Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 25.06.2019

Дмитрий Крикорьянц: Требуется тщательный анализ распределения полномочий между уровнями власти

"Российский Стадион" продолжает публикацию серии интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке.

Сегодня собеседником нашего специального корреспондента стал министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Крикорьянц Дмитрий Оганесович.

Реализация национальных проектов стала одной из актуальных тем, активно обсуждаемых в медийном пространстве. Цели поставлены грандиозные, но как их достичь, чтобы россияне реально почувствовали улучшения в жизни?

В государственной социальной политике нашей страны традиционно уделяется внимание физическому воспитанию населения. Поэтому в рамках нацпроекта "Демография" реализуется федеральный проект "Спорт - норма жизни", который ставит цели увеличить до 55% долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечить подготовку спортивного резерва и развитие спортивной инфраструктуры.

- Дмитрий Оганесович, Вы занимаете пост министра спорта Омской области -  региона с богатыми спортивными и физкультурными традициями. 

- Визитной карточкой омичей являются сельские Спартакиады - спортивно-культурные праздники: летний "Королева спорта" и зимний "Праздник Севера", которые ежегодно проводятся в районах Омской области на протяжении 50 лет. Сегодня "Королева спорта" и "Праздник Севера" – одно из ярчайших событий в жизни наших муниципальных районов, которое оставляет неизгладимые впечатления у участников и зрителей.

В подготовке и проведении Праздников руководящая роль принадлежит Правительству Омской области, Главам и администрациям муниципальных районов и сельских поселений.

Каждому празднику предшествует многоуровневая система подготовки, в результате ежегодно в соревновательную программу вовлечено более 120 тысяч спортсменов из 32-х районов области. На Праздниках начинали свой путь олимпийские чемпионы: Владимир Барнашов (биатлон) – Муромцевский район, Геннадий Комнатов (велоспорт) – Одесский район, Сергей Шелпаков (велоспорт) – Исилькульский район, Иван Дворный (баскетбол) – Москаленский район.

К торжественному открытию праздников готовится красочное представление с участием спортсменов проводятся авто и мотошоу, показательные выступления парашютистов и мастеров высшего пилотажа.

Для участников и гостей праздников организуется обширная культурная программа. Ежегодно в район, принимающий спартакиаду, съезжаются лучшие творческие коллективы со всех районов области. Украшаются частные подворья. В день открытия возле главного стадиона на площади появляются палатки с предметами творчества, изготовленными местными мастерами, отражающими национальный колорит культур народов, проживающих в Омской области. Финальная часть программы традиционно завершается праздничным фейерверком.

Кроме того, традиции проведения сельских спортивно-культурных Праздников положили начало проведению последующих Спартакиад: городской Спартакиады "Спортивный город", Спартакиад среди школьников, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, призывной молодежи, трудящихся, государственных и муниципальных служащих, ветеранов, инвалидов.

- Ваша Омская область по праву считается одним из самых "бегающих" регионов России.

- У нас проводятся крупнейшие спортивно-культурные события: Сибирский международный марафон и Рождественский полумарафон, которые известны далеко за её пределами.

На старт сибирского международного марафона с 1990 года ежегодно выходят представители более 30 субъектов Российской Федерации, а также бегуны из стран Ближнего зарубежья, любители бега из Австралии, Австрии, Алжира, Мексики, США, Южной Африки и других стран. Кульминацией культурной программы марафона становится празднование Дня города Омска, которое проходит на следующий после состязаний день.

С 1991 года в период новогодних и рождественских праздников проводится Рождественский полумарафон, который имеет неофициальный статус самого холодного забега в мире. Любители бега преодолевают трассу в экстремальных условиях низких температур, а также соревнуются в конкурсе на самый оригинальный костюм.

Традиционно популярны "Цветочный забег", в котором участвуют только представительницы прекрасного пола, Омский полумарафон-гандикап, а также открытые областные Тарский и Щербакульский полумарафоны, позволяющие приблизить беговые события к жителям северных и южных муниципальных районов Омской области.

Ежегодно в регионе организуется Омский областной спортивно-культурный праздник "ВелоОмск", в котором принимают участие любители велосипедного спорта от 3 лет и до самого почтенного возраста, каждый находит в празднике гонку по душе. Помимо соревнований в программе обширная культурная программа. Почетным гостем и участником массового заезда уже 3 года является президент Федерации велоспорта России, 3-кратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов, оказывающий большую поддержку развитию этого вида спорта в регионе.

Это только самые яркие события.

- А как обстоят дела со спортивной инфраструктурой в регионе?

- За последние годы значительно окрепла материальная спортивная база. За счет федеральных целевых программ, проектов и средств областного бюджета в регионе построены, реконструированы и оснащены спортивно-технологическим оборудованием 43 спортивных объекта, в том числе 26 спортивных объектов на территории Омской области. Это велотрек, соответствующий олимпийским стандартам, ледовые дворцы, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы.

За счет привлечения внебюджетных источников, в рамках реализации крупнейшего социального проекта "Газпром-детям" с 2014 введено в эксплуатацию 83 многофункциональные спортивные площадки и мини-стадиона, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса. В конце 2019 года будет введена в эксплуатацию хоккейная академия "Авангард".

Казалось бы, все неплохо и, учитывая возрастающую поддержку из федерального центра, в рамках реализации федерального проекта "Спорт-норма жизни" с 2019 по 2024 год предполагается получить субсидии из федерального бюджета в размере 841,4 млн. руб., можно говорить о предполагаемом прорыве.

Однако, анализ состояния физкультурно-массовой и спортивной работы в муниципальных образованиях области показывает целый ряд серьезных проблем, затрудняющих достижение поставленных целей.

- В чем они заключаются?

- Российским законодательством развитие физической культуры и спорта отнесено к сфере местных вопросов, в которой органы местного самоуправления могут действовать самостоятельно. На практике решения, принимаемые на уровне федерального Министерства спорта частично реализуются на региональном уровне, но когда дело доходит до муниципалитетов, как правило, здесь начинаются основные проблемы.

Во-первых, население считает необходимым обеспечение финансовой доступности предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг, а для занятий с детьми, общество ожидает бесплатного оказания соответствующих услуг. Поэтому введение в эксплуатацию каждого объекта спорта означает для муниципальных образований, в собственности которых находится большинство спортивных сооружений, дополнительные расходы на последующую эксплуатацию и содержание.

Особенно этот вопрос актуален при передаче в муниципальную собственность объектов спорта, построенных за счёт частных инвестиций.

Правительством Российской Федерации распоряжением от 8 июня 2016 г. № 1144-р утвержден план мероприятий по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, его реализация должна привести к более широкому привлечению частных структур к управлению спортивными объектами и снижению бюджетных расходов на их содержание. Конечно, предлагаемые федеральным центром меры будут востребованы, но инвестиционная ситуация в нашем регионе, особенно в сельских районах, не позволяет надеяться на активное участие частного капитала в развитии спортивной инфраструктуры.

В Омской области эксплуатация объектов спорта в сельских муниципальных районах частично обеспечивается за счет средств из регионального бюджета. Так нам удается содержать спортивные объекты, введенные в эксплуатацию начиная с 2005 года, на балансе бюджетного учреждения Омской области "Областной физкультурно-спортивный клуб "Урожай".

В то же время, существует значительное количество спортивных сооружений, особенно в сельских муниципальных районах, пригодных к эксплуатации, но морально и технически устаревших. Возможности муниципальных бюджетов не позволяют осуществлять необходимые мероприятия по их реконструкции.

Для поддержки сельского спорта в Омской области, при проведении сельских спортивно-культурных праздников "Королева спорта" и "Праздник Севера" осуществляется ремонт и модернизация сельских спортивных сооружений, что позволяет поддерживать спортивные объекты на селе в удовлетворительном состоянии, но, учитывая возможности регионального и муниципальных бюджетов, эти мероприятия ежегодно проводятся только в 2 муниципальных районах. Очевидно, что существующие темпы модернизации спортивных сооружений недостаточны для достижения стоящих перед нами задач.

Поэтому на основании опыта, накопленного в регионе, а также эффективности аналогичных мероприятий, осуществляемых на федеральном уровне в сфере культуры и образования, необходимо в федеральном проекте "Спорт-норма жизни" предусмотреть комплекс мероприятий по реновации спортивных сооружений, особенно в сельских районах.

Комплекс мероприятий по реновации спортивных сооружений предполагает закупки на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней типовых комплектов спортивного оборудования (искусственное покрытие для футбольных полей (10-15 млн. руб.) и спортивных площадок (3 млн.)) и предоставление субсидий на проведение капитального ремонта спортивных сооружений (легкоатлетических дорожек на стадионах (8 млн.руб.) и в легкоатлетических манежах (10 млн. руб.), ремонт трибун (1-2 млн. руб.), спортивных залов при стадионах (10 млн. руб.)). В целом, по предварительным расчетам, стоимость комплекса мероприятий по реновации спортивных сооружений составит от 30 до 50 млн. руб. на 1 муниципальный район.

Реновационные мероприятия позволяют в течение 1 года создать современные спортивные сооружения на уже имеющейся материально-технической базе и избавят от существенных барьеров, затрудняющих строительство новых спортивных объектов (необходимость оформления документов по землеотведению, подведение коммуникаций, создание новой организационной единицы).

Только в Омской области мероприятия по реновации спортивных объектов востребованы в 18 из 32 муниципальных районов. Актуальность обозначенной проблемы очевидна и для других регионов РФ.

Во-вторых, достойное место должна занять подготовка спортивного резерва. Подготовка профессиональных спортсменов – важнейший индикатор качества работы спортивных школ. Но не меньшее значение имеет тот факт, что только спортивные школы обеспечивают качественное физическое воспитание подрастающего поколения. Именно здесь создается потенциал приверженцев здорового образа жизни, здесь воспитываются крепкие парни и девушки, здесь закладывается основа для достижения 55% занимающихся.

Процесс модернизации системы подготовки спортивного резерва, подразумевающий переход на программы спортивной подготовки, в нашем регионе, как и в целом по России, сопряжен с определенными трудностями:

-тренеры-преподаватели, работающие в системе образования, опасаются потери социальных льгот и изменений условий оплаты труда при переходе спортивных школ на программы спортивной подготовки;

-материально-техническая база по ряду видов спорта для качественной подготовки спортсменов не отвечает необходимым требованиям.

Спортивные школы находятся в ведении органов местного самоуправления. В Омской области из 51 организации, занимающейся спортивной подготовкой, в ведении Минспорта Омской области находится только 7. Отсутствие понимания муниципалитетами важности модернизации системы подготовки спортивного резерва привело к тому, что в 2018 году в Омской области из 19 школ имевших статус "Олимпийский" осталось 4. Спортивные школы, выпавшие из списка не могут рассчитывать на получение федеральных субсидий в рамках реализации мероприятий проекта "Спорт-норма жизни".

Только эти два фактора уже вызывают определенную тревогу. А говорят они, прежде всего, об отсутствии эффективной отраслевой управленческой вертикали "федеральный центр – региональная власть – органы местного самоуправления" когда решения, принимаемые на федеральном уровне, тонут на местах.

В Омской области структура управления физкультурно-спортивным движением сформировалась на основе сочетания различных организационно-правовых форм деятельности и включает в себя:

  • Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( 47 штатных специалистов);
  • Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города - орган исполнительной власти муниципального образования города Омска (42 штатных специалиста);
  • структурные подразделения сферы физической культуры и спорта в муниципальных районах Омской области (35 штатных специалистов).

На территории региона действуют 13 организаций, подведомственных Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, 34 организации, подведомственные департаменту по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска.

Существенным преимуществом региона является наличие специализированных учебных заведений ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" и ФГБУ ПОО "Сибирское государственное училище (колледж) олимпийского резерва".

Организация и проведение физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городе Омске возложена на бюджетное учреждение города Омска "Спортивный город" (106 штатных специалистов, из них 42 инструктора-методиста).

Организацией спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в сельской местности занимается бюджетное учреждение Омской области "Областной физкультурно-спортивный клуб "Урожай", которое сохранило опыт успешной работы ДСО "Урожай" во всех сельских муниципальных районах (187 штатных специалистов, из них 31 инструктор – методист).

Очевидно, что существующего организационного и кадрового потенциала явно недостаточно для достижения основной цели "увеличить до 55% долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом".

- Какие меры надо принимать?

- Необходимо стимулировать формирование первичных звеньев, которыми должны стать физкультурно-спортивные клубы, создаваемые по месту работы, учебы граждан. Для этого требуется активизировать применение механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и стимулировать процесс заключения соглашений между клубами, работодателями и профсоюзами. Особенно этот механизм востребован там, где есть экономический потенциал для дальнейшего развития территорий, так как развитие физической культуры – важнейший индикатор социального благополучия.

В целом, требуется тщательный анализ распределения полномочий между уровнями исполнительной власти и построение соответствующей вертикали, учитывающие стоящие пред нами задачи. Целесообразно, внести необходимые изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ. Это абсолютно необходимые условия, без которых невозможна дальнейшая работа, требующая концентрации усилий, усиления ответственности и повышении эффективности системы управления.

Хотелось бы, чтобы коллеги из других регионов так же поделились своим опытом и предложили свои пути решения существующих проблем.

Как Вы считаете, оптимальна ли сложившаяся структура управления спортом для решения задач, стоящих перед российским физкультурным движением?

Оцените важность темы

Рейтинг: 4,53 (оценок: 17)
1 2 3 4 5
← Вернуться назад
нет комментариев
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (202)
Дмитрий Крикорьянц

Публикаций (1)

министр спорта Омской области

17:00 25.06.2019
"Российский Стадион" продолжает публикацию серии интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением.
0

Наши эксперты (202):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (71):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (66):

Реклама:
Наверх