Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Ностальгия – это состояние, когда часть общества или отдельный человек погружается в приятные воспоминания, ментально переживает важные и добрые моменты из своей жизненной истории.
Ностальгия – это комплекс сложных эмоций. Это не только сентиментальная тоска, это некая нотка утраты чего-либо хорошего и значимого в прошлом.
Не стоит воспринимать её через призму "розовых очков". Надо учесть негативные факторы, принять положительные, в целях совершенствования в развитии современного общества в России, в частности российского спорта.
В последнее время в нашем спорте выявился ряд следующих основных проблем.
Это поиск оптимальной организационной модели структуры управления в развитии ФКиС (ОСУ), привлечение легионеров, борьба с допингом, допуск наших атлетов и команд к международным соревнованиям, участие спортсменов в нейтральном статусе и смена спортивного гражданства.
1. Актуальность выбора стратегически эффективной ОСУ, в частности в спорте, всегда являлась основным условием реализации выбранного типа стратегии функционирования и процветания, на основе исторического опыта и современного развития, анализа и обобщения результатов проведения системных реформ в Царской России, СССР и современной России.
Развитие ОСУ носило эволюционный процесс, который рассматривался в зависимости от исторического развития государства.
В царской России в 1912 году был создан Временный совет по делам физического развития народонаселения России. В 1913 был сформирован первый государственный орган - Канцелярия Главнонаблюдения за физическим развитием народонаселения Российской империи.
Центральными органами государственной системы управления отраслью ФКиС в советской России и СССР являлись следующие государственные физкультурно-спортивные организации:
После ВОР в 1921 г. был создан первый государственный орган - Российский союз красных организаций ФК.
С 1922 по 1923 гг. - Высший совет физической культуры при Главном управлении при Всеобуче. 1923 год стал годом основания спортивного общества "Динамо" и объединения "Опытно-показательная площадка Всеобуча", трансформированного в 1925 году в ЦДКА. В этом же году во время первого профсоюзного праздника ФК были созданы спортивные организации в шести крупнейших профсоюзах страны.
С 1923 по 1959 - Всесоюзные советы и Всесоюзные комитеты, Главное управление по делам ФК (с 1953 по 1954 ВК ФКС был в введении – Минздрава СССР).
С 1959 по 1968 – Союз спортивных обществ и организаций СССР.
С 1967 по 1991 – Спорткомитет и Госкомспорт СССР.
До 1941 года физкультурно-спортивная деятельность в стране была направлена в большей степени на развитие массовой ФКиС.
С выходом на международную арену с 1946 – стало уделяться вниманию спорту высших достижений (сборные СССР) и подготовке спортивного резерва (молодёжные и юниорские составы сборных СССР).
Основная деятельность, созданных Спорткомитета и Госкомспорта, в первую очередь, была нацелена на спорт высших достижений и подготовке спортивного резерва, сохраняя во вторую - общее руководство и контроль в сфере развития массовой физической культуры и массового спорта (МФКиС).
Как и прежде, непосредственное руководство и контроль по развитию МФКиС было возложено на центральные советы ДСО профсоюзов и ЦС физкультурно-спортивных ведомств (ЦС).
Такая оптимальная модель ОСУ физкультурно-спортивной деятельности давала свои результаты. Способствовала повышению престижа и авторитета государства в развитии МФКиС в обществе и имиджа советского спорта на международной арене.
В 90-е годы произошло реформирование ОСУ советского периода, далеко не в лучшую сторону.
В разные годы этого периода центральными органами управления российского спорта в РФ стали ГК по ФКиС и туризму, Госкомпорт по ФКиС, Федеральное агентство по ФКиС, Министерство спорта по туризму и молодёжной политике РФ, Минспорт РФ (Минспорт).
Вне зависимости от организационной структуры основными функциями деятельности была выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования, спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва, предотвращение явления допинга и борьба с ним, оказание госуслуг и управлению госимуществом в сфере развития ФКиС.
Вся ответственность - непосредственное руководство и исполнение, контроль по развитию МФКиС была перенесена на подведомственные республиканские, краевые, областные и муниципальные органы государственной власти в организации данной отрасли, а также российские, региональные и местные федерации по видам спорта. Мало того, федеральные министерства исключили из буквенной аббревиатуры начальные буквы термина ФКиС, подчёркивая тем самым своё косвенное отношение к её развитию.
К сожалению, в постсоветский период многолетний советский опыт развития МФКиС стал не востребованным. Были устранены ЦС. Приходится с грустью вспоминать – не стало главных ячеек развития МФКиС, которые были даже в малочисленных учреждения и предприятиях - КФК, в крупных госучреждениях и промышленных предприятиях – СК. Вновь созданных похожих организаций не оказалось.
Финансирование МФКиС в стране стало осуществляться по остаточному принципу.
В настоящее время в большинстве случаев организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, за исключением в общеобразовательных и спортивных школах, осуществляются в коммерческих спортивных клубах, фитнес - клубах и других местах физкультурно-оздоровительной направленности на платной основе. Массовые любительские соревнования по игровым видам и ряду других видов спорта проводятся за счёт заявочных взносов участников соревнований.
Таким образом, был нарушен эффективный механизм ОСУ и ответственности федеральных органов исполнительной власти в сфере развитии МФКиС, как это было в СССР.
Несмотря на то, что в планах и отчётах Минспорта положение дел в МФКиС выглядит неплохо, сохраняется неутешительная тенденция роста количества занимающихся. Как следствие, полноценного физического развития и физической подготовленности различных групп населения, в частности для тех, кто создают экономическое и социальное благополучие в стране.
Как говорят "гладко было на бумаге".
Первостепенными задачами в политике нашего государства в сфере развития ФКиС – это максимальный охват населения страны занятиями МФКиС и подготовка профессиональных спортсменов для достойного участия в международных соревнованиях.
В нынешней ситуации для успешной реализации этих важнейших задач необходимо в кратчайшие сроки провести кардинальные организационные преобразования в структуре управления в развитии физкультурно-спортивной деятельности в стране. Это переход от одной системы к другой, от одного сложившего устойчивого состояния в другое, в соответствии с необходимыми потребностями современного общества и их удовлетворением.
Оставив за Минспортом и Российскими федерациями по видам спорта развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.
Как в советское время для дальнейшего развития МФКиС должна быть возрождена властная вертикаль государственного управления, которая будет предусматривать исполнение властных полномочий по вектору "снизу вверх" - муниципального, территориального, федерального уровня.
Такой подход должен сыграть решающую роль в увеличении числа активно занимающихся физкультурников, улучшении здоровья и продолжительности жизни, трудоспособности, обеспечении и совершенствовании физической готовности населения, в случая чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны и военных действий.
Добиться улучшения в деятельности МФКиС возможно только при наличии государственной структуры, акцентирующей внимание и осуществляющей исключительно целенаправленную политику в области развития массовой физкультурно-оздоровительной деятельности.
Для решения этих задач необходимо создать Федеральное агентство по делам МФКиС (ФА) - федеральный орган исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющий свои функции в отношении порученных ему в сфере МФКиС.
ФА является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, подчинённой непосредственно Правительству РФ, а не Минспорту. Её основное назначение – организация практического исполнения государственной политики в сфере массовой физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, запросов и нужд общества и населения. Она осуществляется путём реализации государственных властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Основные функции ФА - выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере управления по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в деятельности МФКиС.
Решение целей и задач, предложенных в части 1. МФКиС, будут способствовать дальнейшему удовлетворению потребностей населения в физическом развитии и оздоровлении, участии в массовых соревнованиях, росту числа физкультурников в стране.