Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Пошёл разговор о том, что вратарь московского ЦСКА Игорь Акинфеев может последовать примеру своих давних партнёров по клубу и приостановить выступления за сборную России по футболу – Кубок конфедераций, увы, дал подобным настроениям почву. На такой случай нам необходимо иметь варианты.
Состояние вратарского дела в России сегодня характеризует удивительное сочетание черт.
С одной стороны, в этом амплуа всё очень неплохо, особенно в сравнении с другими. В условиях лимита практически все клубы считают вратарскую позицию российской, что побуждает их к глубинной селекции. Благодаря этому возникают истории Андрея Лунёва или Никиты Медведева – людей, которые год-другой назад прозябали во второй лиге. Когда мы сетуем на невысокую результативность чемпионата России, должны сознавать, что у этой медали имеется не только блеклый аверс, но и сиятельный реверс: вратари-то, выходит, свою работу делают отлично. И это впечатление не только любителей, но и профессионалов. Сослан Джанаев, к примеру, убеждён, что за последние пару лет конкуренция в его цехе выросла очень прилично: достойный уровень показывает многие вратари РФПЛ.
Однако когда мы ведём речь о сборной, ориентиром должен быть не уровень чемпионата России. Все тренеры сборной последних десяти лет, и нынешний в том числе, принципиальным критерием считают международный опыт. То есть в первую очередь еврокубковый. И вот здесь оказывается, что та первая сторона, о которой шла речь выше, во многом обесценивается. Неплохих по меркам нашей внутренней лиги вратарей действительно немало. Но вот тех, кто проверен широкой международной практикой, можно пересчитать по пальцам, причём даже одной руки для такой калькуляции хватит за глаза.
К тому же и здесь не всё так просто. Вот, к примеру, Юрий Лодыгин. С практикой в Европе полный порядок: четыре десятка игр в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Надо полагать, именно этот фактор в первую очередь заставлял обращать на него внимание Капелло и Слуцкого. Но оплотом "Зенита" за четыре сезона с еврокубками вратарь так и не стал, и вряд ли кто-то не понял решения Черчесова, когда он решил воздержаться от приглашения этого коллеги.
Среди прочих с точки зрения международного опыта выделяются двое, которые обязаны быть в списке потенциальных сменщиков Акинфеева.
Сергей Рыжиков
Вратаря "Рубина" считают старым. Ему действительно 36, но это не помешало клубу в апреле продлить с ним контракт ещё на два сезона. Нынешний Рыжиков – это лидер, причём не только в Казани. Статистика утверждает, что он чаще всех среди вратарей российского чемпионата спасает свою команду. Да и некоторые коллеги считают лучшим в своём ряду именно его, а не Акинфеева. Такого мнения, например, придерживается Андрей Лунёв, который обращает внимание на то, что Рыжиков единственный, кто старается не отбивать, а ловить мячи. Ну и, наконец, та самая международная практика: у Сергея 46 матчей в еврокубках. На другой стороне весов по большому счёту один, но веский аргумент: Рыжиков, увы, тоже не избавлен от необъяснимых ляпов вроде тех, что сейчас масса не готова простить Акинфееву. Хотя в межбердыевском "Рубине" не задёргаться мог только мёртвый.
Владимир Габулов
Обратило на себя внимание то, что приглашённый в сборную в последний момент, как подмена травмировавшемуся Лунёву, этот вратарь в итоге вытеснил из заявки на Кубок конфедераций Александра Беленова, чьё место среди 23-х многим казалось железным. Тех, кто предполагает в этом выборе земляческий мотив, можно отослать к событиям трёхлетней давности, когда место в составе "Динамо" Габулов получал от Черчесова далеко не в каждом матче. Концовка нынешнего сезона удалась Владимиру на славу, и без него Туле было бы значительно трудней сохранить место в РФПЛ. Начинал весну он тяжело: почти годовое отсутствие игровой практики сказывалось, – но потом вошёл во вкус и в мае показывал уже солидную, а местами даже шикарную игру. Очень помог ему Вячеслав Чанов, чьё приглашение в "Арсенал" состоялось именно по просьбе Габулова. А что до международного опыта, то в пользу этого кипера не только 35 игр в клубных турнирах, но и десяток матчей в сборной, в том числе в отборе к Евро-2008. Если Владимиру удастся сохраниться в майских кондициях весь предстоящий сезон, он вполне может стать уже не номинальным, а реальным претендентом на роль первого номера сборной.
Больше обширной международной практикой в российском вратарском цехе похвастать некому, а потому есть смысл сосредоточиться на других добродетелях.
Андрей Лунёв
Этот вратарь поразил тем, что за первый в своей 25-летней жизни сезон на высшем уровне не допустил, по сути, ни одной заметной помарки. Притом что даже в рамках одного чемпионата он взлетал со скоростью японского лифта – от запасного в "Уфе" до основного в "Зените". Теперь хочется понять, каков запас его профессиональной прочности, и предстоящий сезон, где всё в клубе будет уже по-взрослому, наверняка поможет в этом разобраться. И если он и здесь сохранит прошлогоднюю безошибочность, тема первого номера сборной возникнет на повестке естественно и неизбежно.
Артём Ребров
Подобно Игнашевичу с Березуцкими спартаковский вратарь сам себя отстранил от сборной. Точнее, это сделала его реплика о том, что первый номер известен, а на роли вторых-третьих лучше звать молодых. Если же допустить, что вакансия первого откроется, акценты, конечно, будут расставлены иначе. Прошедший сезон стал лучшим в карьере Артема Реброва, и той самой надёжности, которую мы в первую очередь ждём от вратаря сборной, спартаковец в золотом сезоне обеспечил партнёрам достаточный запас. Осенью его ждёт испытание Лигой чемпионов, которое позволит выверить оценки.
Разумеется, только этими именами кандидатский круг не ограничивается. Можно вспомнить Сослана Джанаева и Станислава Крицюка, которых Черчесов постоянно вызывал прошлой осенью. Но у них, похоже, по-прежнему не всё в порядке со здоровьем, к тому же вратарь "Краснодара" по весне немного засбоил. Многим хочется видеть в сборной Александра Беленова, и такого дебюта он, пожалуй, действительно заслужил. Правда, стоит иметь в виду, что этот вратарь с пугающей регулярностью пропускает после ударов из-за штрафной – то, что не замечается в "Анжи" или "Уфе", на уровне сборной будет не только резать глаз, но и больно ранить. Из всех вратарских добродетелей сегодняшней сборной, пожалуй, более всего потребны спокойствие, уверенность, способность внушить твёрдость малоопытным по большей части партнёрам. С этих позиций не кажутся бесспорными и кандидатуры, допустим, Маринато Гилерме или Никиты Медведева, у которых, безусловно, имеются свои причины надеяться на внимание тренеров сборной.
Да и вообще с точки зрения основательности, заряда уверенности для защитников в нашем футболе сегодня нет равных Акинфееву. Потому его самоотвода не хотелось бы. Если кто-то из коллег действительно сильнее Игоря, то докажет это в открытой конкуренции.