настоящее время в большинстве случаев организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, за исключением в общеобразовательных и спортивных школах, осуществляются в коммерческих спортивных клубах, фитнес - клубах и других местах физкультурно-оздоровительной направленности на платной основе. Массовые любительские соревнования по игровым видам и ряду других видов спорта проводятся за счёт заявочных взносов участников соревнований.

Таким образом, был нарушен эффективный механизм ОСУ и ответственности федеральных органов исполнительной власти в сфере развитии МФКиС, как это было в СССР.

Несмотря на то, что в планах и отчётах Минспорта положение дел в МФКиС выглядит неплохо, сохраняется неутешительная тенденция роста количества занимающихся. Как следствие, полноценного физического развития и физической подготовленности различных групп населения, в частности для тех, кто создают экономическое и социальное благополучие в стране.

Как говорят "гладко было на бумаге".

Первостепенными задачами в политике нашего государства в сфере развития ФКиС – это максимальный охват населения страны занятиями МФКиС и подготовка профессиональных спортсменов для достойного участия в международных соревнованиях.

В нынешней ситуации для успешной реализации этих важнейших задач необходимо в кратчайшие сроки провести кардинальные организационные преобразования в структуре управления в развитии физкультурно-спортивной деятельности в стране. Это переход от одной системы к другой, от одного сложившего устойчивого состояния в другое, в соответствии с необходимыми потребностями современного общества и их удовлетворением.

Оставив за Минспортом и Российскими федерациями по видам спорта развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

Как в советское время для дальнейшего развития МФКиС должна быть возрождена властная вертикаль государственного управления, которая будет предусматривать исполнение властных полномочий по вектору "снизу вверх" - муниципального, территориального, федерального уровня.

Такой подход должен сыграть решающую роль в увеличении числа активно занимающихся физкультурников, улучшении здоровья и продолжительности жизни, трудоспособности, обеспечении и совершенствовании физической готовности населения, в случая чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны и военных действий.

Добиться улучшения в деятельности МФКиС возможно только при наличии государственной структуры, акцентирующей внимание и осуществляющей исключительно целенаправленную политику в области развития массовой физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для решения этих задач необходимо создать Федеральное агентство по делам МФКиС (ФА) - федеральный орган исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющий свои функции в отношении порученных ему в сфере МФКиС.

ФА является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, подчинённой непосредственно Правительству РФ, а не Минспорту. Её основное назначение – организация практического исполнения государственной политики в сфере массовой физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, запросов и нужд общества и населения. Она осуществляется путём реализации государственных властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Основные функции ФА - выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере управления по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в деятельности МФКиС.

Решение целей и задач, предложенных в части 1. МФКиС, будут способствовать дальнейшему удовлетворению потребностей населения в физическом развитии и оздоровлении, участии в массовых соревнованиях, росту числа физкультурников в стране.

Михаил Степанов

Узнать больше о персонах из публикации:
нет комментариев
Опубликовать
Читают по теме
Спортивный хронограф
Сегодня, 21 декабря

1925 г. — родилась Татьяна ПЕТРУХИНА (ВЕРЕИНА, КАРАКАШЬЯНЦ) (прыжки в воду)

1930 г. — родился Виктор ИВАНОВ (гребля академическая)

1938 г. — родился Анатолий ЛЕПЕШКИН (конькобежный спорт)

1957 г. — родился Александр СВЯТОВ (лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина)

читать далее
Сегодня в новостях
Наверх