Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
От редакции: Тема перестройки или оптимизации отечественного спорта, которую предлагает для всеобщего обсуждения ИА "Российский Cтадион", обширна. Она касается отнюдь не только "руководящих кабинетов", изменений в вертикали власти, курирующую эту важную социальную сферу – физическую культуру и спорт (ФКиС). Она касается всего того, что может принести существенную пользу этой отрасли.
Насколько существенна она сейчас? Более чем существенна. Не только в каникулярный летний период, только что завершившийся, а круглый год. К сожалению, по сей день немало случаев трагедий на воде из-за того, что безопасно держаться на этой самой воде, не рекорды бить и не на чемпионские медали нацеливаться (это удел избранных), а именно держаться ребенка не научили.
В общем, крайне необходим плавательный всеобуч. В этих вопросах самый, пожалуй, компетентный человек - Игорь Горин, первый вице-президент Всероссийской федерации плавания (ВФП) и бессменный на протяжении двух десятков лет глава Ростовской федерации плавания. Он инициировал проект в масштабах области, а убедившись в его действенности, прикладывает массу усилий, чтобы вывести на федеральный уровень. Проект, его эффективность, одобрен президентом России Владимиром Путиным, однако есть немало подводных камней, мешающих ему пуститься в плавание по федеральным водам.
Какие?
Об этом пытался выяснить у инициатора программы Игоря Горина Евгений Малков, известный спортивный журналист, за плечами которого долгие годы работы в ведущих спортивных изданиях.
- Когда мы обсуждали эту тему, - рассказывает Евгений, - собеседник обронил: "Можете назвать интервью "Вызываю огонь на себя". Что звучало не слишком оригинально, но вполне отвечало роли, которую взял на себя Горин. Уже несколько лет он ведет себя весьма "вызывающе". Упорно доказывает, что программа всеобуча - ключ к решению целого комплекса проблем. Сплачивает союзников и обезоруживает оппонентов, прибегая к убойным аргументам. Короче, сражается. И не утрачивает оптимизма, веры в конечную победу.
- Понятие всеобуч далеко не ново. Оно вызывает ассоциации еще с довоенными временами, когда в ходу было массовое овладение навыками, полезными для труда и обороны родины. А как вы, Игорь Викторович, пришли к идее реанимировать всеобуч применительно к плаванию?
- Эта идея лежала на поверхности. В данном случае – водной. Да, умение плавать издавна считалось важным фактором готовности к жизненным испытаниям. Однако у нас оно почему-то не входило в ряд приоритетных. Когда нормальный человек узнает об очередной трагедии на воде, ему становится не по себе. А статистика смертности, в первую очередь детской, не может не вызывать ужас. Но если он имеет к плаванию прямое отношение, как в моем случае, то просыпается чувство гражданской и человеческой ответственности. У меня оно сопровождалось желанием каким-то образом исправить эту несправедливость.
Как было не вспомнить 20-ю статью нашей Конституции. Она гарантирует фундаментальное из прав - право на жизнь, требует от государства создания нормальных условий для существования человека, устранения или хотя бы снижения до минимума разного рода угроз.
Я понимал: возможности федерации, как организации общественной, в этом плане ограничены. Поэтому начал с того, что совместно с первым заместителем Губернатора Ростовской области Игорем Гуськовым, который возглавляет Наблюдательный совет нашей региональной федерации плавании, убедил остальное руководство Ростовской области, включая губернатора Василия Голубева, в том, насколько важно умение держаться на воде, и представил программу массового обучения плаванию школьников. Для ее реализации в 2012 году впервые удалось доказать необходимость выделения 35 миллионов рублей из резервного фонда. Год спустя правительство области внесло наш проект в госпрограмму "Развитие образования" с ежегодным бюджетом в 35 миллионов. А когда всеобуч, получив системную поддержку, набрал обороты и дал первые результаты (из обученных ребят никто не пострадал на водных объектах по причине неумения плавать), были приняты соответствующие поправки в региональный закон "О бюджете".
- Эффективность программы не сводится, надо полагать, только к обнадеживающей статистике. Идет ли она на пользу спорту?
- Безусловно. Мы подсчитали, что из детей, охваченных программой всеобуча, примерно от 10 до 15 процентов продолжили заниматься плаванием в спортшколах. Опрашивали тренеров, те подтвердили: если раньше они были вынуждены ходить по школам, чтобы набрать группы, то по мере того, как внедрялась обучающая программа, все больше ребят приходило в бассейн по собственной и родительской инициативе. Это при том, что в нашей области развиваются многие виды спорта, а конкуренция за пополнение резерва довольно высока. Так что всеобуч, помимо прочего, это еще и средство расширения базы спортивного резерва. Равно как и основа для повышения эффективности работы специалистов. Ведь им, набрав новичков, все равно приходится начинать с обучения. А если те уже владеют азами, тренеры могут сразу приступать к работе над техникой.
Что, кстати, и происходит в США, Австралии, Японии, да и в ряде стран Европы, пловцы которых входят в мировую элиту. Когда мы обсуждали эту тему с президентом ВФП Владимиром Сальниковым, другими авторитетными специалистами плавания России, то сошлись во мнении: чем масштабнее будет охват всеобучем, тем выше качество отбора талантов, тем больше перспектив на международной арене.
- Всё так. Однако, чтобы масштабы эти ширились, одной общественной инициативы, даже при местной административной поддержке, явно недостаточно.
- Вот именно. В нашей области удалось охватить программой свыше ста тысяч школьников. А необученными все еще остаются гораздо больше. Еще хуже ситуация в других регионах, даже тех, где пытаются запустить машину всеобуча. Она едет медленно, с перебоями, поскольку заправляется лишь из внебюджетных источников. Многие регионы и такой возможности лишены. Для продуктивной же работы требуется участие, повторяю, государства, т.к. для повсеместной реализации программы необходимо привлечь средства из федерального бюджета.
- Вот об этом, пожалуйста, подробнее. Итак, цена вопроса?
- В Ростовской области базовый курс обучения из 12 часов в среднем обходится порядка 2200 рублей на одного ребенка, невеликие деньги, учитывая, что в них входят абсолютно все расходы, включая работу тренерского состава, спасателей на бортиках бассейна, школьных координаторов программы и сопровождающих детей в пути к месту обучения плаванию и обратно, услуги бассейнов, транспортные расходы и страховку. Конечно, если прикинуть, то при внедрении полноценного 36-ти часового курса, стоимость которого составит что-то около 9 000 рублей на ребенка, да в масштабе всей страны цифра получится солидная. И вот это вызывает сопротивление.
Поистине, Россия – широкая душа. Мы можем вкладывать триллионы в грандиозные проекты, не особо задумываясь об их эффективности, и экономить там, где окупаемость затратам гарантирована априори. В нашем случае эффективность проекта – в виде спасенных детских жизней, укрепления здоровья и полноценного развития. Или такой пример: государство поддерживает рождаемость с помощью материнского капитала, который сейчас составляет что-то порядка 450 000 рублей, и это значительно, при таких расходах стоимость спасенной жизни родившегося малыша, который с помощью всеобуча будет уметь плавать, уже не покажется столь уж грандиозной.
Я подсчитал: родители выплачивают за всю свою трудовую деятельность бюджету налогов в среднем на шесть миллионов. Так что они вправе ожидать, что государство поможет их ребёнку овладеть жизненно необходимым навыком плавания. Следует также принимать в расчет: примерно четверть наших детей делают это и безо всякого всеобуча. Но остальным требуется помощь.
В этой связи вспоминается такая картина. Как-то у нас на Дону проходили Президентские казачьи игры. Собрались ребята со всей страны, демонстрировали свою удаль. Махали шашками, стреляли, прыгали, бегали. Потом оказались в бассейне. И что же? Одни вообще не подходили к воде, другие прыгали солдатиком, с трудом доплывали до середины, после чего цеплялись за дорожки и, перебирая поплавки, добирались до бортика. И это – будущие вояки! Кстати, для армии и полиции мы разработали отдельную программу.
- Я знаю, какие усилия прикладывает ВФП для утверждения всеобуча на государственном уровне.
- Одна из задач любой федерации – способствовать развитию массовой физической культуры. В рамках возможностей конкретного вида спорта. Плавание в этом плане имеет уникальный потенциал. И наша федерация уделяет его реализации большое внимание. Владимир Валерьевич, например, бывая в регионах, неизменно обсуждает связанные с этим вопросы с руководством. Так было и в ходе его недавней поездки на Дальний Восток. Думаю, именно с его подачи Олег Кожемяко, губернатор Приморья, поднял эту тему на заседании Совета по физической культуре и спорту при президенте России. Сергей Кашников, член нашего президиума и глава федерации Алтайского края, инициировал в прошлом году слушания в Общественной палате. По их итогам были выработаны рекомендации федеральным министерствам и ведомствам. Потом эта тема прозвучала на заседании президентского Совета. Причем не впервые. Еще в 2014 году Владимир Путин, обратив внимание на ростовский опыт, заметил, что он может пригодиться другим регионам. На этот раз Президент пошел дальше - дал соответствующее поручение. Оно оформлено в виде документа, датированного 30 апреля этого года. Цитирую: "Обеспечить обучение детей плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность".
- Что конкретно подразумевается?
- Внеурочной деятельности на уровне начального общего образования в рамках действующего ФГОС отводится 1350 часов. Мы предлагаем 36 из них, запланированных в спортивно-оздоровительном направлении, отдать плаванию. Всего лишь! Но этого вполне достаточно, чтобы организовать полноценное начальное обучение.
- Организовать – значит, в том числе, обеспечить условия. Но тут встает проблема дефицита материальной базы. Бассейнами страна обеспечена от силы на треть потребностей. Не станет ли это тормозом всеобуча?
- Может стать, если не будут задействованы все ресурсы. А они у нас все же немалые. Ростовская область, к примеру, обладает развитой инфраструктурой, бассейнами мы обеспечены на 80 процентов. И этого вполне достаточно, чтобы увеличить количество обучающихся плаванию, как минимум, вдвое.
А вот противоположный пример. Недавно побывал в Чувашии и был поражен: в республике - 81 бассейн. В каждом можно обучать как минимум тысячу детей в год. Но далеко не все родители, к сожалению, могут себе позволить такие расходы. В Чувашии же никакие льготы не предусмотрены, им самим приходится оплачивать уроки плавания.
Я встречался с главой республики Михаилом Игнатьевым, к которому отношусь с глубоким уважением. Он член рабочей группы Госсовета РФ по направлению "Туризм, физическая культура и спорт", где возглавляет подгруппу "Развитие физической культуры и спорта". Мы обсудили механизмы финансирования, а также вовлечения в развитие плавания социально ориентированных НКО, договорились, что Чувашия станет одной из пилотных площадок по реализации федеральной программы всеобуча. Конечно, губернатор за него двумя руками, но в дефицитноми бюджете региона на эти цели пока нет денег. К слову, еще один аргумент в пользу проекта: как показывает практика, при федеральном финансировании проектов до четверти затрат возвращается в местный бюджет.
- У меня возникла ассоциация между всеобучем и айсбергом. В том смысле, что у этой программы есть своя подводная часть, не видимые глазу, но неоспоримые бонусы. А что все же требуется, чтобы запустить её на федеральную орбиту?
- Слаженное взаимодействие всех заинтересованных сторон – прежде всего. И в первую очередь, ведомственных структур Министерства просвещения.
- Я присутствовал на прошлогоднем "круглом столе" в Общественной палате. В обсуждении всеобуча и вы принимали участие. Собственно, дебатов не получилось. Единственный, кто пытался что-то возразить, это представитель Минпроса. Дескать, школьная программа и без того перегружена, для здоровья детям достаточно физкультуры, а без спорта школы обойдутся.
- Тот оратор, думаю, просто не успел или не захотел вникнуть в суть. Ссылка на перегруженность программы крайне неубедительна. К тому же, повторюсь, всеобуч никак на ней не отразится. Так что причины, по которым отдельные сотрудники Минпроса так сопротивляется данному предложению, остаются для меня загадкой.
- Параллельно всеобучу и ему в поддержку вы запустили в свое время проект "40 бассейнов Дона". Какова его судьба?
- Он так и не набрал, к сожалению, должных оборотов. В первую очередь потому, что реализация предусматривает государственно-частное партнерство. Как на стадии строительства, так и при эксплуатации. Но отладить этот механизм не удалось – сказались несовершенства законодательства в этой сфере. Впрочем, после того, как туда внесли поправки, появились надежда, что лёд тронется.
- Слово "всеобуч" - исконно русское. Не знаю, как его переводят на английский, но знаю, что оно уже прозвучало за рубежом и вызвало положительный резонанс.
- Да, минувшей осенью мы презентовали проект в Лозанне рабочей группе FINA по подготовке программы "Плавание для всех — плавание для жизни". Наш подход был признан полезным и наряду с опытом США, Австралии и стран Европы рекомендован к использованию при разработке глобальной программы, направленной на дальнейшее развитие плавания. Как важного социального фактора. И как вида спорта, который, подчеркну, правит бал не только во всех других водных дисциплинах, но и в ряде видов, в названии которых слово "вода" отсутствует, - современном пятиборье, триатлоне. А именитых атлетов, начинавших путь в большой спорт именно с бассейна, вообще не счесть!
- Хочу завершить разговор на мажорной ноте и пожелать всеобучу счастливого плавания. Пока решается его федеральная судьба, вы стоите в позе ожидания?
- Что вы! Работаем на перспективу. Создали, например, концепцию передвижного плавательного центра - "Мобильный всеобуч по плаванию". Это позволит обучать детей прежде всего там, где нет бассейнов. Достигнута договоренность с Группой ГАЗ и компаниями "ПТК-Спорт" и "БВТ" о создании опытной модели. Она будет представлена осенью, во время Международного форума "Россия – спортивная держава". А когда федеральную программу примут, займемся самым важным делом – будем учить детей плаванию и безопасному образу жизни.
***
От редакции: Мажорная нота – это когда действительно тот самый призыв, обозначенный вначале, станет непременным указанием к действу. Да, плавать раньше, чем ходить! Образно, но чрезвычайно жизненно.
Публикаций (1)
первый вице-президент Всероссийской федерации плавания (ВФП)
Комментарии по видам спорта (71):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):