Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
На торжественном вечере, посвященном подведению спортивных итогов минувшего сезона Федерации бобслея и скелетона, проводившемся в ресторане «Граф Орлов», президент этой организации Валерий Лейченко был взят журналистами в плотное кольцо. Больше всего представителей СМИ интересовало, благодаря кому или чему российские бобслеисты, не имеющие возможности готовиться на родине, ворвались в мировую элиту и вернулись из олимпийского Турина с серебряными медалями. От аналогичного вопроса не удержался и корреспондент ИА «Стадион».
- На этот вопрос могу отвечать бесчисленное количество раз. Федеральное агентство по физической культуре и спорту вложило в бобслей внушительные финансовые средства – на них была закуплена достаточно дорогая техника. В минувшем олимпийском цикле мы имели возможность регулярно тренироваться за рубежом. Нам разрешили проводить чемпионат России на трассе в Сигулде, напомню, отошедшей к Латвии, после развала Советского Союза. Иначе говоря, нам развязали руки.
- О собственных заслугах и усилиях ваших единомышленников по популяризации бобслея в России вы скромно умолчали. Но признайтесь, Валерий Николаевич! Неужели никто из спортивных руководителей страны - из нынешних, или из прежних – ни разу вас не попрекнул. Мол, на лыжников и фигуристов денег не хватает, а вы нам навязываете вид спорта, где получить травму- раз плюнуть.
- Честно скажу, что ничего аналогичного не слышал. Ни от кого. Ни от прежнего президента ОКР Виталия Смирнова, ни от предшественников Вячеслава Фетисова по государственному управлению спортом – Павла Рожкова и Бориса Иванюженкова. С финансовой поддержкой государства в прежние годы, действительно, было туго. Но нельзя сказать, что от недостаточного финансирования бобслей страдал больше других видов спорта.
А про сегодняшних руководителей - разговор особый. История о том, как на одном из этапов нынешнего розыгрыша Кубка мира руководитель Росспорта промчался по всей трассе в настоящем бобе, хорошо известна. Но я вам расскажу то, что вряд ли кто знает. Погода в этот день была замечательная - яркое солнце и небольшой мороз. Мы стояли внизу с шампанским и видели, что боб спускался со скоростью не менее 130км в час. Первыми словами Вячеслава Фетисова, когда он вылезал из машины с восторженными глазами, были: «Ребята, это - настоящий спорт!».
И всё-таки кое в чём вам признаюсь. Мне представляется, что как только удастся прокатить по трассе сверху вниз действующего президента ОКР, дела в отечественном бобслее пойдут ещё лучше.
- Условия, согласно которым на бобах катают знаменитостей и высокопоставленных персон, вряд ли кому интересны. Спрошу другое. Какими достоинствами или, скажем, какой суммой должен располагать мало кому известный гражданин, надумавший убедиться, насколько точен в ощущениях руководитель Росспорта?
- Организаторы проката бобов ничьими достоинствами не интересуются – плати деньги, садись в боб-четвертку и - полный вперёд. Пассажиром может стать любой взрослый человек, заплативший приблизительно 150 евро. Пассажиров – двое. Считается, что лучше ехать со своим знакомым. Четвертым в боб запрыгивает, когда сделает свою работу, разгоняющий. Он те во время спуска тормозит. Пилоты проката – профессионалы. Падения там практически исключены – одно за три-четыре года. Катая поклонников адреналина, они проходят виражи, конечно, менее агрессивно, чем на соревнованиях.
- Пилотом стать трудно?
- Научиться управлять машиной легко. А вот быстро гоняться очень трудно. Надо управлять бобом так, чтобы он спускался по наиболее оптимальной траектории с наименьшими потерями скорости на виражах.
- Больше двадцати лет тому назад вы, в качестве пилота, были чемпионом СССР и входили в состав сборной Советского Союза. Насколько сегодняшний бобслей отличается от того, которым занимались вы.
- Прежде всего, изменения претерпела техника. Она ушла вперед гигантскими шагами. При конструировании бобов стали применяться полимеры и специальные составы различных сплавов. Очень сильно изменилась подвеска. Эти изменения продиктовали резкое возрастание скорости. Скажу больше. Сегодня техника прохождения виражей гораздо агрессивней, чем была в моё время.
- А спортивная подготовка бобслеистов сильно изменилась за эти годы?
- Практически нет. Тесты, которые в свое время были придуманы тренером сборной СССР Роландом Употниексом, применяются и по сегодняшний день. По ним работаем не только мы, но и сборная Латвии и команды ещё целого ряда стран. Но, повторюсь, скорости нынче совсем другие. Олимпийские чемпионы Калгари-88 (советский экипаж - «двойка») сейчас запросто могли бы не отобраться в российскую сборную в Турине.
- Интересно получается. Вы пришли в бобслей из санок. Наш лучший пилот Александр Зубков в прошлом также был саночником. Но в последнее время вы ведете поиск бойцов бобслея – и мужчин, и женщин - в легкоатлетической среде. То есть, вы пошли по тому же пути, что и команды других стран, например, Великобритания и США.
- Да. Вы правы. Зубков – личность уникальная. А поиск среди легкоатлетов мы ведем, прежде всего, потому, что бобслей покоряется личностям, адаптированным к бешеным скоростям. Ведь поначалу мы попробовали кое-кого из неплохих десятиборцев. Когда увидели, что эти ребята немножко не те, что нам нужны, стали искать дальше. Мы работали с такими легкоатлетами, как Евгений Печёнкин, Кирилл Сосунов, Руслан Мащенко. Они немножко запоздали с приходом – проявились в нашем поле зрения фактически перед олимпийскими Играми. И хотя они выступали на этапах Кубка мира, отобраться в российскую олимпийскую сборную им не удалось – не хватило ледового опыта. Но я всё равно хотел бы продолжить с ними работу.
По результатам тренировочных заездов сформирован состав ведущего российского бобслейного экипажа-двойки. В Турине разгонять пилота Александра Зубкова будет Алексей Воевода. "Воевода оказался на голову выше всех своих конкурентов, и альтернативы в двойке на данный момент ему нет, - рассказал президент Федерации бобслея и скелетона России Валерий Лейченко...
Призер Олимпийских игр в Турине бобслеист Александр Зубков стал обладателем новенького седана "Мицубиши-Лансер". Таким образом, успехи спортсмена отметила администрация города Братска. По словам Александра, это первый подарочный автомобиль, который он действительно получил. На встрече с президентом России прозвучало, что всем олимпийцам - призерам вручат внедорожники, но этот торжественный момент еще не наступил. За новеньким автомобилем Александр приехал в Иркутск вместе с супругой - она пока только наблюдатель. Но если в семье все же появиться второе авто, то "Лансер" обещан хозяйке дома. Полученный подарок его новый владелец решил проверить незамедлительно - на дороге из Иркутска в Братск...
Серебряную медаль в копилку олимпийской сборной России в предпоследний день соревнований принесли бобслеисты – Александр Зубков, Алексей Селивёрстов, Филипп Егоров и Алексей Воевода. Их отрыв от первого места, которые заняли немцы, составил 0.13 секунды. Но на пьедестале самыми счастливыми выглядели именно наши ребята...