Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

"Я нахожу героев, увлекаюсь, не могу равнодушно, обязательно "влюбляюсь" в историю"

58 - Внутреняя страница новости

<p>&quot;&hellip;я нашла поразительные эпизоды спортивной биографии &quot;Спартака&quot;&quot;.<o:p></o:p></p>

18:0026.05.2023

"…я нашла поразительные эпизоды спортивной биографии "Спартака"".

Так говорит Татьяна Малова, режиссер-документалист, четырежды лауреат национальной премии ТЭФИ, участник и лауреат отечественных и зарубежных фестивалей документального кино, с которой мы беседуем в Школе акварели Сергея Андрияки в окружении прекрасных художественных работ, таких же, как и фильмы героини этого интервью.

Мы разговариваем с вами после премьеры очередного фильма о звезде мирового балета Рудольфе Нурееве. Как проходила работа, и оправдались ли ваши ожидания от картины?

- Эта работа интересная и достаточно длительная по времени. Первый фильм о Нурееве был снят 2013 году и вот последний – 2023 год. Четыре фильма ("Мятежный демон", "Нездешний остров", "Последний танец", "Возвращение" - прим. авторов) освещают различные периоды творчества артиста. У нас он был персона нон грата - как первый невозвращенец. Но на Западе его боготворили как величайшего танцовщика своего времени. Он стал культовой фигурой 60-х – 70-х годов в Европе. Известность пришла не только благодаря таланту танцовщика, но и скандалам, жёсткому характеру.

Сейчас в кино и на телевидении сценарный голод. Как говорят многие – нет интересных тем. Жизнь Нуреева изумительна, готовый сценарий для сериала или фильма.

С одной стороны – яркая одаренность гениального танцовщика, с другой стороны – парадоксальный и неординарный человек. Очень жестокий. При его капиталах – он оставил десятки миллионов долларов – отличался скупостью: в ресторане за себя никогда не платил. Когда он возглавил балетную труппу Гранд-Опера в Париже - на репетициях мог срываться, материться, знаменитому французскому репетитору сломал челюсть только за то, что тот сделал Нурееву замечание.

На пике его славы критика разделялась на два лагеря: одни восхищались талантом, другие возмущались эпатажным поведением. Рудольф очень умело себя пиарил, например, близким знакомством с членами европейских королевских семей, Джеки Кеннеди, Меркьюри (британский рок-певец, автор песен и вокалист группы "Queen" - прим. авторов) и Джагером (английский рок-музыкант, актер, продюсер, вокалист рок-группы "TheRollingStones" - прим. авторов). Пусть плохо говорят, пусть скандально говорят, но пусть говорят. Было бесконечно интересно разбираться во всех его победах и поражениях.

Второй фильм – это Нуреев в Италии. Колоссальную работу проделали – нашли весь его ближний круг. Луиджи Пиньотти, например, который 26 лет рядом с ним – был его антрепренером. Нам удалось договориться о съёмках на острове Ли Галлина юге Италии, который Нуреев купил незадолго до смерти.

Попасть на этот остров очень сложно (его перекупил после смерти Нуреева Джованни Руссо – прим. авторов), новый хозяин не пускает туда туристов. У нас было четыре съёмочных дня. Это было волшебное приключение – мы там были с оператором и переводчицей. Затем Будапешт, где снимали материал уже для следующего фильма - "Последний танец" с венгерскими операторами.

Работая над историей о Рудольфе Нурееве, удалось ли вам понять его "балетную душу"?

- Динамика погружения в нуреевский материал – сначала было интересно и я где-то даже восхищалась, что он все делал вопреки – через преодоление. Но чем больше я встречалась с людьми, узнавала истории из его жизни, тем больше отторжения он у меня вызывал. И в последнем фильме я выразила своё авторское отношение: человек так одарен был от Бога, стал гениальным танцовщиком, произвел революция в мужском танце – и столько сложностей и противоречий в личной жизни, в отношениях с людьми...

В фильме "Последний танец" мы рассказываем, как венгерский продюсер придумал для него роль ангела в спектакле "Христофоро", посвящённому открытию Америки Колумбом. За всю свою балетную карьеру Нуреев сыграл так много плохих парней – "Валентино", "Песни странствующего подмастерье", "Юноша и смерть", "Люцифер". И вот в конце жизни – роль Ангела, символ милосердия, доброты. Что это, ирония или подарок Судьбы?...

Он работал много, как никто из балетных артистов - двести спектаклей в год. Мальчик из бедной татарской семьи стал самым богатым балетным артистом мира. Имел квартиры в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, владел двумя островами. Стал всемирно знаменитым. Но рано ушел из жизни, всего в 54 года. Невольно возникает вопрос, не слишком ли дорогую цену заплатил Нуреев за тот самый "прыжок в свободу"17 июня 1961 г. во время парижских гастролей Ленинградского театра оперы и балета? Его поступок ускорил смерть родителей, сёстры подвергались гонениям - это было жестоко по отношению к близким.

Почему вас не было на последней премьере фильма в "Геликон Опере"?

- К последнему фильму о Нурееве ("Возвращение" - прим. авторов) у меня уже было к нему совсем другое отношение. Одаренный человек совсем не хорошо распорядился своей жизнью. Ранний уход – это очень грустно, поэтому я лейтмотивом фильма сделала прощание. Он приехал проститься с альма-матер, с театром, где он начинал. Он приезжает в Петербург, встречается с друзьями, идет вдоль каналов, ходит по любимым улицам. Со всем и всеми прощается, прощается, прощается - он знает, что скоро его в этом мире не будет. Это грустная история и я хотела через музыкальное оформление фильма усилить эмоциональное воздействие. Продюсеру показался финал слишком грустным, неоптимистичным и как часто бывает в нашей работе, отношения режиссёра и продюсера, зачастую – это конфликт. Я не могла согласиться с таким непрофессиональным подходом, потому и проигнорировала премьеру в "Геликон-Опере".

У меня целая жизнь прошла в документальном кино и на телевидении и чаще всего я работала с профессионалами своего дела.

Мы с вами познакомились на премьере фильма к столетию "Спартака". Как вы, снимавшая всю жизнь о культуре и науке, оказались в футболе?

- Режиссёр – это профессия. Темы меняются, а профессия остается. Я грамотный человек, у меня два высших образования. Для меня ничего не стоит войти в тему. Во-первых, был сценарист, Александр Нилин, человек, прекрасно разбирающийся в футболе. Он писатель и в его книгах я нашла поразительные эпизоды спортивной биографии "Спартака".

Старостины (братья Николай Старостин, Александр, Андрей и Петр – основатели общества "Спартак" - прим. авторов) потрясающей красоты и таланта люди. Бесков (Константин Иванович – тренер "Спартака" 1977-1988 гг., прим. авторов) – противоречивая, интересная фигура. А какие талантливые футболисты – Бобров, Нетто, Черенков! И какие интриги, перипетии, "тайны мадридского двора" в мире спорта! И меня эта тема по-настоящему захватила, мне стало интересно. А уж как делать кино – это я умею: как выстроить сквозную линию, эпизоды, чтобы зритель не заскучал – это уж моё режиссёрское ремесло.

Почему в картине про "народную команду" нет ни слова, ни минуты про "народного футболиста" Фёдора Черенкова?

- Из-за хронометража картины. Фильм выполнен без закадрового текста, люди и действующие лица рассказывают о себе, коллегах, об истории "Спартака". Я структурировала по эпизодам. Пришлось урезать очень много интересных историй, шла по самым ярким моментам. В следующих фильмах о "Спартаке" - надеюсь, они будут - обязательно вернемся и к личностям Фёдора Черенкова, Игоря Нетто.

На пресс-конференции после премьеры фильма вы сравнили футбол с мирами Артура Хейли. Расшифруйте, пожалуйста.

- Мне по роду профессии приходилось погружаться в мир учёных, художников, писателей, артистов, и теперь – футболистов. И все эти "миры" - особенные, каждый по-своему. Я слушала по три часа лекции математиков, погружалась в специфику работы врачей, и вот еще один мир – футбольный. В 80-е – 90-е годы в России были очень популярны романы Артура Хейли, где он захватывающе описал события в разных профессиональных кругах. Так и я погрузилась в мир спартаковцев и увидела мир в миниатюре, такой же, как и вся наша жизнь. Только специфика другая – спортивная. А остальное – я увлекаюсь, нахожу героев, не могу равнодушно, обязательно "влюбляюсь" в историю. И зритель это всегда чувствует.

Вы окончили филологический факультет Одесского государственного университета. Когда последний раз были в столице Черного моря?

- Очень давно, ещё до перестройки.

Как и когда приняли решение поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино на режиссерский факультет?

- В Одесском университете я получила очень хорошее образование, да и учиться я любила. У нас были факультативы, сейчас это, наверное, не практикуется: двухгодичный – история мировой музыки, второй – история мирового кино и ещё – театр. И на все три я ходила.

И получив объем таких знаний, и уже работая на телевидении как журналист – у меня была часовая программа - я хотела учиться и дальше. И в какой-то момент поняла, что работа режиссера интереснее, более творческая. А после летнего похода в горы не захотела возвращаться в рутину и поехала в Ленинград учиться на режиссёра. Особенно не готовилась, но так как я читала журнал "Вопросы философии", где была критика буржуазной западной культуры и любила итальянского режиссёра Феллини, то на все вопросы отвечала примерно так: "Феллини по этому поводу говорит так-то… и я с ним солидарна". После этого меня и прозвали "Таня Феллини". Так вместе с Феллини я и поступила в Институт театра, музыки и кино.

Программа "Очевидное - невероятное" была в СССР очень популярна. Как вы пришли в "науку" на телевидении – были ведь ещё программы "Под знаком Пи" и "В поисках утраченного"?

- Я проработала 23 года со Львом Николаевичем Николаевым – известным популяризатором науки, прекрасным сценаристом, отличным документалистом. Прекрасный, интеллигентнейший человек был, физик по профессии.

Сначала работала в Главной редакции научно-популярных и просветительских программ на Шаболовке. Это была в 80-е годы лучшая редакция – просветительские программы по истории, литературе, театру, кино. Не было тогда цифровой техники, много придумывали, экспериментировали. Работать было необыкновенно интересно. С нами работали Михаил Козаков, Сергей Юрский, Ия Савина, Юрий Богатырёв, Пётр Фоменко. Козаков снимал телевизионные версии "Маскарада", "Фауста". Были потрясающие экспериментальные студии, телевидение было раскованное и интересное. А затем я перешла к Льву Николаеву – мы снимали интереснейших людей науки - академиков, профессоров, новаторов отрасли, ездили по всем научным центрам - Дубна, Пущино - везде люди, своя жизнь и везде она такая, какая есть – с противоречиями, конфликтами.

А потом началась перестройка, открылись "ворота на Запад" и у нас были потрясающие поездки – в Японию, на Канарские острова, Америку, Европу – объездили весь мир. Мы возвращали временно утерянные имена (Бердяев, Шестов – философы, уехавшие в 1923 году) крупных личностей и нам самим интересно было.

Телевизионные циклы "Цивилизация" и "Гении и злодеи уходящей эпохи" - это такой "учебник" истории или больше "культурная" документалистика?

- У нас это была документалистика.

"Анатолий Папанов. Тайники души" - так каковы они, эти "тайники" у одного из лучших актеров отечественного кино?

- Анатолий Папанов - актер огромного масштаба – мог и трагедию играть, и комедию, и Волка из "Ну, погоди!". Но до конца свой талант он так и не раскрыл и именно это мы хотели передать своим фильмом. Мы начинали и заканчивали картину о Папанове его "Монологом Фальстафа" - о жизни, судьбе и смерти. Но, к сожалению, именно эти эпизоды попали под правку редакторов.

"Очарованный Россией" - так называется ваш фильм о Сергее Рахманинове. А чем лично вас "очаровал" герой картины?

- Это подарок судьбы. Я написала сценарную заявку, потом мы прошли строгий отбор в Госкино и получили грант, тем более, что в этом году отмечается 150 лет со дня рождения великого композитора. Съёмки – это "Ивановка" (музей заповедник С.В. Рахманинова на Тамбовщине – прим. авторов), жив ещё был директор этого музея, Александр Иванович Ермаков – подвижник, который с пустыря воссоздал музей Рахманинова, я сначала отдельно о нём сняла фильм. Музыка Рахманинова – это потрясающе! Едем на съёмку, включаем запись - Второй концерт Рахманинова. Мелькают за окном леса, поля, перелески, берёзовые рощи. Вот она, Россия – полная гармония музыки и русской природы!

Гений музыкальный! В Японии его боготворят, а у нас дисков купить нельзя, концертного зала на родине нет, музея в Москве нет – это возмутительно. Памятник и тот только не так давно поставили, практически на деньги родственника. В фильме два финала, второй – как раз мое послесловие: "Ну, когда же совесть проснётся и Рахманинов получит то, что он действительно заслужил всей своей жизнью?"

Марина Цветаева у вас в "Романе её души". Любители ли вы сами поэзию и что лично вам больше всего запомнилось у Цветаевой?

- Интересная история получилась. Нам так повезло, что 2000 году истек срок "тайны" любовных писем Цветаевой к Родзевичу (Константин Болеславович, друг и однокашник Эфрона, мужа Цветаевой – прим. авторов). Он умер в Париже в возрасте 90 лет, но успел прислать бандеролью в Тарусу (городок Калужской области, где провела свои ранние годы Марина Цветаева – прим. авторов) эти письма. Дочь Цветаевой и Эфрона, Ариадна Сергеевна, там жила после ссылки. И она их даже не открыла – передала в литературный музей с тем, чтобы их опубликовали не ранее 2000 года.

И как раз в 2000-м году мы начали наши съёмки. Когда нам принесли пачку писем и пражские записные книжки Цветаевой, у меня руки тряслись, когда я их перелистывала. Марина сильно любила Родзевича, хотела руки на себя наложить, когда он женился. Мы приехали в Прагу, прошли по местам их встреч. Мне всегда интересно именно то место, где жил герой, что видел из окна. Мы нашли дом, где жила Цветаева. Старинное кладбище, куда она ходила с рынка и где писала письма Борису Пастернаку.

В записных книжках Цветаевой, среди записей о ценах и покупках на рынке – её любовные стихи. Потому сквозной линией фильма стало закадровое чтение любовной лирики, а на визуальных кадрах – жёсткий бытовой ряд, в котором жила в то время Марина: крупный план, руки, чистящие картошку, в серебряных кольцах, которые так любила Цветаева. И я думала, как это всё передать на экран? Весь их любовный роман и стихи, посвященные Родзевичу, я "показала" через крупно снятые руки, чистящие картошку, цветаевский браслет, потом она стирает, мыльная пена стирки - и стихи о любви за кадром. Их читала Галина Тюнина, ведущая актриса Театра Фоменко.

Так всё-таки есть ли жизнь после смерти? Как проходила работа над фильмом "По ту сторону жизни и смерти"?

- Когда-то я делала программу о теории большого взрыва. Я за два года сделала пятьдесят два фильма об истории науки – "Жизнь замечательных идей", получила ТЭФИ за этот цикл. Рождение нашей Вселенной, что там, по ту сторону смерти - все эти жгучие вопросы рождают множество теорий, противоречивых. Как-то видела круглый стол на эту тему – собрались физик, химик, астроном, философ и даже филолог. У каждого - свои аргументы, своя система доказательств. За час так и не пришли к единому мнению.

В вашей фильмографии более 700 телевизионных программ и фильмов, четыре ТЭФИ и множество международных наград разных фестивалей, а что дальше - над чем работаете сейчас?

- Близится столетний юбилей Твардовского (Александр Трифонович - писатель, поэт, прозаик, автор поэмы "Василий Теркин", главред журнала "Новый мир" на протяжении 20 лет - прим. авторов), а поэта практически забыли.

Твардовский – это глыба, его вклад в литературу и культуру страны в 60-е – 80-е годы – неоценим. Потрясающий был человек и поэт, к сожалению – недооценённый. Гениальная простота без пестроты. У него пушкинская простота, под которой айсберг смыслов, глубинных прозрений, метафор – то, что заставляет человека думать, чувствовать. При изумительной стихотворной легкости такая точность слова, лезвие не просунешь. Для меня он между Пушкиным и Некрасовым. Военные стихи Твардовского - "Я убит подо Ржевом", "Рассказ танкиста" - потрясающие. Я плакала, читая их.

Твардовский был очень мужественным человеком - трагедии, которые он пережил: увольнение с поста главреда "Нового мира", история с Солженицыным - в советское время напечатать "Один день Ивана Денисовича" – это надо было иметь мужество. Поэтому я считаю, что Твардовский недооцененный, мы быстро всё забываем. Он очень русский поэт. Его семью сослали в Сибирь как кулаков, а он мучился между коммунистическим воззрением и тем, что семья в Сибири погибала. Папанов и Твардовский для меня - две серьёзные фигуры, русские характеры, мощные, талантливые и недооцененные. Об этом мой новый фильм.

Таких людей, как Александр Трифонович грех забывать, нельзя! Потому, что это наши корни. Есть главные вещи, люди перестают отличать главное от второстепенного. И это большая беда и в личном плане человеческом, и в жизни государства. Моя установка – делать позитивные фильмы. Наша страна переживает трудные времена. И каждый на своём месте должен делать что-то нужное и полезное. И на теле – и киноэкранах важно видеть умных, талантливых, красивых, патриотичных людей, а не пошлые репортажи из жизни наших бездарных, так называемых, звёзд шоу-биза.

И я удовлетворена, что своим фильмом я помогаю людям помнить Твардовского и не забывать его гениальные стихи.

Сабадаш Владимир, Светлана Юрьева

Фото – Сабадаш Владимир и из личного архива режиссера

нет комментариев
Опубликовать
Читают по теме
Спортивный хронограф
Сегодня, 30 декабря

1920 г. — родилась Зоя ХОЛЩЕВНИКОВА (конькобежный спорт)

1927 г. — родился Константин САЛЬНИКОВ (современное пятиборье)

1929 г. — родился Юрий КОНОВАЛОВ (легкая атлетика)

1938 г. — родился Арон БОГОЛЮБОВ (дзюдо)

1939 г. — родилась Елена ЧАЙКОВСКАЯ (фигурное катание на коньках)

читать далее
Наверх