Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
О программе внедрения фитнес-аэробики в школах, а также особенностях этого вида спорта, делающих его универсальной спортивной активностью, – во второй части интервью с президентом Федерации фитнес-аэробики России Татьяной Полухиной:
Татьяна, расскажите, пожалуйста, о проекте "Фитнес-аэробика в школе".
Сегодня дети большую часть времени проводят в школе. Поэтому неудивительно, что общеобразовательные учебные заведения подхватили работу по развитию детско-юношеского спорта. Вовлеченность школ связана также с 127-ФЗ, принятом три года назад и направленном на развитие детско-юношеского спорта. ФФАР является одним из лидеров по внедрению спортивных модулей в школьную программу. Мы первыми из всех федераций сделали модуль "Урок физкультуры XXI века", и сегодня фитнес-аэробика может встраиваться в школьную систему как в формате урока физкультуры, так и в виде модуля дополнительного образования. У нас есть программа повышения квалификации учителей по фитнес-аэробике, которую мы активно популяризируем. Так, к примеру, в середине октября на Всероссийском форуме школьных и студенческих спортивных клубов, проходящем в подмосковных Красногорске и Долгопрудном, мы обнародовали комплексные методические материалы для учителей физкультуры и провели открытый урок "Фитнес-аэробика: базовые шаги, методы составления аэробных связок". Видеозапись этого урока стала самой популярный среди участников форума – его посмотрели 1400 человек
На какую из трех дисциплин фитнес-аэробики сделан упор в программе школьного образования?
Мы создали модули по все трем дисциплинам – аэробике, степ-аэробике и хип-хопу – отдельно для начальной, средней и старшей школы. Учитель может работать по ним одновременно, например, распределяя их по четвертям. Или же выбрать одно направление, которое ему ближе всего. Надо сказать, что у нас есть программа для всех звеньев образовательной системы – программа для детских садов, для начального, среднего, общего образования, программа для повышения квалификации учителей.
Расскажите, пожалуйста, вкратце, как строится урок физкультуры на основе модуля фитнес-аэробика?
Сначала идет разминка – шаги, маршевые и приставные. Основная часть занятия – это уже шаги с небольшим подскоком. Занятие проходит под ритмичную музыку, на каждый бит – движение. Вторая часть занятия может содержать элементы силовой подготовки – отжимания, упражнения на пресс. Ну и заключительная часть – это "заминка" с упражнениями на растяжку. Кстати, растяжка нужна не только, чтобы красиво садиться на шпагат, но и чтобы восстановить мышцы после интенсивной нагрузки.
Подходит ли фитнес-аэробика для мальчиков?
Конечно, справедливым будет сказать, что приоритет этому виду занятий отдают девочки. Но мальчикам фитнес-аэробика нужна не меньше. Наш вид постепенно набирает популярность и среди мужчин, и даже в фитнес-клубах они участвуют в групповых занятиях наравне с женщинами, и никого это не удивляет. Для начальной и средней школы программа урока физкультуры на базе модуля фитнес-аэробики может быть одинаковой. А для старшей школы, где уже идет разделение по половому признаку, можно вводить больше танцевальных элементов на занятиях с девочками и больше силовых элементов для уроков с мальчиками.
Занятия на степ-платформе универсальны для ребят любого пола. По сути, это ходьба по ступенькам, только под музыку. Тут не требуется, к примеру, гибкость, свойственная девочкам, как в художественной гимнастике. Дети выполняют абсолютно естественные для любого человека движения. Дисциплина хип-хоп – такая же универсальная и интересная как для мальчиков, так и для девочек. Нам, конечно, хочется, чтобы больше мальчиков и мужчин занималось всеми дисциплинами фитнес-аэробики. Например, в европейских командах, которые мы видим на соревнованиях, мужчин и женщин поровну.
Во время занятий школьники делятся на группы?
Нет, и это одно из ключевых преимуществ фитнес-аэробики для школы. Можно вместить в одном спортивном зале даже два класса и интенсивно заниматься весь урок. В отличие от многих других видов, где дети большую часть урока просто смотрят, как выполняют задания одноклассники: например, прыгают через козла или играют в бадминтон в паре. В нашем случае дети двигаются все 45 минут без остановки, поддерживая пульс на уровне от 110 до 130 ударов в минуту. Таким образом они тренируют свою сердечно-сосудистую систему, силовую выносливость и координацию. Причем для этого не нужна специально организованная площадка, дорогостоящий инвентарь, специфическая физкультурная форма.
А что по поводу физической формы ребенка? Насколько хорошей она должна быть, чтобы достойным образом проявлять себя на таких уроках?
Наши занятия абсолютно универсальны и подходят людям с разной физической подготовкой. Даже в спортивные секции по фитнес-аэробике нет отбора – мы берем всех. Сама концепция нашего спорта подразумевает, что детей или спортсменов не сравнивают между собой на индивидуальном уровне. Для фитнес-аэробики нет никаких ограничений по фигуре, как в той же художественной гимнастике, для которой ребенок может быть недостаточно стройным. Даже на всероссийских соревнованиях по фитнес-аэробике можно заметить, что среди участников есть худышки, а есть и более плотные ребята. Главное, чтобы они выполняли упражнение синхронно со всей группой.
В целом, фитнес-аэробика – это очень позитивный, эмоциональный вид спорта, который поощряет в детях открытость, доброжелательность. Он позволяет проявлять лучшие человеческие качества – взаимную поддержку, умение радоваться успеху других.
Как реализовать себя в этом спорте мотивированным ребятам, которые познакомились с фитнес-аэробикой на школьных занятиях и захотели развиваться дальше?
У нас достаточно четко простроен маршрут от школьных занятий в классе к большому спорту. Дети могут начинать в рамках основного и дополнительного школьного образования и затем записываться в секции и участвовать в городских, региональных, федеральных и международных турнирах. Надо сказать, что сами школы сегодня переходят с уровня школьных уроков физкультуры на уровень школьных спортивных клубов и уже на системном уровне предоставляют широкие возможности для самореализации в спорте своим ученикам. Кстати, ранее я уже рассказывала, что лучшие команды, представляющие Россию на международной арене, – это школьные и вузовские команды.
Можно ли уже говорить о каких-то конкретных результатах по внедрению фитнес-аэробики в школах?
Безусловно. Модуль по фитнес-аэробике уже внедрен в 356 образовательных учреждениях РФ. В том или ином виде наш спорт представлен в каждой второй московской школе. В семи регионах России на данный момент проводятся "пилоты" по внедрению модуля фитнес-аэробики в рамках урока физкультуры.
Какие, на ваш взгляд, перспективы у фитнес-аэробики после окончания "пилотов" в семи регионах?
Фитнес-аэробика – доступная для любого человека физическая активность, которая может сопровождать и поддерживать его на протяжении всей жизни. Не вижу препятствий к тому, чтобы она была в каждой школе, как легкая атлетика и баскетбол.
Уже сегодня на сайте Федерального методического центра есть рейтинг востребованности уроков физкультуры. Среди 19 программ, внедренных в школах, аэробика находится на 9-м месте, уступая видам, которые известны и популярны уже многие десятилетия, в частности футболу, гимнастике, легкой атлетике. При этом мы обошли спортивную борьбу, дзюдо и хоккей. Так что я считаю, что для нашего молодого спорта это отличный результат. По мере обучения педагогов, а этому мы придаем огромное значение, желание заниматься фитнес-аэробикой в школах будет только расти.
Леся Нестерова