Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Директор АНОДО "Международная Академия спорта Ирины Винер", член Исполкома Всероссийской федерации художественной гимнастики, член общественно-делового совета по национальному проекту "Демография", член рабочей группы "Здоровый ребенок" Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, эксперт "Российского Стадиона" Ольга Цыганкова подвела итоги Всероссийского Конгресса по вопросам преподавания учебного предмета "Физическая культура".
***
С 30 ноября по 2 декабря 2020 года в Москве прошел Всероссийский Конгресс по вопросам преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях Российской Федерации.
63-и спикера из разных регионов России на 8 площадках Конгресса представили свой опыт и свои предложения по преподаванию учебного предмета, поделились знаниями и компетенциями по развитию детей в рамках учебного предмета, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Более 800 зарегистрированных участников и сотни зрителей каналов, на которых шла прямая Интернет трансляция, с интересом слушали и смотрели программу Конгресса.
Инициатором проведения такого масштабного и важного мероприятия накануне Совета при Президенте России по физической культуре и спорту на тему: "Развитие детско-юношеского и студенческого спорта в Российской Федерации" стал Федеральный Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Министерства просвещения России. Организация этого события осуществлена Международной Академией спорта Ирины Винер.
С приветственным словом к участникам Конгресса обратилась член Общественной Палаты Российской Федерации, Герой России Ирина Александровна Винер-Усманова, которая поделилась результатами и планами работы Комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Общественной Палаты России и пожелала успешной работы Конгрессу во благо детей нашей страны, сказав:
"Много лет назад русский ученый Франц Лесгафт доказал, что система физического воспитания западных стран не подходит России и создал свою систему, которая основывается на академических знаниях о психофизическом развитии человека.
Эта система помогает создать физически и духовно здоровое общество.
Эта система обеспечивает формирование здоровья детей и физическое совершенствование взрослых.
Эта система рождает героев спорта, на которых равняется молодое поколение.
Сегодня мы возрождаем эту систему вновь.
Уже принято решение по гармонизации законодательства в области физической культуры, спорта, образования. И это даст возможность заниматься спортом не только в спортивных школах, но и в дополнительном образовании.
Разработан профессиональный стандарт и стандарт высшего образования по специальности тренер-преподаватель, такие специалисты смогут теперь работать и в общеобразовательной, и в спортивной школе. Специальности тренер и педагог невозможно разделить!
Следующий шаг - включение в содержание учебного предмета "Физическая культура" результатов обучения. И это должно отражаться в образовательных стандартах и примерных общеобразовательных программах.
Многое сделано, но еще много предстоит сделать!
Вы, уважаемые коллеги, всегда должны помнить, что учитель физической культуры - главный педагог в школе! Он дает знания и умения детям, которые позволяют им гармонично развиваться, хорошо учиться, справляться с трудностями!".
Конгресс показал, что специалисты физического воспитания единодушны во мнении, что формирование здоровья детей должно стать основной задачей преподавания физической культуры в дошкольном и начальном образовании, а здоровье формирующие образовательные программы должны стать базовым содержанием учебного предмета "Физическая культура" на всех уровнях образования.
Такие программы, а это, прежде всего, с содержанием упражнений основной гимнастики, обеспечивают все необходимые условия гармоничного развития личности - основной задачи образования, сформулированной в федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования.
Что важно сделать в этой связи?
Важно создать системы:
- физкультурного образования с преемственными научно-обоснованными общеобразовательными программами физической культуры и физического воспитания для правильного формирования организма детей, их костно-мышечной системы; физического развития и физического совершенствования; формирования здоровой привычки регулярного выполнения физических упражнений. Мотивация учащихся к занятиям на учебном предмете должна обеспечиваться через педагогические приемы, включая просмотры спортивных событий, привлечение известных спортсменов и спортивных тренеров к проведению мастер-классов и т.д., поощрением таких занятий и привлечением учеников к участию в программах дополнительного образования;
- развития кадрового потенциала, включая расширение компетенций, возможностей педагогов и тренеров через внедрение новых образовательных программ высшего образования по специальности "Тренер-преподаватель" и реализацию современных цифровых программ дополнительного профессионального образования через дистанционное обучение.
Дистанционное обучение выдвинуло на передний план главную задачу образования в части физической культуры - обучение выполнению упражнений, которые и способствуют физическому развитию и физическому совершенствованию.
Прежний подход к проведению учебного предмета, когда содержание учитывало только мероприятия по физической активности учеников, а не изучение и получение ими навыков и умений техники выполнения упражнений, которые позволяют сформировать костную систему и укрепить организм, не может применяться в существующей сегодня действительности.
Сегодня прекратились споры, что урок физкультуры должен быть интересным, прежде всего.
Создание интереса к познанию - это часть педагогической работы. Содержание урока - это инструмент решения задач, достижения конечной цели.
Конечная цель определена государством - формирование¸ сохранение и поддержание здоровья населения и прежде всего детей.
"Физическая культура" выходит на первый план, как основной метапредметный учебный предмет, который должен иметь содержание, направленное на формирование организма и преемственное физическое развитие, физическое совершенствование.
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования в конструкции, в которой были приняты на Совете по ФГОС в ноябре 2019 года, учитывали вектор развития учебного предмета "Физическая культура", изложенный в Концепции преподавания, утвержденной в декабре 2018 года, но, к сожалению, до сих пор не приняты.
Важность принятия обновленных ФГОС с содержанием результатов обучения диктуется жизнью.
Результатом обучения для учебного предмета "Физическая культура" должна быть динамика развития физических качеств по отношению к самому себе.
Это является основой для выполнения поручения Президента России "обеспечить внесение в примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования изменений, предусматривающих обязательное выполнение воспитанниками и учащимися упражнений основной гимнастики в целях их физического развития".
На одном из заседаний Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта Президент страны В.В.Путин так обозначил связь физической культуры и спорта с увеличением продолжительности жизни российских граждан "Между увеличением числа занимающихся спортом и повышением качества и, главное, продолжительности жизни абсолютно прямая связь. Это знают не только специалисты, это для всех очевидно".
Участники Конгресса хорошо понимают эту связь, и их предложения важно учитывать при подготовке документов и решений Правительства Российской Федерации.
Ольга Цыганкова